Метод статической отрисовки




Курсовая работа

Светографика как техника создания фотографий

 

 


Введение

светографика фотография фрийлайт

Если хочется творить визуальные образы, то рисовать можно чем угодно: красками, карандашами, тушью, мелом, даже пальцами на запотевшем стекле. Но рисование светом - это особая мистика. Даже само выражение «рисование светом» кажется чем-то фантастическим, небывалым, в нем есть что-то одновременно от Паустовского и от Метерлинка.

Так в руках искусного фотографа обычный фонарик превращается в волшебную палочку, а фотоаппарат становится шляпой фокусника, откуда легким движением извлекаются самые немыслимые картины - так рождается чудо фризлайта - картин, нарисованных светом и зафиксированных «очередью» фотоаппарата.

Этот эксперимент на границе искусства и техники, впервые проделанный Пабло Пикассо еще полвека назад и неоцененный по достоинству современниками, ворвался в современную действительность и опоэтизировал городскую культуру. Фризлайт зовет гулять по ночам, ходить пешком и оставаться свободным, как луч фонарика.

Во всяком творении фризлайта нет холода неоновых вывесок или противотуманных фар автомобиля. Здесь живет тепло лунной дорожки и таинственность блоковского фонаря, одиноко стоящего у аптеки. Фризлайт ловит неуловимое - поток света, ускользающий от человеческого глаза, и в этом он подобен джазу, зафиксированному в нотном стане. Словно импрессионисты, фризлайт-фотографы ловят впечатление, которое растворяется в воздухе, не успев родиться. [1]

Данная курсовая работа разделена на две главы: аналитическая и практическая.

В первой главе мы рассмотрим историю создания и развития светографики, дадим определения основным понятиям, рассмотрим методы и способы создания светографики - как создается фризлайт-фотография, какие вещи и навыки для этого требуются и т.д.

Вторая глава - практическая. В ней будут представлены фотографии в технике светографики. То есть, используя информацию из первой главы, я приведу простейшие примеры своих работ в технике светографики.

Объект исследования: Фотография

Предмет исследования: Светографика как техника создания фотографий

Целью курсовой работы является изучение техники и базовых приемов фризлайта и использование полученных знаний на практике.


История

 

Сейчас фризлайт вызывает невообразимый интерес не только у фотолюбителей, но и у более широкой общественности. А ведь у современного «рисования светом» довольно любопытная история берущая свои корни еще в начале XX века.

Долгие годы искусство рисования света не привлекала должного внимания как художественна техника и лишь в 2002 году обрело новых поклонников. [2]

Рисование светом, как процесс, появился одновременно с фотографией. Точнее - фотография изначально и была изображением, нарисованным солнечным светом!

Само название первых запечатленных изображений свидетельствует об этом - они назывались «гелиографиями», то есть буквально - «нарисованными солнцем». Автором этих гелиографий был француз Жозеф Нисефор Ньепс, и первая в мире гелиография была сделана им на пластине из сплава олова со свинцом в 1826 году. Время экспозиции составляло несколько часов, потому что светочувствительность этого метода была поначалу очень невысокой и сильно зависела от интенсивности источника света, которым в ту пору мог быть только один подходящий объект - солнце.

Сегодня мы называем такую съемку «съемкой на длинной выдержке» и у нас имеется немало прекрасных образцов светописи, выполненных подобным образом. Как мы знаем, в таких случаях все переменчивое и подвижное либо исчезает в кадре, либо приобретает более сглаженные и монолитные черты. Взгляните на дагерротип Джеймса Валентайна (James Valentine) «The Falls of Clyde, Bonnington Falls» (рис. 1), который был снят в 1871 году. Разве это не те же застывшие водяные струи, которые без числа повторяются на современных фотографиях мастеров long exposure?


Рис. 1 - «The Falls of Clyde, Bonnington Falls»

 

Условия для рисования светом становились все более приемлемыми - с постепенным уменьшением времени экспозиции дагерротипов (а впоследствии - отпечатков на коллоидных растворах) до нескольких минут и даже секунд. Но где же рисунки светом того времени? Да, в архивах мы не видим собственно следов от перемещающегося источника света, но не сложно предположить, что такие случайные возможные следы (от факела или солнечного отражения в куске зеркала) воспринимались в ту пору несколько иначе, чем в наши дни. С момента появления и на долгие годы вперед за фотографией не признавалось право на эстетическое творчество. Художники той поры рассматривали светопись как механическую копию действительности, способную быть разве что суррогатом живописи. В то же время, возможность фотографии стать полным и точным документом была признана очень рано. В таких условиях отклонения от реализма однозначно воспринимались как недостаток отпечатка, как брак - со всеми вытекающими последствиями (подобные фотографии не сохраняли, пластины смывали для последующего использования).

год. Англичанин Уильям Талбот (William Henry Fox Talbot), изобретатель негативно-позитивного процесса для бумажной фотографии, делает серию так называемых «фотогенных рисунков». Приём заключался в следующем - на светочувствительную бумагу укладывались разнообразные предметы и такой «сэндвич» выставлялся на солнце. Происходило экспонирование фотобумаги и после проявки получался «световой рисунок» - чёткий контур предмета. Например, листья растений, в некоторых местах немного прозрачные, оставляли великолепные по качеству отпечатки (рис. 2).

 

Рис. 2

 

год. Хорошая знакомая Талбота Анна Аткинс (Anna Atkins) (к слову сказать - первая профессиональная женщина-фотограф!) издает целую книгу «фотогенных рисунков» с изображениями морских водорослей

Первые опыты безлинзовой фотографии Талбота, впоследствии названной «фотограммой», в начале 20 века легли в основу художественных экспериментов мастеров из группы «Баухауз».

Время шло. В 1884 году американский фотограф Томас Икинс (Thomas Eakins) запечетлел на длинной выдержке прыгающего мужчину, использовав прием, который сегодня мы называем «мульти - экспозицией». Во время экспонирования одной и той же пластины Икинс с помощью стробоскопических шторок 8 раз на короткий промежуток времени открывал доступ света в объектив (см. фото). Ну чем не стробоскопические фотографии Гийона Мили (Gjon Mili), сделанные им в середине 30-х годов двадцатого столетия при помощи вспышки? (Рис. 3)


Рис. 3

 

В 1889 году профессор Этьен-Жюль Марэ (Etienne-Jules Marey) (Франция) совместно с Джорджем Демени (Georges Demeny) в процессе изучения движений человека получил, видимо, первый в истории человечества осознанно выполненный рисунок светом (рис. 4).

 

Рис. 4

 

На этой фотографии мы видим след от лампочек накаливания, закрепленных на теле Демени во время его прохода перед камерой. Конечно, это был фотодокумент, а не произведение искусства, однако для нас в этой истории важен сам факт преднамеренного получения видимого следа от перемещаемого источника света.

Итальянец Антон Брагалья (Anton Bragalia) в начале 1911 года основывает новое футуристическое направление в художественной фотографии - фотодинамизм. Брагалья снимает на длинной выдержке, перемещения в кадре своих моделей - приём, который широко используется современными светоживописцами. Техника Брагальи убедительно продемонстрировала саму возможность фиксировать динамические характеристики света в кадре (такие как скорость и направление перемещения излучающих свет предметов - неважно, фонарик это или подсвеченный смычок). До появления «световой кисти» (подвижного источника света) оставалось совсем немного времени!

В 1914 году американец Фрэнк Гилбрет (Frank Gilbreth) прикрепляет маленькие лампочки к рукавам фабричного персонала и снимает трудовой процесс на длинной выдержке, рассчитывая получить карту перемещений рук рабочих. Задача снова не художественная, но результат был уже предсказуем - видимые следы, оставленные на фотопленке движущимися электрическими лампочками.

Немного забегая вперед, отметим, что в 1924 году, в Советской России, руководитель Центрального Института Труда (был такой!) Алексей Капитонович Гастев также проводил исследования по эргономике рабочих процессов. Гастев использовал тот же прием, что и Гилбрет:

Итак, продолжаем. В 1918 году немецкий фотограф Кристиан Шад (Christian Schad) создавал абстрактные коллажи, используя приемы Уильяма Талбота с уже явными художественными целями.

Полноценным художественным опытом в светоживописи следует считать работы венгерского художника Ласло Мохой-Надя (Laszlo Moholy-Nagy), выполненные им в период с 1922 по 1944 гг. Мохой-Надь развил технику «фотограмм», начав масштабно использовать полупрозрачные, преломляющие свет объекты и добавив к естественному освещению «подрисовку светом» от фонарика (рис. 5).

 

Рис. 5

 

Кроме того, Мохой-Надь первым начал фотографировать на длинной выдержке движущиеся светящиеся (или отражающие свет) элементы механизмов (рис. 6).

