Внешнее и внутреннее качество программы




Качество ПО

В условиях насыщенности рынка программных продуктов и жесткой конкуренции на этом рынке качество становится важнейшим свойством программы. Для потребителя от качества программы зависят сложность ее внедрения и эффективность использования. Как показывает опыт, общие затраты на внедрение программы в два - шесть раз превышают стоимость её лицензии. В связи с этим при выборе программы для внедрения в достаточно широком диапазоне цен именно качество программы, а не ее цена, является главным фактором.

 

Внешнее и внутреннее качество программы

 

При выборе программы потребителя, как правило, не интересует, как она устроена внутри. Для него гораздо важнее, как эта программа поведет себя в деле. Такой взгляд на программу получил название пользовательское качество. В терминологическом стандарте ИСО 8402 дано следующее определение:

Качество — совокупность свойств и характеристик изделий или услуг, обеспечивающих удовлетворение установленных или предполагаемых потребностей.

 

Если попросить группу людей высказать своё мнение по поводу того, что такое качественное ПО, можно получить следующие варианты ответов.

· Его легко использовать

· Оно демонстрирует хорошую производительность.

· В нем нет ошибок.

· Оно не портит пользовательские данные при сбоях.

· Его можно использовать на разных платформах.

· Оно может работать 24 часа в сутки и 7 дней в неделю.

· В него легко добавлять новые возможности.

· Оно удовлетворяет потребности пользователей

· Оно хорошо документировано

 

Различаются понятия внутреннего качества, связанного с характеристиками ПО самого по себе, без учета его повеления: внешнего качества, характеризующего ПО с точки зрения его повеления: и качества ПО при использовании в различных контекстах — того качества, которое ощущается пользователями при конкретных сценариях работы ПО. Для всех этих аспектов качества введены метрики, позволяющие оценить их. Кроме того, хля создания добротного ПО существенно качество технологических процессов его разработки. Взаимоотношения между этими аспектами качества по схеме, принятой ISO 9126. показано на Рис.

 

 

Организация, занимающаяся тестированием, сертификацией и продвижением программных продуктов, должна оценить соответствие свойств программы и предъявленных к ней требований, а также сопоставить качество различных программ-конкурентов. При этом ее, как правило, не интересует, какими проектными решениями Достигнут результат. Она смотрит на программу как бы извне. Такой взгляд получил название внешнее качество.

Для фирмы-разработчика качество программы вместе с эффективностью ее продвижения определяет коммерческий успех, высокое качество продукции фирмы определяет ее место на рынке, формирует доброе имя (бренд), является залогом ее экономической стабильности и развития.

Для разработчика участие в проекте, завершившемся созданием качественной программы, является важным фактором профессионального и карьерного роста.

В разработке крупной современной программы, как правило, принимают участие сотни человек различных специальностей, сама разработка может длиться годы. Для разработки качественной программы приходится организовывать и координировать действия всех участников разработки, ориентировав их на выпуск высококачественного продукта. Система действий, обеспечивающих разработку качественного продукта на всех этапах, начиная от замысла до эксплуатации готового продукта, называется системой управления качеством.

Во всех перечисленных случаях и руководству фирмы, и разработчикам, и работодателям важно уметь объективно оценивать качество программы изнутри. Такой взгляд на качество программы получил название внутреннее качество.

В реальной жизни понятие «качество программы» является трудным для формализации и измерения. Приведем примеры.

Особенностью программного обеспечения является то, что наряду с инструментами решения традиционных задач, разработчик, как правило, передает пользователю свое видение проблемы, свои подходы к организации дела и т.д. Поэтому программа, признанная высококачественной одним заказчиком, в глазах другого может оказаться низкокачественной.

При обсуждении идеи программы и разработке технического задания одной из основных проблем является согласование фактически разных представлений внешнего, внутреннего и пользовательского качества. Искусство проектировщика во многом заключается в том, чтобы правильно интерпретировать представления заказчика (или потенциальных потребителей) о пользовательском качестве программы в терминах ее внешнего и внутреннего качества.

При планировании и управлении работами руководителе должен обеспечить единое понимание требований к качеству проекта и правильную интерпретацию этих требований применительно к работе каждого исполнителя.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: