НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
«ПАРАД СЛУЖЕНИЯ НАУКЕ»
ОБРАЗ РУСАЛКИ
В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
(на примере сказки Ганса-Христиана Андерсена «Русалочка» и сказки Алексея Николаевича Толстого «Русалка)
Работу выполнила
ученица 4 «И» класса МОУ «СОШ № 54»
Хохрякова Мария Александровна.
Руководитель
Екимова Валерия Викторовна,
учитель литературы, русского языка
и риторики МОУ «СОШ № 54».
Ижевск 2007
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………….. 3
1. Образ русалки в народной мифологии………………………………….. 4
2. Сопоставительный анализ образов Русалочки и русалки в сказке
Ганса-Христиана Андерсена «Русалочка» и в сказке Алексея
Николаевича Толстого «Русалка»……………………………………….. 7
Заключение………………………………………………………………………. 10
Список литературы………………………………………………………………. 12
ВВЕДЕНИЕ
На дворе XXI век, но не иссякает интерес людей к таинственному и неведомому. Во времена генной инженерии и межпланетных полётов поразительна живучесть рассказов о нечистой силе, живучесть суеверий в современной городской среде, их приспособляемость к стремительно меняющемуся миру. Стоит нам чуть-чуть сосредоточиться – и вспоминаются многочисленные и удивительно разнообразные бесы, русалки, домовые, водяные, упыри, лешие, черти, покойники и другая нежить.
Эта нежить давно и прочно поселилась не только в байках, страшилках, устных преданиях, легендах, но и в поэтических строках, на страницах рассказов, повестей, романов. Мир нечеловеческий, но очеловеченный, неведомый и одновременно знакомый, страшный и полезный, чужой и свой манил писателей и поэтов в разные эпохи своей яркостью, многогранностью, таинственностью, жутью. Тема нечисти и нечистой силы в литературе – почти не тронутая исследователями тема. В наши дни, то есть во времена всплеска суеверного сознания, она является очень актуальной.
К числу наиболее популярных образов нечистой силы в литературе относится, безусловно, русалка – образ неоднозначный, загадочный, манящий и одновременно отталкивающий. Целью данной работы является сравнительный анализ образа русалки в народной мифологии и литературных произведениях, а также выяснение причин многовековой популярности русалки как героини литературных произведений. Для эффективного достижения цели необходимо решить ряд задач:
u выяснить с помощью научной литературы особенности образа русалки в
мифах и народных преданиях разных народов;
u провести сопоставительный анализ образов русалки в двух литературных
сказках и сравнить их, в свою очередь, с образом русалки в народной
мифологии;
u попытаться выяснить причины популярности русалки как героини
литературных произведений.
ОБРАЗ РУСАЛКИ В НАРОДНОЙ МИФОЛОГИИ
Образ русалки в народных поверьях сложный, объединяющий в себе черты многих образов. Из мифологических словарей нам удалось узнать, что русалка – существо славянской мифологии, но встречается и в мифах народов Европы под другим именем – ундина.
«Предшественницей» русалки в верованиях славян многие учёные называют берегиню, упоминаемую в древнерусских историко-литературных памятниках. Так, в «Слове Иоанна Златоуста» упоминается, что славяне поклонялись рекам, источникам и берегиням. Берегини («берегущие», а скорее, «обитающие по берегам рек и озёр существа»), которым приносили жертвы в важнейших случаях жизни, по-видимому, как и русалки, наделялись способностью влиять на многие стороны бытия людей. [3]
Наименование «русалка» распространилось в России поздно и упоминается лишь с XVIII века. Происхождение этого названия не вполне ясно и трактуется по-разному: слово «русалка» пытаются соотнести и со словом «русый», и со словом «русло», и с византийским словом «Rhusalia» («рузалия» - поминальный обряд). Само слово «русалка» позднего происхождения, хотя русалка – образ древний. [4]
В русских поверьях XIX-XX веков русалка чаще всего неожиданно встречающееся человеку и столь же внезапно исчезающее «стихийное и роковое» существо, встреча с которым крайне нежелательна.
РУСАЛКА (КУПАЛКА, ВОДЯНИЦА, ВОДЯНИХА, ШУТОВКА, ЛОБАСТА) – дух в облике женщины, который может появляться не только у воды, но и в лесу, в ржаном поле, в коноплях и т.д.
В народных верованиях русалка страшна, неприглядна: косматая, лохматая, растрёпанная «девка-волосатиха», с огромными грудями; русалка могла быть горбатой, с большим брюхом, острыми когтями и железным крючком, которым она ловит людей. Волосы русалок, согласно народным поверьям, могут быть зелёными, чёрными, длинными, а иногда – золотыми, блестящими. [3]
В облике русалок проглядывают черты покойников, главным образом девушек, женщин, утонувших или погибших, умерших некрещёными, пропавших без вести, похищенных, проклятых матерью. Полагали, что в обличье русалок продолжают «жить» на земле самоубийцы, утопленницы. Русалки-покойницы, в общем, похожи на обычных людей, но они бледны, прозрачны, с неприбранными волосами и вовсе лишены одежды. [7]
Вопреки распространённому современному мнению, рисующему русалку «обнажённой женщиной с рыбьим хвостом», о рыбьем хвосте русалки в традиционных русских поверьях упоминается очень редко, зато часто в облике русалки проглядывают лошадиные черты: у неё волосы как конский хвост, она бегает быстрее лошади, ржёт. [3]
Традиционное занятие появляющейся у воды русалки – мытьё и расчёсывание волос. Нередко, по рассказам, русалка моется, сидя на камне. Расчёсывание волос – колдовское действие. Традиционно считалось, что длинные, густые волосы обладающих сверхъестественными способностями существ могут испускать особые, колдовские влияния. Расчёсывание волос воздействовало на окружающий мир. Пока русалка чешет волосы, с них струится вода, затопляя всё вокруг. Считалось, что русалка имеет особую власть над погодой, над влагой, может насылать бурю, дождь. Сам по себе гребень русалки – магический предмет, сделанный из рыбьей кости. Среди русских крестьян были популярны рассказы о гребне русалки, неосмотрительно подобранном людьми и приносящем несчастья. [6]
Нередко появление у воды расчёсывающейся русалки, как и русалки, плещущейся в воде, знаменует грядущую беду: русалку видят у того места, где должен утонуть человек. По распространённым представлениям, русалки сильно плещутся перед утоплением человека, могут «утянуть» к себе купающегося, особенно купающегося без креста, вечером, в праздник, в первую очередь – мужчин, молодых парней. Очень опасны русалки в полдень и в полночь. [7]
Русалки обычно воспринимаются как нечисть. Взгляд на русалок именно как на нечистую силу проходит красной нитью во всех народных сказаниях о русалках. Есть свидетельства об оберегах от русалок – это чеснок, головни, железные орудия, острые, колющие предметы, пахучие травы (полынь, любисток). Бытовали и словесные заклятия от русалок. Вот одно из них, хранившееся знахарями в великой тайне:
Ау, ау, шихарда, кавда!
Шивда, вноза, митта, миногам,
Каланди, инди, якуташма, биташ,
Окутоми ми нуффан, зидима.
Русалок, обитающих в лесу, можно увидеть сидящими на дереве (при этом русалка иногда прядёт или поёт). Любимые деревья русалок – берёза, дуб, клён. Появляющаяся в лесной чаще «страшная» русалка редко вступает во взаимоотношения с людьми или вредит им. Раскачивание русалок на ветвях деревьев – тоже магическое действие. Оно способствует росту, созреванию урожая. По-видимому, русалка – это воплощение силы плодородия. [3]
Способствовать весеннему расцвету земли может и прядение русалки. «Прядущими и ткущими» свой зелёный наряд представлялись земля, деревья, весна. Действия русалки, раскачивающейся на ветвях и разматывающей пряжу, сходны с действиями весны, растительности. Она словно бы разматывает, освобождает жизненные силы (нитиàволокнаàстебли). [3]
Образ славянской русалки часто сопоставляют образу европейской ундины, но у них есть существенное различие – русалка безобразна, ундина прекрасна. При этом и русалка, и ундина – вредоносные существа.
УНДИНЫ(от латинского слова «волна») – в мифологии народов Европы духи воды, русалки в облике прекрасных девушек (иногда с рыбьими хвостами), выходящие из воды и расчёсывающие волосы. Своим пением и красотой завлекают путников вглубь, могут погубить их или сделать возлюбленными в подводном царстве. Ундины могут обрести бессмертную человеческую душу, полюбив и родив ребёнка на земле. [4]
СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
ОБРАЗОВ РУСАЛОЧКИ И РУСАЛКИ