ДЖАЗ И ПРЕДДЖАЗОВАЯ КУЛЬТУРА
Теоретический (лекционный) материал
Содержание
1. Джаз как явление музыкального искусства: …………………………………. § определение джаза, происхождение термина «джаз»; § исторические, социальные и художественные предпосылки зарождения джаза; § круг идей, образов джазового искусства: - джаз как символ борьбы и протеста, - как средство выражения иронии, сатиры, пародии, острой социальной критики, тоски по утраченным идеалам; - джаз и религия; - джаз как популярно-развлекательное искусство и т.д.; § влияние коммерции на развитие искусства джаза (эстетическая атмосфера в США конца XIX - начала XX веков - рождение развлекательно-промышленного комплекса). | с. 2 |
2. Африканские истоки джаза: ………………………………………………….. § Афроамериканские традиции в джазе. Жанры негритянского фольклора (уорк-сонг, хоровые песни спиричуэл, инструментальные импровизации). § Спиричуэл архаический и концертный. § Марширующие оркестры. Фортепианная музыка негров. | с. 4 |
3. Европейские традиции в джазе: ………………………………………………. § Американская бытовая культура. Менестрельный театр. § Роль культуры креолов. Баллада. § Кейкуок. § Инструментальная музыка. | с. 7 |
4. Предджазовая культура: ………………………………………………………. § Регтайм – одно из ярчайших проявлений эстрадной музыкальной культуры предджазовой эпохи. Творчество Скотта Джоплина. § Архаический («сельский») блюз. Становление классического блюза. Художественный уровень поэтического текста и музыкально-выразительные средства. Блюз как самоутверждение личности и выражение её протеста. § Особенности сельской музыки США. Разновидности кантри. Профессионализация кантри. § Фортепианный блюзовый стиль буги-вуги как одна из наиболее ранних разновидностей негритянского инструментального блюза. | с.12 |
5. Использованная литература и Интернет-ресурсы…………………………… | с.25 |
Джаз как явление музыкального искусства
«Музыка - выражение порядка идей и чувств высших, чем те, на которые способна речь человеческая» (Жорж Санд). Музыка в процессе своего развития всегда была разной, причем её пласты разделяли подчас высокие барьеры. Современная массовая культура неоднородна, представляя собой различные музыкальные направления, такие как джаз, эстрада, поп, рок и т.п. На вершине этой пирамиды в XX веке возвышается американский джаз - главное откровение мира того времени.
"Что такое джаз?". До сих пор не существует точного, краткого и в то же время полного и объективного определения слова и самого понятия " джаз". Всемирно известный музыковед, президент и директор Нью-йоркского Института джазовых исследований Маршалл Стернс (1908-1966), в своей книге "История джаза" дал свое определение джаза с чисто исторической точки зрения. Он писал: "Прежде всего, где бы вы ни услышали джаз, его всегда гораздо легче узнать, чем описать словами. Но в самом первом приближении мы можем определить джаз как полуимпровизационную музыку, возникшую в результате 300-летнего смешивания на североамериканской земле двух великих музыкальных традиций - западноевропейской и западноафриканской,- т.е. фактического слияния белой и черной культуры. И хотя в музыкальном отношении преобладающую роль здесь сыграла европейская традиция, но те ритмические качества, которые сделали джаз столь характерной, необычной и легко распознаваемой музыкой, несомненно, ведут свое происхождение из Африки. Поэтому главными составляющими этой музыки являются европейская гармония, евро-африканская мелодия и африканский ритм ".
Джаз (англ. - jazz) — форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX — начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение. Характерными чертами музыкального языка джаза изначально стали:
- импровизация;
- ритм, основанный на синкопированных фигурах;
- свинг (уникальный комплекс приёмов исполнения ритмической фактуры).
Дальнейшее развитие джаза происходило за счёт освоения джазовыми музыкантами и композиторами новых ритмических и гармонических моделей. Джаз является по преимуществу исполнительским искусством.
«Джаз - это стилистика жизни. Джазовый музыкант не исполнитель. Он творец, созидающий на глазах у зрителей своё искусство… Джаз - это восхитительный хаос, основу которого составляют доведенные до предела интуиция, вкус и чувство ансамбля…» (Сергей Довлатов).
Джаз, бардовская песня, рок - это не просто музыка. Это искусство с определенной направленностью, рожденное единым чувством протеста. Не случайно в 1933 году джаз был запрещен в германии Гитлером, для французов стал символом сопротивления фашистской оккупации. Необыкновенная сила эмоционального воздействия джаза, секрет его стремительного распространения по всему свету заключались в общечеловеческой значимости несомого им смысла. Джаз задевал людей за живое, поворачивал их лицом к кровоточащим ранам окружающего мира. Один из корифеев авангардного джаза 1960-х годов Арчи Шепп говорил: «Я не могу провести четкую грань между искусством и жизнью. Я исполняю истинно негритянскую музыку: она о том, что случилось с моим отцом, со мной, что может произойти с моими детьми. Джаз имеет свою эстетику, но нам важен и его общественный характер. Долг художника - быть судьей происходящего, бороться за правду и повергать несправедливость. Как люди и как артисты мы принимаем вызов, который бросает нам общество, и свой ответ мы выражаем языком музыки…».
Протест, выраженный языком музыки, - это изначальная основа искусства джаза. Ведь корни джаза - в музыкальной культуре негров-невольников, вывезенных из Африки в Новый Свет.