Общее определение содержания образования во вспомогательной школе




Специальные общеобразовательные школы для умст­венно отсталых детей (вспомогательные школы) явля­ются одним из звеньев общей системы народного образования, что отражено в соответствующих законо­дательных актах и нормативных документах. Социальное и правовое положение лиц с недостатками в развитии определяется законом, который устанавливает для них равные гражданские права со всеми членами общества.

Особенности развития умственно отсталых детей (олигофрения в степени дебильности и другие формы интел­лектуальной недостаточности) вызвали необходимость научно обосновать определение объема содержания об­разования этой категории детей, поиска специфических форм и методов их обучения и воспитания.

Умственно отсталые школьники должны получить тот уровень общеобразовательных и трудовых знаний, уме­ний и навыков, который необходим для их социальной адаптации. Содержание, как и в массовой школе, должно охватывать различные виды знаний, вооружить учащихся некоторым методологическим подходом к познавательной и практической деятельности (с учетом их особенностей и возможностей усваивать учебный материал). В про­граммах, учебниках, в самом учебном процессе должно быть предусмотрено усвоение элементарных понятий и терминов, а также фактов повседневной действительно­сти. Что касается таких видов знаний как основные законы науки, теории, содержащие систему научных знаний, то они могут иметь место в самом элементарном и ограниченном виде при изучении конкретных учебных предметов.

Все полученные знания будут действенными, если учащиеся овладеют опытом их применения на практике. Различаются интеллектуальные и практические умения и навыки, т. е. навыки относятся не только к практи­ческой, но и интеллектуальной деятельности. Однако, учитывая, что основной дефект умственно отсталых школьников лежит в области именно интеллектуальной сферы, не все получаемые учащимися знания во вспо­могательной школе формируются в необходимые умения и доводятся до уровня усвоенных знаний. Это касается поисковых навыков при решении задач, различных упражнений, а также умений и навыков, способствующих самостоятельному усвоению и приобретению знаний. Основная задача вспомогательной школы — формирова­ние умений и навыков учебной деятельности.

С целью создания условий для совершенствования системы общеобразовательного и трудового обучения, разностороннего воспитания учащихся претерпевает изменение и структура вспомогательной школы. Вызыва­ется это разными причинами, в том числе и тем, что многие учащиеся заканчивают школу в возрасте 16 лет. Однако в этом возрасте умственно отсталые подростки физически и нравственно еще недостаточно подготовлены к самостоятельной жизни, что в настоящее время вызывает трудности в их устройстве на работу.

Поэтому предусматривается обязательное обучение во вспомогательной школе, которое завершится за девять лет. Имеющийся в отдельных вспомогательных школах опыт показал, что дополнительный год обучения поло­жительно влияет на развитие нравственного сознания умственно отсталых подростков. Девятилетний срок обучения может помочь решить многие проблемы, но главное — совершенствовать трудовую подготовку школьников.

IX или Х дополнительные классы могут создаваться и для выпускников, которые по своим психофизическим особенностям не смогли за 8 или 9 лет обязательного обучения овладеть тем уровнем общеобразовательных знаний, трудовых умения и навыков, который необходим для их самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Это могут быть классы социально-трудовой коррекции.

При необходимости школы могут открывать подгото­вительные классы, в которых наряду с обучающей должна решаться и диагностическая задача, что позволит предупредить ошибочное зачисление во вспомогательную школу детей, например, с ЗПР или тяжелыми наруше­ниями речи. Возможно открытие при школах дошкольных отделений. В настоящее время практика имеет и другие формы организации учебного процесса умственно отста­лых детей с учетом различных условий их пребывания. Особенно это касается детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так, при некоторых детских домах для умственно отсталых детей дошкольного воз­раста открываются классы для их обучения.

Содержание обучения отражено в учебном плане - специальных школ для умственно отсталых детей, в учебных программах, разработанных для этого типа школ и оригинальных учебниках.

Учебный план школы определяет перечень учебных предметов, отобранных для изучения в школе, распре­деление их по годам обучения, количество часов, отводимых на каждый учебный предмет и дозировку этих часов по неделям. В основе построения учебного плана вспомогательной школы, как и массовой, лежит принцип предметного обучения.

Во вспомогательной школе изучаются следующие традиционные предметы: родной язык, математика, ес­тествознание, география, история, изобразительное ис­кусство, черчение, физкультура, пение и музыка, трудовое и профессионально обучение.

Наряду с общеобразовательными предметами и тру­довым обучением во вспомогательной школе осуществ­ляются специальные коррекционные занятия, которые занимают значительное место в системе обучения.

Одним из ведущих предметов в коррекционных занятиях является социально-бытовая ориентировка. Кроме того проводятся специальные занятия по ритмике. Индивидуальные и малогрупповые занятия предусмот­рены по исправлению тех или иных недостатков речевого развития (логопедические) и занятия по лечебной физ­культуре.

Вне сетки обязательных учебных занятий школы могут вводиться факультативные занятия с небольшими группами детей для получения ими дополнительных жизненно необходимых знаний и умений, дающих возможность более широкого выбора профессии и сво­бодной ориентировки в современном обществе и быту, например, такие как элементы физики и химии.

Учебные программы определяют содержание обучения по отдельным предметам и последовательность его прохождения по годам обучения. Однако следует отме­тить, что объем содержания образования, несмотря на оправдавшую себя на практике относительную стабиль­ность, в настоящее время требует дальнейшей углублен­ной разработки с целью более полного отражения в нем задач, стоящих перед современной вспомогательной школой, а также учета новых научных данных специ­альной педагогики, специальной психологии и клиники олигофрении.

Для вспомогательной школы созданы научно обосно­ванные программы для 1-Х классов по общеобразова­тельным предметам, по трудовому и профессиональному обучению, отдельным видам специальных коррекцион­ных занятий. По общеобразовательным предметам раз­работаны:

— типовые программы по русскому языку, представ­ленные разделами: развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, обучение грамоте, чтение и развитие речи, грамматика, правописание и развитие речи;

— по математике: арифметика и наглядная геометрия;

— по естествознанию: неживая природа, растения, животные, человек;

— по географии: начальный курс физической геогра­фии, природа нашей Родины, география материков и океанов, география своей страны, региона;

— по истории;

а также программа:

— по изобразительному искусству;

— по черчению;

— по пению и музыке;

— по физической культуре;

— программы по социально-бытовой ориентировке;

— ритмике.

По трудовому и профессиональному обучению созданы программы для I-III классов (ручной труд), для IY-IX классов — по столярному, слесарному, швейному, по сельскохозяйственному труду, по столярно-плотничному и штукатурно-малярному делу.

Программы по цветоводству и декоративному садо­водству, по обслуживающему труду (подготовка рабочих сферы обслуживания) рассчитаны на использование их как в сельских, так и городских школах.

Все эти программы рассматриваются как базисные. На их основе в VIII-IX классах может осуществляться более узкая специализация, соответствующая профилю того предприятия, в котором ученики проходят произ­водственную практику. Учащиеся должны быть подго­товлены к той профессии, по которой они могут быть трудоустроены.

Разрабатываются специальные программы по родному языку и русскому языку для школ, где обучение ведется на государственном языке республики.

Учитывая исторические, географические, природные экологические, национальные особенности, каждая ре­спублика вносит в содержание отдельных предметов дополнения и изменения, отражающие названные осо­бенности, а также предусматривает специфику трудовой деятельности населения в конкретном регионе, и отра­жает ее в системе трудового обучения и воспитания умственно отсталых школьников.

Объяснительные записки к программам по всем предметам дают основные методические рекомендации по специфике обучения, формам и методам организации учебного процесса. В учебных программах вспомогатель­ной школы сформулированы основные требования к знаниями и умениям учащихся, а также критерии их оценки.

Учебники. Содержание обучения отражено в ориги­нальных учебниках для вспомогательных школ, которые издаются по всем основным учебным предметам. В общей и специальной подготовке учебник рассматривается как книга для ученика, которая является важнейшим инст­рументом его учения. Вместе с тем она служит и методически ориентиром для учителя, определяя после­довательность введения понятий, глубину их раскрытия, распределение времени между отдельными частями вво­димого учебного материала.

Учебники для вспомогательной школы, как и для массовой, должны удовлетворять общепедагогическим методическим и полиграфическим требованиям.

Что касается общепедагогических требований, то они заключаются в необходимости:

· обеспечивать воспитывающий характер обучения и формирование материалистического мировоззрения;

· сообщать научно достоверные данные в пределах, обозначенных программой;

· развивать мышление учащихся; формировать основ­ные приемы умственной деятельности, развивать речь;

· обеспечивать подготовку к самостоятельному (в до­ступных пределах) приобретению знаний.

В качестве методически х выдвигаются следующие требования:

· соответствие возрастным особенностям учащихся по содержанию, эмоциональному воздействию;

· четкое структурное членение и графическое выделе­ние выводов, важнейших положений, ключевых понятий и т. п.;

· достаточное количество иллюстраций, облегчающих восприятие, понимание и запоминание учебного мате­риала, удобно расположенных и увязанных с текстом; включение заданий, стимулирующих развитие в не­которой степени самостоятельности при решении постав­ленных задач, формирование умений пользоваться запасом имеющихся знаний.

Все эти требования выполняются при отборе словес­ного материала (статей, упражнений, примеров) для объяснения, закрепления, повторения учебного матери­ала, методического аппарата (правил, инструкций, за­даний, вопросов), иллюстраций (рисунков, фотоснимков, графиков и др.).

В учебниках должен соблюдаться принцип коррекционной направленности обучения, требования индивиду­ального и дифференцированного подхода к учащимся как необходимого условия продвижения в развитии каждого умственно отсталого ребенка.

С этой целью предусмотрено:

· дробное, поэтапное преподавание учебного материала я аналитико-синтетический способ его показа, отработка каждого элемента и обеспечение целостного восприятия;

· опора на ранее усвоенное и имеющийся у учащихся практический опыт;

· постоянное обращение к реально существующим свя­зям;

· особое внимание — выявлению причинно-следствен­ных связей и закономерностей;

· акцент на главное при краткости и простоте форму­лирования правил и выводов;

· достаточное количество практических упражнений для усвоения и повторения учебного материала;

· включение изучаемого материала в различные виды упражнений;

· рациональное использование иллюстративного мате­риала;

· включение для самостоятельного выполнения упраж­нений- заданий разной степени сложности.

Что касается иллюстративного материала, то к нему также предъявляются определенные требования:

· иллюстрации должны использоваться в качестве не­посредственного источника знаний и как средство на­глядности (рисунки предметные и сюжетные, таблицы, графики, схемы и другие);

· иллюстративный материал должен быть направлен на общее усвоение содержания изучаемого материала и его частностей;

· в учебниках, начиная с Y класса, следует использовать символическую наглядность: учебные схемы, таблицы для образования более точных и прочных знаний;

· вся изобразительная наглядность должна быть выпол­нена в реалистическом плане и в цветном изображении, так как условные, расплывчатые изображения предметов и явлений окружающей действительности могут приво­дить к искаженному их восприятию умственно отсталыми школьниками.

· В настоящее время имеются оригинальные учебники для всех классов вспомогательной школы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: