Задание 1. Допиши определение:
А) «Лексическими нормами русского языка называются___________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Б) «Паронимы – слова______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Назовите виды паронимов:
Паронимы бывают:____________________________________________________________________________
Внимание! Эти задания проверяют ваши умения различать паронимы.
Задание 3. Допиши определение и приведи по 5 примеров на каждый вид паронимов:
ü Приставочные паронимы____________________________________________________________
ü суффиксальными_____________________________________________________________________
ü различающиеся конечными буквами__________________________________________________
Задание 4. Выполните задания, определив тип паронима и его лексическое значение:
Уплатить – Оплатить | |
Представить-Предоставить | |
Одеть-Надеть | |
Встряхнуть – Стряхнуть | |
Поверка - Проверка | |
Обсудить - Осудить Нетерпимый - Нестерпимый | |
Описка - Отписка | |
Красочный-Красящий | |
Абонент –Абонемент | |
База – Базис. | |
Невежа –Невежда | |
Адресат –Адресант | |
Дипломат –Дипломант |
ü Внимательно изучите алгоритм [1] определения правильности-ошибочности словоупотребления:
1. Определите, какой частью речи являются слова-паронимы |
2. Внимательно прочитайте предложения, найдете общее в словах, которые сочетаются с паронимами. |
3. Подумайте, от какого слова они могут быть образованы. Возможно, различие содержится именно в основах! |
4. Посмотрите, какой частью слова отличаются слова: приставкой, суффиксом и т.д. |
5. Если возможно, вспомните отличия в значении. |
Запомните! Если вдруг попадутся слова типа абонент – абонемент, этот алгоритм не сработает.
|
Пример выполнения задания:
В каком предложении вместо слова ВРАЖДЕБНЫЙ нужно употребить слово ВРАЖЕСКИЙ?
В качестве ВРАЖДЕБНОЙ силы в сказках иногда выступают животные и растения.
Он оказался во ВРАЖДЕБНОМ ему мире.
Танковой дивизии удалось сломить ВРАЖДЕБНУЮ оборону противника.
Они не были готовы к столь ВРАЖДЕБНОМУ приему местных жителей.
Враждебный и вражеский относятся к паронимам – прилагательным. Попробуем разобраться, от какого слова (слов) они образованы.
Враждебный – вражда (неприязнь, взаимная ненависть, недоброжелательные отношения) + суффикс -ебн-. Значение - выражающий враждебное отношение.
Вражеский – враг (человек, борющийся за иные, противоположные интересы, противник) + суффикс –еск-. Значение - принадлежащий врагу.
Значит, паронимы образованы от разных слов, поэтому и различие следует искать, исходя не столько из суффиксов, сколько из основы слов.
В вариантах № 2, 3, 4 по контексту выражается отношение: враждебный мир, враждебная оборона, враждебный прием. А в варианте №1 по контексту должна указываться принадлежность: вместо враждебные силы нужно говорить вражеские силы.
Таким образом, правильный вариант №1.
Задание 5. Используя алгоритм, выполните задания:
1. В каком предложении вместо слова ДИПЛОМАТ нужно употребить ДИПЛОМАНТ?
1) Леонида Ивановича считали настоящим ДИПЛОМАТОМ в общении с окружающими людьми.
2) Успех внешней политики государства во многом зависит от опыта и таланта ДИПЛОМАТОВ.
3) Ты говоришь как ДИПЛОМАТ, но дело не идет на лад.
4) ДИПЛОМАТЫМосковского конкурса артистов балета приняли участие в заключительном концерте.
|
2. В каком предложении вместо слова ВИНОВАТЫЙ нужно употребить ВИНОВНЫЙ?
1) Самым мучительным для Вадима было то, что он все равно ощущал себя ВИНОВАТЫМ, хотя друг с легкостью простил его за эту ложь.
2) Суд признал чиновника ВИНОВАТЫМ в совершении мошенничества.
3) Подросток смотрел на всех испуганным и ВИНОВАТЫМ взглядом.
4) Антонина демонстративно пошла мыть посуду, а он сидел, чувствуя себя ВИНОВАТЫМ в том, что неожиданно нагрянул в гости.
Задание 6. В каком предложении вместо слова ДОЖДЕВОЙ нужно употребить ДОЖДЛИВЫЙ?
1) На темной листве блестела одна-единственная ДОЖДЕВАЯ капля.
2) День обещал быть ДОЖДЕВЫМ и ветреным.
3) Сдвигая вековые камни, обрушились вниз ДОЖДЕВЫЕ потоки.
4) Из сада хлынул чистый ДОЖДЕВОЙ воздух, дурманящий запах цветущей липы.
Кол-во верных ответов ______________________________________
Кол-во неверных ответов_____________________________________
Оценка преподавателя_________________________________________
Тема 2. Лексические ошибки
Задание 7. Определите какого типа допущены лексические ошибки:
Костяной тип мышления, |
проанализировать жизнедеятельность писателей, |
николаевская агрессия, |
Россия переживала в те годы много казусов во внутренней и внешней политике; |
Стадо зайцев, |
под гнетом гуманности, |
тайный занавес, |
закоренелые устои, |
прошел все стадии развития человека; |
Пушкин правильно выбрал дорогу жизни и пошел по ней, оставляя несмываемые следы; |
Он внес непосильный вклад в развитие России; |
Ломоносов поступил в институт, Раскольников учился в вузе; |
Ломоносов жил за сотни миль от столицы; |
Молодость била из него ключом; |
Надо вывести его на свежую воду. |
Задание 8. Подчеркните в данных предложениях слова, употреблённые в несвойственном им значении. Объясните лексическое значение этих слов.
|
1. Этот фильм — настоящий бестселлер.
2.При поездке за границу я не хожу по магазинам и рынкам, а предпочитаю экскурсионный шоп-тур, потому что хочу познакомиться с достопримечательностями страны.
3.Китайская экономика за последние годы пережила настоящую стагнацию: темпы роста производства были очень высокими.
4.Эмигрант – это иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное жительство.
Задание 9. Отметьте предложения, в которых предлог благодаря употреблён в соответствии с его значением.
Учтите при этом, что данный предлог по происхождению и по смыслу связан с глаголом благодарить и употребляется при указании на «положительные» причины: быстро выздоровел благодаря правильному
лечению.
1. Благодаря постоянным дождям, никак не удается увеличить темп уборки зерновых.
2. Благодаря обильным дождям, прошедшим в мае, посевы взошли хорошо.
3.Благодаря дождливому июню и жаркому июлю, черника была крупная и сладкая.
4.Благодаря лёгкому недомоганию, я не пошла в школу и успела дочитать эпопею «Война и мир».
5.Многие не поступили в вузы благодаря низкому уровню знаний.
Задание10. Выберите из данных в скобках предлогов тот, который уместен в предложенном высказывании. Учтите при этом, что:
—предлог ввиду употребляется при указании на то, что ещё будет: ввидупредстоящего отпуска;
—предлог вследствие употребляется при указании на уже произошедшее: вследствие прошедших снегопадов.
1. (Ввиду, вследствие) многочисленных просьб радиослушателей повторяем передачу, вышедшую в эфир на прошлой неделе.
2. Уважаемые жильцы! (Ввиду, вследствие) предстоящего завтра, 12 июня, ремонта водо- провода просим вас запастись водой заблаговременно.
3. (Ввиду, вследствие) отсутствия состава преступления дело было закрыто.
4. (Ввиду, вследствие) употребления слова в несвойственном ему значении возникает речевая ошибка.
Задание 11. Выберите из слов в скобках необходимые (с учётом лексической сочетаемости слов).
1. (Облокотиться, опереться) спиной, заклятый (друг, враг), вороной (конь, цвет), стоимость (высокая, дорогая), цена (низкая, дешевая), играть (значение, роль), (оказывать, производить) впечатление, отъявленный (лодырь,умница), обречён (на успех, на провал), неминуемый (успех, провал), (наступила, началась) война.
2. Утолить (жажду, голод, печаль, страх), плеяда (талантливых учёных, сквернословящих хулиганов), стая (ворон, зайцев, волков), глубокая (старость, юность, ночь), ранний (вечер, день, утро), оказать (помощь, внимание, содействие), одержать (победу, поражение, успех, удачу).
Задание 12. Отметьте предложения, в которых употребление многозначных слов или омонимов приводит к двусмысленности высказывания. Подчеркните данные слова.
1.Можешь не сомневаться: он обязательно всё донесёт.
2.Результаты анализа крови у детей из Брагина и Минска были отличные.
3.Учитель просмотрел некоторые ошибки в сочинениях трёх учеников.
4.В документах допускаются различные ошибки.
5.Мы внимательно прослушали рекомендации врача.
Задание13. Подчеркните тот из паронимов, который уместен в предложенном словосочетании.
1.Продлить (абонент, абонемент), (архитекторский, архитектурный) коллектив, (будняя, будничная) одежда, (ветреный, ветряной) человек, (впечатлительное, впечатляющее) зрелище, (гарантийная, гарантированная) зарплата, (глинистая, глиняная) ваза, осиное (гнездо, гнездовье).
2.(Голосистые, голосовые) связки, (гречишное, гречневое) поле, (двухгодичный, двухгодовалый) жеребёнок, (деревянная, древесная) кора,(корневое, коренное) население, (лобная, лобовая) атака, (луковичный, луковый) привкус, (луковичная, луковая) форма куполов, (националистический, национальный) костюм, (снискать, сыскать) уважение.
Задание14. Прочитайте два изменённых диалога из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», в которых вместо всех глаголов речи употреблено слово сказать. Попробуйте восстановить авторский текст, заменив, где необходимо, данное словосинонимами.
1. Вот мы и дома, — сказал Николай Петрович. — Главное, надо теперь поужинать и отдохнуть.
—Поесть действительно не худо, — сказал, потягиваясь, Базаров.
2. -Нигилист, — сказал Николай Петрович. — Это от латинского nihil, ничего, сколько я могу судить; стало быть, это слово означает человека, который... ничего не признает?
—Скажи: который ничего не уважает, — сказал Павел Петрович.
—Который ко всему относится с критической точки зрения, — сказал Аркадий.
Задание15. Подчеркните предложения, в которых наблюдается речевая избыточность.
1.Я подпрыгнул вверх и сорвал вишню. — Я подпрыгнул и сорвал вишню.
2.Заверни детали в промасленную маслом бумагу. — Заверни детали в промасленную бумагу.
3.От стыда парнишка опустил голову вниз и молчал. — От стыда парнишка опустил голову и молчал.
4.Сергей настоящий меломан пения и музыки. — Сергей настоящий меломан.
5.Врач обнаружил нарушение двигательной моторики желудка. — Врач обнаружил нарушение моторики желудка.
Задание 16. Подчеркните неуместно употреблённые однокоренные слова, замените их синонимами.
1. Писатель писал роман в послевоенные годы.2. Лесник знает в своём лесничестве каждое деревце.
(_____________________)(________________________________)
3.Герои-подпольщики вели себя героически. 4.Илюша говорил, что случился этот случай на Варнавицах.
(____________________)(______________________________)
5.В поэме «Мёртвые души» изображены образы помещиков.
(_____________________ ____________________)
Задание 17. Запишите высказывания участников различных интернет-форумов (2006 г.) в соответствии с нормами русского литературного языка (в высказываниях сохранена «авторская» орфография и пунктуация).
1. Нужна стиралкаLGWD-80157N (голубая).2. Если есть вопросы пиши мне в личку, или в енту тему.
3.Требуется поставщик мобил. Опт. Предложения прайсами направлять на мыло ********.
4. И как ту обьевления писать всё не как не дапетрю. Саму будет не лень напишите плизз я буду благодарин.
5. Уже с год продаются ноуты с встроенным GSM/EDGE.
6. Помагитепожалуста. Где можно скочятьпроги для хакеров?
Задание 18. Отметьте предложения, в которых произошло смешение лексики разных исторических эпох. Подчеркните неуместно употреблённые слова.
1. В X веке летом каждого года купцы свозили свой товар в Киев, где их поджидали менеджеры князя и бояр.
2. В начале XII века с половцами был заключён выгодный для России мир.
3. Летописец засвидетельствовал, что в 1281 году в Орду угнали множество мужчин, женщин и детей, опустошили города, волости и агрогородки, разграбили монастыри и церкви.
4. В конце XIX века в большинстве мелких кустарных мастерских крепостные работали на капиталистов, так как зависели от них.
5. Владимир Мономах был мудрым правителем, славным воином и патриотом земли русской.
Задание 19. Устраните двусмысленность высказываний, вызванную неудачным употреблением местоимений.
1. Жизнь школы бурная и интересная. Ребята с удовольствием посещают её.
2. Я попросил одноклассника забрать свою куртку из гардероба.3. Ира сказала Оле, что её тетрадь осталась дома.
Кол-во верных ответов ______________________________________
Кол-во неверных ответов_____________________________________
Оценка преподавателя_________________________________________