КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
По междисциплинарному курсу «Проектирование объектов садово-паркового и ландшафтного строительства»
Профессионального модуля «Проектирование объектов садово-паркового и ландшафтного строительства»
Тема: Рабочий проект городского сада.
КСИ и ГХ 250109 9Л-22 МДК01.01.01 КП №7
Преподаватель Тощакова С.Ю.
Студент Иванов П.А
Санкт-Петербург
Гг.
Содержание:
Введение
1.Общая часть
1.1. Месторасположение объекта и историческая справка
1.2. Почвенно-климатическая характеристика объекта исследования
1.3. Экология региона
1.4 Характеристика проектируемого участка
Вывод
2. Специальная часть
2.1. Задание на проектирование городского сада
2.2. Архитектурно-планировочное и объемно-пространственное
решение
2.3. Описание малых архитектурных форм
Вывод
3. Расчетная часть
3.1. Посадочная ведомость
3.2. Выборочная ведомость
3.3. Баланс территории
4. Приложения
4.1. Деталь сада
4.2. Дендропроект
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Сад — это озелененная территория (от 2 до 10 Га) в зоне застройки, предназначенная для отдыха населения и транзитного движения, с возможностью насыщения зрелищными, спортивными, парковыми сооружениями. Художественный образ — основа садового искусства. Составные части сада: планировка, пространственное решение, постройки, сооружения, зеленая архитектура, скульптура и надписи. При озеленении городских садов открывается широкий простор для использования приемов ландшафтной архитектуры и фитодизайна. Основная функция зеленых насаждений в городской черте – оздоровительная, так как люди, живущие в городе или проводящие там большое время, страдают от недостатка свежего воздуха.
|
Общая часть
Месторасположение объекта и историческая справка
Сад будет расп олагаться в Кировский район.
Население района составляет примерно 335 тысяч человек, многие также приезжают сюда на работу, примерно треть населения района — пенсионеры и 15% дети и подростки
До революции в северной части современной территории района располагалась Нарвская застава, ограждавшая город с юго-запада. Ещё при Петре I к загородной резиденции в Петергофе была проложена дорога, вдоль которой, в частности и на современной территории района, возникла целая цепь усадеб, также существовал ряд поселений (Тентелева, Волынкина, Автово, Вологодско-Ямская слобода, Новая, Лигово; в XIX веке возникла немецкая колония Красненькая).
В 1801 году в район севернее деревни Автово из Кронштадта был переведён чугунолитейный завод — будущий Путиловский, ныне Кировский. Со временем, на месте части бывших усадеб также вырос целый ряд заводов, рядом прошла Балтийская железнодорожная линия и был построен Морской канал. Это превратило район Нарвской заставы в промышленное предместье Петербурга, застроенное бараками и доходными домами для рабочих. Здесь отсутствовала канализация и водопровод. До 1916 года единственным общественным транспортом оставалась конка, которую потом заменил трамвай.
В 1920-е годы начался процесс благоустройства района, деревянные здания заменяли на каменные. Первая серия из 15 каменных зданий была построены на месте сегодняшней Тракторной улицы, затем сформировался современный вид площадей Стачек и Кировской. Именно в этот период было построено множество зданий в стиле конструктивизма, образовавших архитектурные ансамбли современной Нарвской заставы (застройка последней была окончательно завершена уже в послевоенные годы)
|
Современные границы район получил в апреле 1973 года, когда его юго-западная часть вошла в состав нового Красносельского района.
1.2. Почвенно-климатическая характеристика объекта исследования
В городах антропогенное воздействие становится преобладающим над естественными факторами почвообразования, формируя в новых экологических условиях специфические типы почв и почвоподобные тела.
В широком понимании городская почва - это любая почва или почвоподобное тело, функционирующее в окружающей среде города. Городская почва является четырехфазной открытой системой, состоящей из твердой, жидкой, газообразной и живой фаз.
Городские почвы выполняют различные экологические функции, главные из которых их пригодность для произрастания зеленых насаждений, способность адсорбировать в толще загрязняющие вещества, а также удерживать их от проникновения в почвенно-грунтовые воды и от поступления в виде пыли в городской воздух.
Почва, находящаяся в экосистеме города, обладает как общими чертами некоторого профильного строения с зональными почвами, так и специфическими чертами: отсутствием сложившейся системы генетических горизонтов А-В-С в связи с молодостью профиля, преобладанием насыпного слоистого сложения антропогенного происхождения. Профиль городских почв часто растет вверх за счет антропогенного поступления материала.
|
Основным отличием городских почв от зональных является наличие диагностического горизонта «урбик» (от слова urbanus- город). Это поверхностный насыпной, перемешанный горизонт, часть культурного слоя с примесью антропогенных включений (строительно-бытового мусора, промышленных отходов) более 5%, мощностью более 5 см. Его верхняя часть гумусирована.
Естественные ненарушенные почвы сохраняют нормальное залегание горизонтов естественных почв и приурочены к городским лесам и лесопарковым территориям, расположенным в черте города. Для таежно-лесной зоны это подзолистые, дерново-подзолистые, дерновые, болотно-подзолистые и другие почвы. Они могут быть затронуты техногенезом, что проявляется в слабой нарушенности верхних почвенных горизонтов. Почвенный профиль не трансформирован.
Естественно-антропогенные поверхностно-преобразованные почвы в городе подвергаются поверхностному изменению почвенного профиля менее 50 см мощности. Они сочетают в себе горизонт «урбик» мощностью менее 50 см и ненарушенную нижнюю часть профиля. Почвы сохраняют типовое название с указанием характера нарушенности (например, урбо-подзолистая скальпированная, погребенная и т.д.).
Антропогенные глубобкопреобразованные почвы образуют группу собственно городских почв - урбаноземов. Мощность горизонта «урбик» более 50 см. Подразделяются на 2 подгруппы почв:
1) физически преобразованные почвы, в которых произошла физико-механическая перестройка профиля (урбанозем, культурозем,, некрозем, экранозем);
2) химически преобразованные почвы, в которых произошли изменения свойств и строения профиля за счет интенсивного химического загрязнения (индустризем, интрузем).
Кроме этого, на территории городов формируются почвоподобные техногенные поверхностные образования (урботехноземы). Они представляют собой созданные искусственно почвогрунты, путем обогащения плодородным слоем, торфокомпостной смесью насыпных или других свежих грунтов (реплантозем, конструктозем).
Тип почвы, который в Калининском районе - «Урбанозем»
Урбаноземы - почвенный профиль состоит из серии диагностических горизонтов Ul, U2 и т.д., состоящим из своеобразного пылевато-гумусного субстрата разной мощности и качества с примесью городского мусора, могут подстилаться непроницаемым материалом (асфальтом, фундаментом, бетонными плитами, коммуникациями). Характеризуются отсутствием генетических горизонтов до глубины 50 см и более. Формируются на грунтах разного происхождения и на культурном слое.
Городские почвы значительно отличаются от почв вне городских территорий по физическим, химическим и физикохимическим свойствам. Для них характерно увеличение твердости почвы и плотности сложения, уменьшение порозности и накопления влаги, повышенная каменистость, нарушение естественной структуры.
Почвы городов имеют повышенные количества тяжелых металлов, таких как Си, Zn, Pb, Cd в верхних горизонтах почв.
1.3. Экология региона
С точки зрения загрязнения воздуха Кировский район считается одним из наиболее благополучных. В первую очередь это объясняется его местоположением на берегу Финского залива и соответствующей естественной вентиляцией. Тем не менее, наличие здесь крупных промышленных предприятий - ОАО «Кировский завод», ЗАО «Вторчермет», ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь», Санкт-Петербургского морского торгового порта и еще порядка ста объектов, а также крупных транспортных магистралей - приводит к превышению предельно-допустимых концентраций по аммиаку, диоксиду азота, пыли, фенолу, формальдегиду и хлористому водороду. Кроме того, из Кировского района загрязненный воздух западным ветром разносится по всему городу.
По статистике 96% жителей нашего города живет в условиях высокого и очень высокого уровня загрязнения атмосферного воздуха. В окружающую среду выбрасывается масса загрязняющих веществ. Одним из основных загрязнителей атмосферного воздуха является автотранспорт, количество которого неуклонно растет.
В Санкт-Петербурге на долю автотранспортных источников приходится около 92% выбросов загрязняющих веществ. Из официального Доклада Комитета по охране окружающей среды, природопользования и экологической безопасности Санкт-Петербурга следует, что суммарный выброс загрязняющих веществ в нашем городе пока только растет.
В частности, увеличение наблюдается по таким показателям, как оксид углерода, летучие органические соединения и др. По диоксиду азота, например, который содержится в выхлопных газах автомобилей, предельно-допустимая концентрация в воздухе превышена в 20 раз.
Сейчас в Петербурге на одного человека приходится 60 кг вредных веществ, а к 2012 году, когда автомобильный парк города вырастет до 1,9 миллионов автомобилей, эта цифра возрастёт до 75 кг.
Поэтому экологическую ситуацию в Петербурге можно назвать критической.
1.4 Характеристика проектируемого участка
Кировский район — район, расположенный на юго-западе Санкт-Петербурга. Назван в честь С. М. Кирова. Имеет выход к берегу Невской губы Финского залива. На севере граница района с Адмиралтейским районом проходит по реке катерингофке и площади Стачек, на востоке — с Московским районом — по линии железной дороги на Ломоносов, и на юге — с Красносельским районом — по проспекту Маршала Жукова и реке Красненькой. В состав района входят исторические местности: Нарвская застава, Автово, Дачное, Ульянка и восточная часть Лигово, а также острова Невской губы — Гутуевский, Канонерский и Белый. До революции в городскую черту входили лишь север и северо-запад современной территории района (к северу от реки Таракановки), они находились в составе Нарвской части. Земли к югу от Таракановки входили в пригородный Петергофский участок. Кировский район занимает 14 место из 18 районов Петербурга по качеству жизни.
Население района составляет примерно 335 тысяч человек, многие также приезжают сюда на работу, примерно треть населения района — пенсионеры и 15% дети и подростки.
Район, в отличие от Московского имеет не слишком дорогую недвижимость. Хотя в районе практически отсутствует элитное жильё, зато район широко обеспечен супермаркетами, и прочими торговыми и промышленными предприятиями. В районе хорошо развита социальная инфраструктура, здесь есть детские сады, школы и высшие лицеи, множество спортивных учреждений.
В Кировском районе насчитывается более 60 промышленных предприятий, 19 строительных организаций, свыше 30 транспортных предприятий, пять научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, три ВУЗа и почти 16 000 малых предприятий и предпринимателей. В частности, здесь находится известный Кировский завод. Также на территории района ведут свою деятельность три стивидорные компании, входящие в состав Большого порта Санкт-Петербург: ОАО «Морской порт Санкт-Петербург», ОАО «Петролеспорт», ООО «Морской рыбный порт».
Условно Кировский район можно разделить на северную и южную части. В южной части (Княжево, Ульянка, Дачное) строительство велось в 1960—1970-е годы, и жилье здесь представлено самое разнообразное: «хрущевки», блочные, «брежневки», «корабли» и новые серии. В северной части (Нарвская застава, Автово) — преимущественно старые «сталинские» дома, первые серии начала 30-х годов. С восточной стороны район окаймляет Балтийская линия ОЖД со станциями«Броневая», «Ленинский проспект», «Дачное», «Ульянка». Главной автомобильной магистралью является проспект Стачек.
Главной достопримечательностью района являются Нарвские триумфальные ворота. Также сохранился, в изменённом виде, ряд бывших усадеб Петергофской дороги: Кирьяново, дача Сиверса (больница имени Фореля), дача Воронцова, Александрино.
В Кировском районе были построены три из восьми станций первой очереди Ленинградского метрополитена, открытой в 1955 году. Также в 1966 — 1977 годах существовала временная станция метро «Дачное». В северо-восточной части района ситуация с транспортом удовлетворительная, в то время как её западная часть находится в отдалении от станций метрополитена.
Вывод
Проектом необходимо предусмотреть зонирование территории, разместить зоны отдыха. При озеленении необходимо учитывать условия Юго-западе.
Для создания высокохудожественного пространства всех комплексов необходимо добиваться органичного сочетания планировки и природных особенностей ландшафта, сочетания архитектуры с зелеными и водными, открытыми и закрытыми пространствами, цветом материала, освещением, при всех решениях не забывая, что человек является главным элементом пространства.
После анализа объекта было установлено, что для постройки парка – пригоден.
Специальная часть
2.1. Задание на проектирование городского сада
2. Архитектурно-планировочное и объемно-пространственное
Решение
Сад является, как правило, крупным зеленым массивом микрорайона и зачастую служит его композиционным центром. Вокруг сада размещаются озелененные участки жилых групп, школ и дошкольных учреждений. Для архитектурно-планировочной организации сада проводится зонирование его территории. Могут быть предусмотрены следующие зоны: тихого отдыха для пожилых людей, активного отдыха молодежи, детская, хозяйственная. Зона тихого отдыха располагается в наиболее отдаленной от мест активного отдыха части сада и изолируется озелененными полосами шириной 15... 18 м. Зона активного отдыха возможна смежно с физкультурными площадками. Хозяйственная зона размещается ближе к границе сада или к одному из проездов. Все зоны связаны между собой и с остальными территориями микрорайона аллеями и пешеходными дорожками. При этом основные потоки населения лучше направлять мимо сада. Основой его композиции может служить большая поляна или ряд более мелких полян. Поляны организуются так, чтобы на них были места для отдыха на траве и для игры в мяч. Они должны быть разными по величине, очертанию и породам окружающих их посадок. Каждая поляна должна иметь свои особые черты с учетом восприятия ее в разные времена года. Одна из полян может быть решена в виде «зеленого зала», другая — для размещения дискотеки, третья — для эстрады. В малом саду приходится ограничиваться одной поляной, организация которой должна предусматривать трансформацию ее функционального использования.
Ландшафтно-пространственная композиция сада характеризуется свободной пейзажной планировкой, живописным размещением групп деревьев, кустарников, декоративных трав и цветов-многолетников. В ландшафтно-пространственной композиции должны быть задействованы все природные компоненты: рельеф, вода, растительность. От их взаимодействия и пропорциональности зависит и эстетический уровень сада, и его долговечность.
Определенную специфику имеют микрорайонные сады, проектируемые в реконструируемой старой застройке. Из-за стесненных пространственных условий в ряде случаев в таких садах следует предусматривать многоуровневые решения и освобождать территорию от малоценной ветхой застройки.
2.3. Описание малых архитектурных форм
Малые архитектурные формы (МАФ) — в ландшафтной архитектуре и садово-парковом искусстве: вспомогательные архитектурные сооружения, оборудование и художественно-декоративные элементы, обладающие собственными простыми функциями и дополняющие общую композицию архитектурного ансамбля застройки.
Вывод
3. РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ
3.1 Посадочная ведомость