Тема урока: Понятие креативности. Технология решения творческих задач. Развитие творческих способностей.
Цель урока: дать понятие, что такое «креативность»; обучить поиску возможных вариантов решения творческих задач; раскрыть творческие способность школьника, активизировать его потенциальные, продуктивные силы; способствовать развитию творческого потенциала учащихся; воспитывать аккуратность и последовательность в работе.
Слово учителя: Что такое креативность?
Аналога в русском языке этому слову, пожалуй, нет, в буквальном переводе креативность означает «творческость ». Это способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от привычных схем, разрешать проблемные ситуации необычными способами. Креативность может проявляться в самых разных профессиональных областях – не только в области искусства. А самое главное – помогать при решении любых жизненных проблем.
Задание называется «Опросник креативности Джонсона »
Инструкция: Вам предлагается восемь утверждений, характеризующих творческую личность. Каждое из описываемых качеств нужно оценить по степени его выраженности у вас – по 5-ти бальной системе.
1 балл – это качество у вас никогда не проявляется.
2 балла – проявляется, но очень редко.
3 балла – проявляется время от времени.
4 балла – проявляется часто.
5 баллов – проявляется постоянно.
Итак, творческая личность способна:
1. Ощущать тонкие, неопределенные, сложные особенности окружающего мира (чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей).
2. Выдвигать и выражать большое количество различных идей в данных условиях (беглость).
3. Предлагать разные виды, типы, категории идей (гибкость).
|
4. Предлагать дополнительные детали, версии или их решения (находчивость, изобретательность).
5. Проявлять воображение, чувство юмора и развивать гипотетические возможности
(воображение, способности к структурированию).
6. Демонстрировать поведение, которое является неожиданным, оригинальным, но полезным для решения проблемы (оригинальность, изобретательность и продуктивность).
7. Воздерживаться от принятия первой пришедшей в голову, типичной, общепринятой позиции, выдвигать различные идеи и выбирать лучшую
8. (независимость, нестандартность).
9. Проявлять уверенность в своем решении, несмотря на возникшие затруднения, брать на себя ответственность за нестандартную позицию, мнение, содействующее решению проблемы (уверенный стиль поведения с опорой на себя, самодостаточное поведение)
Это и есть общая оценка вашей креативности.
(Результаты проверяются по таблице)
Сумма баллов | Уровень креативности |
8-14 | Очень низкий |
15-19 | Низкий |
20-26 | Нормальный, средний |
27-33 | Высокий |
34-40 | Очень высокий |
2.Инструкция: Дайте самостоятельную оценку своих личностных качеств по предлагаемым вопросам, отвечая ДА или НЕТ. Если начинаете сомневаться, долго не раздумывайте. Давайте тот ответ, который первым пришел в голову – обычно именно он соответствует действительности.
ВОПРОСЫ:
- Возникает ли у вас желание оригинально усовершенствовать хорошую вещь?
- Отмечают ли окружающие, что вы во все вникаете?
- Переноситесь ли вы в своих мечтах в прошлое или будущее?
- Чувствуете ли вы сразу намерение человека при первом взгляде на него?
- Задумываетесь ли вы, какие тайные причины заставляют людей создавать что – либо новое?
- Доставляет ли вам удовольствие достижение оригинального результата в практической деятельности?
- Отвечаете ли вы шуткой, если вас разыгрывают?
- Изобретали ли вы когда-нибудь что-то новое в интересующей вас сфере?
- Будите ли вы заниматься чем-либо необычным, если это связанно, с какими либо трудностями?
- Верно ли, что вам не нравится познание нового, если это связано с риском?
- Бывает ли так, что когда вы рассказываете о каком-нибудь подлинном случае, то прибегаете к вымышленным подробностям?
- Ошибаетесь ли вы при принятии решения в экстремальной ситуации?
- Всегда ли продумываете последствия, принимаемого вами решения?
- Верно ли, что вы реагируете эмоционально на необычные ситуации?
- Любите ли вы шутить и смеяться над собой?
- Если представится случай, вы пойдете на творческую, но не оплачиваемую работу?
- Является ли редким ваше увлечение?
- Бывают ли у вас неприятности из-за собственного любопытства?
- Бывает ли, что у вас возникают необычные образы, связанные с реальными событиями?
- Вы чувствуете, кто звонит вам по телефону, еще не сняв трубку?
- Утомляет ли вас работа, требующая постоянного принятия решения в нестандартных ситуациях?
- Быстро ли вы забываете о переживаниях героев просмотренного вами фильма или прочитанной вами книги?
- Вы заранее готовите шутку или шутливую историю, чтобы развеселить компанию?
- Утомляют ли вас неожиданности в профессиональной деятельности, требующие новых выходов из создавшейся ситуации?
- Испытываете ли вы потерю интереса к разнообразию жизненных ситуаций?
- Помните ли вы о своих детских вопросах, ответы на которые нашли только в детском возрасте?
- Воображаете ли вы сейчас, как бы вы жили в другом городе или в другом веке?
- Вам трудно предвидеть последствия происшедших событий?
- Достаточно ли для вас мелкой детали, намека на проблему, чтобы увлечься ее разработкой?
- Вызывает ли у вас вдохновение необходимость начать новое дело?
- Смеетесь ли вы над своими неудачами?
- Посещали бы вы ради новых знаний специальные занятия, даже если это связано с неудобствами?
- Вы любите работу, учебу, требующую смекалки, даже если она связана с трудностями в реализации?
- Когда вы долго не познаете новое, вас мучает ли чувство неудовлетворенности?
- Сталкиваясь с новыми проблемами, вы предвидите перспективы их решения?
- Снился ли вам когда-нибудь сон, который предсказал произошедшее потом событие?
- Можно ли о вас сказать, что вы работаете над трудными проблемами до тех пор, пока не найдете оригинальный способ решения?
- Сочувствуете ли вы людям, которые не достигли желаемого результата в творчестве?
- Используете ли вы юмор для выхода из затруднительных ситуаций?
- Вы посещаете кружки или секции с учетом своих творческих способностей?
- Приходилось ли вам удачно использовать вещи не по их назначению?
- Сможете ли вы рискнуть карьерой ради познания нового?
- Вам трудно представить незнакомое место, в которое вы стремитесь попасть?
- Случалось ли так, что вы вспомнили о человеке, с которым давно не встречались, а потом вдруг неожиданно он позвонил или написал вам письмо?
- Вы импровизируете в процессе реализации уже разработанного плана действий?
- Сочувствуете ли вы обманутому человеку?
- Бывает ли так, что вы сами придумываете анекдоты или смешные истории?
- Если вы, лишитесь, возможности работать или учиться, то жизнь для вас потеряет интерес?
- Предпочитаете ли вы общаться с людьми с необычными взглядами?
- Хочется ли вам порой разобрать вещь для того, чтобы узнать, как она работает?
- Возникает ли у вас желание сочинить сказку или рассказ?
- Бывает ли, что вы, по каким-то необъяснимым причинам не доверяете некоторым людям?
- Вам не трудно продумывать несколько вариантов решения проблемы?
- Вы склонны, сильно реагировать, если вас обманули?
- Раздражает ли вас шутка, выраженная в форме иронии?
- Вы чувствуете, что профессия, которую вы выберете, поможет улучшить окружающий мир?
- Интересуют ли вас люди, которые придерживаются только традиционных взглядов на жизнь?
- Интересует ли вас, как живут соседи?
- Фантазировали ли вы когда-нибудь о том, что можно было бы сделать, получив наследство?
- Вам трудно определить характер человека с первого взгляда?
- Основательно ли вы продумываете результаты своей творческой деятельности?
- Сочувствуете ли вы людям, нуждающимся материально?
- Считают ли вас окружающие остроумным человеком?
- В вашем творчестве было много неудач?
- Думаете ли вы, какие тайные причины скрыты в оригинальных действиях человека?
- Если вы встречаете непонятное новое слово, то узнаете его смысл в справочниках?
- Пишете ли вы стихи?
- Бывает ли так, что вы опасаетесь идти на встречу с незнакомым человеком из-за интуитивного беспокойства?
- Редко ли вы размышляете о причинах успехов и неудач в своей деятельности?
- Наблюдая драматическое событие в жизни людей, чувствуете ли вы, что это происходило (связанно) с вами?
- Трудно ли вам с юмором выйти из затруднительной ситуации?
- Можете ли вы в своей деятельности ради успеха пойти на риск, если даже шансы на успех не гарантированны?
- Если бы ваши знакомые знали, о чем вы мечтаете, то считали бы вас чудаком?
- Пытались ли вы проследить генеалогическое древо жизни?
- Вам трудно представить себя в старости?
- Глядя на постороннего человека, вам трудно предугадать, как сложится его жизнь?
- Достоверно ли вы восстанавливаете по случайным деталям явления целостный результат?
- Вы выражаете свои эмоции при просмотре спортивных состязаний?
- Предпочитаете ли вы комедию всем остальным жанрам?
- Обязательно ли творчество должно сопутствовать профессиональной деятельности?
|
|
Обработка результатов
Для удобства обработки вопросы сгруппированы в таблице. Сверьте свои ответы с этим ключом – за каждый совпавший ответ с ключом вы получаете 1 балл. Запишите суммы баллов по каждой группе вопросов.
(учащимся раздаются таблицы и протоколы, куда они заносят полученный результат).
№ строки | Сумма балов | Качество | |||||||||||
1 + | 9 + | 17+ | 25- | 33+ | 41+ | 49+ | 57- | 65+ | 73+ | О | |||
2+ | 10- | 18+ | 26+ | 34+ | 42+ | 50+ | 58+ | 66+ | 74+ | Л | |||
3+ | 11+ | 19+ | 27+ | 35+ | 43- | 51+ | 59+ | 67+ | 75- | В | |||
4+ | 12- | 20+ | 28- | 36+ | 44+ | 52+ | 60+ | 68+ | 76- | И | |||
5+ | 13+ | 21- | 29+ | 37+ | 45+ | 53+ | 61+ | 69- | 77+ | М | |||
6+ | 14- | 22- | 30+ | 38+ | 46+ | 54+ | 62+ | 70+ | 78- | Э | |||
7+ | 15+ | 23+ | 31+ | 39+ | 47+ | 55+ | 63+ | 71- | 79+ | Ю | |||
8+ | 16- | 24- | 32+ | 40+ | 48+ | 56+ | 64- | 72+ | 80+ | У | |||
+ |
ОРИГИНАЛЬНОСТЬ_____________________баллов. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ________________ баллов. ВООБРАЖЕНИЕ_______________________ баллов. ИНТУИЦИЯ___________________________ баллов. ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ_____________баллов. ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ_________________баллов. ЧУВСТВО ЮМОРА____________________ баллов. ТВОРЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К УЧЕБЕ___баллов. |
- 1 балл за ответ ДА
_ |
- 1 балл за ответ НЕТ
Л РЕЗУЛЬТАТОВ
Учитель: Теперь по вашим результатам я предлагаю вам начертить диаграмму, которая будет состоять из всех данных качеств креативности. Один балл вашего результата будет равен одному сантиметру.
(Учащиеся по результатам своего протокола выстраивают диаграмму. Например
О=4б, Л=5б, В=7б, И=8б,М=9б,Э=3б,Ю=6б,У=10б.)
Учитель: Итак, теперь вы видите, насколько у вас развиты составляющие креативности и над чем вам еще стоит поработать. И, конечно здесь не присутствует такой человек, у которого этих качеств не было бы совсем. Ведь каждый человек по-своему творческая личность. Я лишь на сегодняшнем уроке хочу предложить вам поспособствовать развитию этих качеств более углубленно.
3. Практическая работа:
«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ТЕХНОЛОГИЯ РЕШЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ»
Показатели креативности, используемые в заданиях:
а) продуктивность - (легкость или беглость генерирования идей, сюжетов, ассоциации в заданиях открытого типа, в которых можно давать множество различных ответов) – измеряется общим числом сюжетов, идей разных категорий;
б) гибкость – измеряется числом сюжетов, идей разных категорий, взглядов на проблему;
в) оригинальность – определяется числом редко встречающихся ответов: например, критерием отнесения ответа к оригинальному может быть ответ, встречающийся не более чем у двух учащихся в классе из 10 чселовек.
Здание №1
- Переведите на понятный язык отрывок из шуточного стихотворенияи Льюса Кэррола:
Варкалось. Хливкие шорьки
Пыряли по наве,
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики, в мове.
- Попытайтесь определить самостоятельно особенности и результаты художественного и научного творчества. В чем сложности оценки результатов творчества?
- Выскажите свое понимание творчества и действий, составляющих творческий процесс.
(Ответы учащихся могут быть самыми разнообразными. Например, появилось такое новое стихотворение:
Критерии оценки задания №1
ВЫСОКИЙ – логичность и осмысленность, оригинальность ответов.
СРЕДНИЙ – логичность всех ответов, но нет их оригинальности.
НИЗКИЙ – нелогичные предложения, нет оригинальных ответов.
Задание №2 Картинки дорисовываем, какие были даны на уроке.
Инструкция: Дорисуйте фигуры до целой картинки, придумайте и напишите названия. Можно нарисовать несколько картинок по каждой фигуре. После работы с отдельными фигурами при желании можно создать общую картину, включающую в качестве ее отдельных частей все незавершенные фигуры и, конечно, что-то еще.
в)
а) б)
г) д) е)
Критерии оценки задания №2
ВЫСОКИЙ – более 50% оригинальных фигур.
СРЕДНИЙ – 30-40% оригинальных фигур.
НИЗКИЙ – оригинальных фигур нет.
Задание №3 Картинки обрабатываем, какие были даны на уроке в презентации
Инструкция: Необходимо внимательно посмотреть на картинку. Рассказать прошлое, настоящее и будущее того предмета или живого существа, которое изображено на картинке.
(Учащийся может выбрать для рассказа любую картинку).
Критерии оценки задания №3
ВЫСОКИЙ – есть прошлое, настоящее и будущее в рассказе. Есть необычный сюжет общая идея.
СРЕДНИЙ – два – три предложения, нет оригинальности сюжета.
НИЗКИЙ – одно предложение, нет оригинальности сюжета.
Задание №4
Инструкция: Придумайте и предложите письменное решение необычных ситуаций.
- Что будет на земле, если все люди станут легкими, как пушинки?
- Через три дня вся наша планета будет залита водой, превратится в один океан. Что вы будите делать?
- На Землю высадилось несколько тысяч инопланетян, в том числе рядом с вашим домом. Что вы предпримите?
- Все люди смогут в любой момент и на любом расстоянии читать мысли друг друга. Ваши действия?
Критерии оценки задания №4
ВЫСОКИЙ – Развернутый рассказ, состоящий из большого количества предложений. Необычные, в то же время логичные действия. Может быть несколько вариантов.
СРЕДНИЙ – Неоригинальные и не очень логичные действия. Среднее чувство ситуации. НИЗКИЙ – Учащийся не вошел в ситуацию.
Задание №5
Инструкция: Проведите, не отрывая руки от листа, через все девять точек четыре прямых отрезка. Не проводить дважды по одной линии. Друг с другом советоваться нельзя.
ответ:
|
Лучший показатель креативности – самостоятельное решение этой задачи.