IV. Свойства и закономерности.




Соотношение характера и темперамента. Темперамент следует отличать от характера.

Темперамент Характер
Генетически первичен Прижизненное образование
Проявляется во всех сферах жизни Связан с определенными ситуациями
Проявляется рано Формируется позже под воздействием воспитания
Связан с особенностями нервной системы Связан с социальными ситуациями
Амотивен (не определяет отношения к миру) Выражает отношение к миру
Влияет на формирование характера, так как черты характера возникают тогда, когда темперамент достаточно развит Влияет на темперамент
Ярче проявляется в трудных ситуациях Проявляется в типичных ситуациях

Связь параметров темперамента и черт характера не линейная, то есть нельзя достоверно предсказать, какие черты характера будут присущи тому или иному типу темперамента при завершении процесса социализации.
К свойствам характера в отечественной психологии принято относить:

1) силу— слабость (энергичность в достижении цели — нерешительность и др.);

2) твердость — мягкость (упорство — приспособляемость и пр.); 3) цельность — противоречивость (направленность ведущих черт на достижение цели — частая смена ведущих и второстепенных черт и др.).


РАЗВИТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА


Характер формируется в процессе развития личности, ее общественных отношений.
Черты характера формируются на трех уровнях: физиологическом (на основе темперамента), социальном (под влиянием социума)
и на уровне сознания (сам формирует характер).
Сенситивный период становления характера — возраст 2—3 до 9 лет. Черты характера формируются постепенно. В раннем детстве складываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость и противоположные им, и определяются тем, как мать общается с ребенком.

Позднее формируются черты, связанные с трудом (трудолюбие, аккуратность, ответственность и др.). В этом процессе важно подкрепление со стороны родителей и взрослых. Черты характера, проявляющиеся в отношениях к людям, оформляются в младшем школьном возрасте. Здесь происходит частичная перестройка характера — компромисс между тем, чему учили дома, и тем, что от него требует школа. Если же семейное воспитание вступает в противоречие со школьным, то начинается ломка характера.
В подростковом возрасте активно развиваются волевые черты характера, а в юношеском возрасте - нравственные, мировоззренческие. К окончанию школы характер окончательно складывается. Далее характер формируется и трансформируется в течение всей жизни, но не настолько, что становится неузнаваемым. Теперь человек становится творцом своего характера в результате самовоспитания.
Основную роль в формировании черт характера играет воспитание (целенаправленное или стихийное). По целям воспитание можно разделить на три вида: воспитание для воспитателя, для общества и для воспитуемого. Воспитание для воспитателя нацелено на формирование черт, облегчающих воспитание (например, послушание); задачей воспитания для общества является формирование социально значимых черт (например, законопослушание); воспитание для воспитуемого ставит задачу формирования таких черт характера, которые выгодны для самого человека, способны гармонизировать его существование.

Первые два вида воспитания условно можно назвать «дрессурой>. Подлинное воспитание всегда сопровождается и процессом самовоспитания.

В психологии выделены типы неправильного воспитания:

1) «Кумир семьи» — все для ребенка;

2) Гиперопека — Все за ребенка;

3) Гипоопека — ничего для ребенка;

4) Безнадзорность — ребенок сам по себе;

5) «Золушка» - все от ребенка и ничего ему.

Тема Темперамент

Задание 1.

У какого ученика - Вали или Саши - в особенностях поведения наиболее отчётливо проявляются свойства темперамента? Дайте обоснование своего выбора. У Вали повышенная активность и энергичность, работоспособность проявляются при выполнении любых домашних поручений, школьных заданий, а также при выполнении любых общественных поручений; у Саши те же качества проявляются только при выполнении интересных домашних и общественных поручений, школьных заданий (по В.С. Мерлину) [8].

Задание 2.

У кого сдержанность в большей степени вызвана свойством темперамента? По каким признакам это можно установить?

Наблюдения за жизнью двух учеников 10 класса показали, что у одного из них сдержанность проявляется лишь в деятельности, связанной с общественной работой в коллективе, у другого ученика сдержанность проявляется и в труде, и в игре, и в спорте, и на разных уроках (по В.С. Мерлину) [8].

Задание 3.

Заполните таблицу, используя условные обозначения: «+» - свойство характерно для данного темперамента, «-» - свойство не выражено у людей с данным темпераментом, «в» - высокий уровень проявления данного свойства, «с» - средний уровень, «н» - низкий уровень проявления данного свойства.

 

Свойства темперамента Свойства темперамента
Холерик Сангвиник Флегматик Меланхолик
активность        
реактивность        
темп реакций        
пластичность        
ригидность        
экстраверсия        
интроверсия        
сензитивность        
тревожность        
эмоциональность        

 

 

Тема Характер

Задание 1.

Из числа нижеприведённых положений о характере выберите те, которые наиболее правильно раскрывают понятие «характер». Дайте обоснование своего ответа.

1. Черты характера проявляются в любых обстоятельствах и условиях.

2. Черты характера проявляются лишь в соответствующих им типичных обстоятельствах.

3. Черты характера есть не что иное, как отношение личности к определённым сторонам действительности.

4. Черты характера есть не что иное, как определённые способы действий.

5. В характере проявляются и отношения личности и способы действия, при помощи которых эти отношения осуществляются.

6. Характер индивидуально своеобразен.

7. Черты характера социально типичны и индивидуально своеобразны.

8. Характер - отражение общественных отношений (по В.С. Мерлину) [8].

Задание 2.

Человек говорит о себе: «Я вспыльчивый и если меня задевают, то всегда отвечаю очень резко, даже если понимаю, что неправ. Ничего не могу с собой сделать».

Какую особенность личности раскрывают его слова? Выберите правильный ответ. Поясните свой выбор.

1. Черта характера.

2. Особенность темперамента.

3. Особенности воли.

4. Нет правильного ответа.

Задание 3.

В характеристике личности выделите моменты, в которых проявляются черты характера и свойства темперамента. Дайте обоснование своего ответа.

Ира Н., восьми лет. Девочка живая, жизнерадостная, кокетливая, любит поболтать; добрая, но завистливая, старается быть заметной в коллективе, заслужить похвалу. Общительна, но очень обидчива. Ира интересуется всем, но её интересы не стойки, она быстро остывает. Много уделяет внимания своей внешности: часами может сидеть перед зеркалом, менять причёски, перевязывать ленты, вкладывать в волосы цветы. Девочка в коллективе активна, но если в общей работе приходится подчиняться кому- либо из товарищей, она теряет к занятию всякий интерес, становится ко всему безучастной.

Задание 4.

Определите, проявляется ли в приведённых примерах характер человека. Дайте обоснование своего ответа.

А. Студента В. спросили на улице, как доехать до железнодорожного вокзала. В. остановился и обстоятельно ответил на вопрос (по В.С. Мерлину) [8].

Б. Однажды учитель, открывая на уроке классный журнал, сказал: «Вот как хорошо: наконец-то вы догадались обернуть свой журнал в чистую красивую бумагу». - Это я обернул! - поднимаясь с места, быстро и громко сказал Ваня (по Н.Г. Молодцовой) [7].

Задание 5.

Определите, проявляется ли в приведённых примерах характер человека. Дайте обоснование своего ответа.

1. Ученик 5 класса одной сельской школы взялся ежедневно провожать (и делал это аккуратно) после занятий живущего далеко первоклассника, у которого не было родителей.

2. Когда в 7 классе отменили контрольную работу по математике. Валя долго не могла успокоиться. Почти на протяжении 15-20 минут она размахивала руками и восклицала: «Вот красота! Вот замечательно!»

3. Коля был близорук, и все предметы подносил близко к глазам. Во время урока ему разрешалось подходить к доске (по В.С. Мерлину) [8].

Задание 6.

Определите, какие из указанных ниже черт характера относятся к следующим группам: 1) моральные черты; 2) волевые черты; 3) эмоциональные черты; 4) отношения в коллективе; 5) отношение к повышению спортивного мастерства.

1. Внушаемость (вера в приметы, мнительность, и т. п.).

2. Смелость.

3. Долг и ответственность.

4. Увлечённость.

5. Общительность.

6. Доброжелательность.

7. Самообладание в экстремальных ситуациях.

8. Чувство спортивной чести.

9. Болезненное отношение к спортивным неудачам.

10. Исполнительность.

11. Наблюдательность.

12. Инициативность.

13. Уважение к товарищам.

14. Сильное переживание радости победы, бурное её проявление.

15. Патриотизм.

16. Требовательность к себе и другим.

17. Аккуратность.

18. Уверенность в своих силах.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: