Раздел 1. Введение в общую психологию.




Программа к курсу психология

 

 

Тема 1. Предмет и задачи психологической науки и практики.

 

Предмет психологии. Описательная характеристика психологических явлений, доступных психологическому изучению. Сравнительный анализ и основные отличия обыденной и научной психологии. Примеры результатов научно-психологического исследования, их теоретическое и прикладное значение.

Психология в системе естественных и общественных научных дисциплин. Специфика психологического знания. Психология как наука о порождении, функционировании и структуре психики в деятельности субъекта / животных и человека/.

Психика и отражение. Формы отражения в живом и неживом мире. Психическое отражение как субъективный образ объективного мира. Ориентирующая и регулирующая функции психики. Сознание и бессознательное.

Основные этапы развития представлений о предмете психологии. Развитие психологии в рамках философии. Материалистические и идеалистические направления изучения психики в истории психологии. Механистические взгляды на природу психического. Успехи биологических наук в изучении мозга и поведения живых организмов и необходимость введения психологических понятий при анализе деятельности животных и человека. Понятие общественно-исторической практики и марксистские принципы анализа деятельности и сознания. Критика марксизма и ее значение для психологии.

Отрасли психологии и задачи психологической практики. Общая психология, социальная психология, возрастная и педагогическая психология, психология труда и инженерная психология, психология спорта, психология религии, психология искусства, юридическая психология, клиническая психология, психофизиология, зоопсихология. Взаимосвязь теоретических и прикладных задач психологии. Формы сотрудничества психологической науки и практики. Общая и дифференциальная психология. Основные задачи психодиагностики. Психология, психотерапия, психологическое консультирование. Междисциплинарные связи психологической науки.

Место психологии в решении задач профессионального образования и нравственного воспитания личности. Значение психологического знания для экономики, развития культуры, охраны здоровья людей.

Методы психологии. Интроспекция как метод исследования психики. Его ограниченность. Объективные методы исследования формирования и функционирования психических процессов.

Наблюдение, беседа, анализ продуктов человеческой деятельности как методы психологии. Естественный и лабораторный эксперимент. Методы измерения психических процессов. Диагностические тесты.

Сравнительно-генетический метод. Формирование и моделирование психических процессов как метод исследования. Сравнительно-патологический метод. Анализ отдельных случаев /клинический метод/.

Применение математических методов и технических средств в психологическом исследовании.

 

Тема 2. Психологический анализ деятельности.

 

Общее понятие о деятельности. Исследование психологических особенностей строения деятельности. Предметность деятельности. Практическая деятельность как исходная и основная форма деятельности человека. Внешняя и внутренняя деятельность. Ориентировочная и исполнительская деятельность, индивидуальная и совместная, творческая и нетворческая. Субъект деятельности. Мотивы и цели деятельности. Деятельность и психические процессы, деятельность и активность.

Порождения и функции психики в деятельности. Характеристика действий как процессов, направленных на достижение сознательных целей. Способы /операции/,с помощью которых выполняются действия, их зависимость от условий и наличных средств достижения целей. Взаимопереходы составляющих деятельности.

Действие как единица человеческой деятельности. Его целенаправленный характер. Регуляция действия на основе образа. Понятие об ориентировочной основе действия. Зависимость действия от общих особенностей деятельности. Внутренние, умственные действия. Процессы целеобразования.

Способы /операции/ выполнения действия. Преобразование действий в операции. Относительная самостоятельность операций, их перенос из одних действий в другие. Умственные операции.

Двигательный состав действия. Двигательная задача и программа выполнения действия. Наличие постоянной коррекции действия; роль афферентных систем и обратной сигнализации в регуляции сложных двигательных актов/Н.А. Бернштейн/.Понятие об обратной афферентации и акцепторе действия/П.К. Анохин/.

Уровни построения движений. Понятие о координации движений. /Н.А. Бернштейн/ Развитие движений. Понятие о психомоторике.

Тема 3. Зарождение и эволюция психики.

 

 

Поиск критериев психики в истории психологии. Субъективные и объективные критерии наличия психики.

Понятие чувствительности как элементарной формы психики. Гипотеза В.А. Вагнера о раздражимости как элементарной форме психики. Гипотеза А.Н. Леонтьева о возникновении чувствительности. Стадии развития деятельности и психики. Понятие об опережающем отражении действительности. /П.К. Анохин/.

Врожденное и индивидуально-изменчивое поведение. Понятия инстинкта, научения и интеллекта у животных. Рефлекторная теория поведение. Идея рефлекса в работах Р. Декарта. Развитие рефлекторной теории в работах И.М. Сеченова, Ч. Шеррингтона, И.П. Павлова, П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна. Современные подходы к изучению поведения животных.

Понятие о деятельности животных, ее усложнении в ходе эволюции. Взаимоотношение деятельности и психики. Зависимость характера отражения от строения и предметного содержания деятельности животных. Формы отражения у животных. Экологический принцип отражения. Биологические формы памяти и внимания, мотивация поведения у животных. Процесс опредмечивания потребностей. Понятие биологического смысла. Групповые формы поведения и процессы коммуникации у животных.

 

Тема 4. Происхождение и развитие психики человека.

 

Общественно-историческая природа психики человека. Переход к историческому развитию человечества. Общественное производство как способ жизни человека. Биологические предпосылки перехода к труду. Характер трудовой деятельности: коллективность, орудийность, продуктивность. Разделение труда и формирование познания, искусства, общения внутри трудовой деятельности.

Структура деятельности человека. Выделение действий и операций. Связь действий в единой деятельности коллектива. Мотивы и цели деятельности. Производство потребностей.

Человек как общественное существо, продукт истории человечества. Проблема исторического развития психики человека. Понятия индивида, субъекта, личности, индивидуальности. Проблема соотношения биологического, психического и социального в человеке.

Уровни отражения человека. Происхождение и развитие сознания. Сознания и неосознаваемые психические процессы. Понятие установки /Д.Н. Узнадзе/. Соотношение осознаваемых и неосознаваемых процессов в регуляции деятельности.

Проблема сознания в психологии и философии. Общественное и индивидуальное сознание. Условия возникновения сознания: коллективная трудовая деятельность и язык. Принцип единства деятельности и сознания.

Происхождение и развитие языка в трудовой деятельности. Функции языка. Выделение общения как особой деятельности человека. Речевое и неречевое общения. Структура общения.

Конкретно-психологическая характеристика сознания. Структура сознательных образов: чувственная ткань, значение и личностный смысл. Их роль в построении сознательной картины мира.

Развитие психики человека в онтогенезе. Понятие общественно-исторического опыта. Закрепление достижений человечества в материальных и духовных продуктах деятельности людей. Язык как особое средство хранения и передачи общественно-исторического опыта. Становление сознания личности в процессе присвоения общественно-исторического опыта. Характеристика процесса присвоения. Условия присвоения общественно-исторического опыта: адекватная активность ребенка в общении с взрослым. Понятие об интериоризации как переходе совместно-разделенной деятельности ребенка и взрослого во внутреннюю деятельность. Понятие об экстериоризации как обогащении общественного опыта в результате творческой деятельности субъекта.

Формирование высших психических функций. Социальный, опосредованный и произвольный характер высших психических функций и их системное строение. Развитие сознания и личности человека. Соотношение развития и распада психики. Соотношение процессов усвоения и индивидуального творчества.

 

Раздел 2. Психология познавательных процессов.

 

Тема 1. Ощущение и восприятие.

 

Общие представления о восприятии. Ощущение и восприятие как различные формы отражения реальности. Виды образных явлений, изучаемых в психологии. Специфика перцептивных образов в ряду других видов образов. Основные феномены восприятия: сенсорное качество, конфигурация, система отсчета, константность, предметность, установка.

Основные свойства ощущений: качество, интенсивность, протяженность. Метод аналитической интроспекции как условие, необходимое для выделения чистых ощущений, как самостоятельной формы отражения реальности. Классификация ощущений. Проксимальный и дистальный стимулы.

Восприятие как форма представления реальности субъектом. Проблема двойственной природы перцептивного образа: чувственная основа и перцептивный смысл./Э. Титченер/, первичный образ и образ представления/Г. Гельмгольц/, чувственная ткань и предметное содержание /А.Н. Леонтьев/. Проблема выделения чувственной основы перцептивного образа. Проявление двойственности природы перцептивного образа в противоречивой феноменологии восприятия: непроизвольность- произвольность, чувственность- интеллектуальность, модальность- амодальность, зависимость от позиции наблюдения- неизменность, индифферентность- пристрастность. Понятие образа мира /А.Н. Леонтьев/, когнитивной схемы /У. Найссер/. Виды и функции когнитивных схем.

Основные подходы к теории восприятия.

Общая характеристика двух основных подходов к изучению восприятия: объектно и субъектно-ориентированный подходы. Основные исследовательские вопросы, обсуждаемые в рамках этих подходов. Теории, относящиеся к объектно-ориентированному подходу: структуралистская теория Э. Титченера, гештальттеория, экологическая теория Дж. Гибсона. Теории, относящиеся к субъектно-ориентированному подходу: теория бессознательных умозаключений Г. Гельмгольца, теория перцептивных гипотез Дж. Брунера, теория перцептивного цикла У. Найссера.

Развитие восприятия.

Проблема врожденного и приобретенного в развитии восприятия, две точки зрения: нативизм и эмпиризм. Основные экспериментальные ситуации исследования данной проблемы: изучение восприятия новорожденных, животных, выращенных и воспитывающихся в искусственных условиях, лиц с патологией зрения. Основные результаты исследований.

Роль двигательной активности в развитии ощущения и восприятия. Экспериментальные исследования А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца. Природа перцептивных действий.

Основные два подхода к развитию восприятия: теория обогащения и теория дифференциации. Экспериментальные исследования перцептивного научения Дж. Гибсона, Э. Гибсон.

Основные направления экспериментальных исследований ключевых феноменов восприятия.

Исследование сенсорных качеств /ощущений/. Психофизика Г. Фехнера. Формулирование предмета и задач психофизики. Положение Фехнера о невозможности прямого измерения ощущений. Понятие косвенного измерения, пороги ощущений. Чувствительность, сенсорный диапазон. Методы измерения порогов и их операциональные определения. Закон Бугера-Вебера. Постулат Фехнера. Вывод закона Фехнера.

Психофизика С. Стивенса. Критика Стивенсом положения Фехнера о невозможности прямого измерения ощущений. Методы прямого шкалирования. Вывод закона Стивенса. Экспериментальная и теоретическая критика Стивенсом постулатов Фехнера. Область применения законов Стивенса и Фехнера.

Теория обнаружения сигналов. Критика понятия порога в теории обнаружения сигналов. Основные понятия, используемые в данной теории: сигнал, шум, критерий, чувствительность, рабочая характеристика приемника.

Фурье-анализ зрительного восприятия. Феномены восприятия, являющиеся предметом исследования Фурье-анализа. Основные понятия, используемые в данной теории: психофизический оператор, ряды Фурье, линейные операторы и их свойства, передаточные функции.

Развитие психофизики от Г. Фехнера до Дж. Гибсона. Развитие представлений о стимуляции, субъективных коррелятах стимуляции, видах функциональных отношений между стимуляцией и ее субъективными коррелятами.

Исследование субъективных шкал.

Одномерное шкалирование. Типы шкал: наименований, порядка, интервалов, отношений.

Многомерное шкалирование. Общее представление о методе многомерного шкалирования. Цели, задачи и возможности многомерного шкалирования. Примеры применения многомерного шкалирования в исследованиях восприятия.

Исследование конфигуративных аспектов перцептивного образа.

Восприятие формы. Исследование восприятия формы в гештальтпсихологии. Законы перцептивной организации. Феноменальные характеристики фигуры и фона.

Восприятие третьего измерения. Признаки удаленности и глубины: изобразительные, бинокулярные, трансформационные, окуломоторные. Основные эксперименты, демонстрирующие работу этих признаков. Механизмы стереозрения: корреспондирующие и диспарантные точки сетчатки, мера диспарантности пароптер, зоны стереопсиса. Устройство стереоскопа.

Восприятие движения. Основные признаки восприятия реального движения. Две системы восприятия реального движения: изображение- сетчатка и глаз- голова. Эфферентная и афферентная теории восприятия стабильности воспринимаемого мира при движении наблюдателя. Автокинетический эффект, индуцированное движение, иллюзия водопада. Условия их возникновения.

Исследование константности восприятия.

Понятие о константности восприятия. Виды константности /величины, формы, цвета, скорости, глубины/. Общая схема выявления феномена константности в лабораторных условиях. Коэффициент константности.

Основные подходы к объяснению константности восприятия. Ядер-контекстная теория. Объяснение константности как взаимодействия проксимальной стимуляции и дополнительных признаков. Исследование константности восприятия величины в зависимости от углового сетчатого размера и признаков удаленности.

Теория перцептивных уравнений. Объяснение феноменов неполной и сверхконстантности с помощью теорий с помощью теории перцептивных уравнений. Несовпадение реального и воспринимаемого пространства. Факты, подтверждающие существование инвариантного отношения видимой величины к видимой удаленности. Многообразие инвариантных отношений.

Исследование предметности восприятия.

Исследование предметности восприятия в условиях оптических искажений. Общая характеристика оптических искажений как методического приема, позволяющего разделить чувственную ткань и предметное содержание зрительных образов. Виды оптических искажений: инверсия, реверсия, смещение в пространстве и времени и пр. Экспериментальные исследования искаженного зрения. Проблема перцептивной адаптации к инвертированному зрению. Феноменология и динамика адаптации.

Экспериментальные исследования псевдоскопического восприятия. Условия возникновения обращений зрительных образов по глубине, основные феномены и закономерности перцептивных обращений. Правило правдоподобия.

Исследование формирования новых перцептивных образов. Формирование зрительных образов у слепоглухонемых детей. Феноменология «кожного зрения» у слепых.

Кросскультурные исследования восприятия. Особенности восприятия двухмерных изображений в отдельных культурах.

 

Тема 2. Мышление и речь.

 

Понятие о мышлении.

Мышление и познание. Отличие мышления от непосредственного чувственного познания. Мышление и предметно-практическая деятельность. Роль мышления в регуляции предметно- практической деятельности. Мышление как самостоятельная деятельность. Общефилософские основы исследования мышления. Соотношение наук, изучающих мышление. Задачи, как объект мышления. Общая характеристика субъекта мышления.

Социальная значимость исследований мышления. Проблема свободы мышления. Проблема нового мышления. Проблема многообразия и единства мышления. Прикладное значение исследований мышления.

Методы исследований мышления.

Наблюдение, эксперимент, анализ продуктов деятельности, беседа в изучении мышления. Методы и методики изучения мышления. Характеристика клинического метода. Метод рассуждения вслух и его отличие от интроспекции. Методика наводящих задач. Методы объективации невербализованных исследовательских актов, анализ взаимоотношений вербализованных и невербализованных компонентов поиска решения задачи. Психофизиологические исследования соотношения мышления и речи, мышления и эмоций. Тестирование интеллекта и дифференциально-психологическое исследование мышления. Тестирование интеллекта и креативности. Понятие о валидности и надежности тестов. Анализ продуктов творчества. Возможности клинических методов изучения мышления.

Формирующий эксперимент и анализ природы умственных действий. Основные качества умственных действий и условия его формирования. Типы ориентировочно-исследовательской деятельности.

Виды мышления

Наглядно-действенное, наглядно-образное и словестно-логическое мышление. Образное мышление и воображение. Основные направления исследований воображения. Проблемы понятийного мышления. Мышление и речь. Гипотеза лингвистической относительности, ее психологические аспекты. Генетические корни мышления и речи. Речевое мышление как единство мышления и речи. Аргументы и факты, подтверждающие несовпадение мышления и речи, наличие развивающих отношений между ними. Специфика психологического изучения понятий. Основные линии формирования понятий: описание комплексов, псевдопонятий, потенциальных и истинных понятий. Сравнение научных и житейских понятий и путей из развития. Разнообразие экспериментальных методик изучения понятийной сферы. Стратегии образования понятий. Варианты методик классификации. Некоторые закономерности построения рассуждающего мышления в форме умозаключений. Приемы изучения и описания когнитивной структуры личности.

Особенности теоретического и эмпирического мышления. Диалектическое мышление как наиболее сложная форма теоретического мышления. Практический и теоретический интеллект. Логическое и интуитивное мышление. Произвольное и непроизвольное мышление. Аутистическое, эгоцентрическое и реалистическое мышление. Творческое и нетворческое мышление. Индивидуальные особенности и типы мышления.

Своеобразие мышления, включенного в разные виды деятельности. Проблема психологического мышления. Нормальное и аномальное мышление.

Мышление как форма познавательной деятельности субъекта.

Представления о субъекте мыслительной деятельности. Мышление и мотивация. Специфика мотивации мыслительной деятельности. Исследование личностных характеристик представителей научного, художественного и других видов творчества. Эмпирические исследования творческой личности. Принцип единства аффекта и интеллекта. Мышление и установка.

Эмоциональная регуляция мыслительной деятельности, противоречивость функций эмоций в мышлении. Понятие о зоне поиска, порождении и изменении эмоциональных оценок в ходе решения задач. Понятие об эмоциональном закреплении. Зависимость эмоциональной регуляции от мотивов деятельности.

Мышление и целеобразование. Виды целеобразования в мыслительной деятельности. Понятие об интеллектуальной активности и инициативе. Цель и требование, цель и искомое. Принятие задачи субъектом. Понятие о задаче, структуре задачи, ее условии и требовании. Специфика творческих задач. Виды проблемных ситуаций.

Представление об операциональном составе процесса решения задач, его средствах и способах. Соотношение вербализованных и невербализованных компонентов поиска решения задачи. Понятие об операциональном смысле.

Мышление и совместная деятельность, общение.

Мышление как процесс, включенный в совместную практическую деятельность. Совместная мыслительная деятельность. Мышление в условиях кооперации и конфликта. Мышление и общение разного типа. Мышление и коммуникация. Диалогичность мышления. Порождение высказываний. Мышление и эмоциональные компоненты общения. Эмпатия как вид интуитивного мышления.

Мышление в структуре воздействия другого человека. Гуманные и негуманные формы воздействия. Виды воздействия на мышление другого человека: воздействие на мотивы и установки, на процессы целеобразования, воздействия на средства мышления.

Специализированные формы воздействия на мышление: рациональная психотерапия, внушение и гипноз. Развивающее обучение. Методы повышения эффективности творческой деятельности.

Принцип развития в психологии мышления.

Развитие мышления в филогенезе. Основные направления исследования мышления животных. Принципиальные отличия человеческого мышления от разумного поведения животных. Проблема общих законов интеллектуальной деятельности человека и животных.

Развитие мышления в антропогенезе. Зарождение и развитие мышления в трудовой деятельности человека. Роль прогрессивного разделения труда в развитии форм мышления. Социальная и культурная обусловленность мышления. Первобытное мышление. Кросскультурные исследования мышления.

Основные стадии развития мышления в онтогенезе. Исследования наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Развитие дискурсивного мышления, виды и уровни обобщения. Развитие мышления в течение индивидуального жизненного пути. Проблема соотношения исторического и онтогенетического развития мышления.

Мышление и проблема «искусственного интеллекта».

Общее понятие об искусственном интеллекте как о возможностях компьютера решать задачи, требующие интеллекта, если они решаются человеком. Проблема соотношение интеллекта компьютера и человеческого мышления. Мышление в условиях диалога с компьютером. Психология понимания и создание понимающих систем. Пути использования компьютеров при изучении мышления. Примеры исследования целеобразования и мотивации мышления с использованием компьютеров. Применение психологических знаний о мышлении в информатики и практике компьютеризации.

Теоретические подходы к изучению мышления.

Мышление как ассоциация представлений. Мышление как действие. Основные закономерности мышления, выявленные в вюрцбургской школе. «Теория комплексов» О. Зельца. Представления о продуктивном мышлении в гештальтпсихологии. Мышление как поведение. Психоаналитический подход к проблемам мышления. Мышление в гуманистической психологии. Мышление как информационный процесс и когнитивная психология. Культурологические исследования мышления.

Основные направления исследований мышления в современной отечественной психологии.

Прикладные проблемы психологии мышления. Мышление и построение эффективных систем обучения. Проблемы мышления в психодиагностике. Основные формы нарушения мышления. Диагностика нарушений мышления при различных формах реабилитационной и коррекционной работы. Изучение мышления как основа научного профотбора и профориентации. Необходимость учета законов мышления при организации совместной деятельности и общения.

Психологический анализ речи.

Специфика изучения речи в психологии. Основные проблемы и методы психолингвистики. Понятие речевой деятельности и речевого действия.

Виды и функции речи. Устная, письменная, монологическая, диалогическая, внутренняя речь. Функции речи: коммуникативная, средство мышления, сигнификативная, номинативная и индикативная.

Теории порождения и восприятия речи. Теории порождения речи на грамматическом уровне. Стохастическая модель и ее модификация Ч. Осгудом. Модель непосредственных составляющих. Трансформационная модель Н. Хомского. Теории восприятия речи / акустическая, моторная, анализ через синтез и др./.

 

Тема 3. Внимание.

 

Общие представления о внимании. Многозначность определения внимания. Особенности внимания по сравнению с другими психическими явлениями и процессами. Дискуссия о психическом статусе внимания и его природе.

Виды внимание Непроизвольное /первичное/ внимание. Поисковый и исследовательский виды деятельности- процессы непроизвольного внимания. Факторы, обусловливающие непроизвольное внимания. Процессы предвнимания.

Произвольное /вторичное/ внимание. Особенности и условия возникновения, поддержания произвольного внимания. Психологические механизмы произвольного внимания. Усилия при произвольном внимании. Опосредствованный характер произвольного внимания. Развитие средств в организации произвольного внимания.

Методика двойной стимуляции для исследования опосредствованного произвольного внимания.

Послепроизвольное внимание. Условия его возникновения. Важность практического педагогического значения послепроизвольного внимания.

Основные свойства внимания и их экспериментальное исследование. Объем внимания. Зависимость объема внимания от структуры материала, характера действия с объектами, индивидуальных особенностей.

Концентрация, устойчивость, колебания внимания. Зависимость устойчивости внимания от характера материала, вида деятельности и установки личности. Факторы, способствующие отвлечению внимания.

Переключение и распределение внимания: факторы, определяющие способность распределять внимание на равные действия. Роль переключаемости и распределения внимания в трудовой деятельности.

Внимание и сознание. Ясность и отчетливость содержания сознания – основная феноменальная характеристика внимания. Использование метода самонаблюдения для описания явления и свойств внимания. Избирательность – один из самых важных аспектов внимания. Механизмы перцептивной селекции. Внимание как фильтр и аттенюатор поступающей информации. Экспериментальная критика внимания как специального процесса блокировки или фильтрации информации.

Внимание как результат слияния преперципируемого образа с реальными объектами. Психофизиологические индикаторы и механизмы внимания. Использование объективных методов исследования различных форм внимания. Критика моторных теорий внимания. Внимание – усилие и активация. Теории ресурсов внимания.

Внимание и деятельность.

Использование физиологической концепции уровней построения движений Н.А. Бернштейна и механизма кольцевого регулирования при анализе структуры деятельности и внимания. Структура деятельности и внимания. Связь внимания с механизмами регуляции и организации деятельности. Внимание как действие контроля /П.Я. Гальперин/. Автоматические и сознательно-контролируемые процессы.

Развитие внимания. Стадии развития внимания. Факторы, их определяющие. Пути развития высших форм внимания.

Прикладные аспекты в изучении внимания. Внимание – важнейшее условие любой деятельности. Учет и оценка различных свойств внимания применительно к различным видам деятельности человека. Обучение вниманию. Рассеянность и способы ее преодоления. Планомерное, поэтапное формирование внимательности школьников. Исследование нарушений внимания в клинике и его значение.

 

Тема 4. Память.

 

Общие представления о памяти.

Виды памяти. Память как запечатление, сохранение и воспроизведение прошлого опыта. Память и будущее. Круг явлений памяти. Случаи феноменальной памяти. Память и научение. Внимание и память. Память и личность.

Виды памяти. Виды памяти в зависимости от содержания запоминаемого материала и формы его воспроизведения. Образная память. Эйдетические образы. Представления. Моторная память. Эмоциональная память. Словестно-логическая память, ее связь с речью и мышлением. Индивидуально-психологические различия памяти.

Непроизвольная и произвольная память. Непроизвольное запоминание осмысленного материала. Экспериментальные методы исследования непроизвольного материала. Анализ соотношение произвольного и непроизвольного запоминания в работах А.Н. Леонтьева, А.А. Смирнова, И.П. Зинченко.

Основные факты и закономерности психологии памяти.

Влияние характера материала /роль объема, степени однородности, привычности и осмысления материала/. Роль упражнения. Влияния уровня научения на память. Распределение упражнений, научение и память. Распределение упражнений во времени. Проблема оптимального распределения упражнений во времени.

Роль установок, мотивации и эмоциональных реакций. Отношение субъекта к задаче. Влияние уровня мотивации учения на научение и память. Влияние на память перерывов в деятельности. Эффект Б.В. Зейгарник. Влияние аффективных реакций на память. Значение организации материала субъектом. Ритмическая, конфигурационная и семантическая группировка. Перцептивная организация стимула: способы заучивания на память, роль схем.

Забывание и реминисценция. Изменение памяти во времени. Кривая забывания Эббингауза и ее модификации. Ретроактивное и проактивное торможение. Забывание намерений. «Стихийное» забывание и забывание как действие. Теории забывания.

Реминисценция. Основные факты и теории реминисценции. Основные принципы организации памяти человека. Проблемы и подходы.

Роль ассоциаций в процессах памяти. Виды и законы ассоциаций. Методы измерения мнемических процессов: заучивание, антиципация, сбережение. Критика ассоцианистического подхода.

Роль формирования навыков в жизненном опыте человека. Навыки и память. Законы научения. Объективные методы изучения человека. Механическое понимание бихевиористами навыка, как результата простого связывания движений. Память как совокупность процессов приема, трансформации и хранения информации. Сенсорный регистр. Понятие иконической и эхоической памяти. Кратковременная память. Роль повторения. Структурирование и емкость кратковременной памяти. Сознание и кратковременная память. Долговременная память. Теории двойственности памяти и их критика. Уровневая организация процессов памяти.

Использование средств как специфический способ организации человеческой памяти. Представление П.Жане о запоминании как своеобразном действии, изобретенном людьми в ходе исторического развития. Роль внутренних схем в концепции Ф. Бартлетта. Исторические проблемы памяти в культурно-исторической теории Л.С. Выготского. Интериоризация мнемических средств. Экспериментальные исследования структуры и функций высших форм запоминания.

Память и деятельность. Экспериментальные исследования зависимости запоминания от предметного содержания и направленности, структуры и мотивов деятельности. Включенность памяти в решение жизненных задач личности, ее обусловленность строением и динамикой мотивационной сферы.

Развитие памяти. Основные генетически различные формы функционирования памяти: бессознательная, непроизвольная, переходная, внешнеопосредованная память; произвольная память; метапамять. Возрастные особенности взаимосвязи генетических форм памяти. Пути развития генетически различных форм памяти. Прикладные аспекты изучения памяти. Условия и задачи развития памяти в учебной деятельности. Пути улучшения памяти. Мнемотехника. Роль оперативной памяти в деятельности. Исследование нарушений памяти и их значение в клинике.

 

Раздел 3. Психология эмоций, мотиваций, личности.

 

Тема 1. Психология мотивации и эмоций.

История и современное состояние психологии мотивационных процессов.

Основные проблемы и понятия психологии мотивации. Потребность как универсальное свойство живых систем и как универсальная основа процессов мотивации. Общая организация мотивационной сферы. Соотношение биологического и социального уровней мотивации. Историческая природа потребностей человека.

Онтогенетическое и ситуативное развитие мотивации. Мотив как результат опредмечивания потребностей. Актуальное и потенциальное состояние потребностей. Мотивы и установки. Потребности и эмоции. Эмоции как субъективная форма существования мотивации.

Основные подходы к исследованию мотивации. Специфика исследования мотивации в бихевиоризме, психоанализе, гештальтпсихологии, гуманистической психологии, современной позитивистской психологии: основные понятия, принципы, представления о механизмах, методы исследования.

Проблема мотивации в психологии деятельности. Опредмечивание потребностей как принцип развития мотивов. Смыслообразование как основа ситуативного развития мотивации.

Механизмы и процессы биологической мотивации.

Психологический и физиологический аспекты изучения биологической мотивации. Инстинктивное и основанное на научении удовлетворение потребностей, соотношение обеих форм мотивации в филогенетическом развитии и индивидуальном поведении. Разновидности биологических потребностей и их строение. Специфика биологических потребностей человека.

Развитие биологической мотивации онтогенезе. Поисковая активность как особая форма развития потребностей. Роль безусловных раздражителей в развитии потребностей. Импринтинг. Обусловливание как механизм опредмечивания биологических потребностей.

Развитие мотивационной сферы человека.

Специфика мотивационной сферы человека. Социальная детерминированность и опосредованность интеллектом мотивации человека. Особенности опредмечивания потребностей в условиях высших форм психического отражения. Воспитание как условие мотивационного развития человека.

Проблема базовых потребностей человека. Решение этой проблемы в различных школах и направлениях психологии. Биологическое и социальное в развитии мотивации человека.

Основные этапы развития мотивационной сферы человека. Понятия ведущей деятельности и ведущей мотивации. Смена ведущей мотивации и кризисы детского возраста. Механизм «сдвига мотива на цель». Виды полимотивации деятельности.

Мотивационная сфера личности. Иерархическое строение мотивационной сферы. Факторы, определяющие иерархизацию мотивов: осознание собственных возможностей и объективных условий их достижения. Разновидности мотивов человека: актуальные и потенциальные, предметные и функциональные, смыслообразующие и мотивы-стимулы. Ценности, интересы, нормы как мотивационные образования. Проблема осознаваемости мотивов, пути их осознания.

Ситуативное развитие мотивации. Цели и мотивы деятельности. Проблема смыслообразования. Экспериментальные исследования целеобразования. Мотивационные процессы и проблема принятия решений.

Роль установок в ситуативном развитии мотивации. Исследования установок в школе Д.Н. Узнадзе. Различные уровни проявления установок.

Ситуативные факторы, определяющие актуализацию и побудительную силу мотива. Проблема взаимодействия мотивации и ситуативных факторов. Каузальная атрибуция и мотивация. Фрустрация, реакции на состояние фрустрации.

Влияние мотивации на продуктивность и качество деятельности. Проблема стресса. Понятие оптимума мотивации. Закон Йеркса - Додсона.

Мотивация отдельных видов деятельности.

Потребность в игре, специфика ее проявления у человека. Особенности эстетическ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: