Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета и лаборатории «Общая и неорганическая химия».
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий по общей и неорганической химии: плакаты, таблицы, модели кристаллических решеток, приборы для демонстрации химических процессов и реакций, коллекции;
- комплект химической посуды;
- набор химических реактивов;
- методическое обеспечение: методические указания по выполнению лабораторных и практических работ; задания для индивидуальной и самостоятельной работы; справочная литература.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиапроектор.
Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Ерохин Ю.М. Химия: учебник. – М., 2009.
2. Ерохин Ю.М., Фролов В.И. Сборник задач и упражнений по химии (с дидактическим материалом): учебное пособие для студентов средних профессиональных заведений. – М., 2009.
Дополнительные источники:
1. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Краткий курс химии. – М., 2006.
2. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Введенская А.Г. Общая химия в тестах, задачах и упражнениях. – М., 2009.
3. Сорокина Н.Б. Общая и неорганическая химия: электронный учебник. – Г-Хр., 2009.
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
Давать характеристику химических элементов в соответствии с их положением в периодической системе | Текущий контроль: тестирование; оценка практических работ; оценка выполнения самостоятельной работы. |
Использовать лабораторную посуду и оборудование | Текущий контроль: экспертное наблюдение и оценка выполнения лабораторных работ. |
Находить молекулярную формулу вещества | Текущий контроль: оценка решения задач, экспертное наблюдение и оценка практических работ. |
Применять на практике правила безопасной работы в химической лаборатории | Текущий контроль: экспертное наблюдение и оценка выполнения лабораторных работ. |
Применять основные законы химии для решения задач в области профессиональной деятельности | Текущий контроль: оценка решения задач, экспертное наблюдение и оценка практических работ. |
Проводить качественные реакции на неорганические вещества и ионы, отдельные классы органических соединений | Текущий контроль: экспертное наблюдение и оценка выполнения лабораторных работ. |
Составлять уравнения реакций, проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакции | Текущий контроль: оценка решения задач, экспертное наблюдение и оценка практических работ. |
Составлять электронно-ионный баланс окислительно-восстановительных процессов | Текущий контроль: экспертное наблюдение и оценка выполнения лабораторных работ; оценка выполнения самостоятельной работы. |
Знания: | |
Гидролиз солей, электролиз расплавов и растворов (солей и щелочей) | Текущий контроль: устный и письменный опрос; экспертное наблюдение и оценка выполнения лабораторных работ. |
Диссоциация электролитов в водных растворах, сильные и слабые электролиты | Текущий контроль: устный и письменный опрос; экспертное наблюдение и оценка выполнения лабораторных работ. |
Классификация химических реакций и закономерности их проведения | Текущий контроль: устный и письменный опрос; тестирование; оценка выполнения самостоятельной работы и индивидуальных заданий. |
Обратимые и необратимые химические реакции, химическое равновесие, смещение химического равновесия под действием различных факторов | Текущий контроль: устный и письменный опрос; тестирование; оценка выполнения самостоятельной работы и индивидуальных заданий. |
Общая характеристика химических элементов в связи с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева | Текущий контроль: устный и письменный опрос; тестирование; оценка выполнения самостоятельной работы и индивидуальных заданий. |
Окислительно-восстановительные реакции, реакции ионного обмена | Текущий контроль: устный и письменный опрос; экспертное наблюдение и оценка выполнения лабораторных работ. |
Основные понятия и законы химии | Текущий контроль: устный и письменный опрос; тестирование; оценка выполнения самостоятельной работы и индивидуальных заданий. |
Основы электрохимии | Текущий контроль: устный и письменный опрос; тестирование; оценка выполнения самостоятельной работы и индивидуальных заданий. |
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, закономерности изменения химических свойств элементов и их соединений по периодам и группам | Текущий контроль: устный и письменный опрос; тестирование; оценка выполнения самостоятельной работы и индивидуальных заданий. |
Тепловой эффект химических реакций, термохимические уравнения | Текущий контроль: устный и письменный опрос; тестирование; оценка выполнения самостоятельной работы и индивидуальных заданий. |
Типы и свойства химических связей (ковалентная, ионная, металлическая, водородная) | Текущий контроль: устный и письменный опрос; тестирование; оценка выполнения самостоятельной работы и индивидуальных заданий. |
Формы существования химических элементов, современные представления о строении атомов | Текущий контроль: устный и письменный опрос; тестирование; оценка выполнения самостоятельной работы и индивидуальных заданий. |
Характерные химические свойства неорганических веществ различных классов | Текущий контроль: устный и письменный опрос, экспертное наблюдение и оценка выполнения лабораторных работ; оценка выполнения самостоятельной работы. |
Номер урока | Раздел, тема урока | Кол – во часов | Тип урока | Наглядные пособия | Вид контроля | Домашнее задание |
Шифр группы | ||||||
Т - 23 | ||||||
Раздел 1. Общая химия | ||||||
Тема 1.1. Основные понятия и законы химии | ||||||
1. | Основные понятия химии. Атомная и молекулярная массы. Моль. Молярная масса. Экви-валент. Молярная масса экви--валента. Закон постоянства сос-тава. Закон сохранения массы веществ. Закон Авогадро и следствия из него. Закон экви-валентов. Химические реакции и их классификация. | Урок лекция | Периодическая система химических элементов | Фронтальный опрос | Габриелян О.С. химия. 11 класс Профильный уровень. – М.: Дрофа, 2011 С. 3-6 | |
2. | Расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций | Практ. зан. | Периодическая система химических элементов. Таблица растворимости | Индивид. опрос | С. 3-6 | |
Тема 1.2. Основные классы неорганических соединений | ||||||
3. | Оксиды. Классификация оксидов: солеобразующие и несолеобра-зующие; основные, амфотерные, кислотные. Получение оксидов. Химические свойства оксидов. Кислоты, их классификация по различным признакам. Хими-ческие свойства кислот. Особен-ности взаимодействия концентри-рованной серной и азотной кислот с металлами. Основные способы получения кислот. Основания, их классификация, химические свойства способы получения. Амфотерные основания. Соли. Средние, кислые, основные соли. Химические свойства, способы получения. | Урок лекция | Периодическая система химических элементов. Таблица растворимос-ти. Ряд активности ме-таллов | Тестирование | С. 261-297 | |
Тема 1.3.Периодический закон и периодическая система химических элементов в свете сов-ременных представ-лений о строении атома | ||||||
4. | Современные представления о строении атома. Атом – как сложная система. Ядро (протоны и нейтроны). Структура электронных обо-лочек. Энергетические уров-ни, подуровни, s-, p-, d-, f-атомные орбитали. Основные принципы распределения эле-ктронов в атоме: принцип наименьшей энергии, принцип Паули, правило Гунда. Изотопы. Формулиро-вка периодического закона. Создание периодической системы элементов. Структу- ра современной периодиче-ской системы элементов. Период. Группа. Деление группы на подгруппы. s-, p-, d-, f-элементы. Закономерности изменения основных свойств элементов по периодам и группам. | Комб. урок | Периодическая система хим. эл- тов | Тестирование | С. 6-42 | |
5. | Решение задач и расчет скорости химической реакции и смещение химического равновесия Тема 1.4.Химическая связь. Строение вещества | Практ. раб. | Периодическая система хим. эл- тов | Индивид. опрос | С. 12-23 | |
6. | Понятия химической связи. Количественные характери-стики связи: энергия связи, длина связи, валентный угол. Ковалентная связь: механизм образования (обменный и донорно-акцепторный), полярность, кратность, s- и p-связи. Электроотрицатель-ность. Полярные и неполяр-ные молекулы. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с молекулярными и атомными кристаллическими решет-ками. Ионная связь. Образова-ние ионов. Классификация ионов: по составу, знаку заряда. Ионная связь, как электростатическое взаимо-действие между ионами. Кристаллическое состояние ионных соединений. Свойства веществ с ионным типом кристаллической решетки. Металлическая связь. Метал-лическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Водородная связь. Влияние водородной связи на свойства веществ. | Урок лекция | Периодическая сист. Хим. эл-тов. Плакат «Типы химической связи» | Фронт. опрос | С. 42-55 | |
Тема 1.5. Закономерности протекания химических реакций | ||||||
6. | Понятие скорости реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реак-ций: природа реагирующих веществ, их концентрация, температура, поверхность соприкосновения, влияние катализатора. Закон действия масс. Правило Вант-Гоффа. Обратимые и необратимые химические процессы. Состояние химического рав-новесия. Константа равно-весия. Смещение химического равновесия. Влияние конце-нтрации реагентов, темпе-ратуры и давления на равновесие. Принцип Ле-Шателье. | Урок лекция | Индивид. опрос | С. 130-153 | ||
7. | Решение задач и расчет скорости химической реакции и смещение химического равновесия Тема 1.6. Растворы. Электролитическая диссоциация. | Практ. зан. | Периодическая система хим. эл- тов | Индивид. опрос | С. 130--153 | |
8. | Основные характеристики растворов. Процесс растворе-ния. Способы выражения кон-центрации растворов: массо-вая доля растворенного веще-ства в растворе, молярная концентрация растворенного вещества. Электролитическая диссоциация. Особенности воды как растворителя. Электролиты и неэлектроли-ты. Степень диссоциации. Сильные и слабые электроли-ты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Диссоциация кислот, оснований, солей. Ионные реакции. Условия необратимости реакций в растворах. | Урок лекция | Период. сист. хим. эл – тов. Таблица раст-воримости. | Фронт. письменный опрос | С. 153-165 | |
9. | Реакция среды растворов. Понятие о pH. Гидролиз солей. Значение гидролиза в химических процессах, его практическое использование. | Комб. урок | Периодическая сист. хим. эл-тов | Индивид. опрос | С. 165-184 | |
10. | Реакции ионного обмена. Определение pH растворов индикаторами. Гидролиз солей. | Лаб. работа | Периодическая сист. хим. эл-тов. Таблица растворимости. Необ-ходимые растворы ве-ществ, индикаторы. | Защита лаб. раб. | С. 388 | |
11. | Составление уравнений реакций в молекулярной и ионно-молекулярной формах. | Практ. раб. | Периодическая сист. хим. эл-тов. Таблица растворимости | Индивид. опрос | С. 153-165 | |
Тема 1.7.Окислительно-восстановительные реакции | ||||||
12. | Сущность окислительно-восстановительных реакций. Важнейшие окислители и вос-становители. Виды окисли-тельно-восстановительных реакций. Значение окисли-тельно-восстановительных реакций в природе и произ-водстве силикатных мате-риалов. | Комб. урок | Периодическая сист. хим. эл-тов. | Индивид. опрос | С. 99-118 | |
13. | Расстановка коэффициентов в схемах окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса | Практ. раб. | Самостоятельная работа | С. 99-118 | ||
Раздел 2. Неорганическая химия | ||||||
Тема 2.1. Химия металлов | ||||||
14. | Общие сведения о металлах. Положение металлов в перио-дической системе и особен-ности электронного строения их атомов. Металлы главных подгрупп I-II групп перио-дической системы. | Урок лекция | Периодическая система хим. элемен-тов | Фронт. опрос | С. 201-221 | |
15. | Характеристика алюминия, его оксидов и гидроксидов. Соли алюминия. | Комб. урок | П.С.Х.Э. | Индивид. опрос | С. 215-221 | |
16. | Металлы побочных подгрупп (железо, хром, медь). Краткие сведения о важнейших соединениях железа, хрома, меди. | Комб. урок | П.С.Х.Э. | Индивид. опрос | С. 239-257 | |
17. | Изучение свойств соединений кальция. | Лаб. работа | П.С.Х.Э. Таблица растворимости, хим. посуда, реактивы. | Защита лаб. раб. | С. 215-221 | |
18. | Изучение свойств алюминия и его соединения. | Лаб. работа | П.С.Х.Э. Таблица растворимости, хим. посуда, реактивы. | Защита лаб. раб. | С. 215-221 | |
19. | Изучение свойств железа и его соединения. | Лаб. работа | П.С.Х.Э. Таблица растворимости, хим. посуда, реактивы. | Защита лаб. раб. | С. 251-257 | |
Тема 2.2. Химия неметаллических элементов | ||||||
20. | Общие сведения о неметаллах. Особенности электронного строения их атомов. Неметаллы VII-А и их соединения. Свойства и применение галогенов. VI-А подгруппа. Аллотропия кислорода и серы. Оксиды серы. Серная кислота, ее свойства, значения. | Урок лекция | П.С.Х.Э. Таблица растворимости | Фронт. опрос | С. 261-275 | |
21. | V-А подгруппа. Азот, фосфор, их свойства. Аммиак. Соли аммония. Оксиды азота. Азотная кислота и ее соли. IV-А подгруппа. Сравнение свойств простых веществ, оксидов и гидроксидов, углерода и кремения. | Урок лекция | П.С.Х.Э. Таблица растворимости. Ряд активности металлов. | Фронт. письмен-ная работа. | С. 261-275 | |
22. | Получение и изучение свойств оксидов серы IV, сернистой кислоты, серной кислоты. | Лаб. работа | П.С.Х.Э. Таблица растворимости. Ряд активности металлов. Необходимые раст-воры реактивов, хим. посуда. | Защита лаб. раб. | С. 261-275 | |
23. | Изучение свойств аммиака, гидроксида аммония, солей аммония. | Лаб. работа | П.С.Х.Э. Таблица растворимости. Ряд активности металлов. Необходимые раст-воры реактивов, хим. посуда. | Защита лаб. раб. | С. 261-275 | |
Генетическая связь между классами неорганических соединений. Составление уравнений реакций к цепочке схем превращения. | Практ. зан. | П.С.Х.Э. Таблица растворимости. Ряд активности металлов. | Контр. работа | С. 392-393 |