«Уловка- 22» - роман Джозефа Хеллера, название которого стало именем нарицательным, по причине того, что автор предложил обществу универсальную формулу, с легкостью выявляющую противоречия и безвыходность в различных ситуациях, особенно удобно применяемой в политической философии.
Роман повествует о бомбардировочном полке, на острове, в котором служит главный герой.
Командование постоянно увеличивает норму боевых вылетов, тем самым продлевая службу пилотов, отлетавших свою норму, после которой они имеют право вернуться домой. Таким образом, отлетать норму становится невозможно.
Официальной причиной отстранения от полетов служит признание военнослужащего сумасшедшим, но для освобождения от воинской обязанности сначала необходимо подать официальное заявление. При этом, согласно правительственному постановлению, о котором говорится только как об «Уловке-22», всякий, кто заявляет о себе, что он сумасшедший, с целью освободиться от военной обязанности, тем самым доказывает, что он не сумасшедший, так как такое заявление явно говорит о здравомыслии заявляющего.
«Уловка двадцать два» гласит: «Всякий, кто пытается уклониться от выполнения боевого долга, не является подлинно сумасшедшим».
Да, это была настоящая ловушка. «Уловка двадцать два» разъясняла, что забота о себе самом перед лицом прямой и непосредственной опасности является проявлением здравого смысла. Орр был сумасшедшим, и его можно было освободить от полетов. Единственное, что он должен был для этого сделать, — попросить. Но как только он попросит, его тут же перестанут считать сумасшедшим и заставят снова летать на задания. Орр сумасшедший, раз он продолжает летать. Он был бы нормальным, если бы захотел перестать летать; но если он нормален, он обязан летать. Если он летает, значит, он сумасшедший и, следовательно, летать не должен; но если он не хочет летать, — значит, он здоров и летать обязан. Кристальная ясность этого положения произвела на Йоссариана такое глубокое впечатление, что он многозначительно присвистнул».
|
Ну и причем тут революционный класс, спросите Вы?
Давайте разберемся.
Мы часто сталкиваемся с призывами к анархистам о немедленной безотлагательной революции, и, следующими за призывами обвинениями в приспособленчестве, трусости и прочем, если призывающий революционер не получил немедленную, полную и безоговорочную поддержку.
Знакомо? В чем же «Уловка-22» здесь?
В первую очередь, предлагаю, следуя заветам Ж. Ж. Руссо, разобраться в терминологии и понятиях.
Честно скажу, что когда мне поступает такой призыв, я всегда интересуюсь у человека, а ради чего?
Вот снесли мы государственный аппарат, что дальше-то?
Кроме того, что данный вопрос зачастую ставит в тупик агитатора, он так же сбивает жар, а самое главное, ответ на указанный вопрос помогает определить, что на самом деле пишет «революционер», к чему на самом деле он призывает меня.
Призывает ли он к социальной революции или к обычному ущербному с точки зрения анархистов государственному перевороту.
Как определить?
Социальная революция направлена на изменение социально-экономических основ общества, на смену общественно-политической формации в целом, на глубокие масштабные изменения, тогда как переворот ведёт лишь к смене элит.
|
То есть, если в результате мероприятия к которому Вас призывают, происходит просто смена одного лица на другое, тогда сие не являются революцией, а, следовательно, призывающий использует термин «революция» этимологически наполняя его смыслом государственного переворота.
Но это на теоретическом уровне, а на практическом уровне, Вам просто необходимо проанализировать предлагаемые мероприятия и последствия на возможное присутствие принуждения к чему-либо со стороны призывающего, путем применения насилия к оппонирующей стороне, равно как и призывы обеспечить соблюдение какого-либо права путем диктатуры любого, подчеркиваю, революционного класса.
Если дела обстоят подобным образом, соответственно, такая агитирующая Вас сторона фактически своими действиями имеет намерения, лишь сменить элиту.
Фокусировка внимания анархиста на насилии, упрощает задачу, потому как другие качественные характеристики вроде иерархии или монополий могут быть скрытыми.
По этой причине внимание на понуждении кого-либо к чему либо, позволяет удобно и просто высветить скрытую иерархию диктатуры, и понять, что Вас, анархиста, призывают помочь передать диктатуру из рук одного диктатора в руки другого, потому что, когда одна сторона путем применения насилия пытается понудить другую сторону к чему-либо, равно как и обеспечить соблюдение другой стороной какого - либо права, такая сторона фактически своими действиями подменяет государственный аппарат.
Интерпретация «Уловки-22» в настоящей ситуации лучше всего конечно описана Виктором Пелевиным в «Empire-V»: «Так вот, «Уловка-22» заключается в следующем: какие бы слова ни произносились на политической сцене, сам факт появления человека на этой сцене доказывает, что перед нами блядь и провокатор. Потому что если бы этот человек не был блядью и провокатором, его бы никто на политическую сцену не пропустил — там три кольца оцепления с пулеметами. Элементарно, Ватсон: если девушка сосет хуй в публичном доме, из этого с высокой степенью вероятности следует, что перед нами проститутка.
|
Я почувствовал обиду за свое поколение.
— Почему обязательно проститутка, — сказал я. — А может это белошвейка. Которая только вчера приехала из деревни. И влюбилась в водопроводчика, ремонтирующего в публичном доме душ. А водопроводчик взял ее с собой на работу, потому что ей временно негде жить. И там у них выдалась свободная минутка.
Самарцев поднял палец:
— Вот на этом невысказанном предположении и держится весь хрупкий механизм нашего молодого народовластия».
То есть вместо того, чтобы выискивать ростки Анархии в обществе и культивировать их, практиковать и пропагандировать самоорганизацию, вместо поиска реального варианта построения общества без государства, «революционер» призывает Вас помочь ему взобраться на сцену, откуда потребовать от Вас жить, так как ему угодно, следую диктатуре революционного класса.
Проблема заключается в том, что анархисты, сломав вертикаль, не могут брать власть в свои руки, так как положение «господ» претит Анархии, сложившаяся ситуация, когда власть упала и лежит под ногами, сама собой спровоцирует политические идеологии направлять все свои силы на ее захват.
В условиях, когда у масс не снят «условный рефлекс» на подчинение государству, людей загонят обратно в клетку.
Государство, будучи политической организацией господ в условиях капиталистической формации, - в первую очередь социально-экономическое образование, а, следовательно, на базе указанных сфер только и может состояться подлинная революция.
Большое видится на расстоянии, а государственный период в истории человеческой цивилизации очень даже не маленький.
И как же видится большое на расстоянии?
Государство уже сейчас упорно теряет сферы влияния: страхование, охрана, пенсии, образование, медицина, социальная поддержка нуждающимся.
Указанные сферы, некоторые не полностью, но все же демонополизированны от государственного присутствия и я готов рассмеяться в лицо человеку, который возьмется доказывать, что уход государства из указанных сфер добровольный акт.
Все мы были свидетелями этих процессов, как освобождению поглощенной государством сферы предшествовало ее загнивание, как она хирела, как агонизировал монополист в поисках выхода, пытаясь удержать сферу влияния.
Уже появился целый класс – прекариат, не имеющий гарантий занятости и социальных страховок вроде больничных и пенсий.
Таким образом, реальная борьба за свободу разворачивается в социальной и экономической сферах, где люди учатся организовываться и помогать друг другу без прокладок, например, сборы средств на лечение, поиск животных и преступников, строительство и управление многоквартирными домами через общие собрания и прочее.
То есть социальный вызов, стоящий перед анархистом, это поиск уже существующих форм, а при их отсутствии разработка, адаптация и внедрения социальных механизмов жизни людей при которых решение возникающих проблем осуществляется без апелляции к государственному аппарату.
По большому счету социальный вызов и есть основа, но как я считаю, есть один составной компонент, который является катализатором реакции.
А именно экономический аспект, он требует активного участия в достаточном насыщении альтернативными игроками покинутых государством сфер жизни общества (альтернативными государству), другими словами, требует самостоятельной кооперации людей, в экономической сфере.
Если говорить прямо, то вопрос стоит еще более остро, если не проявлять активного участия в самостоятельной кооперации, тогда эти сферы будут поглощены крупным капиталом и нам вполне реально грозит еще раз пройти эпоху дикого капитал, вроде той, что развернулась в США на рубеже XIX – XX веков.
Решение экономического вопроса, однако, лежит так же в плоскости социальной сферы, так как требует социальной ответственности и грамотности от участника.
Совокупная борьба в указанных направлениях напрямую конечно не вступает в открытый конфликт с государственной структурой, но в действительности лишает аппарат принуждения подпитки, эти мероприятия способны своим тлением, как говорят, «обескровить» систему.
Происходит это за счет того, что при такой форме борьбы, оружие направляется против своего же хозяина.
Думаю, ни для кого не секрет, что государство по факту это предприятие, фирма, организация, ЗАО, ОАО, ООО, кому как угодно, с той лишь разницей, что оно имеет компетенцию к установлению общественных и политических протоколов, известные нам как законы.
То есть, государство по сути своей является коммерческой организацией, которая вынуждена следовать всем законам экономики и капитализма, а именно, максимально рационализировать свою деятельность для извлечения максимальной прибыли.
Вытесняя государственные предприятия, выталкивая монополиста с рынка альтернативным предложением, в общем, навязывая борьбу, находящуюся в экономической плоскости постепенно лишаем аппарат главного – дохода, финансирования, бюджета.
Коммерческое предприятие при сокращении прибыли, имеет два варианта действия, позволяющих избежать банкротства: реструктуризация расходов и привлечение внешних вливаний.
Реструктуризация расходов выразится в том, что будут высвобождены новые сферы, которые необходимо также насыщать путем кооперации людей.
А внешнее кредитование, если и будет иметь место, то до поры до времени, так как, «коллеги», то есть другие государства, другие коммерческие структуры, не имеют интереса вливать финансы в черные дыры.
Логика движения формируется из следующих моментов: если это уход из сферы при реструктуризации, то он отражается снижением дохода, как следствие сжатием доступных средств, если это внешнее кредитование, то тогда к уже имеющемуся балласту добавляется еще финансовая нагрузка по выплате кредитных средств и процентов, обслуживание кредита и прочее, что, безусловно, сокращает доступные средства и в свою очередь системно не решает возникший тупик, а, следовательно, не избавляет аппарат от постоянного рецидива этой ситуации.
Как вы понимаете, каждый последующий рецидив кредитно-реструктурированного периода влечет за собой все большие и большие проблемы для системы в рамках поиска финансирования для собственной деятельности.
То, что описанные мной рецепты работают, еще два года назад тяжело принималось людьми, но теперь, когда все наглядно убедились в работе экономических снарядов на примере нынешних санкционных войн, сомнений стало меньше.
Но лучшим примером экономического нокаута все также остается крах СССР, который, и во время краха, и сейчас в руинах все также способен уничтожить мир своей военной мощью.
Конечно, нам всем хочется изменений как можно скорее, но придется набраться терпения, смена государственной вертикальной формации на общественную горизонтальную кооперацию длительный процесс, требующий от нас непрерывной борьбы по ежедневному вездесущему отказу от государства, сопряженной с параллельным строительством и апробированием горизонталей уже сейчас.
Другими словами, не смена одной диктатуры на другую путем переворота, а непосредственное вытеснение государственного аппарата параллельной горизонтальной структурой в конкурентной борьбе способно принести нам свободу.
Государство – вредная привычка человечества, подобно курению, где общество курильщик, а государство сигареты.
С другой стороны, курение – ловушка, подобно государству, она устарела и потеряла первоначальный смысл.
Ранее, мы, человечество, «не курили», наш организм был чист от шлаков и угарных газов.
Поначалу курение приносило нам дивиденды, мы казались себе взрослее, сигареты помогали нам справиться со стрессом, придавали уверенности, но сейчас наши зубы покрыты толстым слоем кариеса и крошатся, кожа рук стала желтая, ногти мягкие, кашель и вечное беспокойство за сигареты, есть ли они, сколько их, хватит ли, беспокоимся мы, если уезжаем далеко.
Подобно тому, как граждане проклинают бюрократию, подавляющее большинство курильщиков хочет избавиться от этой привычки, но есть и те, кто не представляет себе жизнь без этого.
Так вот когда кто-то решается бросить курить, ему вполне естественно кажется, бессмысленным проводить ритуалы по сжиганию сигарет, или, например, бросающий совсем не собирается учиться дышать заново после того как бросит курить.
Человек считается бросившим, не тогда когда он выкинул бычок или сжег пачку под многозначительные обещания, а когда его организм полностью очистился от никотина и он длительное время осознанно не возвращается к приему новой дозы, вследствие устойчивого сформированного осознания отсутствия у него необходимости в этой привычке.
Эстетически человек начинает новую жизнь без сигарет, в тот момент, когда его организм еще забит никотином и газами, так как, отказавшись от сигарет, человек еще длительное время находится под воздействием никотина.
Технически человек учиться жить без сигарет, не тогда когда он уже бросил курить, а тогда, когда он еще только планирует это сделать.
Далее он живет без сигарет весь период отказа, то есть он живет в условиях новой эстетики, находясь еще в клетке старых привязанностей.
Таким образом, осознание проблемы и способ ее решения необходимо искать и апробировать (то есть, проверить на жизнеспособность) как говорится на берегу, здесь и сейчас. Цель, стоящая перед нами это наладить работу организма уже сейчас, а не в будущем, потом, после краха, свержения и всего в этом духе.
Вы сначала отказываетесь от курения, лишь потом зависимость покидает Вас, обратное невозможно.
Так вот когда Вас призывают немедленно снести государственный аппарат и путем диктатуры революционного класса наладить дела, то по аналогии, на самом деле, вас призывают попробовать побороть зависимость, не прекращая прием наркотика.
Возвращаясь из дебрей рассуждений к «Уловке-22», считаю необходимым сформулировать ее относительно «революционеров», выглядит она следующим образом: «Освободить принужденных, а свободных принудить».
Prozerpina