Христианство и культура.




Как известно, Советский Союз был самой читающей страной в мире. Отлично помню, что во времена моего детства читали практически все – начиная с воспитательницы в детском саду, которая присматривала за нами поминутно опуская глаза в книгу, заканчивая моим отцом, который, будучи простым моряком, был записан в несколько библиотек и нередко предпочитал книгу телевизору.

С той поры прошло немногим больше тридцати лет, но теперь наша страна если и опережает кого по числу читающих граждан, то лишь те государства, где грамотных жителей по одному на тысячу. Люди перестали читать так же массово, как тридцать лет назад увлекались чтением. Сегодняшняя жизнь этому вполне способствует – царящая повсюду суета, вечная спешка и занятость, жизнь на работе, общение по телефону, досуг в Интернете… Где уж тут читать? В этой атмосфере сформировалось целое поколение и надежд на перемены нет никаких. Правда кое-кто из тех, кто поумнее уже начинает бить тревогу, понимая всю незавидность перспектив, открывающихся перед нечитающей страной. Но то ли заявляют они о себе слишком тихо, то ли правоту свою доказывают слишком робко, а обращают на них внимание лишь те, кто и так любви к чтению никогда не терял.

Но при чём же тут Церковь, спросите вы. При том, отвечу я, что никакое другое общество не испытывает стольких проблем от всеобщего равнодушия к чтению, как наше, церковное.

 

Христианство и культура.

 

Однажды Иосифу Бродскому (еврею по национальности) задали провокационный вопрос: «Почему вы христианин»? «Потому что я не варвар», – не раздумывая ответил поэт. Своим ответом Бродский подчеркнул важную мысль: христианство неотделимо от культуры. Варвар, огульно отвергающий всё «во имя Христа» отвергает, тем самым и Самого Христа. Ведь Христос в своей проповеди опирался именно на культуру. Все Его многочисленные ссылки на Писание, апелляции к «закону и пророкам» есть ни что иное, как раскрытие тесной связи между Евангелием и культурой, в контексте которой оно изложено. Вне культурного контекста Евангелие не может быть до конца понятым – в истории тому примеров множество. Большинство авторитетных толкователей Писания, таких как Василий Великий или Иоанн Златоуст, были глубоко образованными и высококультурными людьми, тогда как те, кто был чересчур категоричен в отрицании (едва ли не всего – от философии до культуры в целом), как например, Тертуллиан или «христианский варвар» Татиан, заканчивали жизнь вне Церкви.

 

Нечитающий человек чужд культуры. Вне культуры не воспринимается ни Евангелие, ни Церковь, которая этим Евангелием живёт. Те вопросы, которые с недоумением, а то и с возмущением сегодняшнее общество адресует Церкви возникают не оттого, что «и в Церкви всё не так». Их причина в абсолютном непонимании сути Церкви и её миссии в мире. Лично я, когда слышу подобные вопросы-упрёки предпочитаю не пускаться в пространные объяснения и довольствуюсь одной единственной фразой, позаимствованной у Ходасевича: «Земное, что о небесном знаешь ты»?

Тем более, что практически у каждого время от времени появляется возможность узнать и о небесном. В храм человека приводят самые разные причины и многие, придя однажды, совсем не стремятся вернуться в обычную жизнь. Воцерковление – это всегда открытие. Причём открывает для себя человек, ни много ни мало, целый мир, новый и абсолютно незнакомый. Здесь кто угодно приучится читать. Во-первых, появляется желание побольше узнать, а во-вторых, книг на соответствующую тематику в наших магазинах и лавках – читать, не перечитать.

 

Высокая планка духовности

 

Впрочем, не стоит забывать: культуры чтения современный человек, зачастую, лишён, а внезапно проснувшееся желание читать ни в коей мере не компенсирует её отсутствия. А человек, меж тем, читает всё подряд – от пособий к исповеди, до «Добротолюбия». И чем более «высокодуховен» круг чтения неофита, тем больше «болезней роста» предстоит ему испытать вначале духовного пути.

Дело в том, что духовные и аскетические книги (даже самые простые, вроде поучений аввы Дорофея и творений Феофана Затворника) ставят перед человеком заведомо высокую планку. Контраст между грехом, от которого совсем недавно отвратился новоначальный, и святостью, которой проникнуто каждое отеческое слово, огромен, но горящего энтузиазмом неофита это мало смущает. В его представлении духовная жизнь не долгий, кропотливый и подчас изматывающий труд, а стремительный скачок от греха к праведности. И не беда, что праведность, за неимением опыта, не подлинная, а вычитанная в книгах и разыгранная в жизни. Только вот по мере соприкосновения с реальной жизнью такая «праведность» либо проходит как болезнь (что нормально), либо, как болезнь же, переходит в хроническую форму и тогда мы, не успев воспитать в человеке христианина, получаем фанатика. Есть, правда, третий вариант, когда разочарование в мнимой духовности приводит к кризису веры, но о грустном в следующий раз.

Сейчас важно только то, что быстро достигнуть той духовной высоты, на которой написаны лучшие аскетические труды, невозможно. Подъём на неё занимает, зачастую, целую жизнь и требует терпения и самоотдачи.

 

Что читать неофиту?

 

Однако нельзя начать подъём, не чувствуя под ногами твёрдой почвы. Большое начинается с малого и духовные законы постигаются лишь тем, кто предварительно постиг законы житейские. Знание жизни даёт литература. Не духовная, нет. Я вообще убеждён, что в первые год-два церковной жизни современному неофиту из духовной литературы стоит читать лишь Евангелие. Максимум – Новый Завет. Основной же круг чтения пускай составляет литература светская.

Классики русской литературы, в большинстве своём, были знатоками человеческих душ. Они мастерски изображали красоту и притягательность добродетели, уродство и мерзость греха, пустоту души, потерявшей Бога и радость сердца, открывшегося Ему. Самая невостребованная сегодня добродетель вдруг вызывает восхищение, самый, будто бы, безобидный грех предстаёт смешным и нелепым. Светская литература показывает нам земную жизнь такой, какая она есть, духовная рисует её такой, какой она должна быть. И потому начинать читать нужно всегда со светской литературы, постепенно расширяя круг чтения за счёт литературы духовной. Но даже тогда, когда любая духовная литература станет востребованной и понятной, полностью отказываться от светских книг не стоит – причастность культуре никогда не повредит.

 

Так что же читать неофиту? Начать, как по мне, стоит с прозы Пушкина, с «Капитанской дочки», «Дубровского» и «Станционного смотрителя». Продолжить этот ряд могут «Господа Головлёвы» Салтыкова-Щедрина, повести Чехова: «Смерть чиновника», «Панихида», «Убийство», «Архиерей», «Скрипка Ротшильда», «Толстый и тонкий». Не лишним будет знакомство и с произведениями Солженицына, такими как «Матрёнин двор», «Случай на станции Кочетовка», «В круге первом».

При этом, повторюсь, чтение стоящей светской литературы никак не повредит и духовно зрелым христианам. В этом плане полезны Достоевский, всё тот же Чехов, Тургенев, Гоголь, Булгаков. Из поэзии: Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Фет. Зимней порой особенно легко читаются стихи Бунина. На глубокие размышления способна натолкнуть поэзия Цветаевой, Ахматовой, Гиппиус, Ходасевича, Бродского.

Прот. Владимир

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: