Икона до реставрации.
Рентгенограмма.
Рентгенограмма (инверсный снимок)
Выбран фрагмент изображения лика Апостола Павла.
Рис. 1(1) – Фрагмент с изображением лика в прямом свете обычной фотосъемке.
Рис. 1(2) – Фрагмент с изображением лика в REN-излучении.
Рис. 1(3) – Фрагмент с изображением лика в отраженных ИК-лучах.
Рис. 1(4) – Фрагмент с изображением лика в УФ-излучении.
Рис. 1(1) Рис. 1(2)
Рис. 1(3) Рис. 1(4)
Были проведены исследования иконы в REN-лучах, которые выявили следующее:
Грунт и красочный слой:
По всей поверхности иконы наблюдается крупносетчатый, разнохарактерный кракелюр. Хорошо заметен в верхней части и нижней, так же по правому полю.
Красочный слой:
Контур авторского нимба не совпадает с контуром нимба в слое записи. Он лежит шире к верху и на рентгене просматривается в виде тёмной дуги. (Рис.1 а, б)
Рис. 1а
Рис. 1б
Выбран фрагмент две трети иконы до изображения позема.
Рис. 1(1) – Фрагмент в прямом свете обычной фотосъемке.
Рис. 1(2) – Фрагмент в REN-излучении.
Рис. 1(3) – Фрагмент в отраженных ИК-лучах.
Рис. 1(4) – Фрагмент в УФ-излучении.
Рис. 2(1) Рис. 2(2)
Рис. 2(3) Рис.2(4)
На REN-снимке отчётливо видно, что голубой фон записи лежит поверх авторских полей. С левой стороны слой записи наложен аккуратно, в правой же части можно разобрать мазки, небрежно заходящие за границы авторских полей, и их хаотичный характер нанесения. По направлению мазков так же можно разобрать, что голубой фон в слое записи полностью перекрывает авторский нимб.
Так же можно рассмотреть на REN-изображении авторскую опушь.
(Рис.2 а, б)
|
Рис. 2б Рис. 2б
1. Границы записи голубого фона.
2. Авторская опушь.
Выбран фрагмент с изображением левого плеча Апостола Павла.
Рис. 3(1) – Фрагмент в прямом свете обычной фотосъемке.
Рис. 3(2) – Фрагмент в REN-излучении.
Рис. 3(3) – Фрагмент в отраженных ИК-лучах.
Рис. 3(4) – Фрагмент в УФ-излучении.
Рис. 3(1) Рис. 3(2)
Рис. 3(3) Рис. 3(4)
На изображении гиматия Апостола Павла просматривается авторский контур, не совпадающий с контуром гиматия в слое записи. Он лежит шире. (Рис.3 а, б)
Рис. 3а
Рис. 3б
Выбран фрагмент с изображением левой надписи.
Рис. 4(1) – Фрагмент в прямом свете обычной фотосъемке.
Рис. 4(2) – Фрагмент в REN-излучении.
Рис. 4(3) – Фрагмент в отраженных ИК-лучах.
Рис. 4(4) – Фрагмент в УФ-излучении.
Рис. 4(1) Рис. 4(2)
Рис. 4(3) Рис. 4(4)
"Скрытые" утраты авторского грунта с красочным слоем были обнаружены:
А) На фоне под изображением левой надписи. (Рис.4а, б)
Рис. 4а
Рис. 4б
Выбран фрагмент с изображением правой надписи.
Рис. 5(1) – Фрагмент в прямом свете обычной фотосъемке.
Рис. 5(2) – Фрагмент в REN-излучении.
Рис. 5(3) – Фрагмент в отраженных ИК-лучах.
Рис. 5(4) – Фрагмент в УФ-излучении.
Рис. 5(1) Рис. 5(2)
Рис. 5(3) Рис. 5(4)
"Скрытые" утраты авторского грунта с красочным слоем были обнаружены:
Б) На фоне под изображением правой надписи. (Рис.5 а, б)
Рис. 5а
Рис. 5б
Выбран фрагмент с изображением правой руки Апостола Павла, держащей Евангелие.
|
Рис. 6(1) – Фрагмент в прямом свете обычной фотосъемке.
Рис. 6(2) – Фрагмент в REN-излучении.
Рис. 6(3) – Фрагмент в отраженных ИК-лучах.
Рис. 6(4) – Фрагмент в УФ-излучении.
Рис. 6(1) Рис. 6(2)
Рис. 6(3) Рис. 6(4)
Выявлены "скрытые" утраты авторского красочного слоя, которые не были видны без рентгена. Вставки по цвету не отличаются от авторского красочного слоя под пожелтевшим лаком с поверхностными загрязнениями. (Рис.6 а, б)
"Скрытые" утраты были обнаружены:
В) На изображении Евангелия.
Рис. 6а
Рис. 6б
Выбран фрагмент с изображением левой руки Апостола Павла, держащей меч.
Рис. 7(1) – Фрагмент в прямом свете обычной фотосъемке.
Рис. 7(2) – Фрагмент в REN-излучении.
Рис. 7(3) – Фрагмент в отраженных ИК-лучах.
Рис. 7(4) – Фрагмент в УФ-излучении.
Рис. 7(1) Рис. 7(2)
Рис. 7(3) Рис. 7(4)
"Скрытые" утраты авторского красочного слоя были обнаружены:
Г) На изображении гиматия. (Рис.7 а, б)
Рис. 7а Рис. 7б