Кейс. Цели и результаты обучения
В процессе работы с материалами кейса необходимо подготовиться к решению задач постановки целей и планированию ожидаемых результатов обучения студентов.
Содержание кейса
1. Понятие «Цели обучения и образования»
2. А.В.Хуторской Проблемы и технологии образовательного целеполагания.
3.М.А.Чошанов. Обзор таксономии учебных целей в педагогике США
4. Дополнительные материалы
Европейские публикации по вопросам написания результатов обучения
https://main.isuct.ru/files/edu/umu/publ_result_obucheniya.pdf
5. Приложение
Задания
1.Ознакомьтесь с работой А.В. Хуторского «Проблемы и технологии образовательного целеполагания» и со статьёй М.А.Чошанова. «Обзор таксономии учебных целей в педагогике США».
2.Подготовьте конспект, отражающий
· авторскую трактовку понятий цели и технологии образовательного целеполагания,
·понятие и значимость таксономии учебных целей (таксономии Блума) для планирования результатов обучения.
3. Подготовленный конспект необходимо выложить в форум для обсуждения.
Примерный план конспекта.
· Определение понятий цели и целей обучения.
· Главный дидактический принцип личностно-ориентированного образовательного процесса.
· Функции и роли процесса целеполагания в личностно-ориентированном обучении.
· Характеристика категорий целей по А.В. Хуторскому.
· Группы целей учеников (личностные, предметные и т.д.)
· Основные принципы таксономии Б. Блума.
· Характеристика уровней учебных целей когнитивной области.
· Перечень глаголов, рекомендуемых для использования при формулировании результатов обучения.
3. Ознакомьтесь с дополнительными материалами по теме.
|
В блоке «Европейские публикации по вопросам написания результатов обучения» обратите внимание на публикацию Д. Кеннеди «Написание и применение результатов обучения: практическое руководство».
Подготовьте краткий конспект перечисленных ниже разделов работы Д. Кеннеди.
Глава 2
2.2 Определение результатов обучения.
2.3 В чем отличие между целями, задачами и результатами обучения?
2.4 Результаты обучения и компетенции.
Глава 3. Как писать результаты обучения?
3.2 Написание результатов обучения для когнитивной сферы.
Задание
1.В процессе работы необходимо найти ответ на вопрос:
В чём специфика планирования результатов обучения «по-американски»?
2.Подготовьте выписку «Результаты обучения в трактовке Деклана Кеннеди», включающую широкий перечень глаголов для формулировки результатов обучения в когнитивной области.
Последовательно представьте в конспекте группы активных глаголов,
· демонстрирующих наличие знаний,
· используемых для оценки понимания,
· используемых для оценки умений применять знания,
· используемые для оценки способности к анализу,
· используемые для оценки синтезу/обобщению,
· используемые для оценки способности судить о ценности/ значимости материала.
3.Что нового Вы узнали о Таксономии целей обучения? Как будете учитывать международный опыт учебного целеполагания при планировании результатов обучения по модулю учебника?
Кейс
1. Понятие ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
Заранее планируемый результат педагогической деятельности, достигаемый с помощью различных приемов, методов и средств обучения.
|
Ведущий компонент системы обучения, формирующийся под влиянием среды обучения и оказывающий влияние на выбор методов, средств, содержания, организационных форм обучения.
Можно также говорить о промежуточных и конечных целях обучения в рамках определенного отрезка времени, о цели каждого занятия, темы и этапа обучения.
В литературе последних лет речь идет также о стратегической (или глобальной) цели обучения, которая является отражением социального заказа общества по отношению к содержанию обучения.
Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009.
1.2. ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ (ОБРАЗОВАНИЯ)
- характеристика ожидаемых или планируемых результатов, соответствующих требованиям общества и личностного развития. Различают глобальные и локальные цели.
Локальные диагностируемы, глобальные - недиагностируемы и выражают идеал.
Глобальная цель является пределом последовательности локальных целей и, как правило, принципиально недостижима (В. В. Гузеев).
Современный образовательный процесс: основные понятия и термины. — М.: Компания Спутник +. М. Ю. Олешков, В. М. Уваров. 2006.
2. Проблемы и технологии образовательного целеполагания. (https://www.eidos.ru/journal/2006/0822-1.htm#top)
Хуторской Андрей Викторович, докт. пед. наук, академик Международной педагогической академии.
Согласно главному дидактическому принципу, регламентирующему личностно-ориентированный образовательный процесс, обучение каждого учащегося должно происходить на основе и с учётом его личных учебных целей.
|
Данный принцип опирается на врожденное качество человека - способность постановки целей своей деятельности. Великий русский учёный И.П.Павлов в своей работе "Рефлекс цели" называет акт стремления человека к цели одним из главных условий его жизни, а условием плодотворного проявления рефлекса цели считает наличие напряжения в виде определённых препятствий: "Если каждый из нас будет лелеять этот рефлекс в себе как драгоценнейшую часть своего существа, если родители и все учительство всех рангов сделает своей главной задачей укрепление и развитие этого рефлекса в опекаемой массе, если наши общественность и государственность откроют широкие возможности для практики этого рефлекса, то мы сделаемся тем, чем мы должны и можем быть, судя по многим эпизодам нашей исторической жизни и по некоторым взмахам нашей творческой силы"1.
Перед тем, как рассмотреть проблемы образовательного целеполагания, определим понятие цели. Имеются, по крайней мере, три трактовки этого понятия.
Цель:
1) предвосхищаемый результат деятельности;
2) предметная проекция будущего;
3) субъективный образ желаемого, опережающий отражение событий в сознании человека.
В дальнейшем изложении под целью в образовании мы будем понимать предвосхищаемый результат – образовательный продукт, который может быть внутренним или внешним, но он должен быть создан за определенный промежуток времени и его можно продиагностировать, т.е. цель должна быть проверяема.
Отметим также, что цель отличают от задачи. Задача – часть цели. Каждая цель является задачей по отношению к вышестоящей цели.
Предшествующими по отношению к цели понятиями являются ценности, смысл, миссия, намерение. Содержание этих понятий является отдельной и весьма значимой проблемой, но в данном докладе не рассматривается.
Полный текс доклада размещён на сайте Интернет-журнала "Эйдос". Хуторской А.В. Проблемы и технологии образовательного целеполагания. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2006. - 22 августа. https://www.eidos.ru/journal/2006/0822-1.htm.
Технология выращивания целей и ценностей образования.
Цели не являются исходным элементом проектирования образования. Им предшествуют ценности и смыслы. Сложность их рассмотрения состоит не столько в определении ценностей и смыслов образования, хотя это является отдельной научной проблемой. Основная трудность - в консолидации различных субъектов образования по отношению к ценностям, выбранным в качестве базовых. Например, известны два противоположных смысла образования: «иметь» и «быть». Педагоги и философы исследуют эти и иные смыслы, но их работа далека от завершения.
Допустим, цели и ценности образования определены учеными. Что с ними теперь делать дальше? Есть ли в педагогике средства и технологии для формирования ценностей и целей? Мы предлагаемую технологию выращивания ценностей и целей, опирающуюся на личностную парадигму и открывающий (эвристический) характер образования. Основные этапы этой технологии следующие:
1. На начальном этапе происходит выявление существующих ценностей - в детях, в обществе, в философии. Для ученика результат такого выявления оформляется в виде того, что называют "образ Я". Т.е. ребенок с помощью учителя (или студент с помощью педагога) определяет то, что для него значимо, зачем он ходит в школу (вуз), кем он себя видит в будущем. Этот личностный ценностный образ - первичен.
2. Предоставление ученику аналогов его ценностей. Педагог предлагает познакомиться с другими ценностями, существующими в различных культурах. Цель - дать возможность ученику через свой образ ценностей увидеть другие.
3. Сопоставление личных ценностей с другими - культурными аналогами, не обязательно похожими, но и противоположными. Под аналогами здесь имеется в виду тот же самый ценностный объект, например, отношение к войне и миру. Этот этап сопоставления разных ценностей реализуется в образовательных ситуациях. Учащийся не только узнает другое, он преобразует свой первичный "образ Я", выращивает свой ценностный базис.
4. Сопровождение. Это позиция педагога (школы, вуза) по отношению к процессу ценностного самоопределения учащегося. Причем речь здесь идет не о "подведении" ученика к "нужным" ценностям, а о том, чтобы обеспечивать развитие его ценностных установок в сопоставлении с другими.
5. Рефлексия. Это непременный атрибут любой личностно-значимой и самоорганизуемой деятельности. По отношению к ценностным видам деятельности рефлексия оказывается критерием, мерилом их действительности и действенности.
Преимуществом данного подхода является его привязка к личности. В этом случае при любых изменениях в обществе или в политике не придется всякий раз искать новые ценности, которые надо "прививать" молодёжи, а обеспечивать траекторию ученика по отношению к любым, в том числе и новым ценностным шкалам.