Введение
Тему своей курсовой работы я выбрала не случайно. Меня всегда привлекали автопортреты известных художников. Они интересовали меня тем, что за этими работами стоит всегда что-то большее, нежели портрет. За ними всегда можно проследить настроение автора, связать воедино цвет и переживания, форму и настроение.
Автопортреты бывают разные. В одних можно проследить весь творческий путь художника, как это мы можем сделать, взглянув на серию автопортретов Пабло Пикассо. В других заметить душевные муки творца, важные события в его жизни, например как у Фриды Кало.
В свое время автопортреты писали все известные художники. Ведь что может быть важнее и,вместе с тем, сложнее, чем исследование самого себя? В работе над портретом, художнику необходимо умение создавать и передавать внутренний мир натуры. А познать другого человека можно лишь тогда, когда ты знаешь самого себя. Такие известные творцы, как А. Дюрер, Леонардо да Винчи, Рембрандт ван Рейн, П. Рубенс создавали свои автопортреты, с завидной периодичностью. Яркие представители этого жанра были русские художники К. Брюллов, М. Врубель, И. Репин, З. Серебрякова.
Мотивами обращения художников к этому жанру в разные времена являлись желание увековечить свою личность, быть узнанным, противопоставить себя миру, интерес к особенностям собственной внешности, тяга к самопознанию, желание осмыслить собственную жизнь, игра с образом, творческий эксперимент, декларация жизненной позиции, потребность в исповеди и др.
Помимо художников, тема автопортрета интересует многих искусствоведов. Исследованиями в этой области занимались Л. С. Зингер, Г. Л. Васильева-Шаляпина, Н. Андронов, Н. Дмитриева.
|
Цели моей работы - это изучение особенностей создания образа в портрете на основе работы над автопортретом, раскрытие исторического аспекта в развитии портрета и автопортрета, анализ работ мастеров.
Для выполнения своих целей я поставила следующие задачи:
1. Изучение исторического аспекта в развитии портрета и автопортрета
2. Определить особенности автопортрета и портрета. Классифицировать их и дать определения.
3. Исследовать выдающиеся работы в жанре автопортрета.
4. На основе исследованного материала и собственных поисков создать композицию в своей работе над автопортретом.
Для решения поставленных задач я планирую использовать различные методы, такие как анализ техник и приемов разных мастеров, изучение литературы.
В итоге я должна буду получить материал, который сможет наиболее глубоко и подробно раскрыть мою тему, и дать читателю полное представление об истории развития, видах портрета и автопортрета, о работах известных мастеров и наглядный пример применения полученных знаний. Надеюсь, что знания, полученные в ходе моей курсовой работы, смогут быть использованы в качестве теоретической основы и наглядного пособия при изучении темы портрета.
Глава I. История развития портрета и автопортрета.
Портрет берет свои истоки в глубокой древности. Самые ранние работы в жанре портрета встречаются в древневосточной культуре, а в частности в Древнем Египте(рис.1). Они носили чисто ритуальный, культовый характер. В отличии от предшествующих работ, изображающих лица людей, в работах египтян появились характерные, индивидуальные черты, совмещенные с канонами.
|
Рис.1 |
В Древнем Риме в это время укореняет свои портретные позиции бюст. В основе римского портрета- скрупулезная передача характерных черт определенного человека (рис. 2 и 3). Историки считают корнем возникновения подобного реализма посмертные маски, которые у римлян было принято делать. Они были, как правило, восковые. Римляне очень ценили своих предков, в каждой погребальной прецессии выносились посмертные маски всех представителей рода.[3]
Рис. 2 |
Рис. 3 |
|
Настоящий перелом в развитии искусства, а в частности и портрета произошел в эпоху Ренессанса. В этот момент портрет крепко занял свои позиции как жанр искусства, и больше никогда не покидал его.
Художники раннего возрождения стремились подражать римлянам, развивать их дело. Из-за чего первые портреты были в профиль- художники отталкивались от античных монет (рис. 5, 6). [1]
Настоящим возрождением портрета занимались скульпторы. Они стремительно достигли высоких успехов в своем желании передать живую мимику и характер натуры. Портретные бюсты — отрасль пластики, любимая греками и римлянами и совершенно оставленная в средние века — была воскрешена Донателло (рис. 7). По сей день его бюсты наравне с гермами греков и римлян стоят в каждой художественной школе.[3]
Рис. 4 |
Рис. 7 |
Рис. 5,6 |
Именно это время можно прочно связать портрет и автопортрет. Благодаря стремлениям к поиску, познанию, художники начинают исследовать не только окружение, но и самих себя. Одни из самых величайших автопортретов были созданы на рубеже XV – XVI веков. Появляются не просто единичные случаи, а целые серии, сопряженные со всей жизнью автора. Дюрер (рис. 8), да Винчи, Тициан (рис. 9) – всего лишь три имени из целой плеяды мастеров. [5]
К XVII веку в жизни Европы все меняется, ровно так же, как все меняется и в искусстве. Портрет, не сдавая своих позиций все так же интересен художникам, но в нем появляются значительные перемены. Внутренние поиски усложняются, желание адекватного изображения натуры растет. В это время портрет укореняется в станковой живописи. Он начинает иметь четкие формы видов.
Рис. 9 |
Рис. 8 |
К XVIII веку заказы на портреты активно увеличиваются, и зарождающийся стиль барокко вносит свои измененияв жанр. Свойственная барокко условность приводит к значительному ухудшению техники. Мастерство реализма уступает место заложенности, декоративности создаваемых образов. Идеализация внешности заказчика сводит на нет стремление художника к правдивости. Автопортрет в это время – или сугубо профессиональный, изображающий художника за работой, или классический камерный (рис. 11).
Рис. 10 |
Но автопортреты художники продолжают писать. Интересен тот факт, что многие - многие художники, начиная с XV века, вписывают свои автопортреты в многофигурные композиции. [5]
К XIX веку в живописи все снова меняется. Пышность барокко и рококо уступает место классицизму и романтизму. На лицах, смотрящих с портретов, наконец, появляются одухотворенность, внутренний мир.
Рис. 11 |
Свобода, которую провозгласили во Франции, представила художникам новый путь. Путь изучения человека, как существа социального, интерес был направлен не на внешнюю оболочку, а на стремление смешать внешнее и внутреннее. Психология характера моделей.
К концу XIX века, с распространением фотографии, потерялся смысл в фотографической точности. Художника - импрессиониста начинает интересовать изменчивость человека, желание отобразить момент, ухватить поток воздуха или просто взгляд. Автопортрет также несет в себе глубокую психологическую нагрузку. Именно в это время работает Винсент ван Гог, создавший за 2 года белее 20 автопортретов (рис. 12).
В своем желании изобразить душу, художники к XX векусоздают стиль модерн. Их модели приобретают едва уловимые черты реальности, и все больше гротеска. Начинаются поиски не только души, но и поиски способов самовыражения. Появляется потребность в создании нового, создании новых образов, стилей и направлений.
Появляются такие стили, как кубизм, супрематизм, экспрессионизм, сюрреализм, фовизм и др. [3]
Одна из самых интересных представительниц символизма и сюрреализма, активнее всех работавшая в жанре автопортрета – Фрида Кало. За свою карьеру она изобразила себя 55 раз. Так она стремилась к отображению всего, происходящего вокруг нее. «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего» - говорила она про свои работы.
Искусство портрета пережило много изменений, от отсутствия конкретного лица к гиперреализму и несколько раз туда и обратно.
Рис. 12 |