Алгоритм психолого-педагогического анализа учебного занятия




Психолого-педагогический анализ учебного занятия проводится на основе наблюдений и протокольной записи, отражающей его ход. В протокол записывается фактический материал, характеризующий психологические особенности личности учащихся, характеристики учебной деятельности, психологические аспекты педагогического взаимодействия учителей и учащихся.

Анализу следует подвергнуть:

1) психологическую интерпретацию задач занятия и их реализацию;

2) познавательную деятельность учащихся (развитие их познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения и др.);

3) уровень внимания и эмоционально-волевую деятельность;

4) активизацию мотивов учения (познавательных потребностей, интересов, стремления учиться);

5) расширение знаний благодаря формированию новых понятий, представлений, развитию умений, навыков;

6) применение способов активизации умственной деятельности учащихся;

7) ориентацию учащихся на применение изучаемых знаний для объяснения современной жизни;

8) учет эмоциональных состояний и волевых проявлений учащихся на занятии;

9) создание психологической атмосферы общения на занятии, отношений между учащимися, между учениками и учителем;

10) проявление педагогического такта, степень личностного влияния учителя на учеников: проявление симпатии или антипатии, авторитет учителя и пр.;

11) особенности применения различных средств воздействия (побуждение, одобрение, ободрение, поощрение самостоятельности, совет, просьба, юмор, ирония, порицание, нотация, наказание, предупреждение о наказании, выговор, угроза и пр.);

12) проявление коммуникативных умений учителя (способности устанавливать контакт с одним, с несколькими, с группой учащихся; умение разрешать конфликты, способствовать творческому самочувствию, свободное владение словом, мимикой, жестами, раскованность и др.).

Пример психолого-педагогической характеристика на студентку 4 курса профессионального колледжа А.К.

Испытуемая К.А., 18 лет, студентка колледжа, 4 курс. Обучается в данном колледже с момента поступления по окончании 9 класса общеобразовательной школы. Воспитывается в полной благополучной семье со средним материальным достатком, имеет младшую сестру

Полученные данные в ходе эмпирического исследования позволяют охарактеризовать студентку следующим образом.

А.К. бескорыстна, проявляются качества лояльности, верности, честности.

Для испытуемой характерна высокая работоспособность, легкая переключаемость с одного вида деятельности на другой. Все изменения и дополнения выполняет по ходу работы. Предпочитает устную речь, чем письменное изложение своих мыслей.

Длительное выполнение одного и того же задания, не дающее быстрых результатов, приводит к снижению активности.

Для А.К. характерна повышенная эмоциональная чувствительность, что в отдельных случаях выражается в склонности к раздражительности и агрессивности.

Свойственна независимость. Способна переходить из одной группы в другую. Событиям, происходящим в группе, способна дать объективную оценку.

Анна конформист. Стремиться не обострять отношения с окружением, меньше конфликтовать. Но, если потребуется отстоять свои права и независимость, склонна к конфликту.

Наиболее адекватно реагирует на события во вне, соразмеряя внутренние резервы психики с возможностью реализации их перед окружением.

Экстраверт. Общительна, имеет широкий круг знакомств. Для поддержания нормального жизненного тонуса постоянно нуждается в контактах с другими людьми.

Поведение отличается импульсивностью. Довольно часто действия определяются минутным настроением. Предпочитает движения и действия, имеет тенденцию к агрессивности. Эмоции и чувства не контролирует. Любит посмеяться, шумные вечеринки.

Склонна к общим мыслительным способностям, имеет широкие интеллектуальные интересы, сообразительна. В окружающих ценит развитый интеллект, проявляется стремление повысить свой уровень интеллекта.

Проявление реакций на внешние раздражители зависит от обстановки и окружения.

А.К. характеризуется как творческий человек со свойственным богатым воображением; А.К. поглощена идеями, интересуется искусством.

 

План психолого-педагогической характеристики коллектива

1. Количество студентов, половозрастной состав, список группы с анкетными данными, социальный паспорт коллектива.

2. История формирования коллектива.

3. Психологический климат в коллективе.

4. Межличностные отношения в коллективе:

– характеристика официальной структуры;

– сплоченность группы;

– уровень развития коллектива;

– наличие лидеров, аутсайдеров, «отверженных» и т.п.

5. Жизнь коллектива вне учебных занятий.

6. Личностные и профессиональные качества куратора. Управление коллективом.

7. Статус, достижения, особенности группы в масштабе колледжа. Участие в общественной жизни колледжа.

8. Конфликты среди студентов, их психологическая природа, способы разрешения.

9. Общие выводы.

10. Рекомендации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: