Лабораторная работа № 1.2




Слепое пятно

Место выхода зрительного нерва из глазного яблока – диск зрительного нерва – называется слепым пятном, поскольку это место сетчатки не содержит фоторецепторов и нечувствительно к свету. При попадании изображения в область слепого пятна изображение становится невидимым.

Приборы и лабораторное оборудование: картинка с рисунком, на котором нанесена черная точка.

Ход работы. Закрыть левый глаз. Взять в руки картинку на расстоянии вытянутой руки. Сфокусироваться правым глазом на черной точке. Медленно приближать рисунок к глазу. На расстоянии 15–20 см рисунок исчезает (становится невидимым).

Оформление работы. Письменно объясните, почему найденный участок сетчатки не реагирует на действие светового раздражителя.

 

Лабораторная работа № 1.3.

Световые и цветовые контрасты

При последовательном и одновременном рассмотрении различно окрашенных предметов может изменяться цветовосприятие.

Приборы и лабораторное оборудование: таблицы с квадратами разного цвета – серый квадрат на темном и светлом фоне, желтый квадрат на красном и белом фоне, красный, зеленый, синий, желтый, черный и белый квадраты.

Ход работы. Рассмотреть таблицы с квадратами на разном фоне. Обратить внимание на то, что серый квадрат на темном фоне кажется слегка зеленоватым, т.е. цвет фона изменяет правильное цветовосприятие квадрата. Рассмотрите остальные таблицы с двойными цветами и выясните другие пары дополнительных цветов. Запишите результат в тетрадь.

Длительно смотрите на красный квадрат, затем переведите взгляд на белый квадрат – некоторое время вы будете видеть квадрат не белым, а зеленым (дополнительный цвет к красному). То же самое проделайте с квадратами разных цветов.

Оформление работы. Занесите результаты исследований в таблицу 1. Объясните причины возникновения цветовых контрастов.

Таблица 1

Цвет рассматриваемого квадрата Выявленный дополнительный цвет
Красный  
Зеленый  
Синий  
Желтый  
Черный  

Лабораторная работа № 1.4

Выработка и угасание зрачкового рефлекса у человека

При снижении интенсивности внешнего освещения зрачок рефлекторно расширяется, при увеличении освещенности – сужается. Зрачковый рефлекс является врожденным, регулируется продолговатым мозгом и не зависит от волевого усилия. Определение зрачкового рефлекса необходимо при оказании первой помощи пострадавшему человеку без сознания и признаков жизни. Если при изменении освещения (например при направленном свете фонарика) зрачок реагирует (сужается), мозг активен и пострадавший еще жив.

Приборы и лабораторное оборудование: звонок, темный, плотный лист бумаги.

Ход работы. Ознакомиться с механизмом образования и угасания рефлексов (Миленина Е.М. Физиология человека – ОмГТУ, 2006, с. 27–33.)

В работе принимают участие одновременно все студенты группы. Одна половина студентов – исследуемые, вторая – экспериментаторы. Экспериментаторы проверяют у исследуемых отсутствие расширения зрачка на свету при включении звонка. Затем приступают к выработке условного вегетативного зрачкового рефлекса на звонок. При включении звонка исследуемые закрывают глаз плотным темным листом бумаги. При выключении звонка исследуемые открывают глаз. Экспериментаторы наблюдают постепенное сужение зрачка у исследуемого на свету. Если звонок поврорять 10 раз в сочетании с затемнением, то на 11-й раз только включение звонка без затемнения глаза вызывает условно-рефлекторное расширение зрачка. Для угашения условного вегетативного зрачкового рефлекса на звонок перестают подкреплять безусловным раздражителем – затемнением. У различных исследуемых условный вегетативный зрачковый рефлекс на звонок угасает через различное число изолированных действий условного раздражителя. Скорость угасания условного рефлекса определяется силой процесса внутреннего торможения.

Оформление работы. Полученные результаты внесите в таблицу.

Отметьте, после каждого числа сочетаний раздражителя – звонка – с безусловным подкреплением выработался условный вегетативный зрачковый рефлекс, а также условия его угасания.

Классифицируйте выработанный рефлекс по различным признакам. Охарактеризуйте торможение, с которым имели дело в опыте.

 


 

Таблица 2

Результаты выработки и угасания зрачкового рефлекса

Порядковый номер раздражителя Раздражитель – звонок Безусловный раздражитель Безусловная реакция Условная Реакция
  . . .   + +   + + + + + +   – +   + + – – – –    

 

Слуховой анализатор

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: