Проблемы души и тела у досократических философов. Космологическая душа




С античных времен проблемы души и тела как основных аспектов бытия человека волнует умы философов. Каждая эпоха в истории философии осмысливает этот предмет по,-разному, соответствии с общим принципом, характеризующим философское мышлением той или иной эпохи.

Как известно, основной принципантичной философии- космоцентризм. Античные мыслители видели мир как эстетически совершенное, законченное целое, где человек -"микрокосм"- был подобен миру - "макрокосму", связан с ним узами "предустановленной гармонии". Этот период подобен золотому детству человечества, когда ребёнок ещё не отделяет себя от окружающего.мира:"... если для ребенка мир сначала ограничивается одной комнатой, или одним домом, или одной улицей, то нет ничего удивительного и неестественного в том, что для древнего грека мир ограничивался только видимым, слышимым и вообще чувственно воспринимаемым небом. И не было ничего противоестественного в том, что космос вообще трактовался в античности как пространственно ограниченное физичесое тело."С точки зрения Лосева, в античности ещё не было отрефлексировано понятие "личность", и проблема телесно-душевной сущностичеловека рассматривалась в контексте общей космологической идеи

Эпоха античности неоднородна, в ней можно выделить досократический (натурфилософский) период, период классики и эллинизм.Классический период связан с так называемым " сократическим переворотом ". Мыслители того времени - Сократ, Протогор, Платон, Аристотель - обратили свой взгляд на самый важный, по их мнению, предмет- человека. Основной принцип предустановленной гармонии между "макрокосмом" и"микрокосмом"сохраняется, но в центре вниманияфилософской мысли теперь находится второй член этого отношения -"микрокосм". Именно в это время Платон создаёт свое учение о душе и теле,занимающее очень важноеместо в его идеалистической концепции мира. Однако история античной философии не была бы непрерывной, если бы между досократикамии классикойне было никакой преемственности. Важно отметить, что, критикуя древнихмыслителей, Платонв своих диалогах нередко используетзаимствованные у них идеи и образы. В большой степени это относится и к учению Платона о душе и теле.С другой стороны, сравнивая взгляды Платонаи предшествующих философов, мыможем увидеть кактрансформируется понятие души на протяжении двух веков античной философии. Именно поэтому, говоря о Платоне, нельзя полностью обойти вниманием его предшественников.

 

Проблема души и тела у досократиков

Мыслителей которые жили и творили до Сократа, часто называют натурфилософами. Основной предмет их рефлексии - природа, космос. Посколькувсе в космосе телесно и в то же время одушевлено, "все полно богов", душа и тело человека не представляетдля досократиков какой-то особенной реальности, требующей отдельного, детального рассмотрения.Поэтому проблема человека не занимает в творчестве этих мыслителей значительного места. Понятие души у досократиковносит космологический характер,тоестьэто душа мира вообще, она имманентна космосу. В целом досократики мыслили душу каквоплощениетого или иного космического начала-архэ. Тем не менее иу досократиков мы встречаемрассуждения о природе и происхождении человека, о его познавательных способностях. Некоторые из этих представлений мы в измененном виде обнаруживаем у Платона в его учении о душе ителе;другие, напротив, вызывают критику со стороны философа.

Рассмотрим некоторые из этих идей

Первым греческим философом считается Фалес, провозгласивший первоначалом всего сущего воду; душа, будучи имманентной миру, тоже "гнездится в воде."У того же Фалеса мывстречаем определение души какисточника самодвижения (душа подобна магниту и янтарю). Это положение впоследствии мы увидим у Платонав его конепции ""

Анаксимен, для которого первоначалом выступаетвоздух,приписывает душе "воздушность". Гераклит, представляя в виде первоначала огонь, "мерами разгорающийся и мерами потухающий", и душу видит, соответственно,сухой и огненной. Эмпедокл,полагающий качестве материальных начал стихииземли,воздуха, воды и огня, создает концепцию эволюции, в основе которой лежитпопеременное преобладание одной из двухкосмических сил - Дружбы и Вражды. Для нас эта концепция интересна тем, что здесь впервые появляется миф обандрогине как попытка объяснить происхождение человекa. Впоследствии к этому мифу обращаетсяПлатон в диалоге "Пир".Так же Эмпедокл создает теорию чувственного познания:с точкизрения мыслителя, подобное познается подобным -тончайшие истечения из предметов действуют на наши органы чувств, состоящих из подобных элементов. Не менее интересна концепция атомиста Демокрита, который рассматривает душу человека как сочетание атомов особоготипа.

Однако, если говорить овлиянии на Платона,наибольший интерес представляетучениепифагорейцев.Именно Пифагор впервые противопоставил душу и тело и назвал тело "темницей душ".

 

 

Критикуя взгляды досократиков Платон, тем не менее, в своей концепции души и тела нередко использует элементы.

Первооткрывателем античной философии был мыслитель Фалес, живший в ХХХ веке до н.э. Фалес относился к Милетской школе, как иАнаксимен и Анаксимандр. На уровне антологнии философ был материалистом, считая, что первоначалом или "душой" всех вещей является вода. Он доказывал данную мысль с помощью наблюдений, мыслитель заметил, что вода присутствует во всем, даже в камне, без воды не может быть и жизни. Все, по Фалесу, возникает в результате нагревания и замерзания воды. Другой философ – Анаксимен, считал первоначалом воздух. По его мнению, все возникает в результате сгущения и разрежения воздуха. Анаксимандр утверждал, что в основе всего лежит беспредельное первовещество или апейрон. Уже у дроевних философов, как мы можем заметить, назревает идея диалектики: вода – нагревание и замерзание, воздух – сгущение и разрежение, апейрон – (). И воде, и воздуху и апейронуимманентна (присущи, свойственны, находятся внутри) душа, она также является источником самодвижения, из этого они пришли к выводу, что космос одушевлен.

ГераклидЭфесский был наиболее ярким представителем диалектики в античной антологии. Его первоначало – это огонь, и в нем космос рождается и умирает. Ему принадлежит знаменитая фраза "в одну и ту же реку нельзя войти дважды". Он также был и первым гносеологом и впервые отрефлексировал единство противоположностей.

В основе мира по Эмпедоклу лежат уже единство четырех стихий (вода, огонь, воздух и апейрон). Космос же един благодаря борьбы двух противоположных сил – Любви и Вражды. Ему же принадлежит теория о гермафродитах. Причиной саморазвития космоса является единство и борьба противоположностей (эволюционная идея).Этот выдающийся мыслитель впервые отрефлексировал борьбу и единство противоположностей.

Гомеомерии и Нус (космический Ум) – вот что становиться первоначалом Анаксагора. Каждая гомеомерия отражает в себе весь мир, то есть является как бы уменьшенной копией космоса. Космос – это гармоничная сферичная, завершенная целостность.

Представителями атомистов являлись Левкипп, Демокрит и Эпикур. О Левкиппе достоверно известно только то, что он был учителем Демокрита. Демокрит развил идею о том, что весь мир состоит из неделим частиц атомов или Эйдосов (атом – неделимый, эйдос – вид, образ) и пространства, где атомы постоянно движутся. Основные характеристики атома – это форма, величина и местоположение. Движения атомов – предсказуемо, постоянно, равномерно, прямолинейно. Все происходит строго по необходимости.

Эпикур тоже был атомистом и к трем характеристикам атома добавил еще и вес. Теперь атомы двигаются не только детерминировано, но и присутствует элемент случайности. Отсюда вытекало доказательство внутренней врожденной свободы. Разработка данной мысли была обусловлена необходимостью времени: упадок и потеря свободы Греции угнетали свободолюбивых греков. Таким образом Эпикур хотел поддержать сограждан и доказать им, что даже, если они и внешне несвободны, но в самой сущности их жизни лежит принцип внутренней свободы.

Все вышеперечисленные философы в антологии были материалистами, далее мы разберем идеалистическую антологию.

Первым идеологом в антологии – Пифагор. Он утверждал, что первоначалом всех вещей является число как идея. Число делится на четное (несовершенное бытие) и нечетное (совершенное бытие). Многие аксиомы пифагорейской школы и в наши дни находят отражение в современной математике. Он был идеалистом, так как считал первоначалом не материальное вещество, а идею.

К представителям Элейской школы относились Ксенофан, Парменид и Зенон. Ксенофант был основателем данной школы. Его мысль о том, что, еслибы лошади могли фантазировать, они бы придумали себе богов в образе лошадей. Из этого он выводит идею о единой божественной сущности. Но Парменид пошел дальше, выделив два вида бытия – по мнению (чувственное) и по истине (разумное). Он вводит понятие "истинно сущее бытие" – вечное, совершенное, неизменное, неподвижное, сплошное бытие в форме шара. В отличие от Парменида, у других античных философов есть первоначало, у него же есть только истинно сущее бытие. Он утверждает, что мысль о предмете и сам предмет – одно и то же. Но только то, что можно помыслить логически непротиворечиво, существует.

Зенон впоследствии разрабатывает четыре апории (логически противоречивые суждения): "Дихотомия", "Ахилес и черепаха", "Летящая стрела" и "Стадион" в которых он приходит к тезису, что движения не существует. Свои доказательства он представил в рамках формальной логики. Только с открытием интегрального и дефференциального исчислений было доказано существование движения. Все элеаты мыслили натурфилософски.

В Древневосточной философии Индии смысл жизни человека заключался в достижении нирваны (слияние души с мировой гармонией). В Древней Индии философские школы делились на ортодоксальные (признающие Веды – древнее религиозное мировоззрение) и неортодоксальные. К ортодоксальным школам относятся веданта, миманса, санкхья, йога, ньяя, вайшешика, а к неортодоксальным – джайнизм, буддизм, локаятики.

В джайнизме основной путь жизни – это "освобождение" души от страстей. Носителями истинного знания являлся не Бог, а особые святые, которые достигли нирваны, благодаря правильного поведения. Материя или пудгала состоит из атомов. Основным признаком души выступает сознание, и в каждой душе степень сознательности различна. Душа является совершенной с безграничными возможностями: знанием, мощью и счастьем. Душа – это результат всей прошлой жизни. Она зависима от своих страстей и отожествляет себя с телом, но с помощью познания можно достичь прекращения сансары (перевоплощений). Познание строиться на доверии авторитету и правильном поведении (аскетизме).

Буддисты отрицали наличие души как таковой, признавая только поток постоянно сменяющих друг друга состояний сознания. Чтобы избавится от страданий, нужно достичь нирваны.

Локаяты отвергали существование нематериального мира, Сознание реально и подтверждается восприятием. Личность неотделима от тела. Главный смысл жизни: минимизация страданий и максимизация наслаждений.

Школа миманса опиралась на Веды и должное внимание уделяла познанию и логике. Особым источником знания признавалось чувственное восприятие.

Веданта также признавала авторитет Вед. Наиболее крайние тезисы этой школы: душа и Бог – различны, душа и Бог – едины, душа несвободна от страстей и перевоплощается. Способ борьбы с незнанием – изучение веданты.

Философия санкхья характеризовалась наличием двух начал – вещественного и духовного. Однако они были материалистами и считали, что первоначалом является материя. Пракрити (первоначало) состоит из трех гунн (частей), сознание (Пуруша) же не материально. Мир возникает, когда Пракрити соприкасается с Пурушей. Достоверным познанием является отражение сознания в интеллекте. Все вещи способны вызывать в нас три состояния: удовольствие, страдание, безразличие.

Главное отличие йоги от санкхьи заключается в вере в Бога. Это отличие, помимо аскетизма, сочувствия ко всем формам жизни и правильного поведения, является главным условием освобождения от страданий.

Школа ньяя являлась наивно материалистической, утверждая, что вещь существует раньше знания о ней. Логическое познание предмета требует выделения его неотъемлемого признака.

Главной идеей древнекитайской философии являлось следование дао – естественного пути вещей. Весь мир состоит из пяти элементов: вода, огонь, земля, металл и дерево, и двух противоположных начал: инь и янь.

Конфуцианство считало верховным божеством "небо", которое диктует свою волю людям. Главное различие всех людей – воспитание. Жизнь человека обусловлена Судьбой, богатство же – дар небес. Мэн-цзы утверждал, что человек добр от природы и имеет четыре врожденных качества – сострадание, стыд, скромность и умение отличать ложь от истины. Он говорил и о врожденных знаниях человека, раскрывая которые, он может найти все ответы на свои вопросы.

Моисты, однако спорили с конфуцианством, говоря о необходимости помогать друг другу не зависимо от социального положения. Небесная воля выражается в осуществлении принципа всеобщей любви.

Даосисты отрицали существование "воли неба", а признавали дао. Дао, а также ци (эфир, воздух) – вот что составляет основу мира. Все вещи в конечном итоге переходят в свою противоположность.

Высшим этапом развития философии даосизма в Древнем Китае выступало учение Чжуан-цзы. Он считал, что, когда скапливается ци, жизнь возникает, а рассеивается – жизнь прерывается. Душа также исчезает вместе с жизнью и сливается с миром. "Зеркалом множества вещей" выступает мышление. Его суждения "то, что лишено различий, пребывает в том, чему присуще различие", каждая вещь является и "этим" и "другим" говорят нам о том, что не смотря на свою идею слияния с дао и безразличия к жизни, его учению свойственна диалектика.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: