ПРОГРАММА
ХVI ВЕСЕННЕЙ НАУЧНОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ ШКОЛЫ
«СОЦИАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ: НОВЫЕ ПОДХОДЫ» 2019 г.
Весенняя научная студенческая школа историков по теме «Социальные сообщества в России Нового и Новейшего времени в ритуалах и символах» состоится с 26 по 29 апреля 2019 г. на базе отдыха «Салют» (Верхняя Сысерть).
ЛЕКТОРЫШКОЛЫ:
Трепавлов Вадим Винцерович, д.и.н., главный научный сотрудник, руководитель Центра истории народов России и межэтнических отношений Института российской истории РАН.
Тихонов Виталий Витальевич, к.и.н., ведущий научный сотрудникИнститута российской истории РАН.
РАСПИСАНИЕ
занятий весенней школы:
Апреля (пятница)
16.00 – отъезд к месту проведения Весенней школы (от учебного корпуса университета по адресу просп. Ленина 51)
18.00 – заселение
19.00 – ужин
20.00 – 23.00 – свободное время
Апреля (суббота)
9.00 – 10.00 – завтрак
10.00 – 10.15 – открытие школы. Приветственное слово председателя Оргкомитета,
заведующего лабораторией эдиционной археографии УГИ УрФУ, д.и.н. Д. А. Редина
10.15 – 11.30 – лекция В. В. Трепавлова на тему «Этническая политика России в образах, символах и ритуалах (XVI-XIX вв.)»
11.30 – 11.45 – перерыв
11.45 – 13.00 – продолжение лекции В. В. Трепавлова на тему «Этническая политика России в образах, символах и ритуалах (XVI-XIX вв.)»
13.00 – 14.30 - обед
15.00 – 16.30 – дискуссия по теме лекции В. В. Трепавлова
16.30 – 16.45 – перерыв
16.45 – 19.00 – презентации делегации Центра русистики Университета им. Лоранда Этвеша (Будапешт, Венгрия) по тематике исследований.
19.00 – 19.30 – ужин
20.00 – 23.00 – свободное время
Апреля (воскресенье)
9.00 – 10.00 – завтрак
10.00 – 11.30 – лекция В. В. Тихонова на тему «Понедельник начинается в субботу: Социальная история науки в СССР 1950-1980-х гг.»
|
11.30 – 11.45 – перерыв
11.45 – 13.00 – лекция В. В. Тихонова на тему «Политика памяти в СССР и России: бег по кругу?»
13.00 – 14.30 – обед
15.00 – 16.30 – мастер-класс В. В. Тихонова на тему «От студента к ученому: как не умереть с голоду и даже немного заработать?
16.30 – 16.45 – перерыв
16.45 – 18.00 – дискуссия по темам лекций и мастер-класса В. В. Тихонова
18.00 – 19.00 – свободное время
19.00 – закрытие школы, выступление и. о. директора департамента «Исторический факультет» УГИ УрФУ, к.и.н. А. С. Палкина; торжественный ужин, выступления преподавательской и студенческой команд.
Апреля (понедельник)
9.00 – 10.00 – завтрак
10.30 – отъезд в г. Екатеринбург.
МАТЕРИАЛЫДЛЯ ПОДГОТОВКИ
1. «Этническая политика России в образах, символах и ритуалах (XVI-XIX вв.)», Трепавлов Вадим Винцерович, д.и.н., главный научный сотрудник, руководитель Центра истории народов России и межэтнических отношений Института российской истории РАН.
Вопросы для обсуждения:
1. Взаимная репрезентация власти и подданных в этнической политике Российской империи.
2. Сакральная география многонациональной империи.
3. Образ русских в представлениях народов России XVII–XIX вв.
Литература:
Каппелер А. Россия – многонациональная империя. Возникновение, история, распад. М., 2000.
Образы регионов в общественном сознании и культуре России (XVII–XIX вв.). М.; Тула, 2011.
Тишков В.А. Русский народ: пространство и культура. СПб., 2018.
Трепавлов В.В. «Белый царь». Образ монарха и представления о подданстве у народов России XV–XVIII вв. М., 2007; СПб., 2017.
|
Трепавлов В.В. Символы и ритуалы в этнической политике России XVI–XIX вв. СПб., 2018.
Хоскинг Дж. Россия: народ и империя. Смоленск, 2001.
Этнические элиты в национальной политике России. М., 2017.
2. «Понедельник начинается в субботу: Социальная история науки в СССР 1950-1980-х гг.», Тихонов Виталий Витальевич, к.и.н., ведущий научный сотрудникИнститута российской истории РАН.
Книга братьев Стругацких является своеобразным символом эпохи советского научного оптимизма второй половины 1950-1960-х гг. В ней с воодушевлением и иронией описаны ученые, аристократы духа, и проблемы, с которыми им приходится сталкиваться в своей работе. Но насколько точно писатели-фантасты отразили существовавшую реальность? Почему научный (и социальный) оптимизм 60-х гг. в следующие десятилетия пошел на спад? В лекции будут освещены вопросы государственной научной политики, организация советской науки, повседневная жизнь ученых, их политические пристрастия и т.д. Лектором будет поставлен вопрос о том, почему советская наука так и не смогла обогнать американскую.
Литература:
Грэхэм Л. Очерки истории российской и советской науки. М., 1998.
Наука и кризисы: историко-сравнительные очерки / Редактор-составитель Э. Колчинский. СПб., 2003.
Артемов Е.Т. Научно-техническая политика в советской модели позднеиндустриальной модернизации. М., 2006.
3. «Политика памяти в СССР и России: бег по кругу?», Тихонов Виталий Витальевич, к.и.н., ведущий научный сотрудникИнститута российской истории РАН.
Историческая политика (политика памяти) – активно развивающееся в последнее десятилетие направление исследований. Интерес к этой теме обусловлен гипертрофированным вниманием политических элит постсоветского пространства к вопросам истории, которая все больше превращается в арену бескомпромиссных баталий. Многие дискуссии уходят корнями в советское время, поэтому наше понимание современных реалий будет неадекватным без анализа исторической политики советского периода. В лекции будут проанализированы формы и институты исторической политики, ее основные направления. Особое внимание будет уделено проблеме роли и места исторической науки в исторической политике.
|
Литература:
Историческая политика в XXI веке / Под ред. А. Миллера и М. Липман. М., 2012.
Малинова О. Актуальное прошлое: символическая политика властвующей элиты и дилеммы российской идентичности. М., 2015.
4. «От студента к ученому: как не умереть с голоду и даже немного заработать?», Тихонов Виталий Витальевич, к.и.н., ведущий научный сотрудникИнститута российской истории РАН.
В западной образовательной и академической среде нормой являются различные академические лайф-гайды (руководства для выживания в академическом мире). В них можно обнаружить описание опыта и рекомендации по выстраиванию академической карьеры. В отечественной традиции занятия наукой рассматриваются как форма служения и самопожертвования. Поэтому говорить об академической карьере у нас не принято и даже постыдно. Тем не менее, это не отменяет многочисленные проблемы, с которыми сталкиваются начинающие ученые. Будет проведено сравнение академических карьер в разных странах мира, проанализированы российские реалии. Студентам и магистрантам будут продемонстрированы особенности работы с библиографическими базами, написания научно-исследовательской выпускной квалификационной работы и статьи, подачи заявки на конференцию и грант и т.д.
Литература:
Соколов М., Губа К., Зименкова Т., Сафонова М., Чуйкина С. Как становятся профессорами: академические карьеры, рынки и власть в пяти странах. М., 2015.
Жэнгра И. Ошибки в оценке науки, или как правильно использовать библиометрию. М., 2018.