Психолого-педагогический анализ учебного занятия проводится на основе наблюдений и протокольной записи, отражающей его ход. В протокол записывается фактический материал, характеризующий психологические особенности личности учащихся, характеристики учебной деятельности, психологические аспекты педагогического взаимодействия учителей и учащихся.
Анализу следует подвергнуть:
1) психологическую интерпретацию задач занятия и их реализацию;
2) познавательную деятельность учащихся (развитие их познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения и др.);
3) уровень внимания и эмоционально-волевую деятельность;
4) активизацию мотивов учения (познавательных потребностей, интересов, стремления учиться);
5) расширение знаний благодаря формированию новых понятий, представлений, развитию умений, навыков;
6) применение способов активизации умственной деятельности учащихся;
7) ориентацию учащихся на применение изучаемых знаний для объяснения современной жизни;
8) учет эмоциональных состояний и волевых проявлений учащихся на занятии;
9) создание психологической атмосферы общения на занятии, отношений между учащимися, между учениками и учителем;
10) проявление педагогического такта, степень личностного влияния учителя на учеников: проявление симпатии или антипатии, авторитет учителя и пр.;
11) особенности применения различных средств воздействия (побуждение, одобрение, ободрение, поощрение самостоятельности, совет, просьба, юмор, ирония, порицание, нотация, наказание, предупреждение о наказании, выговор, угроза и пр.);
12) проявление коммуникативных умений учителя (способности устанавливать контакт с одним, с несколькими, с группой учащихся; умение разрешать конфликты, способствовать творческому самочувствию, свободное владение словом, мимикой, жестами, раскованность и др.).
Пример психолого-педагогической характеристика на студентку 4 курса профессионального колледжа А.К.
Испытуемая К.А., 18 лет, студентка колледжа, 4 курс. Обучается в данном колледже с момента поступления по окончании 9 класса общеобразовательной школы. Воспитывается в полной благополучной семье со средним материальным достатком, имеет младшую сестру
Полученные данные в ходе эмпирического исследования позволяют охарактеризовать студентку следующим образом.
А.К. бескорыстна, проявляются качества лояльности, верности, честности.
Для испытуемой характерна высокая работоспособность, легкая переключаемость с одного вида деятельности на другой. Все изменения и дополнения выполняет по ходу работы. Предпочитает устную речь, чем письменное изложение своих мыслей.
Длительное выполнение одного и того же задания, не дающее быстрых результатов, приводит к снижению активности.
Для А.К. характерна повышенная эмоциональная чувствительность, что в отдельных случаях выражается в склонности к раздражительности и агрессивности.
Свойственна независимость. Способна переходить из одной группы в другую. Событиям, происходящим в группе, способна дать объективную оценку.
Анна конформист. Стремиться не обострять отношения с окружением, меньше конфликтовать. Но, если потребуется отстоять свои права и независимость, склонна к конфликту.
Наиболее адекватно реагирует на события во вне, соразмеряя внутренние резервы психики с возможностью реализации их перед окружением.
Экстраверт. Общительна, имеет широкий круг знакомств. Для поддержания нормального жизненного тонуса постоянно нуждается в контактах с другими людьми.
Поведение отличается импульсивностью. Довольно часто действия определяются минутным настроением. Предпочитает движения и действия, имеет тенденцию к агрессивности. Эмоции и чувства не контролирует. Любит посмеяться, шумные вечеринки.
Склонна к общим мыслительным способностям, имеет широкие интеллектуальные интересы, сообразительна. В окружающих ценит развитый интеллект, проявляется стремление повысить свой уровень интеллекта.
Проявление реакций на внешние раздражители зависит от обстановки и окружения.
А.К. характеризуется как творческий человек со свойственным богатым воображением; А.К. поглощена идеями, интересуется искусством.
План психолого-педагогической характеристики коллектива
1. Количество студентов, половозрастной состав, список группы с анкетными данными, социальный паспорт коллектива.
2. История формирования коллектива.
3. Психологический климат в коллективе.
4. Межличностные отношения в коллективе:
– характеристика официальной структуры;
– сплоченность группы;
– уровень развития коллектива;
– наличие лидеров, аутсайдеров, «отверженных» и т.п.
5. Жизнь коллектива вне учебных занятий.
6. Личностные и профессиональные качества куратора. Управление коллективом.
7. Статус, достижения, особенности группы в масштабе колледжа. Участие в общественной жизни колледжа.
8. Конфликты среди студентов, их психологическая природа, способы разрешения.
9. Общие выводы.
10. Рекомендации.