Управленческое обследование сильных и слабых сторон организации




Введение

 

Руководители любой организации стараются обеспечить устойчивое развитие предприятия в долгосрочной перспективе, а чтобы этого добиться необходимо сфокусировать внимание на решающих проблемах и направлениях, на сильных и слабых сторонах организации. Деятельность предприятия начинается со всестороннего анализа изучения рыночной ситуации, в которой работает компания, и оценки типов возможностей и угроз, с которыми она может столкнуться. Отправной точкой для подобного обзора служит SWOT - анализ, один из самых распространенных видов анализа в маркетинге. Проще говоря, SWOT - анализ позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны фирмы, а также потенциальные возможности и угрозы. Достигается это за счет того, что менеджеры должны сравнивать внутренние силы и слабости своей компании с возможностями, которые дает им рынок. Исходя из качества соответствия, делается вывод о том, в каком направлении организация должна развивать свой бизнес и в конечном итоге определяется распределение ресурсов. Хорошо проведенный SWOT - анализ, дающий реальную оценку его ресурсов и возможностей, является отправной точкой разработки стратегии предприятия. Вместе с тем, стратегический менеджмент невозможен без глубокого понимания конкурентного окружения, в котором работает предприятие, что предполагает осуществление маркетинговых исследований. Именно акцент на мониторинге и оценке внешних угроз и возможностей в свете сильных и слабых сторон предприятия является отличительной чертой стратегического управления.

1.
Сильные и слабые стороны организации

 

Сильные стороны - это опыт и ресурсы, которыми владеет предприятие, а также стратегически важные сферы деятельности, позволяющие побеждать в конкурентной борьбе.

Слабые стороны - это недостатки и ограничения, препятствующие успеху.

Существует множество источников сильных и слабых сторон деятельности предприятия. Так, к числу сильных сторон можно отнести серьезные и явные потребительские предпочтения, возможность экономии на масштабах. Слабой стороной предприятия является серьезная зависимость от внутреннего рынка объема прямых продаж, неспособность удовлетворять потребности новых сегментов рынка и др.

Определение сильных и слабых сторон следует проводить по всем направлениям деятельности предприятия:

организация и общее управление;

производство;

маркетинг;

финансы и учет;

управление кадрами и др.

Ниже приведен набор факторов, и ключевых вопросов для их анализа в сфере производства (табл.1).

Оценка факторов сильных и слабых сторон предприятия дается в сравнении с рыночным лидером по интервальной шкале путем присвоения каждому фактору определенного веса, например от 1 (незначимый) до 5 (выдающийся).


Таблица 1. Анализ сильных и слабых сторон предприятия в сфере производства.

Факторы Вопросы для анализа
1. Стоимость сырья и его доступность, отношения к поставщикам 2. Система контроля запасов, оборот запасов 3. Местонахождение производства 4. Экономия от масштаба производства 5. Эффективность использования мощностей, прогрессивность оборудования 6. Степень вертикальной интеграции, чистая продукция, прибыль 7. Контроль за процессом приготовления продукта 8. Закупка 9. Исследования и разработка, инновации 10. Патенты, торговые марки и аналогичные формы защиты товара 11. Величина издержек. 1. Соответствуют ли производственные мощности современным требованиям? 2. На сколько эффективно используются производственные мощности? 3. Существуют ли расширения производственной базы? 4. Какова отдача от исследований и разработок? 5. Приводит ли НИОКР к созданию принципиально новых продуктов?

 

Таблица 2. Сильные и слабые стороны предприятия.

Показатели Степень важности показателя (в баллах от 1 до 3) Балльная оценка конкурентоспособности
             
Сильные стороны: - наличие оригинальных конструкторских разработок; - экономичность эксплуатации; - небольшие габариты и хорошая маневренность; 3 2 3     * * *
ИТОГО            
Слабые стороны: - узкий ассортимент продукции, невысокая доля продукции; - негибкая ценовая политика; - неразвитая сбытовая сеть; 3 2 2   * * *    
ИТОГО            

 

2.
Подходы к определению сильных и слабых сторон организации

Определение сильных и слабых сторон предприятия, которые основываются на его ресурсах и стратегически важных сферах деятельности и которые всегда являются относительными (относительно основных конкурентов или заданных нормативов) является ключевым этапом управленческого анализа. На практике может быть использовано несколько подходов к определению сильных и слабых сторон предприятия:

1. Внутренний подход - определение на основе анализа опыта предприятия, мнений его специалистов.

2. Внешний подход - определение на основе сравнения с конкурентами.

. Нормативный подход - как должно быть (по мнению экспертов, консультантов).

Кроме того, важно понимать, что определение сильных и слабых сторон предприятия следует начинать с определения сильных и слабых сторон отдельных бизнес - единиц, а затем уже сводить в единое целое (если это возможно и целесообразно). Целесообразность объединения информации по отдельным бизнес - единицам может быть связана с необходимостью сокращения объема информации до немногих, действительно решающий факторов. Перечень сильных и слабых сторон для каждого предприятия строго индивидуален. По сути, это беспристрастная и краткая характеристика предприятия. Американские экономисты У. Кинг и Д. Клиланд приводят в качестве примера такие сильные и слабые стороны крупной компании (табл.3).


Таблица 3. Сильные и слабые стороны деятельности многоотраслевой компании.

Основные сильные стороны Основные слабые стороны
1. Технический опыт в производстве центрифуг 2. Система сбыта в разных странах 3. Высокая техническая оснащенность 4. Внутрифирменный экономический механизм 5. Высокий технический авторитет среди покупателей 1. Низкая доля на рынке 2. Недостаточная стандартизация продукции 3. Узкий ассортимент изделий 4. Нездоровые трудовые отношения 5. Неразвитая сбытовая сеть в США 6. Высокие цели (по мнению покупателей)

 

Далее, этот перечень раскрывался таким образом, что, например, выводы, обусловленные низкой долей рынка, сводились к предупреждению против использования определенных стратегий, а не ориентировали на исправление этого недостатка. Тем самым, концентрировалось внимание на стратегических последствиях каждой сильной и слабой стороны компании, а не на призывах поправить дело путем увеличения доли рынка.

 

Таблица 4. Сильные и слабые стороны деятельности ЛТЗ.

Преимущества (достоинства и сильные стороны, выделяющие фирму среди конкурентов) Недостатки(слабые стороны фирмы, подлежащие исправлению, чтобы конкуренты не могли обратить их в свои преимущества)
1. Наличие оригинальных конструкторских разработок, что создает узнаваемость товарной марки 2. Экономичность эксплуатации и невысокая трудоемкость обслуживания тракторов 3. Возможность регулировки дорожного просвета, что расширяет сферу применения машин 4. Небольшие габариты, хорошая маневренность и высокая проходимость тракторов 5. Ремонтопригодность машин (модульный принцип создания изделия) 1. Узкий ассортимент продукции, невысокая доля новой продукции 2. Недостаточная надежность продукции 3. Негибкая ценовая политика, затратный принцип установления цен 4. Неразвитая сбытовая сеть, слабый охват рынка 5. Отсутствие обратной связи, недостаточно эффективная работа с покупателями 6. Слабая реклама, несложившийся имидж предприятия 7. Недостаточно развитая система маркетинговой информации

 


Управленческое обследование сильных и слабых сторон организации

 

Руководство организации должно выяснить, обладает ли организация внутренними силами, чтобы воспользоваться внешними возможностями, и существуют ли у нее слабые стороны, которые могут усложнить проблемы, связанные с внешними опасностями. Этот процесс называется управленческим обследованием. Оно представляет собой методическую оценку функциональных зон организации, предназначенную для выявления ее стратегически сильных и слабых сторон. В обследование входят такие функции, как маркетинг, бухгалтерский учет, операции (производство), человеческие ресурсы, культура и образ организации. При обследовании функции маркетинга необходимо обратить внимание на семь областей анализа:

1 конкурентоспособность и желаемая доля рынка в процентах к его общей емкости, являющаяся существенной целью для организации;

2 разнообразие и качество ассортимента изделий, которые постоянно контролируются и оцениваются высшим руководством;

3 рыночная демографическая статистика, контроль за изменениями на рынках и в интересах потребителей;

4 рыночные исследования и разработки новых товаров и услуг;

5 предпродажное и послепродажное обслуживание клиентов, являющееся одним из слабых мест в предпринимательстве;

6 эффективный сбыт, реклама и продвижение товара (агрессивная, компетентная группа сбытовиков может оказаться самым ценным состоянием организации; творчески направленная реклама и продвижение товара служит хорошим дополнением к ассортименту изделий);

7 прибыль (ничто, даже самое лучшее, не окажется стоящим, если в результате отсутствует прибыль).

Анализ финансового состояния может принести пользу организации выявить уже имеющиеся потенциальные внутренние слабости организации по сравнению с ее конкурентами.

Весьма важным для длительного выживания организации является непрерывный анализ управления операциями. В ходе обследования сильных и слабых сторон функции управления операциями следует обратить внимание на следующие вопросы:

. Может ли организация продавать товары или услуги по более низкой цене, чем ее конкуренты? Если нет, то почему?

. Какой доступ организация имеет к новым материалам? На скольких поставщиков она завязана?

. Какое оборудование на организации?

. Рассчитаны ли закупки на снижение величины материальных запасов и времени реализации заказа? Существуют ли адекватные механизмы контроля над входящими материалами и выходящими изделиями?

. Подвержена ли продукция организации сезонным колебаниям спроса? Если так, то как можно исправить существующую ситуацию?

. Может ли организация обслуживать те рынки, которые не могут обслужить ее конкуренты?

. Обладает ли организация эффективной и результативной системой контроля качества? Насколько эффективно спланирован и спроецирован процесс производства?

Истоки большинства проблем в организации кроются в человеческих ресурсах. Здесь необходимо учитывать: тип сотрудников, компетентность и подготовка руководства, систему вознаграждений, преемственность руководящих должностей, подготовку и повышение квалификации сотрудников, потери ведущих специалистов и их причины, качество изделий и работу сотрудников. Культура организации (атмосфера или климат в организации) используется для привлечения работников отдельных типов и для стимулирования определенных типов поведения. Имидж организации создается с помощью сотрудников, клиентов и общественного мнения. Культура и образ организации подкрепляются или ослабевают под действием репутации организации.

Приведя внутренние силы и слабости в соответствие с внешними угрозами и возможностями, руководство готово к выбору соответствующей стратегической альтернативы.

Следующей проблемой, с которой сталкивается руководство, будет определение того, обладает ли организация внутренними силами. Процесс, при помощи которого осуществляется диагноз внутренних проблем, называется управленческим обследованием.

Управленческое обследование представляет собой методичную оценку функциональных зон организации, предназначенную для выявления ее сильных и слабых сторон.

С целью упрощения в обследование рекомендуется включить пять функций - маркетинг, финансы (бухгалтерский учет), операции (производство), человеческие ресурсы, а также культура и образ организации.

Маркетинг

При обследовании функции маркетинга заслуживает внимания семь общих областей для анализа и исследования:

. Доля рынка и конкурентоспособность

. Разнообразие и качество ассортимента изделий

. Рыночная демографическая статистика

. Рыночные исследования и разработки

. Предпродажное и послепродажное обслуживание клиентов

. Эффективный сбыт, реклама и продвижение товара

. Прибыли

Финансы / Бухгалтерский учет

Анализ финансового состояния может принести пользу организации и содействовать повышению эффективности процесса стратегического планирования. Детальный анализ финансового состояния может выявить уже имеющиеся и потенциальные внутренние слабости в организации, а также относительное положение организации в сравнении с ее конкурентами. Изучение финансовой деятельности может открыть руководству зоны внутренних сильных и слабых сторон в долгосрочной перспективе.

Операции

Весьма важным для длительного выживания организации является непрерывный анализ управления операциями. Приведу некоторые ключевые вопросы, на которые необходимо ответить в ходе обследования сильных и слабых сторон функции управления операциями.

. Можем ли мы производить наши товары или услуги по более низкой цене, чем наши конкуренты? Если нет, то почему?

. Какой доступ мы имеем к новым материалам? Зависим ли мы от единственного поставщика или ограниченного количества поставщиков?

. Является ли наше оборудование современным, и хорошо ли оно обслуживается?

. Рассчитаны ли закупки на снижение величины материальных запасов и времени реализации заказа? Существуют ли адекватные механизмы контроля над входящими материалами и выходящими изделиями?

. Подвержена ли наша продукция сезонным колебаниям спроса, что вынуждает прибегать к временному увольнению работающих? Если это так, то как можно исправить данную ситуацию?

. Можем ли мы обслуживать те рынки, которые не могут обслуживать наши конкуренты?

. Обладаем ли мы эффективной и результативной системой контроля качества?

. Насколько эффективно мы спланировали и спроектировали процесс производства? Может ли он быть улучшен?

Человеческие ресурсы

Истоки большинства проблем в организациях могут быть в конечном итоге обнаружены в людях. Если организация обладает квалифицированными сотрудниками и руководителями с хорошо мотивированными целями, она в состоянии следовать различным альтернативным стратегиям. В противном случае следует добиваться улучшения работы, потому что данная слабость с наибольшей вероятностью будет подвергать опасности будущую деятельность организации.

Культура и образ организации

Культура и образ организации подкрепляются или ослабляются репутацией организации. Хорошая ли репутация у организации в отношении достижения ею своих целей? Была ли она последовательна в своей деятельности? Каково это организация по сравнению с другими в этой отрасли?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: