Вегетативная регуляция физиологических функций. Функциональные пробы.




Задача 1. Оценка вегетативной реактивности человека путем наблюдения

Сердечных рефлексов (Данини-Ашнера, синокаротидного, солярного)

 

Некоторые сердечные рефлексы имеют важное практическое диагностическое, а иногда и лечебное значение. Среди наиболее часто используемых глазосердечный (Данини-Ашнера), синокаротидный (Геринга-Чермака), солярный (Тома-Ру). Все названные рефлексы являются вагусными, то есть при раздражении соответствующих рефлексогенных зон ведут к стимуляции вагусных влияний на сердце. Центростремительно пути рефлексов достигают ядер блуждающих нервов в продолговатом мозге, откуда начинаются центробежные пути к сердцу.

О с н а щ е н и е: секундомер.

С о д е р ж а н и е р а б о т ы. Последовательно провести исследование трех рефлексов.

1. Рефлекс Данини-Ашнера: обследуемый сидит на стуле, расслабившись, 5-6 мин. Подсчитайте у испытуемого исходный пульс. Расположите указательный и большой пальцы одной руки на глазных яблоках обследуемого и нередко плавно надавите на них в течение 10-30 с. Другой рукой считайте пульс в течение 30 с. Результаты занесите в таблицу.

2. Синокаротидный рефлекс вызывают через 8-10 мин после первого. Необходимо дождаться восстановления исходных значений пульса. Определите пульсацию в области передней границы верхней трети грудино-ключично-сосцевидной мышцы (зона проекции сонной артерии в области ее бифуркации). Осуществите легкое постоянное надавливание на нее в течение 20-30 c. Другой рукой считайте пульс за 30 с. Результаты занесите в таблицу.

3. Солярный рефлекс: дождитесь восстановления пульса у обследуемого. Осуществите нерезкое давление кулаком в эпигастральной зоне в области солнечного сплетения в течение 30 с. Другой рукой подсчитайте пульс за 30 с. Результаты занесите в таблицу.

 

Проба Исходные данные пульса, уд/мин Величина изменения пульса в пробе
норма получено норма получено
Глазо-сердечный рефлекс 60-65   -2,0 - -8,0  
Синокаротидный рефлекс 60-65   -4,0 - -10,0  
Солярный рефлекс 60-65   -3,0 - -8,0  

 

О ф о р м л е н и е п р о т о к о л а.

1. Объясните происхождение и механизм изучаемых рефлексов.

2. Оцените степень выраженности рефлексов в соответствии с представленными нормативами.

При замедлении пульса в пределах указанных границ рефлексы считают положительными. При более выраженном замедлении пульса в изучаемых пробах рефлексы положительные со значительной парасимпатической реактивностью.

При неизмененной сердечной деятельности рефлексы отрицательны. Если же стимуляция рефлексогенных зон ведет к учащению пульса, рефлексы считают извращенными, что может быть признаком выраженной симпатикотонической реактивности, функциональных нарушений регуляции деятельности сердца.

Сделайте заключение о вегетативной реактивности обследуемого.

Заключение

 

 

Задача 2. Анализ вегетативной реактивности человека при проведении холодовой пробы

О с н а щ е н и е: тонометр с фонендоскопом, секундомер, сосуд с холодной водой.

С о д е р ж а н и е р а б о т ы. У испытуемого в положении сидя определяют артериальное давление (АД, мм.рт.ст.) и частоту пульса (ЧСС, уд/мин). Затем опускают кисть правой руки до запястья в заранее приготовленный сосуд с холодной водой на 1 мин. Через 0,5 и 1 мин от начала пробы, а также через каждую минуту после того, как рука извлечена из сосуда с холодной водой, исследуют повторно АД (мм.рт.ст.) и ЧСС (уд/мин).

О ф о р м л е н и е п р о т о к о л а. 1. Полученные данные занесите в таблицу:

 

Показатели Исходные значения Вегетативная реактивность (минуты обследования)
0,5 1-я 2-я 3-я 4-я 5-я
АДс, мм.рт.ст.              
АДд, мм.рт.ст.              
ЧСС, уд/мин              
ВИК, %              

 

2. Оцените величину вегетативной реактивности по изменению АД (мм.рт.ст.) и ЧСС (уд/мин), пользуясь формулой Кердо (см. задачу 3).

 

ВИК =

 

Заключение

 

 

Задача 6. Оценка вегетативного обеспечения деятельности человека

О с н а щ е н и е: тонометр с фонендоскопом, секундомер, бланк с буквами (корректурный тест).

С о д е р ж а н и е р а б о т ы. У испытуемого в состоянии покоя определите АД (мм.рт.ст) и ЧСС (уд/мин). После этого предъявите ему корректурную пробу-бланк с различными буквами в количестве 40 рядов по 40 букв в каждом. Испытуемый должен в каждом ряду вычеркивать слева направо определенную букву (например "а"). Работа проводится на время с требованием максимальной точности. Время работы - 5 мин. Во время работы допускается порицающая критика с указанием "большого количества" ошибок, которые допускает обследуемый при "медленной" скорости работы, его недостаточной собранности и др. с целью создать у него состояние относительного напряжения.

После окончания работы определите АД (мм.рт.ст.) и ЧСС (уд/мин) с последующим расчетом ВИК (%). Регистрацию этих параметров повторите на 3-ей и 5-ой минутах восстановления.

О ф о р м л е н и е п р о т о к о л а.

1. Полученные данные занесите в таблицу:

 

Показатели Исходные значения Вегетативное обеспечение деятельности, мин
1-я 3-я 5-я
АДс, мм.рт.ст.        
АДд, мм.рт.ст.        
ЧСС, уд/мин        
ВИК, %        

 

2. Оцените характер вегетативного обеспечения деятельности:

а) адекватное: повышение АДс на 5-15 мм.рт.ст., АДд - неизменно или повышение на 5-10 мм.рт.ст., ЧСС - на 10-14 уд/мин; восстановление к 3-5 минуте;

б) неадекватное: избыточное (больший подъем АДс, ЧСС и особенно - АДд, длительный восстановительный период - более 5 минут) или недостаточное (параметры практически не изменяются).

 

Выводы

 

Домашнее задание:

§ В тетради для самостоятельной работы письменно ответьте на вопросы, предложенные преподавателем.

§ Выберите из «Словаря терминов» «Руководства…» не менее 10, относящихся к теме «Вегетативная нервная система». Выпишите, выучите и умейте их объяснить.

 

Подпись преподавателя

 

 

Тема 4. ФИЗИОЛОГИЯ АНАЛИЗАТОРОВ

 

З А Н Я Т И Е 25,26

 

Зрительный анализатор.

Основные вопросы

1. Учение И.П. Павлова об анализаторах. 2. Представление о сенсорных системах (Г.Н. Снякин). 3. Роль сенсорных систем в целенаправленном поведении человека. 4. Классификация анализаторов. 5. Общие принципы строения и функции анализаторов. 6. Понятия: рецептор; орган чувств; сенсорная система; восприятие; ощущение. 7. Основные психофизиологические закономерности опознания образа.

1. Строение глазного яблока. Вспомогательный аппарат глаза. Глазные мышцы. 2. Оптическая система глаза. 3. Аккомодация глаза. 4. Зрачок: роль в зрительном акте, регуляция просвета. 5. Внутренние жидкие среды глаза: состав, функции. 6. Микроструктура сетчатки. 7. Фотохимические процессы в сетчатке. 8. Центральное и периферическое зрение. 9. Острота зрения; способы определения. 10. Поле зрения; способы определения. 11. Механизмы формирования зрительного образа (монокулярное, бинокулярное пространственное) зрение. 12. Восприятие цвета; теории цветоощущения. 13. Явление диспаратности. 14. Принцип работы гаплоскопа. 15. Явление последействия в зрительном анализаторе. 16. Механизмы опознания зрительных образов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: