Соотношение характера и темперамента. Темперамент следует отличать от характера.
Темперамент | Характер |
Генетически первичен | Прижизненное образование |
Проявляется во всех сферах жизни | Связан с определенными ситуациями |
Проявляется рано | Формируется позже под воздействием воспитания |
Связан с особенностями нервной системы | Связан с социальными ситуациями |
Амотивен (не определяет отношения к миру) | Выражает отношение к миру |
Влияет на формирование характера, так как черты характера возникают тогда, когда темперамент достаточно развит | Влияет на темперамент |
Ярче проявляется в трудных ситуациях | Проявляется в типичных ситуациях |
Связь параметров темперамента и черт характера не линейная, то есть нельзя достоверно предсказать, какие черты характера будут присущи тому или иному типу темперамента при завершении процесса социализации.
К свойствам характера в отечественной психологии принято относить:
1) силу— слабость (энергичность в достижении цели — нерешительность и др.);
2) твердость — мягкость (упорство — приспособляемость и пр.); 3) цельность — противоречивость (направленность ведущих черт на достижение цели — частая смена ведущих и второстепенных черт и др.).
РАЗВИТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА
Характер формируется в процессе развития личности, ее общественных отношений.
Черты характера формируются на трех уровнях: физиологическом (на основе темперамента), социальном (под влиянием социума)
и на уровне сознания (сам формирует характер).
Сенситивный период становления характера — возраст 2—3 до 9 лет. Черты характера формируются постепенно. В раннем детстве складываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость и противоположные им, и определяются тем, как мать общается с ребенком.
Позднее формируются черты, связанные с трудом (трудолюбие, аккуратность, ответственность и др.). В этом процессе важно подкрепление со стороны родителей и взрослых. Черты характера, проявляющиеся в отношениях к людям, оформляются в младшем школьном возрасте. Здесь происходит частичная перестройка характера — компромисс между тем, чему учили дома, и тем, что от него требует школа. Если же семейное воспитание вступает в противоречие со школьным, то начинается ломка характера.
В подростковом возрасте активно развиваются волевые черты характера, а в юношеском возрасте - нравственные, мировоззренческие. К окончанию школы характер окончательно складывается. Далее характер формируется и трансформируется в течение всей жизни, но не настолько, что становится неузнаваемым. Теперь человек становится творцом своего характера в результате самовоспитания.
Основную роль в формировании черт характера играет воспитание (целенаправленное или стихийное). По целям воспитание можно разделить на три вида: воспитание для воспитателя, для общества и для воспитуемого. Воспитание для воспитателя нацелено на формирование черт, облегчающих воспитание (например, послушание); задачей воспитания для общества является формирование социально значимых черт (например, законопослушание); воспитание для воспитуемого ставит задачу формирования таких черт характера, которые выгодны для самого человека, способны гармонизировать его существование.
Первые два вида воспитания условно можно назвать «дрессурой>. Подлинное воспитание всегда сопровождается и процессом самовоспитания.
В психологии выделены типы неправильного воспитания:
1) «Кумир семьи» — все для ребенка;
2) Гиперопека — Все за ребенка;
3) Гипоопека — ничего для ребенка;
4) Безнадзорность — ребенок сам по себе;
5) «Золушка» - все от ребенка и ничего ему.
Тема Темперамент
Задание 1.
У какого ученика - Вали или Саши - в особенностях поведения наиболее отчётливо проявляются свойства темперамента? Дайте обоснование своего выбора. У Вали повышенная активность и энергичность, работоспособность проявляются при выполнении любых домашних поручений, школьных заданий, а также при выполнении любых общественных поручений; у Саши те же качества проявляются только при выполнении интересных домашних и общественных поручений, школьных заданий (по В.С. Мерлину) [8].
Задание 2.
У кого сдержанность в большей степени вызвана свойством темперамента? По каким признакам это можно установить?
Наблюдения за жизнью двух учеников 10 класса показали, что у одного из них сдержанность проявляется лишь в деятельности, связанной с общественной работой в коллективе, у другого ученика сдержанность проявляется и в труде, и в игре, и в спорте, и на разных уроках (по В.С. Мерлину) [8].
Задание 3.
Заполните таблицу, используя условные обозначения: «+» - свойство характерно для данного темперамента, «-» - свойство не выражено у людей с данным темпераментом, «в» - высокий уровень проявления данного свойства, «с» - средний уровень, «н» - низкий уровень проявления данного свойства.
Свойства темперамента | Свойства темперамента |
Холерик | Сангвиник | Флегматик | Меланхолик |
активность | ||||
реактивность | ||||
темп реакций | ||||
пластичность | ||||
ригидность | ||||
экстраверсия | ||||
интроверсия | ||||
сензитивность | ||||
тревожность | ||||
эмоциональность |
Тема Характер
Задание 1.
Из числа нижеприведённых положений о характере выберите те, которые наиболее правильно раскрывают понятие «характер». Дайте обоснование своего ответа.
1. Черты характера проявляются в любых обстоятельствах и условиях.
2. Черты характера проявляются лишь в соответствующих им типичных обстоятельствах.
3. Черты характера есть не что иное, как отношение личности к определённым сторонам действительности.
4. Черты характера есть не что иное, как определённые способы действий.
5. В характере проявляются и отношения личности и способы действия, при помощи которых эти отношения осуществляются.
6. Характер индивидуально своеобразен.
7. Черты характера социально типичны и индивидуально своеобразны.
8. Характер - отражение общественных отношений (по В.С. Мерлину) [8].
Задание 2.
Человек говорит о себе: «Я вспыльчивый и если меня задевают, то всегда отвечаю очень резко, даже если понимаю, что неправ. Ничего не могу с собой сделать».
Какую особенность личности раскрывают его слова? Выберите правильный ответ. Поясните свой выбор.
1. Черта характера.
2. Особенность темперамента.
3. Особенности воли.
4. Нет правильного ответа.
Задание 3.
В характеристике личности выделите моменты, в которых проявляются черты характера и свойства темперамента. Дайте обоснование своего ответа.
Ира Н., восьми лет. Девочка живая, жизнерадостная, кокетливая, любит поболтать; добрая, но завистливая, старается быть заметной в коллективе, заслужить похвалу. Общительна, но очень обидчива. Ира интересуется всем, но её интересы не стойки, она быстро остывает. Много уделяет внимания своей внешности: часами может сидеть перед зеркалом, менять причёски, перевязывать ленты, вкладывать в волосы цветы. Девочка в коллективе активна, но если в общей работе приходится подчиняться кому- либо из товарищей, она теряет к занятию всякий интерес, становится ко всему безучастной.
Задание 4.
Определите, проявляется ли в приведённых примерах характер человека. Дайте обоснование своего ответа.
А. Студента В. спросили на улице, как доехать до железнодорожного вокзала. В. остановился и обстоятельно ответил на вопрос (по В.С. Мерлину) [8].
Б. Однажды учитель, открывая на уроке классный журнал, сказал: «Вот как хорошо: наконец-то вы догадались обернуть свой журнал в чистую красивую бумагу». - Это я обернул! - поднимаясь с места, быстро и громко сказал Ваня (по Н.Г. Молодцовой) [7].
Задание 5.
Определите, проявляется ли в приведённых примерах характер человека. Дайте обоснование своего ответа.
1. Ученик 5 класса одной сельской школы взялся ежедневно провожать (и делал это аккуратно) после занятий живущего далеко первоклассника, у которого не было родителей.
2. Когда в 7 классе отменили контрольную работу по математике. Валя долго не могла успокоиться. Почти на протяжении 15-20 минут она размахивала руками и восклицала: «Вот красота! Вот замечательно!»
3. Коля был близорук, и все предметы подносил близко к глазам. Во время урока ему разрешалось подходить к доске (по В.С. Мерлину) [8].
Задание 6.
Определите, какие из указанных ниже черт характера относятся к следующим группам: 1) моральные черты; 2) волевые черты; 3) эмоциональные черты; 4) отношения в коллективе; 5) отношение к повышению спортивного мастерства.
1. Внушаемость (вера в приметы, мнительность, и т. п.).
2. Смелость.
3. Долг и ответственность.
4. Увлечённость.
5. Общительность.
6. Доброжелательность.
7. Самообладание в экстремальных ситуациях.
8. Чувство спортивной чести.
9. Болезненное отношение к спортивным неудачам.
10. Исполнительность.
11. Наблюдательность.
12. Инициативность.
13. Уважение к товарищам.
14. Сильное переживание радости победы, бурное её проявление.
15. Патриотизм.
16. Требовательность к себе и другим.
17. Аккуратность.
18. Уверенность в своих силах.