Занятие 3. Простые суждения (2 часа)
1. Определение простого суждения, его виды и структура. Суждение и предложение.
2. Категорическое суждение. Распределенность терминов в атрибутивном суждении.
3. Деление простых суждений по качеству и количеству.
4. Отношения между простыми суждениями. Логический квадрат.
Упражнения
1. Определите качество и количество следующих суждений. Назовите субъект, предикат и связку:
1.1. Некоторые сообщения, публикуемые в печати, не соответствуют действительности;
1.2. Эрмитаж является однимиз лучших музеев мира;
1.3. Все компьютеры IBM отличаются высокой надежностью;
1.4. Эта задача не решена;
1.5. Каждый кулик свое болото хвалит;
1.6. Никто не хочет быть обманутым;
1.7. Хороший роман не всегда имеет счастливый конец;
1.8. Не все то золото, что блестит;
1.9. Христианство не оправдывает самоубийства;
1.10. Некоторые насекомые очень опасны;
1.11. МГУ не является коммерческим учебным заведением;
2. Определите распределенность терминов в следующих суждениях:
2.1. Некоторые выпускники ПетрГУ работают в банках;
2.2. Ни один вид спорта не дается без упорного труда;
2.3. Все химические элементы обладают атомным весом;
2.4. Не все средства хороши;
2.5. На всякого мудреца довольно простоты.
3. Образуйте суждения всех типов (А, Е, I, О), используя в качестве субъектов и предикатов следующие понятия:
Штраф – нарушение правил дорожного движения;
Домашнее животное – друг человека;
Дельфин – способность жить на суше;
Программист – знание языков;
Логика – абстрактное мышление;
Клеопатра – символ.
4. Из этих пар понятий образуйте суждения типа А, Е, I, О, в которых:
4.1. распределен только субъект, а предикат не распределен;
|
4.2. распределен только предикат, а субъект не распределен;
4.3. субъект и предикат - распределены;
4.4. субъект и предикат - не распределены.
5. Пользуясь логическим квадратом, установите логическое значение:
А, I, O, если Е – истина;
I, O, Е если А – истина;
А, Е, I, если О – истина;
А, Е, O, если I – ложь;
А, I, O, если Е – ложь;
А, Е, I, если О – ложь;
I, O, Е если А – ложь;
А, Е, O, если I – истина;
6. При помощи логического квадрата образуйте суждения, противоположные, противоречащие и подчиненные следующим суждениям:
6.1. Всякое литературное произведение имеет автора.
6.2. Ни один человек себе не враг.
6.3. Всякое время года прекрасно.
6.4. Некоторые заболевания не поддаются лечению.
6.5. Иногда студенты пропускают занятия.
Пример: Любой калькулятор является вычислительным устройством (АИ)
Ни один калькулятор не является вычислительным устройством (ЕЛ)
Некоторые калькуляторы являются вычислительными устройствами (IИ)
Некоторые калькуляторы не являются вычислительными устройствами (0Л).
7. С помощью логического квадрата определите вид отношений между суждениями:
7.1. Неверно, что все реки являются судоходными - некоторые реки являются судоходными;
7.2. Все студенты сдают экзамены - некоторое студенты не сдают экзамены;
7.3. Ни один человек не может знать всё - некоторые люди знают всё;
7.4. Не все средства - хороши - некоторые средства - хороши.
Литература
Гетманова А.Д. Логика. - М., 1986, гл. III. § 1,2.
Горский Д.П. и др. Краткий словарь по логике. - М.,1991.
Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. - М., 1982, гл.IV, § 1-3.
Кэрролл Л. Логическая игра. - М., 1991, гл. I, § 1.
|
Логика /Под ред. Беркова В.Ф. - Мн., 1998, гл. I.
Малыхина Г.И. Логика, Мн., 2002, гл.III, разд. 1, §1-5.
Петров Ю.А. Азбука логичного мышления. - М., 1991, гл. III.
Сборник упражнений по логике. – Мн., 1990, гл. III, § 13-21.
Формальная логика. - Ленинград, 1987, гл.II, § 14-21.
Контрольные вопросы
1. Какая форма мысли называется суждением?
2. В чем отличие суждения от понятия?
3. Может ли понятие быть истинным или ложным? А суждение?
4. Как суждение выражено в языке?
5. Любое ли предложение является суждением?
6. Какое суждение называется простым и каковы его виды?
7. Категорическое и атрибутивное суждение - это разные суждения?
8. Какова структура атрибутивного суждения?
9. В каком случае термин называется распределенным, а в каком нераспределенным?
10. Как определить качество суждения?
11. Как определить его количество?
12. Что представляет собой объединенная классификация суждений по качеству и количеству?
13. Какие существуют отношения между простыми суждениями?
14. Что означает логический квадрат?
Занятие 4. Сложные суждения (2 часа)
1. Образование сложных суждений. Понятие о логическом союзе.
2. Отношения между сложными суждениями. Таблицы истинности.
3. Суждение и вопрос. Логика вопросов и ответов.
Упражнения
1. Определите вид следующих сложных суждений и укажите условия их истинности с помощью таблиц:
1.1. Была без радостей любовь, разлука будет без печали (М.Ю.Лермонтов);
1.2. Истец вправе увеличить или уменьшить размер исковых требований;
1.3. Вам никогда не удастся создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов (Ж.Ж.Руссо);
|
1.4. Кто не работает, тот не ест;
1.5. Согласно легенде, право считаться родиной Гомера оспаривали семь городов: Смирна, Хиос, Колофон, Саламин, Родос, Аргос и Афины;
1.6. Некоторые продукты используются в пищу в соленом, вареном, консервированном и свежем виде;
1.7. Он сейчас находится в Минске или в Москве;
1.8. Кто утратил стыд, того нужно считать погибшим;
1.9. Быть можно дельным человеком
И думать о красе ногтей (А.С.Пушкин);
1.10. Если данная геометрическая фигура – треугольник, то сумма ее внутренних - углов равна 180°;
1.11. Любой из нас знает басню или хотя бы имя И.А.Крылова;
1.12. Лебедь рвется в облака. Рак пятится назад, а Щука тянет в воду;
1.13. Неправда, что он готовился к зачету и может его сегодня сдавать;
1.14. К рассмотрению следующей темы следует приступить, если только вы усвоили предыдущую.
2. Определите логическое значение Р, если:
2.1.p&q – ложно, а q – истинно;
2.2.pvq – истинно, а q – ложно;
2.3.pvq – ложно, а q – истинно;
2.4.p®q – истинно, и q – истинно;
2.5. p«q – истинно, а q – ложно;
3. Проверьте, являются ли корректными следующие вопросы:
Какая река является самой длинной рекой в мире?
Почему мы, как и все цивилизованные страны, не отменили закон о
смертной казни?
В каком городе родился А.С.Пушкин?
Он сел на лошадь с поломанной ногой?
Может ли православный жениться на сестре своей вдовы?
И какой же русский не любит быстрой езды?
Как зовут космонавта, побывавшего на Марсе?
Кто автор романа «Айвенго»?
Почему карлики не едят рыбу?
Сколько крыльев у кентавра?
Какие четные числа делятся на 2?
Литература
Гетманова А. Д. Логика. - М., 1986, гл. Ш, § 3.
Горский Д.П. и др. Краткий словарь по логике. - М.,1991.
Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. - М., 1982, гл. V, § 1-2.
Логика /Под ред. Беркова В.Д. -Мн., 1998, гл. I, VII.
Малыхина Г.И. Логика, Мн., 2002, гл. III, разд. 2, § 1 - 3, разд. 3, § 1- 4.
Петров Ю.А. Азбука логичного мышления. - М., 1991, гл. II.
Сборник упражнений по логике. - Мн., 1990, гл. III, § 18,22,23.
Белнап Н. Стил Т. Логика вопросов и ответов. - М., 1982.
Формальная логика. - Ленинград, 1987, гл.II, §22.
Контрольные вопросы
1. Какие суждения называются сложными?
2. Как они образуются?
3. Что означает логический союз? Связан ли он с союзом естественного языка?
4. Какие логические союзы используется в логике?
5. Сколько союзов может быть в сложном суждении?
6. Какие существуют отношения между сложными суждениями?
7. Как строится таблица истинности и чему она служит?
8. Вопрос выражается предложением, и суждение выражается предложением.
Значит, вопрос является суждением?
9. По каким критериям вопрос оценивается в логике?
10. А по каким критериям еще может быть оценен вопрос?
11. Какова структура вопроса?
12. Какой вопрос называется некорректным?
13. Некорректный вопрос — значит бестактный?
14. Какие бывают вопросы?
15. Какую роль вопросы играют в мышлении человека?
16. Как правильно отвечать на вопросы?
17. Всегда ли вопрос выражен вопросительным предложением?
18. Какой вопрос называется риторическим?
Вопросы для подготовки к зачету по логике для студентов специальности «Юриспруденция»
1. Логические операции деления понятий. Виды деления.
2. Определение через род и видовое отличие. Правила определения.
3. Понятие как форма мышления.
4. Логическая операция определения понятия. Виды определения.
5. Суждение как форма мышления. Суждение и предложение.
6. Закон тождества.
7. Виды отношений между понятиями.
8. Закон непротиворечия.
9. Закон достаточного основания.
10. Деление категорических суждений по качеству и количеству. Объединенная
классификация.
11. Виды понятий.
12. Содержание и объем понятия. Ограничение и обобщение понятий.
13. Правила деления понятий.
14. Простые суждения их виды и состав.
15. Виды и структуры сложных суждений.
16. Закон исключенного третьего, его значение.
17. Распределенность терминов в суждениях.
18. Логика как наука, ее значение.
Литература:
Гетманова, А. Д. Логика для юристов: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Юриспруденция" / А. Д. Гетманова. - 7-е изд., стер. - Москва: Омега-Л, 2010. - 415 с.
Жоль, К. К. Логика в лицах и символах: науч.-попул. кн. / К. К. Жоль. - Москва: Педагогика-Пресс, 1993. - 255 с.: ил., табл.;19 см. - Библиогр.: с. 248-255.
Павлов, К. А. На подступах к понятию логики / К. А. Павлов // Вопросы философии. - 2009. - N 8. - С. 66-80.
). - Указ.имен: с. 671. - Предм. указ.: с. 672-686
Гетманова, А. Д. Логика: учебник для студентов вузов / А. Д. Гетманова. - 12-е изд., стер. - М.: Омега-Л, 2007. - 415 с.
Ксенофонтов, В.Н. Логика: учебное пособие / В.Н. Ксенофонтов; Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. - М.: Изд-во РАГС, 2005. - 148 с.
Реент, Ю. А. Логика: крат. курс. для юрид. вузов / Ю. А. Реент; Акад права и упр., Рос. совет ветеранов ОВД и ВВ, Рязан. фил. - Рязань, 2004. - 127 с
Ивин, А.А. Теория аргументации:Учеб.пособие для студентов вузов. - М.:Гардарики, 2000. - 414с.
Берков В.Ф.Логика:задачи и упражнения.Практикум: Учеб.пособие для студентов вузов. - стер. - Минск:ТетраСистемс,2000. - 221с.
Бартон В.И.Логика: Учеб.пособие для вузов. - Минск:Новое знание,2001. - 333с.
Ивин А.А.Логика: Учебник для вузов. - М.:Гардарики,2001. - 347с.
Ивин А.А.Логика: Учебник для гуманитарных факультетов. - М.:ФАИР-Пресс,2001. - 319с.
Ивлев Ю.В.Логика для юристов: Учебник для вузов/ Акад.нар.хоз-ва при Правительстве РФ,Рос.правоваяакад.М-ва юстиции РФ. - М.:Дело,2000. - 263с.
Иванов Е.А.Логика: Учебник для вузов. - перераб.и доп. - М.:БЕК,2001. - 358с.
Демидов И.В.Логика: Учеб.пособие для юрид.вузов/ Под ред.Б.И.Каверина. - М.:Юриспруденция,2000. - 208с. - Библиогр.:с.205
БрюшинкинВ.Н.Практический курс логики для гуманитариев: Учебное пособие/ Институт "Открытое общество". - М.:Новая школа,1996. - 319с.
Анушат, Э. Искусство раскрытия преступлений и законы логики: Пер. с нем. / Эрих Анушат; Предисл. Д.П. Поташника. - М.:ЛексЭст, 2002. - 100 с.
Брюшинкин В. Н.Логика: Учебник для студентов гуманит. вузов и фак., изучающих логику/ В. Н. Брюшинкин. - 3-е изд., испр. и доп. - М.:Гардарики,2001. - 334 с.
Овсянников И.Логика доказывания в уголовном кодексе // Российская юстиция. - 1998. - N9.-С.5-6
Огородников В. П.Логика. Законы и принципы правильного мышления: Учеб.пособие по логике для студентов вузов/ В. П. Огородников, Г. Г. Филиппов; Сев.-Зап. акад. гос. службы. - СПб.:Издательство Северо-Западной академии государственной службы,2002. - 127 с.
КАРЕЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ РАНХиГС ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