Портрет
Портрет – (от старофранц. portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту») это изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности.
Портрет может исполняться в любых видах искусства: в живописи, графике, скульптуре, гравюре, фотографии и пр. Помимо художественных портретов существуют литературный, психологический, криминалистический портреты. [12]
Главной целью портрета в изобразительном искусстве является отражение внешних характеристик модели. Через внешние атрибуты отражается и внутренний мир натуры.
Классификаций видов портрета достаточно много, попробуем их классифицировать.
· Портрет-картина — позирующий представлен в сюжетно - смысловой взаимосвязи с окружающими его миром вещей, природой, архитектурными мотивами
· Семейный портрет – портрет нескольких членов семьи.
· Автопортрет — отдельный поджанр, художник изображает сам себя.
· Исторический портрет — художник изображает какого-либо человека из прошлого на основе вспомогательного (литературно-художественного, документального и т. п.) материала
· Посмертный портрет — сделан после смерти изображённых людей по их прижизненным изображениям или даже полностью сочинённый.
· Костюмированный портрет — человек представлен в виде аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа.
По характеру изображения портреты бывают:
Парадный портрет — портрет в полный рост, в архитектурном или пейзажном фоне. Фигура, как правило, стоящая, сидящая или на коне. Имеет внушительный размер. В зависимости от атрибутов парадный портрет бывает (рис. 13):
|
· Коронационный
· Конный
·
Рис. 13 |
· Охотничий
Полупарадный портрет— обладает той же концепцией, что и парадный портрет, но имеет обычно поясной срез и значимые аксессуары.
Камерный портрет — портрет на нейтральном фоне. Как правило, используется поясное, погрудное, оплечное изображение.
· Интимный портрет — подтип камерного портрета с нейтральным фоном. Выражает доверительные отношения между художником и портретируемой моделью.
· Миниатюрные портреты, выполненные акварелью и тушью
Классификация по размеру:
· Портретная миниатюра
· Станковые работы
· Монументальные (скульптурный монумент, фреска, мозаика).
· Двойной портрет (два отдельных холста, объединенных между собой, изображает, как правило, супругов)
Классификация по форме:
· Прямоугольные:
Вертикальный формат — в случае одиночного портрета, самый популярный из форматов
Горизонтальный формат — в случае группового портрета, редко используется в случае изображения одной модели
· Квадратный
· Овальный
· Круглый
Важной характеристикой портрета также является поворот головы (рис. 14)[1, 7]:
· анфас
· в четверть
· вполоборота
· в три четверти
· в профиль
· с затылка
Рис. 14 |
|
Основные функции, которые несет в себе портрет, неизменны на протяжении всего существования портрета как жанра.
Главная функция - это напоминание. Первоначально, основная функция была полна религиозного смысла. Портреты несли в себе магию, были частью погребения. Создаваемый портрет как бы замещал после смерти существующего человека. Как напоминание, портреты составляли семейную хронику, подтверждали существование людей. [7]
В средние века портрет стал больше идеализировать земную жизнь портретируемого, предавая его канонам, а в эпоху ренессанса стал отображать богатство, власть и человеческую натуру. Но функция напоминания все равно всегда лежала в основе создания портрета.
И только с возникновением фотоаппарата, лидирующее место заняла функция познания психологии человека, желание отобразить его чувства, эмоции, характер в момент времени, желание отразить в портрете какую-то особую деталь, которую не может зафиксировать фотоаппарат.
Автопортрет
Автопортрет (от др. греческого «auto» - сам) – это поджанр портрета, в котором художник изображает сам себя. Как правило, автопортрет это живописное произведение, но бывает и фотографическое, скульптурное, литературное.
|
Как поджанр портрета, несет в себе те же функции, цели и задачи что и портрет, его можно отнести ко всем классификациям портрета.
Два основных вида портрета выделяет искусствовед Г. Л. Васильева – Шаляпина:
· Профессиональный (художник изображает себя за работой)
· Личностный (раскрывает личностные особенности и свои эмоции)
Она же дает более широкую характеристику, больше схожую с характеристикой портрета:
· вставной автопортрет — художник изображен в группе персонажей какого-то сюжета
· представительский или символический, автопортрет — художник изображает себя в образе исторического лица или религиозного героя
· групповой портрет — художник изображен с членами семьи или другими реальными лицами
· отдельный автопортрет — художник изображен один.[3]
Автопортрет интересен художникам, прежде всего тем, что здесь у него полная возможность исследования самого себя.Возможность изобразить себя таким, каким он хочет, чтобы его увидели люди. Это исповедь, которую художник рассказывает холсту, а через него и зрителю. На создание автопортрета художников всех времен толкало желание показать свое мастерство, увековечить себя в чем то осязаемом.
В автопортрете большую роль играют не внешнее сходство, а атрибуты, поза, взгляд. Большую чем в портрете, смысловую нагрузку несет цвет, если мы говорим о живописи, техника лепки в скульптуре. Именно в ней заключается возможность передачи настроения, внутреннего мира, экспрессии.