Краткие биографические сведения об Имаме Ибн Джарире ат-Табари.




Разъяснение основных постулатов веры.


Автор:

Имам Ибн Джарир ат-Табари, да помилует его Аллах.

 

Комментарии и примечания:

Шейх 'Али ибн 'Абду-ль-'Азиз ибн 'Али аш-Шибль и

Шейх 'Абду-ль-'Азиз ибн Баз.

 

Содержание:

•Краткие биографические сведения об Имаме Ибн Джарире ат-Табари. Стр.: 3.

Полное имя и почетные титулы имама.Стр.: 3.

2 Кунья (прозвище) имама.Стр.: 3.

Рождение и молодость имама.Стр.: 3.

Путешествия на пути знаний.Стр.: 4.

Наиболее значимые шейхи от которых имам получил свои знания.Стр.: 5.

Наиболее известные из учеников имама ат-Табари.Стр.: 6.

Память имама, его сообразительность и внешний вид.Стр.: 7.

Убеждения имама.Стр.: 8.

Набожность имама и его образцовое исповедание религии.Стр.: 8.

Смелость и отвага имама на пути открытого призыва к истине.Стр.: 10.

Труды и произведения имама.Стр.: 11.

Смерть имама.Стр.: 13.

•1 Вступление и изложение причин, побудивших имама ат-Табари написать данное послание жителям Амуля в Табаристане. Стр.: 13.

1 Краткое изложение просьбы жителей Амуля. Стр.: 14.

2 Ужасные последствия, к которым приводят погружение в вопрос «имени (исм)» и «объекта, названного этим именем» (мусамма), без должного понимания и знаний. Стр.: 14.

•2 Пути познания, благодаря которым можно постичь суть религиозных положений. Что допустимо не знать из религии, а что – недопустимо, и в каких случаях ошибка стремящегося найти истину, может быть оправдана, а в каких - нет. Стр.: 18.

1 Разговор о том, когда знание некоторых вопросов становится обязательным, и каков метод познания, применимый в их случае, а также о том, незнание чего недопустимо в принципе. Стр.: 18.

2 Ответ на возражение относительно разницы между тем, кто усердно стремился к правильному, но допустил ошибку и тем, кто сознательно упорствует в ней. Стр.: 21.

3 Время, когда на разумного человека возлагается ответственность за невежество в вопросах единственности Аллаха. Стр.: 23.

•3 Глава о том, кто заслуживает того, чтобы о нем можно было сказать: «Он познал Аллаха должным образом, несовместимым с тем, чтобы его называли неверным». Стр.: 25.

1 Прием, не оставляющий му’тазилитам иного выхода кроме как согласиться с тем, что имена Аллаха указывают на обладание Им соответствующих атрибутов, точно так же, как Его сущность указывает на Его существование. Стр.: 26.

2 Прием, вынуждающий му’тазилитов признать судьбу (аль-када) и предопределение (аль-кадар) истиной. Стр.: 27.

•4 Глава о том, что из атрибутов Создателя можно постичь знанием лишь благодаря сообщениям извне, а не при помощи рационального познания. Стр.: 28.

1 Виды сообщений, которые могут служить неоспоримым доводом (худджа), не позволяющим человеку уйти от ответственности, и получить оправдание за их непринятие. Стр.: 32.

2 Об обязательности веры в атрибуты Аллаха, упомянутые в Писании Аллаха и Сунне. Стр.: 32.

3 То, что справедливо в отношении некоторых атрибутов, одинаково справедливо и в отношении остальных атрибутов. Стр.: 33.

4 Отведение сомнения тех, кто отрицает атрибут нисхождения Аллаха, или какие-либо другие из Его атрибутов. Стр.: 34.

5 Об обязательности веры в возможность узреть Аллаха в День Воскресения, продиктованная как священными текстами, так и здравым смыслом. Стр.:35.

•5 Глава о том, что проистекает из основ познания абсолютной единственности Аллаха, Его имен и атрибутов, не знать которые, как мы упоминали, непозволительно никому. Стр.: 35.

•6 Глава о первом разногласии. По вопросу о Халифате и назначении правителя (имама) мусульман. Стр.: 38.

1 Оспаривание власти курайшитов и постановление Шариата об этом. Стр.: 40.

2 Мнение хариджитов относительно совершающих грехи и их статуса в Исламе. Стр.: 41.

•7 Глава о втором разногласии. По вопросу о том, что является неоспоримым доводом Аллаха, не позволяющим уйти Его созданиям от ответственности. Стр.: 44.

•8 Глава о третьем разногласии. По вопросу о деяниях рабов Аллаха. Стр.: 46.

1 Убеждения Ахлю ас-Сунна уа аль-Джама’а по вопросу деяний рабов Аллаха, их доказательства и опровержение взглядов кадаритов. Стр.: 48.

2 Несостоятельность взглядов джабаритов относительно рабов Аллаха. Стр.: 49.

•9 Глава о четвертом разногласии. По вопросу о совершающих тяжкие грехи и о том, каков их статус. Стр.: 50.

1 Убеждения Ахлю ас-Сунна уа аль-Джама’а относительно совершающего тяжкие грехи, и их доказательства. Стр.: 52.

•10 Глава о пятом разногласии. О мурджиизме и определении понятия "вера". Стр.: 55.

•11 Глава о шестом разногласии. Увеличение и уменьшение веры. Стр.: 59.

•12 Глава о разногласии по вопросу Корана. Стр.: 62.

1 Прием рассуждений и аналогий, не оставляющий джахмитам иного выхода кроме как признать божественные атрибуты. Стр.: 63.

•13 Глава о разногласии по вопросу, о наказании в могиле. Стр.: 63.

1 Отрицание Мункара и Накира, а также других особенностей загробной жизни. Стр.: 67.

•14 Глава о разногласии по вопросу лицезрения Аллаха. Стр.: 69.

1 Дискуссия с отрицающими возможность лицезрения Аллаха и разбор их сомнений. Стр.: 71-74.

 

 

Краткие биографические сведения об Имаме Ибн Джарире ат-Табари.

1 Полное имя и почетные титулы имама:

 

Абу Джа’фар Мухаммад ибн Джарир ибн Йазид ат-Табари аль-Амули. Имел множество различных почетных званий и титулов, будучи удостоенным их вполне заслуженно, в качестве свидетельства о глубине его познаний и понимания.

 

Вот лишь неполный список его титулов: имам, муджтахид (ученый достигший высокого уровня самостоятельных суждений), муфассир (толкователь Корана), мухаддис (хадисовед), хафиз (знаток), факых (ученый, разбирающийся в тонкостях исламской юриспруденции), муаррих (историк), ‘алляма (выдающийся ученый), мукри (преподаватель правильного чтения Корана), сика (авторитет, достойный доверия), сабит (достоверный передатчик).

 

2 Кунья (прозвище) имама:

 

Общепризнанное, среди историков и ученых-биографов, прозвище имама - Абу Джа‘фар (отец Джа’фара), так он постоянно называл себя сам. Однако следует отметить, что помимо этого его называли Ибн Джарир (сын Джарира), относя его к своему отцу, а также ат-Табари с привязкой к месту его рождения – Табаристану.

 

 

3 Рождение и молодость имама:

 

Родился имам в селении Амуль, что в Табаристане, в конце 224 г.х. (839 г.г.) Там же он провел свое детство и юношество. Его отец был состоятельным человеком и все расходы на обучение и содержание сына взял на себя, чтобы тот полностью посвятил себя шариатским наукам и не отвлекался от знаний в поисках хлеба насущного. Такое решение его отец принял после того, как однажды во сне увидел, что его сын Мухаммад ибн Джарир шествует впереди самого пророка, да благословит его Аллах и приветствует, держа в своих руках мешок, доверху наполненный камнями, и бросая их впереди него. Этот сон ему истолковали как указание на то, что если его сын вырастет, то станет искренним служителем этой религии, и будет защищать шариат пророка, да благословит его Аллах и приветствует, от разного рода искажений. Именно это послужило причиной того, что наш имам занялся глубоким изучением религии в ранние годы своей жизни. Так, в семь лет он полностью выучил Коран, в восемь – стал руководить коллективной молитвой людей, а в девять – начал записывать хадисы, собирая их у шейхов Табаристана и его окрестностей, таких как Рэй и его провинции. Благодаря этому, он овладел крепким фундаментом для будущих знаний, приобрел закалку, и продолжил выбранный им путь, соперничая в постижении шариатских наук со своими сверстниками. И надо сказать, что многие в его время засвидетельствовали, что он опередил их в знаниях, отдавая дань его памяти и усердию в учебе, которые, с малых лет, сделали его одним из самых любимых учеников своих шейхов.

 

Вот, что рассказывал об этих годах своей юности сам имам: «Мы посещали Мухаммада ибн Ахмада ад-Дауляби, и изучали у него историю, а жил он в одном из селений Рэя, затем мы возвращались обратно, несясь сломя голову, как сумасшедшие, чтобы успеть на урок Мухаммада ибн Хумейда ар-Рази по записи хадисов».

Говорят, что от Мухаммада ибн Хумейда ар-Рази он записал более ста тысяч хадисов, параллельно изучив у него тафсир, а знания фикха взял у факиха земель Рэя – Абу Мукатиля. И всем этим ему удалось овладеть, не покидая пределов своей родины, будучи молодым юношей шестнадцати лет от роду, совсем недавно отметившим свое совершеннолетие. Далее молодой Ибн Джарир, с давних пор мечтавший во что бы то ни стало встретиться с имамом Ахмадом ибн Ханбалем, отправляется для этой цели в Ирак - за поиском новых знаний на чужбине. Все поездки имама, а также его пребывание в других странах спонсировались его отцом, который периодически отправлял ему деньги для того, чтобы тот полностью посвятил себя знанию, и не отвлекался ни на что иное, помимо него.

 

Так, имам ат-Табари рассказывал: «Однажды деньги отца, предназначенные на мое содержание, задержались, и я был вынужден оторвать рукава своей рубахи и продать их, чтобы выручить хоть какие-то средства». См. «Табакат аш-Шафи’йя» (3/120).

 

Перед своей смертью его отец завещал ему сельхозугодия, часть доходов с которых на протяжении всего года прежде посылал ему сам.

 

 

4 Путешествия на пути знаний:

 

Как только имам овладел основами шариатских наук у себя на родине, он отправился в путешествия на поиски знаний за ее пределами. Надо сказать, что поездки и личные встречи с виднейшими шейхами, при которых люди могли получать знания из уст в уста, являлись отличительной чертой всех ученых того времени. В нашем случае, необходимость этого была обусловлена также и тем, что имам ат-Табари жил в эпоху, в которой фиксация хадисов и устная передача их от шейха к ученику все еще продолжалась, а их многие письменные сборники еще не были составлены. Как мы уже говорили ранее, сначала имам начал свои поездки с селений Рэя, а затем отправился в Ирак для встречи с имамом Ахмадом ибн Ханбалем. Однако ему так и не удалось это сделать, так как, когда ему оставалось совсем немного, чтобы осуществить эту свою давнюю мечту, пришло известие о кончине имама Ахмада. Тем не менее, это не повлияло на решимость имама ат-Табари и он продолжил свой путь в Ирак, где в Багдаде, Басре и Куфе встретился с другими известными учеными и хафизами того времени. Среди которых, в частности, были Мухаммад ибн Башшар (более известный как Бандар), Исма’ил ибн Мухаммад ас-Судди, Ханнад ибн ас-Саррий, Мухаммад ибн аль-Мусанна, Мухаммад ибн ‘Абдуль-А’ля ас-Сан’ани, Ахмад ибн Муни’, Я’куб ибн Ибрахим ад-Даураки, Мухаммад ибн аль-‘Аля аль-Хамдани (он же - Абу Курайб), Аль-Хасан ибн Мухаммад ибн аз-За’фарани.

 

Затем он отправился в Шам, где в Бейруте встретился с знатоком Корана Аль-‘Аббасом ибн аль-Уалидом аль-Бейрути, переняв от него знания по способу чтения Корана (кыраат) жителей Шама.

В 253 г.х. (867г.г.) он отправился в Египет, но дойдя до Фустата, опять вернулся на земли Шама. В 256 г.х. (870г.г.) он предпринял еще одну попытку путешествия в Египет, и в этот раз добравшись до Каира, изучил там фикх шафиитского мазхаба у Ар-Раби’а ибн Сулеймана аль-Муради и Исма’ила ибн Ибрахима аль-Музани. Там же он повстречался с известным историком Мухаммадом ибн ‘Абдуль-Хакамом, а также Йунусом ибн ‘Абдуль-А’ля ас-Садафи, Ибн ас-Сираджем аль-Адибом и др. Кроме этого в Египте ему посчастливилось получать знания от соратников ‘Абдуллаха ибн Уахба аль-Кураши аль-Фихри - ученика имама Малика.

Затем он вернулся в Багдад, а оттуда к себе на родину в Табаристан. Затем совершил еще две поездки в Багдад, где, в конце концов, обосновался и жил вплоть до своей смерти в 310 г.х. (922г.г.)

 

Хатыб аль-Багдади в «Тарих аль-Багдад», со слов аль-‘Аббаса аль-Бакри, описывает интересный случай, произошедший с имамом ат-Табари в одном из его путешествий: «Как-то раз в Египте, в одной поездке встретились Мухаммад ибн Джарир, Мухаммад ибн Хузейма, Мухаммад ибн Наср аль-Маруази и Мухаммад ибн Харун ар-Руяни. В путешествии они сильно потратились, и у них не осталось никаких съестных припасов, из-за чего их стало мучить чувство голода. Вечером они собрались в доме, в котором остановились, и приняли решение, что тот из них на кого падет жребий, должен будет выйти к людям с протянутой рукой, и просить у них еду для своих товарищей. Жребий пал на Ибн Хузейму и он сказал остальным: «Дайте мне время для совершения двух ракатов истихары». Когда он приступил к молитве, а они остались сидеть при свете свечей, к ним в дверь постучался посланец местного губернатора. Они открыли и он сказал: «Кто из вас Мухаммад ибн Наср?» - ему указали: «Вот он!» Тогда гонец вынул кошель с пятьюдесятью динарами и протянул ему. Затем он сказал: «А кто из вас Мухаммад ибн Джарир?» - и когда ему указали на него, он также вручил ему кошель с пятьюдесятью динарами. Затем он таким же образом дал по пятьдесят динаров Ибн Хузейме и ар-Руяни, после чего сказал: «Вчера днем, когда амир отдыхал, ему приснился сон о том, что некие люди, каждого из которых зовут Мухаммад, страдают от голода так, что сгибаются пополам. Поэтому-то он и послал эти кошельки вам. И он заклинает вас Аллахом, если данный приказ будет выполнен, чтобы вы послали одного из вас к нему».

После приведения этой истории будет уместным отметить, что на протяжении всей истории исламской общины ее ученые, в массе своей, были людьми неимущими и бедными.

 

5 Наиболее значимые шейхи от которых имам получил свои знания:

 

Имам ат-Табари встретился со многими учеными своего времени, и воспринял знания от такого, поистине, огромного количества шейхов, перечислить каждого из которых поименно будет делом далеко непростым. Имам аз-Захаби, да помилует его Аллах, после того как упомянул самых важных из его учителей, сказал: «…помимо упомянутых шейхов, он обучался также у такого количества людей, которые числом своим могли бы составить не одну общину».

Мы последуем примеру имама аз-Захаби и упомянем лишь наиболее известных и весомых из его шейхов:

•Мухаммад ибн Хумейд ар-Рази ат-Тамими Абу ‘Абдулла (умер в 248 г.х.- 862 г.г.) – это один из первых его шейхов в Рэе. У него он изучал хадисы и тафсир.

• ‘Имран ибн Муса ал-Лейси аль-Басри, более известный как аль-Каззаз (умер в 240 г.х.- 854 г.г.)

•Абу Хаммам аль-Уалид ибн Шаджа’ ас-Сакуни (умер в 243 г.х.- 857 г.г.)

•Ахмад ибн аль-Муни’ аль-Багауи аль-Багдади Абу Джа’фар (умер в 244 г.х.- 858 г.г.) – составитель известного сборника хадисов «Муснад аль-Багауи».

•Мухаммад ибн аль-‘Аля аль-Хамдани Абу Курайб аль-Куфи (умер в 247 г.х.- 861 г.г.) Выдающийся Хафиз города Куфы. От него имам ат-Табари перенял около ста тысяч хадисов. Несмотря на свою высокую ученую степень Абу Курайб был человек своенравным и даже несколько грубым. Так, имам ат-Табари рассказывал об одном занятном инциденте, произошедшем между ним и этим шейхом: «Однажды я вместе с другими людьми, изучающими хадисы, пришел к дому Абу Курайба, и стал ждать его выхода. Однако вместо того, чтобы выйти Абу Курайб принялся наблюдать за нами из окна. Ученики же, желая войти в дом, начали шуметь и громко звать его. Тогда он спросил нас: «Кто из вас выучил все, что записал с моих слов?» - присутствовавшие начали расспрашивать об этом друг друга, пока не дошли до меня и не спросили: «Ты выучил все, что записывал от него?» И я ответил: «Да». Тогда они сказали Абу Курайбу: «Спроси вот этого» - и я принялся рассказывать: «Поведал нам такой-то, в таком-то месте, в такой-то день…» Абу Курайб продолжал расспрашивать меня до тех пор, пока не проникся уважением ко мне, а когда закончил, сказал: «Вот ты-то и заходи ко мне». Я вошел, и он удостоил меня беседы с ним».

•Ханнад ибн ас-Сарий ат-Тамими аль-Куфи (умер в 243 г.х.- 857 г.г.)

•Мухаммад ибн ‘Абдуль-Малик ибн Абу аш-Шауариб аль-Басри аль-Умауи (умер в 244 г.х.- 858 г.г.)

•Мухаммад ибн Башшар аль-‘Абди аль-Басри (умер в 252 г.х.- 866 г.г.)

•Имам хафиз Я‘куб ибн Ибрахим ад-Даураки (умер в 252 г.х.- 866 г.г.)

•Бишр ибн Му’аз аль-‘Акади аль-Басри (умер в 245 г.х.- 859 г.г.)

•Мухаммад ибн ‘Абду аль-А’ля ас-Сан’ани аль-Басри (умер в 245 г.х.- 859 г.г.)

Все перечисленные выше шейхи являются хафизами (знатоками) хадиса и помещены в один ряд не случайно. Дело в том, что все они были современниками имама Ахмада и находились с ним в одном временном звене передатчиков хадисов, а соответственно от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, их отделяла самая короткая цепочка, и имам ат-Табари успел застать их живыми.

•Ар-Раби’ ибн Сулейман аль-Азди (умер в 256 г.х.- 870 г.г.). Имам ат-Табари встретился с ним в Египте, изучал у него фикх и высказывания имама аш-Шафии.

•Аль-Хасан ибн Мухаммад ибн аз-За’фарани аль-Багдади аш-Шафи’и (умер в 260 г.х.- 874 г.г.) – изучал у него фикх шафиитского мазхаба.

•Исма’ил ибн Яхья аль-Музани (умер в 264 г.х.- 878 г.г.) – ученик имама аш-Шафи’и.

•Мухаммад ибн ‘Абдулла ибн ‘Абдуль-Хакам аль-Малики (умер в 268 г.х.- 881 г.г.) – историк. Являлся одним из тех, кого за правильные вероубеждения изгнали из Египта, во время смуты еретиков по вопросу о «сотворенности Корана». Однако, несмотря на это, он сумел выстоять перед лицом этой напасти и не поддался на призыв раскольников, а спустя какое-то время даже вернулся в Египет.

•Йунус ибн ‘Абдуль-А’ля ас-Садафи (умер в 264 г.х.- 878 г.г.) – изучал у него шафиитский мазхаб, а также передачи хадисов со слов имама аш-Шафи’и.

•Сулейман ибн ‘Абдур-Рахман ибн Халляд ат-Тальхи (умер в 252 г.х.- 866 г.г.) – у него он изучил различные способы чтения (кыраат) Корана.

• ‘Али ибн Сирадж аль-Мисри Абу аль-Хасан (умер в 308 г.х.- 920 г.г.). Имам изучал у него тонкости грамматики арабского языка и литературу.

•Ахмад ибн Яхья Са’ляб аль-Куфи – у него он также изучал грамматику и литературу.

•Абу Мукатиль – у него в Рэе имам ат-Табари изучил фикх ханафитского мазхаба. В итоге он овладел знаниям фикха трех мазхабов распространенных в его время, наряду с фикхом захиритов, который он изучал у основателя их мазхаба Дауда ибн ‘Али аль-Асбахани аз-Захири (умер в 270 г.х.- 883 г.г.)

•Шейх аль-‘Аббас ибн аль-Уалид аль-Бейрути. – у него, как мы уже упоминали выше, имам изучал способ чтения (кыраат) Корана жителей Шама.

 

 

6 Наиболее известные из учеников имама ат-Табари:

 

Как мы уже сказали, имам ат-Табари, да помилует его Аллах, начал получать знания еще в раннем возрасте, успел застать многих крупных ученых и обучаться у них и овладел самыми короткими цепочками преданий, отделяющих его от пророка, да благословит его Аллах и приветствует. По причине этого, а также того, что сам он прожил достаточно долгую жизнь (около восьмидесяти шести лет) – многие искатели знаний его времени стремились обучаться у него, дабы перенять все то, что он взял от величайших ученых этой общины. Среди наиболее известных и оставивших след в истории исламской общины его учеников можно выделить следующих:

•Абу Шу’айб ‘Абдулла ибн аль-Хасан аль-Харрани (умер в 295 г.х. – 908 г.г.) – был старше имама ат-Табари и изучал у него только хадисы. Из его произведений на сегодняшний день уцелела лишь небольшая рукопись о пользах, извлекаемых из некоторых хадисов, переданных им. Она хранится в библиотеке государственного университета эр-Рияда.

•Имам хафиз Абу аль-Касим Сулейман ибн Ахмад ат-Табарани (умер в 360 г.х. – 971 г.г.) – автор известных сборников хадисов «Му’джам аль-Кабир», «Му’джам аль-Аусат», «Му’джам ас-Сагир», а также других своих произведений. Являлся крупным специалистом науки об отводе и признании надежности передатчиков хадисов (джарх уа та’диль). Изучал у имама хадис и тафсир.

•Шейх аль-Кады Абу Бакр Ахмад ибн Камиль (умер в 350 г.х. – 961 г.г.) – являлся судьей города Куфы, автор различных произведений в области фикха, таких как «Шурут аль-Кабир» и «Джами’ аль-Фикх», а также в области истории и различных способов чтения (кыраат) Корана. В вопросах фикха придерживался мазхаба своего учителя, и даже написал книгу, посвященную его биографии.

•Имам Абу Ахмад ‘Абдулла ибн ‘Ади (умер в 365 г.х. – 976 г.г.) – автор книг «Аль-Камиль фи ду’афаи ар-риджаль» и «’Иляль аль-Хадис».

•Аль-Кады Абу аль-Фарадж аль-Му’афа ибн Закария ан-Нахрауани, более известный как Ибн Таррар (умер в 365 г.х. – 1000 г.г.) – был одним из известнейших ученых своего времени, отличался феноменальной памятью и умом. Самый выдающийся из учеников имам ат-Табари в знании его книг наизусть. Так, наизусть он знал весь мазхаб своего учителя и даже написал комментарии к его книгам «Аль-Хафиф» и «Ахкаму шараи’ аль-Ислям». Автор толкования Корана «Аль-Баян аль-муджиз ‘ан ’улюм аль-Куран аль-Му’джиз» в шести томах.

Помимо этих, у имама ат-Табари были множество других учеников, которые хоть и не были столь заметны, как предыдущие, однако благодаря обучению у самого ат-Табари, снискали известность и почет среди людей.

 

Ученые-биографы, упоминали о том, насколько трепетным и заботливым был имам ат-Табари к своим ученикам. Он часто посещал их, когда они болели, утешал и помогал бедным из их числа, а также оказывал им многие благодеяния, за что заслужил их любовь и уважение. Ученики имама ат-Табари отдавали должное не только его знаниям и памяти, но также его нравам, благовоспитанности и великодушию. Порой имам из-за отъезда кого-либо из своих учеников переносил уроки до тех пор, пока этот ученик не возвращался, чтобы не получилось так, что из-за своего отсутствия тот упустит что-либо из знаний. Так он делал, когда приступал с группой своих учеников к изучению какой-то определенной книги, что же касается передачи и записи хадисов, то уроки по ним он не приостанавливал. Также он часто советовался со своими учениками по поводу объема текста, который они записывали от него под диктовку, видя, что многие неспособны его осилить.

 

Одним из свидетельств его заботы о своих учениках может служить история, которую передают некоторые биографы. Однажды на одном из собраний имама ат-Табари его ученик аль-Кады ибн Камиль подвергся оскорблению со стороны других его учеников, из-за чего надолго покинул его уроки. Когда же имам ат-Табари сумел встретиться с ним, то стал просить у него прощения и оправдываться, словно это он оскорбил его, и делал это до тех пор, пока тот не забыл об обиде и не вернулся к занятиям.

 

Распорядок дня имама ат-Табари, как описывают его современники, был следующим: он завтракал, затем одевал льняную рубаху с короткими рукавами, умащенную сандалом и розовым маслом, и ложился спать. Затем он вставал, совершал омовение и приступал к полуденной молитве, после чего вплоть до наступления времени следующей молитвы посвящал время работе над своим книгами и сочинениями. После совершения послеполуденной молитвы он садился со своими учениками и диктовал им под запись новый материал, а также занимался закреплением пройденного и разъяснением того, что им было неясно, и так до наступления времени закатной молитвы. После закатной молитвы и вплоть до наступления вечерней, он давал уроки по фикху, а после совершения намаза возвращался к себе домой. Ночное время он посвящал чтению своей дневной нормы Корана, сну и прочим своим делам.

 

 

7 Память имама, его сообразительность и внешний вид:

 

Имам ат-Табари был высокого роста, имел стройное телосложение, смуглую кожу и широко посаженные большие глаза. У него была густая черная борода с незначительной проседью и черные волосы. Незадолго до своей смерти, уже после того, как скончался его шейх Дауд аз-Захири, он потерял зрение. Он был разборчив в пище, не любил финики и мед. Страдал хроническим плевритом, который время от времени обострялся.

 

Имам ат-Табари был известен тем, что имел некоторые знания по медицине и когда заболевал, лечил себя сам. Рассказывают как однажды, во время его болезни, визирь ‘Али ибн ‘Иса направил к нему врача, и когда тот пришел к нему, имам стал описывать ему свой недуг, рассказывать какие лекарства он принял, а также какие меры собирается предпринять еще. Выслушав его, врач сказал: «У меня нечего добавить к тому, что ты сам прописал себе и клянусь Аллахом, если бы ты был из числа нашей общины *, я непременно был бы твоим последователем».

*[Вероятно, под общиной он имел в виду врачей в целом, хотя не исключено также, что он был христианином].

 

Что касается памяти и ума имама ат-Табари, то это не нуждаются в особых похвалах, поскольку общеизвестно, что они были совершенны. О многом говорит история с его шейхом Абу Курайбом, которую мы приводили выше, а также то, что в свои семь лет он выучил Коран наизусть. В дополнение к этому можно привести также и то, что его шейх Абу аль-Хасан ‘Али ибн Сирадж аль-Мисри не знал никого, кто бы помимо ат-Табари знал наизусть поэму Тырмаха Ибн Хакима «ад-Диуан» [Одна из самых длинных поэм на арабском языке]. Мало того что имам ат-Табари знал ее наизусть, так он еще и записал шейху эту поэму с разъяснением значений редких и малопонятных слов, которые в ней встречаются. Уместным будет привести и слова самого имама ат-Табари о своих феноменальных способностях. Так, он рассказывал: «Однажды я попросил у своего друга книгу о стихотворных размерах и метрике «аль-‘Уруд» известного знатока арабского языка и связанных с ним наук имама Халиля ибн Ахмада аль-Фарахиди. Он принес мне ее, и я прочитал ее за ночь. И если вечером я ничего не смыслил в стихотворных размерах, то уже утром я стал специалистом в этом вопросе».

 

Примеров подобных ему в последующих поколениях этой общины было не так уж и много и одним из них был шейх аль-Ислам Ибн Таймийя, да помилует его Аллах.

 

 

8 Убеждения имама:

 

Имам Мухаммад ибн Джарир ат-Табари является одним из величайших ученых последователей Сунны и единой общины (Ахлю Сунна уа-ль-джама'а), следующих вероубеждениям и пути первых поколений мусульман (саляф салих) в вопросах божественной единственности и исключительности Аллаха (таухид), а также других основах правильных вероубеждений. Он во всем следовал мазхабу ученых-последователей хадиса (ахль аль-хадис), которые являются спасшейся и победоносной общиной. Неизвестно, чтобы он в чем-то противоречил им и его тафсир Корана «Джами’ аль-Баян», служит лучшим тому подтверждением.

 

Стоит отметить, что некоторые его современники обвиняли его в кое-каких заблуждениях, однако все это было далеко от истины, как писал об этом имам аз-Захаби, да помилует его Аллах, сказавший: «Имам ат-Табари относился к числу мужей, отличавшихся своим совершенством. Были те, кто порочил его, обвиняя в некоторой склонности к шиизму, однако мы не видели от него ничего кроме блага. Так некоторые из них передавали от него, что во время омовения, вместо мытья ног, он разрешал протирать их (подобно шиитам), однако мы ни разу не встречали этих слов в его книгах».См. «Сияр А’лям ан-Нубаля» (14/277).

 

Также имам аз-Захаби писал: «Сын Абу Дауда и его сторонники выступили против Ибн Джарира, причислив его к «новшеству ляфза». В ответ на это он составил прекрасный и известный нам труд, посвященный вероубеждениям, в котором разъяснил свою полную непричастность к тому, что несправедливо говорили о нем, заставляя его страдать от этого».См. «Мизан аль-И’тидаль» (2/435).

 

Речь идет о его книге «Сарих ас-Сунна» [Также она известна под названиями «Шарх ас-Сунна» и «’Акыда Ибн Джарир» ], в которой он кратко изложил свои убеждения и подтвердил, что является последователем ученых первых поколения Ислама (саляф салих). Шейх аль-Ислам ибн Таймия писал: «В книге «Сарих ас-Сунна» Абу Джа’фар ат-Табари описал известный мазхаб последователей Сунны по вопросу Корана, лицезрения Аллаха, веры, предопределения, сподвижников и прочего».(См. «Маджму’ аль-Фатауа» 6/187)

 

 

9 Набожность имама и его образцовое исповедание религии:

 

Отличительной чертой ученых Ислама, в любую эпоху, являлось их строгое соблюдение законоположений религии, которые они познали из первоисточников, и в этом отношении имам ат-Табари, да помилует его Аллах, не был исключением.

 

Он всегда добросовестно выполнял все свои религиозные обязанности, даже если это давалось ему нелегко.

 

Его соратник Абу Бакр ад-Динауари рассказывал: «Это было в понедельник, в тот день, когда он скончался. Ибн Джарир попросил принести ему воды, чтобы совершить омовение для полуденной молитвы или же для того, чтобы просто обновить его. Тогда люди стали говорить ему: «Отложи полуденную молитву до наступления времени послеполуденной и соверши их вместе, ведь Аллах, Пречист Он, сделал послабление для больных и людей, имеющих веские основания для совмещения молитв, о чем говорится в хадисе Ибн ‘Аббаса, Абу Хурайры и др.» Однако имам, да помилует его Аллах, отказался, и об е молитвы совершил отдельно – каждую в свое время, в самом совершенном и прекрасном виде. После чего, к концу этого дня, он скончался».

 

Имам ат-Табари был из числа ученых, которые за всю свою жизнь так ни разу и не женились. Он часто говорил о себе следующее: «Я никогда не снимал своих штанов ни для запретного, ни для дозволенного».

 

Имам ат-Табари обладал красивым и проникновенным голосом, из-за чего, в месяц Рамадан, ему поручали руководить молитвой-тарауих и виднейшие ученые его времени приходили для того, чтобы послушать его прекрасное чтение Корана. Абу ‘Али ат-Тумари рассказывал: «Во время Рамадана, я ходил в мечеть вместе с Абу Бакром ибн Муджахидом * для совершения там молитвы тарауих под его руководством. Как-то раз, в одну из последних десяти ночей Рамадана, он вышел из своего дома и пошел по направлению к своей мечети, однако дойдя до нее, прошел мимо, и продолжал идти пока не дошел до мечети Ибн Джарира, находившейся в конце «Базара аль-‘Аташ». Дойдя до нее, он встал рядом с ее входом, а в это время Ибн Джарир читал суру «ар-Рахман». Шейх долго слушал его чтение, затем повернулся и пошел обратно. Все это время, находясь вместе с ним, я спросил его: «Учитель, ты заставил людей ждать тебя только для того, чтобы послушать его чтение?!» - на что он ответил: «Перестань, о Абу ‘Али. Вот уж не думал я, что Аллах создал человека, способного так прекрасно читать Коран!»

*[Имам, знаток Корана, хадисовед, специалист по арабской грамматике Ахмад ибн Муса ибн аль-‘Аббас ибн Муджахид аль-Багдади, (245-324г.х.) ].

 

Одним из свидетельств набожности и богобоязненности имама может служить история произошедшая с ним и халифом того времени Аль-Муктафи биЛлях (289-295 г.х.), который однажды сказал своему визирю Аль-Хасану ибн ‘Аббасу: «Я хочу потратить средства в качестве благотворительности, на которые была бы составлена книга, со всеми достоверными и правильными высказываниями ученых, чтобы положить конец разногласиям». Ему сказали: «Это не под силу никому кроме Ибн Джарира».

Тогда он велел привести к нему Ибн Джарира, которому и было поручено составить для них эту книгу. Когда работа была завершена, халиф распорядился выдать ему вознаграждение в виде денег, которых бы хватило на целый год безбедной жизни, но имам отказался от них. Тогда халиф стал настаивать на том, чтобы он взял плату, либо попросил о выполнении какого-либо своего желания. И имам сказал: «Да. У меня есть одно желание. Я прошу правителя верующих о том, чтобы он отправил к моему жилищу стражу, которая бы не пускала ко мне попрошаек, приходящих за подаянием каждую пятницу».

После этих слов халиф и его губернаторы прониклись уважением к имаму, да помилует его Аллах, и выполнили его просьбу.

Также рассказывают, как однажды визирь Аль-‘Аббас ибн аль-Хасан послал имаму ат-Табари письмо с просьбой составить для него краткий сборник по вопросам фикха, в ответ на которую имам написал свой труд «Аль-Хафиф фи ахками Шараи’ аль-Ислям». Он отправил этот труд визирю, тот прочитал его, и, будучи изумлен написанным, отправил имаму тысячу динаров в качестве подарка. Однако имам, да помилует его Аллах, отказался принять их. Когда визирь узнал об этом, он попросил, чтобы имам взял их и раздал в качестве подаяния тому, кому считает нужным. Однако имам сказал: «Они и без меня знают тех, кто заслуживает их подарков».

 

 

10 Смелость и отвага имама на пути открытого призыва к истине:

 

Имам ат-Табари жил во времена великих смут, в условиях разгула и массового распространения среди людей взглядов таких заблуждений сект, как джахмиты, му’тазилиты, рафидиты, хариджиты и прочие приверженцы нововведений. Однако он не обращал внимания на их силу и многочисленность, а также возможные угрозы с их стороны, и продолжал открыто разъяснять истину, указывая на их ошибки и опровергая их в своих книгах.

 

Так, имам аз-Захаби, описывая его, сказал: «Мухаммад ибн Джарир был из числа тех, кого не пугали порицания и упреки, и это не смотря на то, какие серьезные обиды и гадости ему пришлось стерпеть со стороны невежд, завистников и еретиков».

 

В своих кружках, посвященных знанию, имам ат-Табари не делил учеников по принципу знатности и достатка и относился ко всем одинаково, чем бы это ему ни грозило. Ибн ‘Асакир приводит со слов ‘Усмана ад-Динауари (ученика имама ат-Табари) одну занимательную историю, лишний раз иллюстрирующую исключительную смелость и правдолюбие его учителя. Так ‘Усман рассказывал: «Однажды я присутствовал на уроке Мухаммада ибн Джарира ат-Табари, на котором в числе пришедших был и сын визиря Аль-Фадль ибн Джа’фар ибн аль-Фурат. Когда дошла очередь чтения до одного из учеников, этот ученик пропустил ее, а на вопрос Ибн Джарира: «Почему ты не читаешь?» - указал в сторону сына визиря, дав понять, что он уступает свою очередь ему. Тогда ат-Табари сказал: «Если подошла твоя очередь, то пусть тебя не заботят ни Тигр, ни Евфрат». *

Рассказав эту историю, ад-Динауари сказал: «Эти слова являются показателем его тонкого чувства юмора, красноречия и отсутствия особого внимания к сыновьям «хозяев жизни»».

*[На арабском название реки Евфрат звучит как «аль-Фурат» и ат-Табари упомянул в своих словах названия этих рек, дав понять собеседнику, чтобы он не обращал внимания на сына визиря Аль-Фадля ибн Джа’фара ибн аль-Фурата и не боялся его].

 

Имам ат-Табари был стойким в истине и отважным на пути ее отстаивания, даже если



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: