Глава I. История развития портрета и автопортрета.




Введение

 

Тему своей курсовой работы я выбрала не случайно. Меня всегда привлекали автопортреты известных художников. Они интересовали меня тем, что за этими работами стоит всегда что-то большее, нежели портрет. За ними всегда можно проследить настроение автора, связать воедино цвет и переживания, форму и настроение.

Автопортреты бывают разные. В одних можно проследить весь творческий путь художника, как это мы можем сделать, взглянув на серию автопортретов Пабло Пикассо. В других заметить душевные муки творца, важные события в его жизни, например как у Фриды Кало.

В свое время автопортреты писали все известные художники. Ведь что может быть важнее и,вместе с тем, сложнее, чем исследование самого себя? В работе над портретом, художнику необходимо умение создавать и передавать внутренний мир натуры. А познать другого человека можно лишь тогда, когда ты знаешь самого себя. Такие известные творцы, как А. Дюрер, Леонардо да Винчи, Рембрандт ван Рейн, П. Рубенс создавали свои автопортреты, с завидной периодичностью. Яркие представители этого жанра были русские художники К. Брюллов, М. Врубель, И. Репин, З. Серебрякова.

Мотивами обращения художников к этому жанру в разные времена являлись желание увековечить свою личность, быть узнанным, противопоставить себя миру, интерес к особенностям собственной внешности, тяга к самопознанию, желание осмыслить собственную жизнь, игра с образом, творческий эксперимент, декларация жизненной позиции, потребность в исповеди и др.

Помимо художников, тема автопортрета интересует многих искусствоведов. Исследованиями в этой области занимались Л. С. Зингер, Г. Л. Васильева-Шаляпина, Н. Андронов, Н. Дмитриева.

Цели моей работы - это изучение особенностей создания образа в портрете на основе работы над автопортретом, раскрытие исторического аспекта в развитии портрета и автопортрета, анализ работ мастеров.

Для выполнения своих целей я поставила следующие задачи:

1. Изучение исторического аспекта в развитии портрета и автопортрета

2. Определить особенности автопортрета и портрета. Классифицировать их и дать определения.

3. Исследовать выдающиеся работы в жанре автопортрета.

4. На основе исследованного материала и собственных поисков создать композицию в своей работе над автопортретом.

Для решения поставленных задач я планирую использовать различные методы, такие как анализ техник и приемов разных мастеров, изучение литературы.

В итоге я должна буду получить материал, который сможет наиболее глубоко и подробно раскрыть мою тему, и дать читателю полное представление об истории развития, видах портрета и автопортрета, о работах известных мастеров и наглядный пример применения полученных знаний. Надеюсь, что знания, полученные в ходе моей курсовой работы, смогут быть использованы в качестве теоретической основы и наглядного пособия при изучении темы портрета.


 

Глава I. История развития портрета и автопортрета.

Портрет берет свои истоки в глубокой древности. Самые ранние работы в жанре портрета встречаются в древневосточной культуре, а в частности в Древнем Египте(рис.1). Они носили чисто ритуальный, культовый характер. В отличии от предшествующих работ, изображающих лица людей, в работах египтян появились характерные, индивидуальные черты, совмещенные с канонами.

Рис.1
Невероятных успехов в развитии портрета добились в V веке до н. э. древние греки. В эллинистическую эпоху утвердилось реалистическое направление во всех видах искусства. Особенно популярным был вид скульптуры. В это время, в мастерских, творцы начинают лепить маски с натуры. В отличие от классического направления, художники уделяют большее значение индивидуальности, передаче характера. До нас дошло большое количество герм известных личностей, благодаря которым мы можем представить их.

В Древнем Риме в это время укореняет свои портретные позиции бюст. В основе римского портрета- скрупулезная передача характерных черт определенного человека (рис. 2 и 3). Историки считают корнем возникновения подобного реализма посмертные маски, которые у римлян было принято делать. Они были, как правило, восковые. Римляне очень ценили своих предков, в каждой погребальной прецессии выносились посмертные маски всех представителей рода.[3]

Рис. 2
Во времена средневековья портретная схожесть снова уступает место канонам. Европа поглощена христианством, основа творчества - работа в монастырях. Художник остается ремесленником. Но даже в каноничных росписях, художник остается художником. Он наделяет лики святых одухотворенностью, осмысленностью, не конкретизирующим сходством с живым человеком. [3]

Рис. 3
Медленно, начиная с X—XII века, портрет снова возрождается, тем не менее, оставаясь в стороне. Он сохраняется на надгробиях, на монетах, в книжной графике. Интересно, что в заказных книгах появляются портреты заказчиков, едва заметные с первого взгляда. Основными моделями для них являлись знатные лица – правители, донаторы монастырей (рис. 4).[8]

Настоящий перелом в развитии искусства, а в частности и портрета произошел в эпоху Ренессанса. В этот момент портрет крепко занял свои позиции как жанр искусства, и больше никогда не покидал его.

Художники раннего возрождения стремились подражать римлянам, развивать их дело. Из-за чего первые портреты были в профиль- художники отталкивались от античных монет (рис. 5, 6). [1]

Настоящим возрождением портрета занимались скульпторы. Они стремительно достигли высоких успехов в своем желании передать живую мимику и характер натуры. Портретные бюсты — отрасль пластики, любимая греками и римлянами и совершенно оставленная в средние века — была воскрешена Донателло (рис. 7). По сей день его бюсты наравне с гермами греков и римлян стоят в каждой художественной школе.[3]

Рис. 4
Появление новых техник, инструментов, и материалов не могло не дать резкий скачок в развитии искусства эпохи возрождения.

Рис. 7
Рис. 5,6

Именно это время можно прочно связать портрет и автопортрет. Благодаря стремлениям к поиску, познанию, художники начинают исследовать не только окружение, но и самих себя. Одни из самых величайших автопортретов были созданы на рубеже XV – XVI веков. Появляются не просто единичные случаи, а целые серии, сопряженные со всей жизнью автора. Дюрер (рис. 8), да Винчи, Тициан (рис. 9) – всего лишь три имени из целой плеяды мастеров. [5]

К XVII веку в жизни Европы все меняется, ровно так же, как все меняется и в искусстве. Портрет, не сдавая своих позиций все так же интересен художникам, но в нем появляются значительные перемены. Внутренние поиски усложняются, желание адекватного изображения натуры растет. В это время портрет укореняется в станковой живописи. Он начинает иметь четкие формы видов.

Рис. 9
Рис. 8
Активно развивается парадный, камерный, интимный и групповой портреты. Развитие автопортрета в XVII также получает мощный толчок в своем становлении. Этому способствует желание художника к самопознанию, желание признания творческого я. Портрет максимально короткие сроки усложняются, начинается поиск жестов, взглядов, движения, игры светотени. В своем стремлении к реалистичности и правдоподобию особенно высоких результатов достиг Диего Веласкес (рис. 10). Он увлеченно писал в своих работах «людей из народа»,изображая их реалистично, улавливая манеры движений и характер.

К XVIII веку заказы на портреты активно увеличиваются, и зарождающийся стиль барокко вносит свои измененияв жанр. Свойственная барокко условность приводит к значительному ухудшению техники. Мастерство реализма уступает место заложенности, декоративности создаваемых образов. Идеализация внешности заказчика сводит на нет стремление художника к правдивости. Автопортрет в это время – или сугубо профессиональный, изображающий художника за работой, или классический камерный (рис. 11).

Рис. 10
В Европе к концу XVIII века портрет, как жанр, уступает место многофигурным композициям. В особом почете работы исторические, форматы глобального масштаба. Исторические сражения, библейские сцены, картины отражающие дух определенного времени. Портрет утрачивает свое высокое положение, остается на вторых ролях, скорее как что - то сопутствующее. К концу XVIII века в России происходит, наконец, становление русской школы. Такие мастера портрета как Д. Левицкий, О. Кипренский и В. Боровиковский завоёвывают свое признание. [11]

Но автопортреты художники продолжают писать. Интересен тот факт, что многие - многие художники, начиная с XV века, вписывают свои автопортреты в многофигурные композиции. [5]

К XIX веку в живописи все снова меняется. Пышность барокко и рококо уступает место классицизму и романтизму. На лицах, смотрящих с портретов, наконец, появляются одухотворенность, внутренний мир.

Рис. 11
Романтизм требует жесткого реализма. Это время Великой Французской революции, художники как никогда стремятся отразить свое время, они одержимы движением, силой своих персонажей, сильны на протест. Франсиско Гойя, Теодор Жерико, Эжен Делакруа – вот одни из самых известных живописцев революции.

Свобода, которую провозгласили во Франции, представила художникам новый путь. Путь изучения человека, как существа социального, интерес был направлен не на внешнюю оболочку, а на стремление смешать внешнее и внутреннее. Психология характера моделей.

К концу XIX века, с распространением фотографии, потерялся смысл в фотографической точности. Художника - импрессиониста начинает интересовать изменчивость человека, желание отобразить момент, ухватить поток воздуха или просто взгляд. Автопортрет также несет в себе глубокую психологическую нагрузку. Именно в это время работает Винсент ван Гог, создавший за 2 года белее 20 автопортретов (рис. 12).

В своем желании изобразить душу, художники к XX векусоздают стиль модерн. Их модели приобретают едва уловимые черты реальности, и все больше гротеска. Начинаются поиски не только души, но и поиски способов самовыражения. Появляется потребность в создании нового, создании новых образов, стилей и направлений.

Появляются такие стили, как кубизм, супрематизм, экспрессионизм, сюрреализм, фовизм и др. [3]

Одна из самых интересных представительниц символизма и сюрреализма, активнее всех работавшая в жанре автопортрета – Фрида Кало. За свою карьеру она изобразила себя 55 раз. Так она стремилась к отображению всего, происходящего вокруг нее. «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего» - говорила она про свои работы.

Искусство портрета пережило много изменений, от отсутствия конкретного лица к гиперреализму и несколько раз туда и обратно.

 

Рис. 12



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: