Ценообразование в рыночной экономике.




Тема «Цены и ценообразование».

План:

Цена и ее функции в рыночной экономике.

Система цен.

Ценообразование в рыночной экономике.

 

Цена и ее функции в рыночной экономике.

Купля- продажа товаров на рынке – это факт признания за ними общественной ценности. Эта ценность, выраженная в определённом количестве денежных законов есть цена товара.

Поскольку общественная ценность товаров изменяется, то и цена находится в постоянном движении.

Свободное движение товарных цен -это и есть рыночная экономика. Толчок такому движению дают законы спроса и предложения. Но и цены оказывают активное воздействие на объемы спроса и предложения.

Имеется два метода регулирования цен:

1 свободное ценообразование

2 директивное, прямое ценообразование

Эти два метода и различает рыночную и командно-административную экономику. Освобождение цен означает немедленное включение рыночных механизмов.

Функции цены.

Механизм свободного ценообразования обеспечивает выполнение ценой 3-х взаимосвязанных функций.

1 информационная, т.е. цены являются важнейшим механизмом информации, ориентируя действия покупателей и продавцов. Они мгновенно отражают все изменения, происходящие в экономике.

2 стимулирующая – она стимулирует наиболее экономичный способ производства со стороны предложения (производителей) и наиболее рациональное поведение спроса (покупателей). Производитель, получив информацию об изменениях цен на свою, на продукцию продукцию своих поставщиков, на ресурсы производства, будет вынужден действовать совершенно определённым образом: цены стимулируют применение экономичных технологий и снижение издержек.

3.Распределительная – через цену происходит распределение доходов между участниками рыночной экономики: колебание рыночных цен может приводить и приводит к дифференцированию доходов в обществе.

Свободное движение рыночных цен достигается только при отсутствии инфляции и монополизации, искажающих подлинную динамику цен и тем самым превращающих цену в лжеинформацию, в лжестимул и в лжераспределение доходов. Поэтому важнейшей задачей регулирования экономики является борьба с инфляцией и монополизмом.

Система цен.

Цены можно свести к трем основным видам.

1. Договорные – подлинно рыночные, свободные цены, устанавливающиеся соглашением покупателей и продавца, т.е. учитывают спрос и предложение на данный товар. Удельный вес договорных цен определяет степень рыночности экономики.

2.Государственные - цены в рыночной экономике устанавливаются на ряд жизненно важных для государства товаров (базовые ресурсы: нефть, газ, электроэнергию); на продукцию предприятий- монополистов; на социально важные товары.

Государственное регулирование цены состоит в установлении ее предельного уровня или предела её допустимого отклонения от значения фиксированной государственной цены.

3. Мировые цены применяются в международной торговле.

Мировыми считаются цены, по которым совершаются наиболее крупные экспортно-импортные сделки.

 

Ценообразование в рыночной экономике.

По вопросу об определении цены товаров существует 2 главные точки зрения:

1) Стоимостная (трудовая) теория Д. Рикардо, А. Смита, К. Маркса.

Товар имеет «стоимость» и «цену». Товары в определенных количествах приравниваются друг другу потому, что они имеют общую основу - труд, трудовые затраты. Непосредственным измерителем трудовых затрат является рабочие время.

Стоимость товара будет определятся не индивидуальным рабочим временем, затраченным на производство единицы товара, а общественно необходимым рабочим временем, т.е. при общественно нормальных условиях производства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда. Следовательно, отношение стоимостей различных товаров отражает стоимость представленного в них общественно необходимого рабочего времени. Эти величины и предопределяют объективные пропорции обмена товарами.

Таким образом, стоимость создаётся в производстве, а проявляется на рынке. Цена –это денежное выражение стоимости товара.

2) Теория предельной полезности австрийской экономической школы конца 19 -начало 20 в., т.е. теория маржиниализма (от MARGINAL предельный крайний). Автор – Э. Бем-Баверк.

Товар приобретается на рынке не потому, что кто-то расценил затраты труда как общественно необходимые, а потому что данный товар для покупателей обладает определенным полезным эффектом: он ценит этот товар. А ценность - это категория субъективная и людьми ценится только то, что имеет полезность. При этом субъективная ценность связывается с редкостью блага, т.е. с величиной его запаса. По мере удовлетворения потребностей данным благом «степень насыщения» им растёт, а величина конкретной полезности этого товара –падает. Следовательно, каждое последующее благо, удовлетворяющие данную потребность, обладает меньшей полезностью чем предыдущее. Таким образом, ценность каждого блага определяется полезностью (предельного) экземпляра, который удовлетворяет наименее настоятельную потребность. Полезность предельного экземпляра и называется предельная полезность, а меновые пропорции, т.е. цены товара, зависят от субъективных оценок и в конечном счёте определяются предельной полезностью.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: