Задача 1. Оценка вегетативной реактивности человека путем наблюдения
Сердечных рефлексов (Данини-Ашнера, синокаротидного, солярного)
Некоторые сердечные рефлексы имеют важное практическое диагностическое, а иногда и лечебное значение. Среди наиболее часто используемых глазосердечный (Данини-Ашнера), синокаротидный (Геринга-Чермака), солярный (Тома-Ру). Все названные рефлексы являются вагусными, то есть при раздражении соответствующих рефлексогенных зон ведут к стимуляции вагусных влияний на сердце. Центростремительно пути рефлексов достигают ядер блуждающих нервов в продолговатом мозге, откуда начинаются центробежные пути к сердцу.
О с н а щ е н и е: секундомер.
С о д е р ж а н и е р а б о т ы. Последовательно провести исследование трех рефлексов.
1. Рефлекс Данини-Ашнера: обследуемый сидит на стуле, расслабившись, 5-6 мин. Подсчитайте у испытуемого исходный пульс. Расположите указательный и большой пальцы одной руки на глазных яблоках обследуемого и нередко плавно надавите на них в течение 10-30 с. Другой рукой считайте пульс в течение 30 с. Результаты занесите в таблицу.
2. Синокаротидный рефлекс вызывают через 8-10 мин после первого. Необходимо дождаться восстановления исходных значений пульса. Определите пульсацию в области передней границы верхней трети грудино-ключично-сосцевидной мышцы (зона проекции сонной артерии в области ее бифуркации). Осуществите легкое постоянное надавливание на нее в течение 20-30 c. Другой рукой считайте пульс за 30 с. Результаты занесите в таблицу.
3. Солярный рефлекс: дождитесь восстановления пульса у обследуемого. Осуществите нерезкое давление кулаком в эпигастральной зоне в области солнечного сплетения в течение 30 с. Другой рукой подсчитайте пульс за 30 с. Результаты занесите в таблицу.
|
Проба | Исходные данные пульса, уд/мин | Величина изменения пульса в пробе | ||
норма | получено | норма | получено | |
Глазо-сердечный рефлекс | 60-65 | -2,0 - -8,0 | ||
Синокаротидный рефлекс | 60-65 | -4,0 - -10,0 | ||
Солярный рефлекс | 60-65 | -3,0 - -8,0 |
О ф о р м л е н и е п р о т о к о л а.
1. Объясните происхождение и механизм изучаемых рефлексов.
2. Оцените степень выраженности рефлексов в соответствии с представленными нормативами.
При замедлении пульса в пределах указанных границ рефлексы считают положительными. При более выраженном замедлении пульса в изучаемых пробах рефлексы положительные со значительной парасимпатической реактивностью.
При неизмененной сердечной деятельности рефлексы отрицательны. Если же стимуляция рефлексогенных зон ведет к учащению пульса, рефлексы считают извращенными, что может быть признаком выраженной симпатикотонической реактивности, функциональных нарушений регуляции деятельности сердца.
Сделайте заключение о вегетативной реактивности обследуемого.
Заключение
Задача 2. Анализ вегетативной реактивности человека при проведении холодовой пробы
О с н а щ е н и е: тонометр с фонендоскопом, секундомер, сосуд с холодной водой.
С о д е р ж а н и е р а б о т ы. У испытуемого в положении сидя определяют артериальное давление (АД, мм.рт.ст.) и частоту пульса (ЧСС, уд/мин). Затем опускают кисть правой руки до запястья в заранее приготовленный сосуд с холодной водой на 1 мин. Через 0,5 и 1 мин от начала пробы, а также через каждую минуту после того, как рука извлечена из сосуда с холодной водой, исследуют повторно АД (мм.рт.ст.) и ЧСС (уд/мин).
|
О ф о р м л е н и е п р о т о к о л а. 1. Полученные данные занесите в таблицу:
Показатели | Исходные значения | Вегетативная реактивность (минуты обследования) | |||||
0,5 | 1-я | 2-я | 3-я | 4-я | 5-я | ||
АДс, мм.рт.ст. | |||||||
АДд, мм.рт.ст. | |||||||
ЧСС, уд/мин | |||||||
ВИК, % |
2. Оцените величину вегетативной реактивности по изменению АД (мм.рт.ст.) и ЧСС (уд/мин), пользуясь формулой Кердо (см. задачу 3).
ВИК =
Заключение
Задача 6. Оценка вегетативного обеспечения деятельности человека
О с н а щ е н и е: тонометр с фонендоскопом, секундомер, бланк с буквами (корректурный тест).
С о д е р ж а н и е р а б о т ы. У испытуемого в состоянии покоя определите АД (мм.рт.ст) и ЧСС (уд/мин). После этого предъявите ему корректурную пробу-бланк с различными буквами в количестве 40 рядов по 40 букв в каждом. Испытуемый должен в каждом ряду вычеркивать слева направо определенную букву (например "а"). Работа проводится на время с требованием максимальной точности. Время работы - 5 мин. Во время работы допускается порицающая критика с указанием "большого количества" ошибок, которые допускает обследуемый при "медленной" скорости работы, его недостаточной собранности и др. с целью создать у него состояние относительного напряжения.
После окончания работы определите АД (мм.рт.ст.) и ЧСС (уд/мин) с последующим расчетом ВИК (%). Регистрацию этих параметров повторите на 3-ей и 5-ой минутах восстановления.
|
О ф о р м л е н и е п р о т о к о л а.
1. Полученные данные занесите в таблицу:
Показатели | Исходные значения | Вегетативное обеспечение деятельности, мин | ||
1-я | 3-я | 5-я | ||
АДс, мм.рт.ст. | ||||
АДд, мм.рт.ст. | ||||
ЧСС, уд/мин | ||||
ВИК, % |
2. Оцените характер вегетативного обеспечения деятельности:
а) адекватное: повышение АДс на 5-15 мм.рт.ст., АДд - неизменно или повышение на 5-10 мм.рт.ст., ЧСС - на 10-14 уд/мин; восстановление к 3-5 минуте;
б) неадекватное: избыточное (больший подъем АДс, ЧСС и особенно - АДд, длительный восстановительный период - более 5 минут) или недостаточное (параметры практически не изменяются).
Выводы
Домашнее задание:
§ В тетради для самостоятельной работы письменно ответьте на вопросы, предложенные преподавателем.
§ Выберите из «Словаря терминов» «Руководства…» не менее 10, относящихся к теме «Вегетативная нервная система». Выпишите, выучите и умейте их объяснить.
Подпись преподавателя
Тема 4. ФИЗИОЛОГИЯ АНАЛИЗАТОРОВ
З А Н Я Т И Е 25,26
Зрительный анализатор.
Основные вопросы
1. Учение И.П. Павлова об анализаторах. 2. Представление о сенсорных системах (Г.Н. Снякин). 3. Роль сенсорных систем в целенаправленном поведении человека. 4. Классификация анализаторов. 5. Общие принципы строения и функции анализаторов. 6. Понятия: рецептор; орган чувств; сенсорная система; восприятие; ощущение. 7. Основные психофизиологические закономерности опознания образа.
1. Строение глазного яблока. Вспомогательный аппарат глаза. Глазные мышцы. 2. Оптическая система глаза. 3. Аккомодация глаза. 4. Зрачок: роль в зрительном акте, регуляция просвета. 5. Внутренние жидкие среды глаза: состав, функции. 6. Микроструктура сетчатки. 7. Фотохимические процессы в сетчатке. 8. Центральное и периферическое зрение. 9. Острота зрения; способы определения. 10. Поле зрения; способы определения. 11. Механизмы формирования зрительного образа (монокулярное, бинокулярное пространственное) зрение. 12. Восприятие цвета; теории цветоощущения. 13. Явление диспаратности. 14. Принцип работы гаплоскопа. 15. Явление последействия в зрительном анализаторе. 16. Механизмы опознания зрительных образов.