СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Эволюция законодательства о банкротстве (несостоятельности)
Глава 2. Понятие, признаки банкротства (несостоятельности) коммерческой организации
Глава 3. Рассмотрение дела о банкротстве коммерческой организации Арбитражным судом
Глава 4. Процедуры банкротства (несостоятельности) коммерческой организации
§1. Восстановительные процедуры
§2. Наблюдение
§3. Финансовое оздоровление
§4. Внешнее управление
§5. Конкурсное производство
§6. Мировое соглашение
Заключение
Список нормативных актов
Библиография
ВВЕДЕНИЕ
“Страшное” слово “банкротство” многим не нравится, многих пугает. Однако все более и более становится очевидным тот факт, что без банкротства невозможно нормальное развитие рыночных отношений.
Банкротство направлено на исключение из оборота субъектов, не способных осуществлять рентабельную деятельность, а также на восстановление финансового состояния коммерческих организаций, испытывающих временные финансовые сложности. Все это способствует оздоровлению экономики, недопущению кризиса неплатежей и функционирования неплатежеспособных коммерческих организаций.
Актуальность и практическая значимость темы дипломной работы обусловлена следующим обстоятельством. В настоящее время, в российской экономике продолжает существовать кризис неплатежей, и часть российских коммерческих организаций следовало уже давно объявить банкротами. Необходимо в отношении них ввести процедуру наблюдения, чтобы провести финансовый анализ, выявить причины ухудшения финансового состояния, подготовить рекомендации по повышению финансовой устойчивости и платежеспособности организации, а если улучшить положение невозможно – принять решение о признании коммерческой организации банкротом и о её дальнейшей ликвидации.
|
Стоит ли говорить о том, что процесс банкротства должен быть подробно регламентирован Законодателем? Недостатки правовой регламентации ведут к неустойчивости экономических отношений, нездоровому положению в сфере предпринимательства, незащищенности участников оборота. Такая ситуация недопустима в рыночных условиях, что позволяет лишний раз подчеркнуть актуальность темы исследования.
Вопросами банкротства коммерческих организаций занимались такие учёные как: Телюкина М.В., Рогожин Н.А., Ткачев В.Н., Аленичева Т.Д., Гутникова А.С., Гришаев С.П., Сергеев С.Г., Семина А.Н., Прудникова Т.П., др. Несмотря на это практика по-прежнему продолжает выявлять проблемы, спорные и неоднозначные моменты и недостатки законного решения, что говорит о необходимости тщательного исследования данной темы.
На сегодняшний день основным источником, регламентирующим отношения несостоятельности (банкротства) коммерческих организаций является ФЗ РФ «о несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. Кроме того, в систему законодательства данной области входят Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", а также иные нормативные акты. К числу последних следует, в частности, отнести Правила проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 25 июня 2003 г.[1], Распоряжение Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству от 1 апреля 2002 г. "Об утверждении разъяснения о вопросах, связанных с применением процедур банкротства"[2], Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 июня 2001 г. "О некоторых вопросах применения в судебной практике Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"[3] и другие.
|
Анализ действующего законодательства о банкротстве коммерческих организаций позволил сформулировать следующий вывод. Законодатель сделал попытку достаточно полно регламентировать весь процесс банкротства коммерческих организаций, несмотря на это на практике лица, участвующие в деле о банкротстве, продолжают сталкиваться с неточностями и пробелами. Многие из них успешно восполняются нормативно-правовыми и судебными актами. Однако некоторые так и остаются неразрешёнными. Практическая значимость исследования состоит ещё и в том, что в своей работе мы постараемся сделать акцент как раз на таких неразрешённых проблемах.
Основная цель нашего исследования заключается в комплексном изучении института банкротства, анализе имеющихся в нашем распоряжении источников. Исходя из этого, при написании дипломной работы нами ставятся следующие задачи:
- выявить основные тенденции в развитии законодательства о банкротстве (несостоятельности);
- определиться с понятием банкротства коммерческой организации, рассмотреть признаки банкротства коммерческой организации;
- проследить процесс рассмотрения Арбитражным судом дела о банкротстве коммерческой организации;
|
- рассмотреть и проанализировать каждую из процедур банкротства коммерческой организации, выявить пробелы и недостатки в их законодательном регулировании.
Методологическую основу исследования составили методы системно-сравнительного и историко-правового анализа, методы анализа, синтеза. Кроме того, методологическую основу составляет теоретические положения отечественной цивилистики.
Новизна дипломного исследования состоит в том, что в нём автор реализует попытку анализа правового положения коммерческих организаций и разрабатываем предложения по устранению недостатков законодательного регулирования банкротства коммерческих организаций.
Структура дипломной работы состоит из введения, четырёх глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка литературы.
Таким образом, материалы дипломной работы могут найти своё практическое применение в деятельности коммерческих организаций, неспособных в полном объеме удовлетворить требования кредиторов и уполномоченных органов власти по денежным обязательствам, а именно в деятельности лиц напрямую обязанных соблюдать и руководствоваться правовыми нормами института банкротства. Материалы дипломной работы будут способствовать эффективной правовой защите хозяйственной деятельности коммерческих организаций, находящихся в состоянии банкротства, а также защите прав и законных интересов кредиторов и уполномоченных органов, что позволит предотвратить наступление негативных экономических последствий.
ГЛАВА 1. ЭВОЛЮЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О БАНКРОТСТВЕ (НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ)
История законодательства о банкротстве насчитывает несколько столетий, само законодательство и судебная практика его применения постоянно совершенствуются.
Анализ истории отношений несостоятельности (банкротства) позволяет выделить три этапа развития института российского конкурсного права: дореволюционный; советский; современный.
Некоторые элементы, зачатки конкурсных отношений можно наблюдать в Русской Правде, Судебниках XV-XVI вв., Соборном уложении 1649 г.
Так, в Русской Правде было установлено, что должника, который не в состоянии заплатить нескольким кредиторам, необходимо продать, а полученные средства разделить определенным образом: сначала долг князю; затем иногородним и иностранным кредиторам; затем - всем остальным, за исключением тех, кто "выговорил в свою пользу чрезмерные проценты"[4].
В Судебнике Ивана III (1497 г.) указывалось, что должник мог быть выдан кредитору головою на продажу[5]. "Под выдачей головою на продажу надо разуметь предоставление должника в волю кредитора. Кредитор мог или взять его к себе во двор в качестве раба, или продать его. В случае наличности многих кредиторов, должник продавался на торгу, а кредиторы удовлетворялись из вырученной суммы"[6].
Подобные нормы о выдаче головою содержались и в Соборном Уложении 1649 г. Уложение уточняло, что освобождение допускается только для высших сословий. Кроме того, определялся срок отработки долга и порядок ответственности детей должника. Стоимость работ определялась для мужчин по 5 рублей, для женщин - по 2,5 рубля в год. Работа детей, начиная с 10 лет, оплачивалась двумя рублями в год[7]. Из норм Уложения следовало, что жена должника не подлежала выдаче в отработку (равно как и наоборот - муж не отвечал по долгам жены). К.Д. Кавелин ставит вопрос: "какие дети отдавались головою, до искупа, с одним супругом и какие оставались при другом?" - и отвечает на него следующим образом: "Судя по аналогии с древнейшими началами наследования, с матерью должны были оставаться дочери, с отцом сыновья, разумеется, неотделенные"[8].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что уровень экономических отношений, существовавших в те времена, не достиг той отметки, когда возникает необходимость в детальном регулировании отношений по банкротству. По мере развития экономики вопросы банкротства становились все более актуальными. К концу XVII - началу XVIII в. отсутствие подобного законодательства стало заметным вследствие серьезности возникающих проблем. По словам А.Х. Гольмстена, "нужно было искать выхода, надо было найти новые пути"[9].
Первый безусловно действующий Устав о банкротах появился в России 18 декабря 1800 г., т.е. в самом конце последнего года XVIII в. Устав 1800 г. состоял из 2 частей, первая из которых называлась "Для купцов и другого звания торговых людей" (т.е. охватывала случаи торговой несостоятельности). Вторая часть - "Для дворян и чиновников" – (охватывала случаи неторговой несостоятельности). Остановимся на наиболее важных и интересных положениях Устава о банкротах 1800 г.[10]:
- Устав вводился в действие с обратной силой, однако правила об уголовных наказаниях не могли применяться к деяниям, совершенным до вступления в силу Устава;
- определялись различия между торговой и неторговой несостоятельностью;
- критерием несостоятельности (как торговой, так и неторговой) была неоплатность, однако из этого правила устанавливались (для торговой несостоятельности) исключения, состоящие в презюмировании неоплатности при наличии определенных обстоятельств. Обстоятельства были следующими: 1) признание должником своего банкротства; 2) бегство должника; 3) неосуществление платежа по требованию кредитора в течение месяца. В этих случаях не выяснялась стоимость имущества при открытии конкурса, но если позднее оказывалось, что имущества должника достаточно для удовлетворения всех требований либо "при наличности долга казны, покрывающего все долги должника", конкурс прекращался;
- определялось три вида несостоятельности - несчастная, неосторожная, злостная. Последствием несчастного банкротства было полное освобождение как от личного преследования, так и от имущественного взыскания. Неосторожные и злостные банкроты не освобождались от уплаты долга; злостные банкроты подлежали наказанию, даже если расплачивались со всеми долгами;
- устанавливалась обязанность должника заявить о своем банкротстве, если "не доставало у него до 30% на рубль кредиторской суммы";
- для возникновения конкурсных отношений необходимо было наличие нескольких кредиторов и соответствующего их желания;
- вводились определенные сроки для заявления кредиторами претензий;
- кураторы (аналог арбитражных управляющих) избирались из среды кредиторов, устанавливалось, что они должны быть люди "добрые и неподозрительные" и не относиться к лицам духовного звания, мещанам, крестьянам, крепостным;
- голосование на собраниях кредиторов осуществлялось большинством суммы требований;
- в состав конкурсной массы имущество жены банкрота не включалось, за исключением ситуаций, установленных в ст. 43 (когда она "в торгах мужниных участвовала") и 111 (когда банкрот "перевел на нее подложно капитал либо имение") Устава;
- мировое соглашение могло заключаться в любое время, что влекло освобождение банкрота от всех последствий. Для заключения мировой сделки было необходимо решение большинства кредиторов с большей суммой требований.
Таковы основные особенности Устава о банкротах 1800 г. Дальнейшее изменение конкурсного законодательства было не слишком обширным. Н.А. Тур отмечает, что эти изменения не были значительными[11]. Можно отметить следующие значительные акты:
- 1832 г. - Устав "о торговой несостоятельности", по сути, этот Устав заменил первую часть Устава о банкротах 1800 г., которая регулировала случаи несостоятельности "купцов и иного звания торговых людей".
- 1836 г. - Положение об учреждении администрации по делам о торговой несостоятельности;
- 1839 г. - Постановление о наблюдении за делопроизводством в конкурсах и о перемещении конкурсов из внутренних городов Империи в столицы и портовые города;
- 1846 г. - Правила о взаимной ответственности супругов при несостоятельности одного из них к платежу долгов; Постановление о применении Устава о торговой несостоятельности ко всем лицам, производящим торговлю (до этого момента к дворянам независимо от рода их деятельности применялись положения о неторговой несостоятельности);
- 1857 г. - Постановление о составе конкурса и о субсидиарном применении норм о торговой несостоятельности к неторговой;
- 1858 г. - Закон, в соответствии с которым к требованиям четвертого разряда отнесены долги по документам, писанным вопреки правилам о гербовом сборе;
- 1859 г. - Закон, который определил срок предъявления кредиторами третьего разряда требований в суд - 3 месяца со дня объявления определения о признании должника несостоятельным;
- 1868 г. - Правила о порядке производства дел о несостоятельности как торговой, так и неторговой в новых судебных установлениях (окружные суды рассматривали дела о неторговой несостоятельности, а также дела о несостоятельности торговой, если в данной местности не было коммерческого суда). По общему правилу, дела о торговой несостоятельности рассматривали суды коммерческие. Г.Ф. Шершеневич считал недостатком Правил установление такой сложной и пестрой системы[12]. С этим мнением соглашался А.А. Маттель, называя Правила производства дел о несостоятельности "в сущности не правилами, а набором различных изменений, дополнений, особенностей и исключений из правил"[13];
- 1884 г. - Закон о порядке ликвидации дел частных и общественных установлений краткосрочного кредита.
Итак, первый этап развития российского конкурсного права - этап дореволюционный - продолжался до 1917 г., когда прекратили действие все дореволюционные правовые акты.
Следующий - весьма непродолжительный по времени этап - можно назвать советским. Конкурсные отношения стали возможными после введения в 1921 г. новой экономической политики, когда возник свободный товарный оборот и, следовательно, случаи неплатежа долгов стали распространенным явлением. Возникла необходимость в правовом регулировании указанных явлений. ГК РСФСР включал в себя положения о несостоятельности, но только упоминая о них. Таким образом, упоминание о возможности банкротства было, а самого понятия и механизма признания должников банкротами не существовало. В таких условиях вполне естественной выглядит ситуация, когда судебные органы, сталкивались со случаями несостоятельности, применяли дореволюционные законодательные акты[14].
Поскольку вопрос о порядке рассмотрения дел о банкротстве был весьма актуальным, 28 ноября 1927 г. декретом ВЦИК и СНК РСФСР Гражданский процессуальный кодекс был дополнен 37-й главой "О несостоятельности частных лиц, физических и юридических". В соответствии с нормами гл. 37 ГПК дела о несостоятельности рассматривались в исковом порядке; критерием банкротства была неоплатность; срок для рассмотрения судами дел этой категории не должен был превышать 1 год. Однако следует заметить, что все нормы содержали более или менее ярко выраженную тенденцию к уменьшению срока конкурсного производства, иногда и за счет его качества (так, в случаях нехватки времени разрешалось не проводить анализ баланса должника)[15].
Нормы советского конкурсного права и процесса предоставляли определенные преимущества государственным предприятиям и учреждениям по сравнению с частными; это положение обосновывалось учеными. Так, председатель Высшей Арбитражной Комиссии П. Лебедев писал, что подход к государственным предприятиям ни в какой мере не может быть аналогичен подходу к частным предприятиям; ликвидировать государственное предприятие на том основании, что неоплатная задолженность достигла какой-то суммы, нецелесообразно[16].
Наиболее ярко выраженной особенностью советского конкурса был отказ от начал диспозитивности при назначении должностных лиц конкурсного процесса. Кредиторы были совершенно устранены от участия в процессе, в том числе и от выбора управляющих. Все подобные вопросы решались государственными учреждениями, т.е. конкретными чиновниками.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что законодательство о банкротстве советского периода защищало не законные интересы кредиторов и должника, а общий хозяйственный результат, что совершенно не свойственно нормальному законодательству о банкротстве.
Третий этап развития российского конкурсного права - современный - ведет свое начало с июня 1992 г. Именно тогда (14 июня 1992 г.) появился Указ Президента РФ N 623 "О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур". Этот Указ имел весьма ограниченное применение на практике, т.к., во-первых, содержал множество недостатков с точки зрения юридической техники, во-вторых, срок его действия оканчивался принятием Закона о банкротстве (это устанавливалось ст. 30 Указа)[17].
Закон "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" был принят 19 ноября 1992 г[18]. Этот Закон был очень актуален, т.к. позволил реально осуществлять банкротство определенных субъектов, и вызвал серьезный интерес у ученых[19]. Безусловно, Закон имел множество недостатков, которые выявились в ходе его пятилетнего применения. Сейчас мы не будем подробно останавливаться на анализе положений этого Закона.
Вторым по счёту оказался Закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 8 января 1998 г.[20] Этот Закон был, в основном, позитивно встречен учеными. Отмечалось, что новый Закон означал для самого банкрота возможность возобновления бизнеса, а для кредиторов - максимальное удовлетворение требований[21]; что Закон обеспечит баланс дел и интересов участников конкурсного процесса[22], что он "принят с расчетом на десятилетия и призван способствовать стимулированию платежеспособности и оздоровлению нашей экономики"[23].
Однако практика показала иначе. В этом законе процедура банкротства была значительно упрощена, теперь банкротом можно было сделать практически любую организацию. Этим активно начали пользоваться недобросовестные конкуренты и другие заинтересованные лица. Они могли начать процедуру банкротства организации по незначительным суммам и довести ее до конца. При этом процедуру банкротства нельзя было остановить, даже если должник готов был погасить свой долг. В результате менялись собственники предприятий - должников, продавалось за бесценок дорогостоящее оборудование и недвижимость, останавливалось производство и т.д.[24]
В настоящее время действует Закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26 октября 2002 г[25]. На ряду с ним действуют ещё один специальный Закон - "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"[26] от 25 февраля 1999 г., а также множество правовых и нормативных актов. Закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26 октября 2002 г. явился результатом длительной реформы конкурсного права и вызвал серьезный интерес у ученых.[27]