 

Рис. 6

 

Этот прием впоследствии получил определение «lumino kinetic art». Известен снимок Мохой-Надя, выполненный в 1936 году, который называется «Light Painting on Hinged Celluloid»:

 


Рис. 7 - «Light Painting on Hinged Celluloid»

 

Вероятно, это первое задокументированное определение нашего стиля как «light painting». К тому же, на снимке отлично виден полноценный и довольно таки непростой настоящий рисунок светом!

Вслед за Мохой-Надем, в 1935 году, американский художник-авангардист Мэн Рэй (Man Ray настоящее имя Эммануэль Радницкий, его родители эмигрировали из России) продолжил художественные эксперименты по рисованию светом - уже в буквальном смысле этого слова. Мэн Рэй, видимо, первым активно использовал технологию, ныне называемой «световым пером» («световой кистью») - приём этот заключался в следующем. Мобильный источник света (небольшая лампочка на достаточной длины проводе или миниатюрный фонарик) перемещался рукой артиста в пространстве, описывая воображаемые фигуры - как если бы художник рисовал кистью на холсте (рис. 8). На длинной выдержке траектория движения лампочки фиксировалась как светящийся след, висящий без опоры в воздухе - поэтому Мэн Рэй, видимо, и называл свои работы «письмом в пространстве (space writing»).

 

 


Рис. 8

 

Мэн Рэй выполнил несколько автопортретов, украшенных световыми завитушками. Однако, творческий потенциал подобного художественного приема в полной мере раскрылся только в нашем, двадцать первом веке. Забегая немного вперед, обратим внимание читателя на поразительный факт: в 2009 году известный американский фотограф Эллен Кэри (Ellen Carey), последовательница Мэн Рэя, при внимательном рассмотрении его автопортрета обнаружила среди хаоса световых линий автограф мастера! Общеизвестно, что выполняя рисунок светом лицом к камере, мы в результате получаем зеркальное отражение нашего рисунка. Кэри сделала зеркальную копию фотографии Мэн Рэя - и в глаза бросились четко прописанные крупные буквы М и R! Еще немного пристального внимания к абстрактному на первый взгляд рисунку, и глазам Эллен открылось удивительное зрелище - совершенно отчетливая витиеватая подпись «Man Ray».

Мастер зашифровал в своем произведении собственный псевдоним! И таким образом, стал первым в истории светохудожником, нарисовавшим буквы…

Американский фотограф-абстракционист Фрэнсис Брюгьер (Francis Bruguiere) в 1936 году, экспериментируя с безлинзовой технологией съемки, получает такую фотограмму (рис. 9):

 

Рис. 9

 

Американский фотограф Барбара Морган в 1940 году, вероятно, была первым светохудожником, попытавшимся отразить ритмическую структуру светового рисунка в каллиграфических узорах (рис. 10).

 

Рис. 10

 

В сороковых годах продолжает свои эксперименты в арт-фотографии и Ласло Мохой-Надь.

Продолжает историю свтоживописи очень яркая звезда на фотонебосклоне - албанец Гьен Мили (Gjon Mili), эмигрировавший в США. В 1937 году Мили познакомился с профессором Гарольдом Эдгертоном, который стал первым использовать в фотографии стробоскоп и получил такие знаменитые снимки как «Капля молока», «Пуля, прорезающая карту» и многие другие. Гьен Мили, воодушевленный такими возможностями, подошел к творческому аспекту стробофотографии с большим энтузиазмом и стал одним из самых известных фотографов в Америке. Он показал миру всю красоту остановленного движения или серии остановленных в одном кадре мгновений (рис. 11)

 

Рис. 11

 

Снимая на длинной выдержке фигуристок во время тренировок, Мили прикрепляет к их конькам лампочки и получает фотографии, которые, пожалуй, впервые за всю историю светоживописи приобрели широкую известность у современников - благодаря публикациям в журнале «LIFE» (рис. 12):

 


Рис. 12

 

Именно эти фотографии (и сотрудничество с «LIFE») привели к тому, что в 1949 году Мили осуществил самый грандиозный прорыв в художественном восприятии светоживописи - он заинтересовал новыми возможностями Пабло Пикассо и сфотографировал световые рисунки маэстро! (Рис. 13)

 

Рис. 13

 

Незадолго перед тем, как Пикассо и Мили сделали эти фотографии, в 1943 году американец Джек Делано (Jack Delano, урожденный Овчаров, его родители эмигрировали с Украины) сфотографировал на железнодорожных путях стрелочника, подающего сигнал «стоп» ярким фонарем.

Также незадолго до фотосессии Пикассо, в 1946 году известный американский фотограф Гарри Кэллахан (Harry Callahan) сделал, по видимому, первый снимок, выполненный в технике «camera toss» («перемещение камеры»).

В 1949 г. американец немецкого происхождения, известный фотограф Андреас Фейнингер (Andreas Feininger), первым догадался сфотографировать увешанные электрическими лампочками увеселительные аттракционы с вращающимися деталями (рис. 14). С тех пор подобных снимков не делал только ленивый.

 

Рис. 14

 

Также Фейнингер известен классическим «кинетическим» снимком полета игрушечного вертолета с лампочкой на лопастях.

Американец швейцарского происхождения Герберт Маттер (Herbert Matter), основоположник графических коллажей в рекламе, в 1953 году провел забавный фотоэксперимент - он сменил пиджак и штаны перед камерой с открытым затвором. Свет, разумеется, был погашен, а на запястьях и щиколотках фотографа были закреплены электрические лампочки.

В 1975 году американка Эллен Кэри (Ellen Carey) публикует свои светоживописные автопортреты (рис. 15):

 

Рис. 15

 

Вероятно, именно эти фотографии Кери подтолкнули другого известного американского фотографа Давида Лебе (David Lebe) к серии замечательных рисунков светом в 1976 году. [3]

Что такое фризлайт?

 

Фризлайт - это удивительное искусство «застывшего света». Фризлайт называют также светографикой, светописью, лайтпейнтингом, лайтграффити, но все эти названия объединяет одно - рисование светом.

Фризлайт выполняется при помощи всего нескольких основных инструментов: фотоаппарата, источника света и недюжинной фантазии автора рисунка.

Техника фризлайта столь красива и необычна, что часто фотоснимки фризлайта принимают за цифровой коллаж или плод компьютерной графики. Однако на самом деле графические пакеты вроде Adobe Photoshop используются лишь для коррекции фризлайт-снимков, а не для «отрисовки» фризлайта «с нуля». [4]

Иногда фотографии получаются размытыми. Это происходит из-за того, что за время, в течение которого матрица фотоаппарата открыта, в кадре происходит движение объектов. Именно они и оставляют за собой своеобразный шлейф. Как ни странно, но в точности такой же принцип лежит в основе нового направления в фотографии - световое граффити. В отличие от бракованных снимков, фотографии в стиле светового граффити создаются осознанно с помощью разных светящихся приборов и, между прочим, претендуют на настоящее искусство - в итоге, получаются картины, только нарисованные не красками, а светом. Главное - длительная выдержка. [5]

Фризлайтер (люминограф) «рисует» источником света (фонариком, экраном мобильного телефона, зажигалкой и т.д.) картины, которые фиксируются только на фотографии. При этом свет выступает главной художественной ценностью, а не просто подсвечивает объект фотосъемки. Ну и, в отличие от обычного граффити, «световое граффити» не вредит ни здоровью, ни окружающей среде.

Для того чтобы научиться «рисовать светом», не нужно каких-либо выдающихся способностей. Да, для получения шедевров нужно обладать хорошей (дорогой) фототехникой, развитым пространственным мышлением, да и финансы потребуются немалые. Но для того, чтобы начать, Вам потребуется лишь простейшая цифровая фотокамера «мыльница» с режимом «ночная съёмка» и светодиодный фонарик. Чем больше функций будет у фонарика (переключение цвета, изменение ширины светового пучка и т.д.), тем лучше, но начать можно с обычного китайского фонарика. [6]


Основные понятия и термины

Светографика - техника рисования светом.

Светограф - человек, рисующий светом (художник света).

Короткий всплеск (вспышка) света. Этим выражением обычно описываем свечение фонаря. Так как, в большинстве методов светографики используется именно короткая вспышка света фонаря. Длительность вспышки зависит от поставленных светографом задач. А также: от расстояния до «прописываемой плоскости», размера «перекрываемой области», диафрагмы объектива.

Отрисовка. Детальная пропись светом. Другими словами - пропись светом конкретных деталей в целой построенной композиции. Виды отрисовки:

Отрисовка внешних плоскостей;

Отрисовка внутренних плоскостей;

Окрашивание непрописанных областей.

Позиция отрисовки. Взаимное расположение объекта, камеры и инструмента освещения.

«Чёрный холст». Условное обозначение пространства, которое будет заполняться светом после щелчка затвора на фотокамере. Заполнение (чёрного) холста - постепенное нанесение световой информации на матрицу фотоаппарата.

Прописываемая плоскость. Это конкретное пространство, часть тела (если это персонаж), часть предмета (если это натюрморт), на которое попадает пятно света от фонаря. Соединение этих плоскостей в целую продуманную композицию и создаст готовое изображение на матрице цифровой камеры. Прописываемые плоскости могут соединяться с соседними, накладываться на предыдущие, разделяться непрописанными областями (на изображении черная область). Иногда используем термин «Плоскость отрисовки».

Выстраивание объема. При прописывании плоскостей объем мы выстраиваем:

- Свето - тенью;

Цвето - цветом;

Свето - цвето - тенью.

Внутренняя плоскость. При отрисовке по плоскостям уже можно выстроить объем. Но для получения более объемного изображения объект (модель) «отрисовывается» в четырехмерном пространстве. Три плоскости традиционные, а четвертая субъективная, которая создает ощущение исходящего изнутри света. Мы её назвали «Внутренняя плоскость» или «плоскость внутреннего свечения». Для создания эффекта внутреннего свечения используются только внутренние и тыльные, т.е. скрытые от камеры плоскости отрисовки.

Рельеф с плоскостей. Рельеф на плоском изображении можно различить как сочетание свет-тень. Для создания выгодной рельефности свет никогда не должен быть направлен под прямым углом. Так направленный свет лишает изображение рельефа (фактуры). Свет следует направлять только под острым углом. [7]

Светочувствительность (международный стандарт ISO). Типичные значения светочувствительности: 100, 200, 400, 800 или 1600 единиц, но бывают и меньше, и больше, как правила на более профессиональном оборудовании. Электрические процессы фиксации изображения матрицей требуют определённого количества световой энергии на единицу площади матриц для своей работы. Чем меньше это количество - тем выше нам понадобиться значение ISO. Возникает вопрос «Зачем нужна «низкая» светочувствительность, если «высокая» удобней?». Разгадка проста - на самом деле у матрицы всего одна светочувствительность - та самая «низкая», а все остальные получаются путём усиления сигнала. Однако, вместе с сигналом мы усиливаем и шумы, и чем выше ISO, тем более заметны они становятся на конечном фото.

Диафрагма. Отверстие объектива, изменяемое подвижными лепестками. Каждому значению диафрагмы соответствует число f, которое определяется отношением диаметра отверстия к фокусному расстоянию объектива. Чем больше число f, тем меньше отверстие объектива. Поэтому f 8 означает, что величина отверстия равна одной восьмой фокусного расстояния данного объектива. В творческом плане величиной диафрагмы регулируют глубину резкости. Чем меньше число f, тем меньше глубина резко изображенных объектов.

Выдержка на фотокамере определяет время в течение которого свет поступает через оптическую систему на светочувствительный элемент фотоаппарата (грубо говоря, это время захвата изображения фотокамерой). Выдержка может меняться от нескольких секунд до тысячных долей секунды. При длительных выдержках изображение движущихся объектов оказывается смазанным и начинает сказываться дрожание камеры в руках при съемке. Стандартный ряд выдержек 1/2000, 1/1000, 1/500, 1/250, 1/125, 1/60, 1/30, 1/15, 1/8, 1/4, 1/2, 1, 2 секунды и т.д. Короткие выдержки позволяют «заморозить» движущиеся объекты, а длинные - «смазать». Для выполнения лайт граффити, мы будем использовать именно «длинную» выдержку, как правило, от 10-15 сек.

Фокус - точка, в которой лучи света сходятся и образуют резкое изображение. [8]

Как создается фризлайт?

Основные сведения

В полностью затемнённом помещении или на улице в темное время суток фотоаппарат размещается на штативе. Устанавливается длительная выдержка, и в поле зрения фотоаппарата фонарями «рисуются» объекты или узоры. Инструменты освещения - бытовые фонари (светодиодные и с галогеновой лампой).

Если дневной свет или освещение в студии предлагает уже готовую композицию в кадре, то в светографике на полученный снимок попадёт только то, на что будет направлен свет.

Основные методы

Два основных метода светографики - статический и динамический.

Метод статической отрисовки

Монокомпозиция *. Суть метода состоит в отрисовке светом объекта с разных сторон. Необходимо исключить любое движение включённым источником света. Только направленный короткий всплеск света создает аккуратно освещённую область и естественно следующую за ней тень.

Мультикомпозиция *. Перемещение объекта отрисовки в несколько (две и более) фиксируемых позиции. В одном кадре рисуется светом один и тот же персонаж или предмет, в разных позициях.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: