В (Лучшие люди в Исламской общине и о победоносной группе).




 

Мы веруем в то, что лучшими представителями нашей общины являются сподвижники, затем – их последователи, а затем – последователи их последователей.

 

Мы также веруем в то, что в мусульманской общине существует победоносная группа, которая не перестанет следовать истинным путем, и которой не смогут навредить ни те, кто оставляет их без поддержки, ни те, кто противится им, вплоть до наступления Часа, когда явится веление Всемогущего и Великого Аллаха.

 

 

Г (Воздержание от поношения сподвижников)

 

Мы убеждены в том, что смута и разногласия между сподвижниками Пророка (салля Ллаху `алейхи уа саллам) возникли по причине их различного подхода к некоторым вопросам при принятии самостоятельных решений.

 

Те из них, кто были правдивы, получат двойное вознаграждение, а те, кто ошибся, получат простую награду, и их ошибка будет прощена им.

 

Мы считаем обязательным воздерживаться от их поношения, отзываться о них только достойным образом, обращая к ним слова прекрасной похвалы, и очищать наши сердца от злобы и ненависти к кому бы то ни было из них.

 

Всевышний сказал, обращаясь к ним: «Не сравнятся люди с теми из вас, кто расходовал и сражался до победы над Меккой. Эти выше степенью, чем те, которые расходовали и сражались после этого. Но каждому из них Аллах обещал наилучшее…» (57:10).

 

А о нас Всевышний Аллах сказал: «А те, которые пришли после них, говорят: «Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! Не насаждай в наших сердцах ненависти и зависти к тем, кто уверовал. Господь наш! Воистину, Ты – Сострадательный, Милосердный» (59:10).

 

 

Вера в Судный день)

 

Мы веруем в Последний день – День воскресения, когда наступит конец света, и Аллах воскресит людей для вечной жизни либо в обители благоухания, либо в обители мучительных страданий.

Мы веруем в воскрешение, когда ангел Исрафил во второй раз подует в Рог, и Всевышний Аллах вернет к жизни умерших.

 

«Но подуют в Рог, и тогда потеряют сознание (или умрут) те, кто на небесах, и те, кто на земле, кроме тех, кого Аллах пожелает оставить. Потом в нее подуют еще раз, и тогда они встанут и будут смотреть» (39:68).

 

Люди выйдут из своих могил и предстанут пред Господом миров босыми, голыми, без обрезания крайней плоти.

 

«Мы воссоздадим творения подобно тому, как начали творить их в первый раз. Так было обещано Нами. Воистину, Мы сделаем это» (21:104).

 

Мы веруем в то, что человеческие деяния записываются в книгах, которые будут вручены каждому человеку либо с правой стороны, либо из-за спины с левой стороны.

 

«Тот, кому его книга будет вручена в правую руку, получит легкий расчет и вернется к своей семье радостным. А тот, кому его книга будет вручена из-за спины, станет призывать погибель и войдет в Пламень» (84:7-12).

 

«Каждому человеку Мы повесили на шею его деяния (сделали их неразлучными с ним). А в День воскресения Мы представим ему книгу, которую он увидит развернутой. Читай свою книгу! Сегодня достаточно того, что ты сам сосчитаешь свои деяния против самого себя» (17:13-14).

 

Мы веруем в то, что в День воскресения будут воздвигнуты Весы, и ни с кем не поступят несправедливо. «Тот, кто сделал добро весом в мельчайшую частицу, увидит его. И тот, кто сделал зло весом в мельчайшую частицу, увидит его» (99:7-8).

 

«Те, чья чаша Весов окажется тяжелой, обретут успех. А те, чья чаша Весов окажется легкой, потеряют самих себя и вечно пребудут в Геенне. Огонь будет сжигать их лица, и там они будут корчиться» (23:102-104).

 

«Кто явится с добрым деянием, тот получит десятикратное воздаяние. А кто явится со злым деянием, тот получит только соответствующее воздаяние, и с ними не поступят несправедливо» (6:160).

 

Мы веруем в великое заступничество посланника Аллаха, которое будет дозволено только ему. Когда людей охватит непосильная тревога и печаль, они отправятся к Адаму, затем – к Нуху, Ибрахиму, Мусе и Исе, пока, наконец, не обратятся к посланнику Аллаха, и тогда он с позволения Всевышнего Аллаха заступится пред Ним за Его рабов, чтобы облегчить их положение.

 

Мы веруем в заступничество за верующих, которые попадут в Огонь, благодаря которому они выйдут оттуда. Правом на него будет обладать не только Пророк Мухаммад (салля Ллаху `алейхи уа саллам), но и другие пророки, правоверные и ангелы.

 

Мы также веруем в то, что Всевышний Аллах выведет из Ада многих верующих без всякого заступничества по Своей милости.

 

Мы веруем в Водоем посланника Аллаха, вода которого белее молока и слаще меда, а запах ее приятнее благоухания мускуса. Длина и ширина его равны месяцу пути. Сосудов возле него столько же, сколько звезд на небе, и они так же прекрасны. К нему соберутся правоверные из общины Мухаммада, чтобы напиться, после чего они уже никогда не испытают жажду.

 

Мы веруем в Мост, воздвигнутый над Адом, по которому люди будут идти в зависимости от собственных деяний. Лучшие из них пройдут по нему, словно молния, иные же словно ветер или птица, а кто-то будет просто бежать по нему. Пророк (салля Ллаху `алейхи уа саллам) будет стоять на Мосту и взывать: «Господи, спаси, спаси!..»

 

Затем появятся те, чьих благодеяний будет меньше, и они будут ползти на мосту на брюхе. По обоим краям моста будут крюки, готовые схватить всякого, кого им будет велено. Тот, кто отделается ссадиной, спасется, а тот, кого они свалят с ног, попадет в Ад.

 

Мы веруем во все, что сообщается в Коране и Сунне об этом дне и о его ужасах, и молим Аллаха о помощи.

 

Мы веруем в заступничество Пророка (салля Ллаху `алейхи уа саллам) за обитателей Рая, благодаря которому они ступят в Рай.

 

Этим правом не обладает никто, кроме него.

 

Мы веруем в Рай и Ад. Рай – это обитель благоухания и милости, приготовленная Всевышним Аллахом для богобоязненных верующих. В Раю есть то, чего не видывал взор, о чем не слышали уши, и что не могла себе представить человеческая душа. «Ни один человек не знает, какие услады для глаз сокрыты для них в воздаяние за то, что они совершали» (32:17).

 

Ад же – это обитель мучений, которую Всевышний Аллах приготовил для нечестивых неверующих. Там им причиняют страдания и наказания, которые даже не могут прийти на ум человеку.

 

«Мы приготовили для беззаконников Огонь, стены которого будут окружать их со всех сторон. Если они станут просить о помощи, то им помогут водой, подобной расплавленному металлу (или осадку масла), которая обжигает лицо. Мерзкий напиток и скверная обитель!» (18:29).

 

Рай и Ад уже сотворены и никогда не исчезнут.

 

«Тех, которые уверовали в Аллаха и поступали праведно, Аллах введет в Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Аллах уже сделал их удел прекрасным!» (65:11).

 

«Воистину, Аллах проклял неверующих и уготовил для них Пламя, в котором они пребудут вечно. Они не найдут ни покровителя, ни помощника. В тот день их лица будут поворачиваться (или изменяться) в Огне, и они скажут: «Лучше бы мы повиновались Аллаху и повиновались Посланнику!» (33:64-66).

 

Мы свидетельствуем, что в Рай войдут все, кто обрадован вестью об этом Коране и Сунне либо те, чьи превосходные качества восхвалены в них. Среди лиц, о которых поименно возвещают священные тексты, Абу Бакр, Умар, Усман, Али и другие сподвижники, которых называл Пророк (салля Ллаху `алейхи уа саллам). Кроме того, в Рай войдет каждый богобоязненный верующий.

 

Мы также свидетельствуем, что в Ад попадут все, кому предрекает это Коран и Cунна либо те, чьи качества порицаются в них. Среди тех, кто упоминается по имени, Абу Лахаб, Амр ибн Лухей аль-Хузаи и другие. В Ад также попадет каждый безбожник, язычник и лицемер.

 

Мы веруем в испытание в могиле, когда усопшего спрашивают в ней о его Господе, религии и пророке.

 

«Аллах поддерживает верующих твердым словом в мирской жизни и Последней жизни» (14:27).

 

Правоверный скажет: «Мой Господь – Аллах, моя религия – Ислам, а мой Пророк – Мухаммад».

 

А неверующий лицемер ответит: «Я не знаю... Я слышал, как люди говорили что-то, и повторяя это».

 

Мы веруем в то, что правоверные будут испытывать в своих могилах удовольствие. «…которых ангелы умерщвляют праведниками. Они говорят: «Мир вам! Войдите в Рай благодаря тому, что вы совершали» (16:32).

 

Мы веруем в то, что нечестивые безбожники получат в своих могилах наказание. «Если бы ты видел беззаконников, когда они оказываются в предсмертной агонии, и ангелы простирают к ним свои руки: «Отдайте свои души! Сегодня вам воздадут унизительными мучениями за то, что вы говорили об Аллахе неправду и превозносились над Его знамениями» (6:93).

 

Об этом свидетельствует множество хадисов, не вызывающих ни малейшего сомнения. Каждый верующий обязан уверовать во все скрытые от нас явления, описанные в Коране и Сунне, и не отвергать их, опираясь на то, что он видит в мирской жизни, ибо будущую жизнь нельзя соразмерять с жизнью мирской из-за великой разницы между ними. Аллах же – наш Помощник в этом деле!

 

 

Вера в предопределение)

 

Мы веруем в предопределение с Его добром и злом, ибо Аллах предопределил все происходящее во Вселенной, изначально ведая об этом и подчинив это Своей мудрости.

 

Предопределение Господа осуществляется в четыре стадии:

 

Первая стадия – знание. Мы веруем в то, что Всевышний Аллах Всеведущ. Своим извечным знанием Он ведает обо всем, что уже свершилось и что произойдет. Он не приобретает знания, чтобы просветиться после неведения, и не забывает ничего из того, что известно Ему.

Вторая стадия – предписание. Мы веруем в то, что Всевышний Аллах записал в Хранимой Скрижали все, что произойдет вплоть до Дня воскресения. «Разве ты не знаешь, что Аллаху известно то, что на небе и на земле? Воистину, это есть в Писании. Воистину, это для Аллаха легко» (22:70).

 

Третья стадия – соизволение. Мы веруем в то, что все, что происходит в небесах и на земле, имеет место по воле Аллаха, ибо ничто не происходит без Его соизволения. Происходит только то, что пожелал Аллах, а то, чего Он не пожелал, не может произойти.

 

Четвертая стадия – сотворение. Мы веруем в то, что Всевышний Аллах – «Творец всякой вещи. Он – Попечитель и Хранитель всякой вещи. Ему принадлежат ключи небес и земли. А те, которые не веруют в знамения Аллаха, являются потерпевшими убыток» (39:62-63).

 

Эти четыре стадии относятся ко всему, что совершает Сам Всевышний Аллах.

 

Но наряду с этим, все, что говорят и делают и от чего отказываются Его рабы, также ведомо Всевышнему Аллаху и записано у Него. Все, что совершают творения, происходит с дозволения Всевышнего Аллаха, и именно Он создает деяния Своих рабов. «Это – лишь Напоминание мирам, тем из вас, кто желает следовать прямым путем. Но вы не пожелаете этого, если этого не пожелает Аллах, Господь миров» (81:27-29).

 

«Если бы Аллах пожелал, то они не сражались бы друг с другом, но Аллах вершит то, что пожелает» (2:253).

 

«Если бы твой Господь пожелал, они не поступали бы так. Оставь же их вместе с их измышлениями» (6:112).

 

«Аллах сотворил вас и то, что вы делаете» (37:96).

 

Вместе с тем мы веруем в то, что Аллах одарил человека свободой выбора и волей, благодаря которым тот совершает свои деяния.

 

 

Доказательством же того, что человек совершает тот или иной поступок по собственной воле, является следующее:

 

1) Всевышний сказал: «Приходите же на вашу пашню, когда и как пожелаете» (2:223). «Если бы они желали выступить в поход, то приготовились бы к этому» (9:46). Аллах сообщил, что люди вершат дела по своей воле.

 

2) Аллах приказал Своим рабам действовать в связи с Его велениями и запретами. А если бы человек не имел собственной воли и права на выбор, то Аллах Своими велениями обязал бы его совершать то, на что сам человек неспособен. Подобное же несовместимо с мудростью и милосердием Всевышнего Аллаха и противоречит изреченной Им истине: «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей» (2:286).

 

3) Праведники поощряются за свои благодеяния, а грешники порицаются за свои скверные поступки, и каждая душа получает то, что она заслужила. Если бы человек творил дела не по собственной воле, не имея права на выбор, то поощрение добродетельных было бы напраслиной, а наказание грешников – несправедливостью. Но Всевышний Аллах бесконечно далек от напраслины и несправедливости!

 

4) Всевышний Аллах отправил посланников, «которые несли благую весть и предостерегали, дабы после пришествия посланников у людей не было никакого довода против Аллаха» (4:165). А если бы человек совершал дела не по собственной воле, не имея права на выбор, то оправдание людьми своих грехов неведением было бы приемлемым как до пришествия посланников, так и после них.

 

5) Каждый человек ощущает, что при совершении каких-либо поступков он не испытывает никакого принуждения. Он встает и садится, входит и выходит, отправляется в поездку и остается дома только по собственной воле, и при этом он не ощущает того, что кто-то принуждает его к этому.

 

Человек видит реальную разницу между тем, что он совершает по собственной воле, и тем, к чему он принужден. Шариат вследствие своей мудрости также различает между этим, и человек не несет ответственности за совершение того, к чему он принужден насильственно.

 

Мы считаем, что предопределение Всевышнего Аллаха не может служить оправданием грехов, ибо грешник ослушается Аллаха по собственной воле до того, как он узнает, что Всевышний Аллах предопределил это для него. Ведь каждый человек узнает о предопределении Аллаха только после того, как какое-то событие уже имело место. «Ни один человек не знает, что он приобретет завтра» (31:34).

 

Как же может быть приемлемым оправдание тем, о чем человек не знал, совершая проступок, за который теперь оправдывается?!

 

Всевышний Аллах раскрыл несостоятельность подобных доводов и сказал: «Многобожники скажут: «Если бы Аллах пожелал, то ни мы, ни наши отцы не приобщали бы сотоварищей и не запрещали бы ничего». Таким же образом считали лжецами посланников те, кто были до них, пока они не вкусили Наше наказание. Скажи: «Есть ли у вас какое-либо знание, которое вы можете представить нам? Вы лишь следуете предположениям и лжете» (6:148).

 

Грешнику, который пытается оправдаться предопределением, мы говорим: «Отчего ты не повинуешься Аллаху, чтобы затем сказать, что Всевышний предписал тебе это?» Поистине, человек не ведает о том, что предопределено ему, до того, как совершает это, и в этом плане нет разницы между грехами и благодеяниями.

 

Когда Пророк (салля Ллаху `алейхи уа саллам) сообщил своим сподвижникам, что для каждого человека уже приготовлено место либо в раю, либо в аду, они спросили: «А не стоит ли нам положиться на предопределение и прекратить совершать благие дела?».

 

Он же ответил им: «Нет! Трудитесь, ибо каждому человеку облегчается путь к тому, для чего он создан».

 

Если ты хочешь отправиться в путешествие в Мекку и знаешь, что в нее ведут две дороги, а из достоверных источников тебе известно, что одна из них опасная и сложная, а другая – безопасная и легкая, но ты непременно изберешь второй путь. Ты никогда не последуешь по первому пути, заявляя, что это предписано тебе Аллахом, а если ты поступишь так, то люди сочтут тебя безумцем.

 

Если тебе предлагают две должности, одна из которых хорошо оплачивается, и на ней ты не будешь испытывать никакой нужды, неужели ты выберешь должность, которая хуже этой, сославшись на предопределение?

 

Когда тебя постигает физическое заболевание, ты стучишься в дверь каждого врача в поисках исцеления и готов перенести боль хирургической операции и горечь лекарств. Отчего же ты не поступаешь так, когда твою душу поражает порок греха?

 

Мы веруем в то, что зло нельзя относить к Всевышнему Аллаху из-за совершенства Его милосердия и мудрости. В хадисе, приведенном имамом Муслимом, говорится, что Пророк (салля Ллаху `алейхи уа саллам) сказал: «...а зло мы не относим к Тебе».

 

Поэтому само по себе Божье предопределение не является злом, ибо оно исходит из милосердия и мудрости Аллаха. Злом может быть нечто предопределенное Господом, ибо в молитве кунут, которой Пророк (салля Ллаху `алейхи уа саллам) научил аль-Хасана, говорится: «...и защити нас от зла, которое Ты предопределил».

 

Тем самым он связал зло с тем, что предопределил Аллах. Но даже это зло не является абсолютным, ибо то, что является злом с одной стороны, является добром с другой. Или же то, что является злом в одном месте, в другом месте приносит добро.

 

Засуха, болезни, бедность, опасность и прочие бедствия на земле являются злом, но они вместе с тем несут с собой добро. «Зло появляется на суше и на море по причине того, что совершают людские руки, чтобы они вкусили часть того, что они натворили, и чтобы они вернулись на прямой путь» (30:41).

 

Отрезание руки вору и побитие камнями прелюбодея является злом в отношении вора или прелюбодея, ибо один из них лишается руки, а другой – жизни. Однако с другой стороны это является и благом для них, ибо в этом – искупление их грехов, и после наказания в этом мире их не постигнет наказание за этот грех в будущей жизни. Подобное также является благом по той причине, что это обеспечивает защиту имущества людей, их чести и семей.

 

Эти чистые мусульманские убеждения, опирающиеся на рассмотренные нами доказательства, приносят человеку много славных плодов.

 

(Вера в Аллаха приносит следующие плоды):

 

Результатом веры во Всевышнего Аллаха и Его имена и качества является любовь к Аллаху и почитание Его, необходимые для исполнения Его велений и покорности Его запретам.

 

Именно благодаря исполнению велений Всевышнего Аллаха и соблюдению Его запретов человек и все общество достигают полного счастья как в мирской, так и в будущей жизнях.

 

«Верующих мужчин и женщин, которые поступали праведно, Мы непременно одарим прекрасной жизнью и вознаградим за лучшее из того, что они совершали» (16:97).

 

Вера в ангелов приносит следующие плоды:

 

1) познание величия, сотворившего нас Всеблагого и Всевышнего Аллаха, Его могущества и власти;

 

2) благодарность Всевышнему Аллаху за заботу, проявленную к Его рабам, ведь Он поручил ангелам охранять людей, записывать их деяния и приносить им иную великую пользу;

 

3) любовь к ангелам за их совершенное и преданное служению Всевышнему Аллаху и обращение к Нему с мольбой за верующих.

 

Вера в Писания приносит следующие плоды:

 

1) познание милости Всевышнего Аллаха к Его творениям и Его заботы о них, ибо Он ниспослал каждому народу писание, ведущее их к прямому пути;

 

2) осознание мудрости Всевышнего Аллаха, который в Священных Писаниях установил для каждой общины приемлемый для нее закон, а в последнем из этих Писаний – Священном Коране – ниспослал шариат, подходящий для всего человечества в любом месте и во все времена вплоть до Дня воскресения;

 

3) благодарность Всевышнему Аллаху за эту милость.

 

 

Вера в посланников приносит следующие плоды:

 

1) познание милости Всевышнего Аллаха к Его творениям и Его забота о них, ведь Он отправил к ним своих благородных посланников для их наставления на верный путь и назидания;

 

2) благодарность Всевышнему Аллаху за эту великую милость;

 

3) любовь к посланникам, их почитание и прославление их надлежащим образом, ведь даже посланники Всевышнего Аллаха были всего лишь Его рабами, которые искренне поклонялись Ему, доводили до людей Его послание, наставляли Божьих рабов и терпели все трудности на этом пути.

 

Плоды веры в Последний День:

 

1) стремление к покорности Всевышнему Аллаху с надеждой на вознаграждение в День воскресения и удаление от грехов из страха перед наказанием в этот день;

 

2) утешение раба надеждой на блага и вознаграждение в будущей жизни при лишении некоторых благ и удовольствий в жизни мирской.

 

 

Плоды веры в предопределение:

 

1) упование на Всевышнего Аллаха при совершении всех дел, ибо причина и следствие зависят от предопределения Аллаха;

2) душевное спокойствие, ведь зная, что все происходит по предопределению Аллаха и что того, что нам неприятно, не избежать, душа человека обретает успокоение и удовлетворяется предопределением Господа. Поэтому самую приятную жизнь и спокойную душу имеют те, кто уверовал в предопределение;

 

3) отсутствие самовосхваления при достижении какой-либо цели, ибо подобное является милостью Аллаха, которой Он одаряет людей, предопределяя для них пути, ведущие к добру и успеху. Человеку же следует благодарить за это Всевышнего Аллаха и сторониться самовосхваления;

 

4) отсутствие беспокойства и сожаления при лишении чего-то либо при неприятностях, ибо все предопределено Всевышним Аллахом, во власти Которого находятся небеса и земля. Это должно было произойти, и ничто не могло помешать этому. Поэтому верующий проявляет стойкость и терпение и надеется на вознаграждение Аллаха. На это указывает высказывание Всевышнего Аллаха: «Любое несчастье, которое происходит на земле и с вами самими, записано в Писании еще до того, как Мы сотворили его. Воистину, это для Аллаха легко. Мы поведали об этом для того, чтобы вы не печалились о том, что вы упустили, и не радовались тому, что Он вам даровал. Аллах не любит всяких надменных бахвалов» (57:22-23).

 

Мы просим Всевышнего Аллаха утвердить нас в этих воззрениях, одарить нас ее ценными плодами и увеличить нашу награду по милости Своей. О Боже, не уклоняй сердца наши от истины после того, как Ты наставил нас на прямой путь и одари нас по милости Своей, ведь Ты – Дарующий!

 

Хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословение нашему пророку Мухаммаду, его роду, сподвижникам и всем праведным последователям!

 

Мухаммад ибн Салих аль-‘Усаймин

30 шаууаля 1404 г. х.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: