Роль СМИ в формировании общественной мысли и гражданского общества.




Урок обществознания по теме «СМИ и информационная культура»

Цели:

- обсудить роль СМИ в современном обществе.

- способствовать выработке учащимися собственного взгляда на СМИ в современном обществе.

- работать с материалами периодической печати.

- сформировать представление о том, что информационная культура является основой единой культуры современного человечества.

Задачи урока:

Образовательная:

-обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Духовное развитие современного общества»

Развивающие:

- развивать умение анализировать и обобщать знания, творчески их применять в исследовательской работе.

- способствовать развитию коммуникативных умений и навыков учащихся (высказывать свою точку зрения, работать в группе, прислушиваясь к мнению других её членов).

Воспитательные:

- способствовать развитию у школьников интереса к обществознанию, приобщать их к информационной культуре, способствовать воспитанию интеллектуально и духовно богатой личности.

Здоровьесберегающая:

- профилактика умственного перенапряжения путём смены видов деятельности.

- снятие психологического напряжения.

Актуализация темы урока.

Сегодня на уроке мы будем говорить об информации и её влиянии

на человека. Как разобраться в огромном потоке информации,

которую мы получаем ежедневно? Может быть, вообще не забивать

свою голову информацией? Может она не столько полезна сколько

вредна? Доверять или не доверять этой информации, следовать ей

или не следовать? Какое влияние оказывает СМИ на развитие

культуры? Попробуем ответить на эти вопросы.

Актуализация темы урока.

Сегодня на уроке мы будем говорить об информации и её влиянии

на человека. Как разобраться в огромном потоке информации,

которую мы получаем ежедневно? Может быть, вообще не забивать

свою голову информацией? Может она не столько полезна сколько

вредна? Доверять или не доверять этой информации, следовать ей

или не следовать? Какое влияние оказывает СМИ на развитие

культуры? Попробуем ответить на эти вопросы.

Актуализация темы урока.

Сегодня на уроке мы будем говорить об информации и её влиянии

на человека. Как разобраться в огромном потоке информации,

которую мы получаем ежедневно? Может быть, вообще не забивать

свою голову информацией? Может она не столько полезна сколько

вредна? Доверять или не доверять этой информации, следовать ей

или не следовать? Какое влияние оказывает СМИ на развитие

культуры? Попробуем ответить на эти вопросы.

Сегодня на уроке мы будем говорить об информации и её влиянии

на человека. Как разобраться в огромном потоке информации,

которую мы получаем ежедневно? Может быть, вообще не забивать

свою голову информацией? Может она не столько полезна сколько

вредна? Доверять или не доверять этой информации, следовать ей

или не следовать? Какое влияние оказывает СМИ на развитие

культуры? Попробуем ответить на эти вопросы

Актуализация темы урока.

Сегодня на уроке мы будем говорить об информации и её влиянии на человека. Как разобраться в огромном потоке информации, которую мы получаем ежедневно? Может быть, вообще не забивать свою голову информацией? Может она не столько полезна сколько вредна? Доверять или не доверять этой информации, следовать ей или не следовать? Какое влияние оказывает СМИ на развитие культуры? Попробуем ответить на эти вопросы.

Изучение нового материала.

Роль СМИ в формировании общественной мысли и гражданского общества.

Все функции СМИ можно объединить в одну главную – формирование общественного мнения.

Общественное мнение - форма массового сознания, в котором проявляется отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и процессам действительной жизни, затрагивающим их интересы и потребности.

Общественное мнение формируется на основе информации полученной из СМИ. В этом информационном потоке встречается далеко не самая правдивая, а иногда откровенно сфальсифицированная, которая приводит к формированию у большинства людей искажённого восприятия действительности. Такое информационное воздействие на людей называется манипуляцией.

Манипуля́ция массовым созна́нием — один из способов управления людьми путем создания иллюзий или условий для контролирования поведения. Это воздействие направлено на психику человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном некоторой группе людей направлении. СМИ является одним из средств манипуляции.

Важным достоянием демократии является свобода слова. Кроме того, она является одним из факторов, способствующих объективности СМИ.

Свобо́да сло́ва — право человека свободно выражать свои мысли.

На прошлых уроках мы узнали, что с развитием информационных технологий весь цивилизованный мир движется к состоянию информационного общества. Так называется общество, в котором постоянно перемещается большое количество информации, а так же существуют средства для её хранения, передачи и обработки. Мы рассмотрели влияние движения к информационному обществу на развитие технологий и экономику.

Сегодня мы продолжим рассматривать этот процесс. Посмотрим, как он влияет на свободу распространения информации, информационную культуру и уклад жизни людей, а так же узнаем, в чем заключаются опасности информационного общества.

 

2. Благодаря развитию информационных технологий человек может в считанные секунды может получить практически любую информацию. Однако давайте посмотрим, только ли пользу может принести человеку полная свобода распространения информации. Уже из самого определения информационного общества видно, что оно не возможно без свободы распространения информации. На прошлом уроке мы узнали, что для того, чтобы эффективно принимать решения, и решать проблемы в любой практической деятельности, нужна наиболее полная информация. Роста уровня образования и культуры общества так же трудно достичь, без свободного распространения культурно-просветительской информации. Однако, как и многие проблемы, проблема свободы распространения информации имеет и другую сторону. Далеко не вся государственная, корпоративная и личная информация должна быть доступна всем. Каждый человек может иметь свои личные секреты. Также и целые корпорации и даже государства могут хранить в тайне информацию, которая необходима для их существования. Нельзя допускать распространения информации, которая противоречит моральным ценностям общества, на пример пропаганды насилия.

Только разумный баланс в этом вопросе поможет обществу получать от информации максимальную пользу, при этом оставляя право на личные секреты и безопасность.

Так, как с приближением к информационному обществу растут объёмы циркулирующей информации – растёт и информационная культура.

 

 

Современное определение информационной культуры – это навыки и потребность человека работать с информацией с помощью информационных технологий.

3. Информационная культура заключается не только в навыках использования информационных технологий. Она так же состоит:

· в умении подбирать информацию из различных источников;

· оценивать её;

· аналитически обрабатывать;

· в знании информационных потоков в своей области деятельности.

Одной из самых важных задач школьного курса информатики является развитие и повышение уровня информационной культуры учеников. Но одной только школы для этого недостаточно. Основы информационной культуры должны быть заложены в детстве, а представление о ней развиваться в течение всей сознательной жизни человека.

 

Важная роль информационной культуры состоит в подготовке человека к работе в информационной среде, вместе с другими людьми. Само информационное общество предполагает доступное образование для всех. Ведь человек, который работает с информацией, должен быть достаточно образован для этого. С приближением к информационному обществу многие развитые страны создали свою систему непрерывного образования. Человек начинает получать знания в ней с дошкольного и школьного образования и заканчивает с профессиональным образованием и системой повышения квалификации и переподготовки кадров. С помощью образования человек приспосабливается к жизни в динамичном информационном обществе. Оно позволяет человеку не отстать от времени, а так же даёт возможность сменить профессию и занять достойное место в новом информационном обществе. Именно по уровню системы образования страны можно судить о её близости к состоянию информационного общества.

Мы рассмотрели, как влияет движение к информационному обществу на общество в целом. Теперь посмотрим, как же меняется и будет меняться жизнь отдельных людей на пути к информационному обществу.

 

4.Уже есть примеры влияния различных технологий на общество. Так, например, из-за развития телевидения в шестидесятых и семидесятых годах двадцатого века произошло увеличение возможности человека к получению различной информации, однако в то же время уменьшилось количество живого общения между людьми и читающих людей стало меньше.

 

Рассмотрим отдельные моменты уклада жизни людей. Начнём с работы. С развитием информационных технологий некоторым людям уже необязательно ходить на работу. Многие люди получили возможность работать, не выходя из дома, через интернет. В США 10% людей уже могут работать удалённо. Благодаря автоматизации производства и новым технологиям некоторые профессии устаревают и на смену им приходят новые.

Об изменении досуга человека в последние годы вы можете судить сами. Так появилось множество компьютерных игр, занятие которыми у некоторых людей отнимает много времени. Люди начали проводить время в социальных сетях. А так же увеличилось время, которое проводится в интернете, без определённой цели. Однако благодаря интернету реализуются и познавательные потребности людей. Многие пользуются услугами виртуальных музеев и других образовательных сайтов. Интернет заметно изменил и систему торговли. Вместо похода по магазинам в поисках нужной им вещи многие люди теперь пользуются услугами интернет-магазинов.

 

Развитие информационных технологий не обошло стороной и жильё человека.

Появились дома, где вместо целого набора проводов, каждый из которых отвечает отдельно за сигнализацию, телефон, телевидение и другие устройства, используются всего два кабеля. Один силовой и один информационный. Информационный кабель берет на себя всю информационную связь дома с внешним миром. С помощью него обитатели дома получают множество каналов телевидения, телефонную связь и доступ к интернету. Специальный блок управления в таком доме контролирует все условия, делая комфортной жизнь обитателей дома.

Такая система получила название «Умный дом». При помощи датчиков система может управлять кондиционером, поддерживая определённый уровень температуры в помещениях или же включать или выключать освещение в комнатах, где находятся люди.

 

Для многих людей автомобиль стал больше чем средством передвижения, поэтому информационные технологии стали и его частью. При помощи целого ряда датчиков отображается состояние технических систем автомобиля. Кроме того посредством интернета автомобиль получает информацию о состоянии дорог в городе и пробках, а так же сам прокладывает маршрут.

 

5. При всех возможностях, которые получают люди, двигаясь к информационному обществу, стоит понимать что «информационное общество» не имеет ничего общего с такими понятиями как «капитализм», «социализм» и тому подобными. То есть оно не меняет отношения к собственности или экономический уклад.

Любое изменение в обществе имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Так же и переход к информационному обществу. Уже сейчас можно говорить о некоторых глобальных проблемах, которые возникли и будут обостряться именно по этой причине. Рассмотрим подробнее некоторые из них.

 

 

Вполне возможно, что с ростом свободы распространения информации исчезнет понятие частной жизни. Это относится и к отдельным людям и к целым организациям. Ведь сохранить что-либо в секрете, становиться все сложнее.

С каждым годом растёт влияние средств массовой информации на общество. Можно сказать, что они формируют общественное мнение. Однако такие люди, которые стоят за средствами массовой информации могут навязать обществу любые взгляды, правильные или нет.

С ростом объёмов информации, которая циркулирует в обществе, растёт и количество информации получаемой отдельным человеком. Среди всей поступающей информации становится все сложнее выбрать необходимую и достоверную.

Многим людям становится все сложнее адаптироваться к реалиям информационного общества. Сложно привыкнуть к тому, что все знания могут быстро устаревать, а, следовательно, нужно постоянно повышать свои профессиональные навыки и общую образованность.

 

 

Все большее использование технологий виртуальной реальности, делает все сложнее разграничение иллюзий и окружающей действительности. У некоторых людей это создаёт психологические проблемы, которые все ещё мало изучены.

Движение к информационному обществу ничего не меняет в социальных благах и не отменяет социального расслоения общества. Более того к тем видам неравенства, которые уже существуют, может добавиться информационное неравенство. Это может вызвать ещё большие общественные разногласия.

Рост числа рабочих мест в информационной сфере экономики развитых стран не компенсирует снижения числа рабочих мест в других её отраслях. Это может привести к массовому росту безработицы.

Сегодня мы изучали тему: информационная культура и опасности информационного общества. Мы узнали, что без свободы распространения информации информационное общество не возможно. Информационная культура – это умение и потребность работать с информацией с помощью информационных технологий. Она должна закладываться ещё в детстве и развиваться в течение всей жизни. Образование, с движением к информационному обществу, должно становиться все более доступным. Движение к информационному обществу несёт изменения во все сферы жизни людей. Как и любые изменения в обществе, кроме положительных изменений движение к информационному обществу несёт ещё и ряд общественных проблем.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: