Цель: сформировать у студентов знания необходимые для отбора и структурирования речевого и дидактического материала к фронтальным формам логопедической работы.
Задачи:
- раскрыть задачи, тематику, типологию и содержание фронтальных форм логопедической работы;
- рассмотреть принципы и критерии отбора речевого и дидактического материала;
- познакомить с особенностями использования игры в процессе фронтальных занятий с детьми.
План
1. Задачи, тематика, типология и содержание фронтальных форм работы.
2. Принципы и критерии отбора речевого и дидактического материала.
3. Особенности использования игры в процессе фронтальных занятий с детьми.
Ключевые слова и фразы: «типы фронтальных форм работы», «фонетические игры», «инсценирование», «принципы и критерии отбора
речевого и дидактического материала».
1.Задачи, тематика, типология и содержание фронтальных форм логопедической работы.
К фронтальным формам логопедической работы относятся логопедические занятия, которые проводятся на протяжении всего времени обучения в определенной системе, по единому для всех детей плану с учетом индивидуальных особенностей. Они в зависимости от конкретных задач и этапов коррекции речи, подразделяются на следующие типы:
1. Занятия по формированию лексико-грамматических средств языка:
— по формированию словарного запаса;
— по формированию грамматического строя речи.
Основными задачами этих занятий являются: развитие понимания речи, уточнение и расширение словарного запаса, формирование обобщающих понятий, практических навыков словообразования и словоизменения, умение употреблять простые распространенные предложения и некоторые виды синтаксических структур.
2. Занятия по формированию звуковой стороны речи.
Основными задачами являются: формирование правильного произношения звуков, развитие фонематического слуха и восприятия, навыков произнесения слов различной звуко-слоговой структуры; контроль за внятностью и выразительностью речи, подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.
3. Занятия по развитию связной речи.
Основная задача — обучение детей самостоятельному высказыванию.
На основе сформированных навыков использования различных типов предложений у детей вырабатывается умение передавать впечатление об увиденном, о событиях окружающей действительности, в логической последовательности излагать содержание картин или их серий, составлять рассказ-описание[3].
Весь процесс коррекционного обучения имеет четкую коммуникативную направленность. Усваиваемые элементы языковой системы должны включаться в непосредственное общение. Важно научить детей применять отработанные речевые операции в аналогичных или новых ситуациях, творчески использовать полученные навыки в различных видах деятельности. Логопедические занятия строятся с учетом как общей дошкольной педагогики, так и специальной.
Логопед определяет:
— тему и цель занятий;
— предметный и глагольный словарь, словарь признаков, который дети должны усвоить в активной речи;
— отработать лексический и грамматический материал с учетом темы и цели занятия, этапа коррекционного обучения;
— обозначить основные этапы занятия, показав их взаимосвязь, сформулировать цель каждого этапа;
— подчеркнуть наличие обучающего момента и последовательность закрепления нового материала;
— обеспечить постепенную смену видов речевых и речемыслительных заданий;
— включить в занятие разнообразные игровые и дидактические упражнения с элементами соревнования;
— при отборе материала учитывать зону ближайшего развития дошкольника;
— предусмотреть приемы, обеспечивающие вовлечение детей в активную речевую и познавательную деятельность;
— включить регулярное повторение усвоенного речевого материала[3].
Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 2 раза в неделю.
Содержание фронтальных форм работы включает в себя:
- развитие понимания устной речи;
- умение вслушиваться в обращенную речь;
- выделять название предметов, действий, признаков;
- понимание обобщающего значения слов;
- подготовка к овладению диалогической формой общения;
- практическое усвоение некоторых форм словообразования — с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками;
- усвоение притяжательных местоимений «мой—моя»;
- практическое употребление существительных в винительном, дательном и
творительном падежах;
- овладение навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий по картинке, моделям;
- усвоение навыка составления короткого рассказа [3].
В первом периоде проводится 13 - 14 занятий по формированию речевых средств и 6 - 7 на развитие первоначальных навыков связной речи.
Примерная тематика фронтальных форм работы.
Сентябрь: «Детский сад», «Осень», «Части тела», «Умывательные принадлежности».
Октябрь: «Овощи-фрукты», «Дом и его части», «Одежда», «Обувь».
Ноябрь: «Мебель», «Посуда», «Игрушки».
Декабрь: «Домашние животные», «Продукты питания», «Зима».
Январь: «Новый год», «Дикие животные», «Домашние птицы».
Февраль: «Дикие птицы», «Почта», «День армии».
Март: «8 Марта», «Семья», «Весна», «Труд взрослых».
Апрель: «Город», «Транспорт», «Профессия», «Насекомые».
Май: «Лес», «Поле», «Луг» [3].