Русская идеалистическая философия.




Русская религиозно-идеалистическая философия развивалась достаточно интенсивно и всегда отличалась оригинальностью. Ее представляли, как правило, славянофилы. Именно они заложили основу русской религиозной философии второй половины XIX века. И.В. Киреевский, К.С. Аксаков, И.С. Аксаков, А.И. Кошелев, Ю.Ф. Самарин, А.С. Хомяков стремились опровергнуть немецкий тип философствования. В центр своих философских исследований эти мыслители поставили принцип непротиворечивой цельности, устранения болезненных противоречий между умом и верой. И.В. Киреевский (1806-1856) писал: «Нам жизненно необходима своя философия: все развитие нашего ума требует ее... Ею одною живет и дышит наша поэзия; она одна может дать душу и целость нашим младенствующим наукам, может быть, займет от нее изящество стройности. Но откуда прейдет она? Где искать ее? Конечно, первый шаг наш к ней должен быть присвоением умственных богатств той страны, которая в умозрении опередила все другие народы. Но чужие мысли полезны только для развития собственных».

В период роста авторитета религиозных ценностей философские изыскания обрели новый статус и стиль. Многие авторы охотно прибегали к философско-литературному осмыслению проблемы человека и его судьбы. Одним из них был выдающийся деятель отечественной философской культуры XIX столетия Владимир Соловьев (1853-1900), не только яркий рели-гиозно-философский мыслитель-энциклопедист, но и тонкий поэт, литературный критик, публицист. Его по праву можно назвать великолепным стилистом, мастером прозрачного и образного литературного языка. Соловьев впервые создал понятную всем христианскую (православную) философскую систему. В произведениях Соловьева поднимались такие темы, как самосовершенствование мира и человека, преодоление себялюбия, воплощение христианских идеалов нравственности (смирения и простоты, любви к ближнему), достижение абсолютных ценностей.

В плеяде именитых российских философов-идеалистов Вл. Соловьев предстает фигурой особо монументальной и многоплановой. Его уважительно называли «русским Платоном» или «русским Оригеном». Видимо, основанием для этого послужило искреннее стремление Соловьева включить в свое учение философское наследие античности и духовный опыт Востока. И надо признать: его философско-религиозное творчество действительно вобрало в себя и идею Софии - Божественной мудрости, и проповедь богочеловечества, и концепцию «положительного всеединства», и даже апологию теократии. Философия всеединства Вл. Соловьева была первой в истории русской философской мысли системой. Свое учение он назвал так потому, что задачей его было дать начало цельного знания о мире. «Я называю истинным, или положительным, всеединством такое, в каком единое существует не за счет всех или в ущерб им, а в пользу всех, - разъяснял Вл. Соловьев. - Ложное, отрицательное единство подавляет или поглощает входящие в него элементы и само оказывается, таким образом, пустотою; истинное единство сохраняет и усиливает свои элементы, осуществляясь в них как полнота бытия» [19].

На основе этого принципа философ стремился онтологически преодолеть дуализм материи и духа и воссоздать гносеологически цельное знание. В своем учении о бытии он исходит из того, что абсолютное всеединство - это окончательное соединение с Богом. Наш мир содержит божественный момент всеединства в потенции. Этот момент - органическая часть целого. А сам процесс восстановления всеединства представляет собой не что иное, как саморазвитие мира, которое проходит два этапа: природно-эволюционный и человеческо-созидательный (творческий). Конечным результатом саморазвития мира, по Соловьеву, является утверждение царства Бога. Мировой процесс - это не только самосовершенствование, но и собирание Вселенной. Согласно религиозно-философской концепции Вл. Соловьева, эмпирический мир, то есть мир людей, является особой областью Царства Божия. Эта область - божественный трансцендентный мир - мир действительный. Но одновременно он олицетворяет саму истину, совпадающую с Богом. Это, наконец, есть «идеальное единство, к которому стремится наш мир и которое составляет цель космического и исторического процесса» [20].

Так определяется всеединство предметов и явлений природы, коренящееся в Боге, внутренне соотнесенное с ним. Задача философии, считает Вл. Соловьев, - осознать смысловую за-данность всеединства, то есть высшую предназначенность и закономерность саморазвития нашего мира. Любой серьезный человеческий шаг нетривиален. Он несет в себе некоторое божественное измерение. Собственно, для того и действует в человеке в какой-то мере связанный с художественным воображением дар осознанной мистической интуиции, чтобы сознание умело видеть и понимать сложность своей Вселенной - сложность, которая превосходит всю сумму и все хитросплетения наших внешних связей. Мистическая интуиция (проще - вера) обусловливает некую сообщенность, духовную коммуникацию и солидарность людей на Земле, солидарность перед Богом и друг перед другом. Идея всеединства является философским основанием и для духовного саморазвития человека, и для нравственного поведения личности, которые включены в единый и универсальный мировой порядок, охватывающий космический, исторический и индивидуальный процессы. Человек, по Соловьеву, органично связан с двумя мирами - природным и божественным. Из первого он вышел сам. Ко второму же он стремится всем своим существом, но длительное время вынужден находиться в природном состоянии. Таким образом, смысл человеческой истории состоит в постепенном одухотворении, нравственном самосовершенствововании через усвоение и реализацию христианских принципов.

Антропологической мысли Вл. Соловьева свойственен удивительный синтез религии, философии и науки, исходя из которого русский философ отвечает на вопрос о цели человеческого существования. Достижение бессмертия, преображение человечества - эти проблемы были в центре духовно-философских исканий Вл. Соловьева. Он понимает данный вопрос магически-натуралистически, призывая к «теургическому деланию», к участию человека в осуществлении божественного промысла, к «превращению мирского царства в царство Божие». Этот подвиг - нравственная обязанность каждого человека. Вл. Соловьев убежден, что человек может и не выполнить свой долг, но тогда он неизбежно теряет свое нравственное достоинство. Последователи выдающегося мыслителя сумели выделить позитивное ядро в его философском наследии и построить на его основе целое направление - религиозно-философ ский идеализм.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: