Отопление и водоснабжение пассажирских вагонов




ПАССАЖИРСКИЕ ВАГОНЫ

Пассажирские вагоны предназначены для перевозки пассажиров, почты и драгоценностей, багажа, грузобагажа, используются в качестве вагонов-ресторанов, вагонов-клубов, вагонов-лабораторий, вагонов-путеизмерителей и т.д.

В эксплуатации находятся следующие виды пассажирских вагонов: мягкие с четырех- и двухместными купе, мягкие международного сообщения с двухместными купе (СВ), жесткие некупированные (плацкартные), жесткие купированные с четырехместными купе, межобластного сообщения (общие), почтовые, почтово-багажные, багажные, для перевозки спецконтингента, вагоны-рестораны, вагоны-салоны, вагоны-клубы, вагоны-лаборатории и др. Все пассажирские вагоны строят с цельнометаллическими сварными кузовами длиной 23,6 м; различаются они планировкой и внутренним оборудованием, конструкцией кузова и рамы.

Для всех пассажирских вагонов РЖД внутреннего сообщения принят габарит 1-ВМ, а для пассажирских вагонов международного сообщения железных дорог всех стран Европы и Азии – габарит 03-ВМ, который также называется габаритом РИЦ (RIC – Regolamento Internationale Carrozze – Международный союз по пассажирским и багажным вагонам). Членами Союза являются все европейские железные дороги следующих стран: Австрия, Болгария, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Финляндия, Франция, Чехия и Словакия, Швейцария, Швеция, Югославия. Кроме того, в РИЦ входят железные дороги Азии, Африки и Ближнего Востока.

На купейных вагонах габарита 1-ВМ российских железных дорог, направляющихся в КНР и КНДР, должен быть опускающийся фрикционный аппарат. На пунктах перестановки вагонов фрикционный аппарат опускают, снимают автосцепку СА-3 и устанавливают автосцепку со специальной головкой типа «Джанея ». В этом случае условно допускается сцепление вагонов РЖД с вагонами железных дорог КНР или КНДР. Как правило, вагоны-рестораны РЖД за границу не направляют. Исключение составляют поезда, следующие в Финляндию и Монголию, где габарит и ширина колеи допускают их эксплуатацию.

Часть купейных и мягких вагонов габарита 0-ВМ, эксплуатирующихся по настоящее время на железных дорогах России, были построены на вагоностроительных заводах Аммендорф и Гёрлиц в Германии (ГДР) во времена существования Советского Союза. Срок эксплуатации этих вагонов подходит к концу и поэтому количество таких вагонов сокращается. Пассажирские вагоны (купейные, плацкартные, мягкие и др.) Тверского вагоностроительного завода (ТВЗ) строятся по габариту 1-ВМ, двухэтажные – по габариту ТПр.

На железных дорогах России в поездах эксплуатируются пассажирские вагоны, принадлежащие некоторым зарубежным странам. Вагоны Польши, Чехии и Словакии – это вагоны международного сообщения габарита РИЦ, построенные на заводах Германии. Они оборудованы нагнетательной вентиляцией, но в отличие от вагонов РЖД на них установлены специальные замки на входных дверях в служебном отделении для приготовления пищи проводникам, а знаки и надписи соответствуют правилам РИЦ.

Купейные вагоны железных дорог Китайской Народной Республики соответствуют габариту 0-ВМ, построены в КНР и имеют соответствующее оборудование, герб КНР и свою нумерацию. Вагоны Улан-Баторской железной дороги Монголии – это купейные вагоны, построенные на заводах Германии, так же, как и аналогичные российские вагоны, и не отличаются от вагонов РЖД габарита 0-ВМ.

Кузова представляют собой цельнометаллическую коробку, состоящую из рамы, пола, боковых и торцевых стен и крыши. Каждая из этих частей имеет каркас (стойки, обвязки, балки, дуги), обшитый с внешней стороны листовой сталью. По устройству кузова цельнометаллические пассажирские вагоны делят на два основных типа: с рамой, имеющей сквозную хребтовую балку и не имеющей ее. Кузов цельнометаллического вагона составляет единое целое с рамой.

У кузова вагона с хребтовой балкой каркас состоит из продольных и поперечных элементов, собранных в виде замкнутых рамок (шпангоутов). У вагонов с рамой без хребтовой балки меньше тара, вследствие чего они более экономичны в производстве.

Основными помещениями для пассажиров являются купе, расположенные в кузове вагона, служащем также несущей конструкцией, способной воспринимать все виды нагрузок, возникающих в эксплуатации. Для обеспечения температурных условий в помещениях вагона ограждение кузова (стены, крыша, пол) имеет изоляцию. К внутреннему оборудованию пассажирских вагонов относятся устройства, составляющие интерьер вагона и выполняющие его планировку в соответствии с назначением: перегородки между помещениями, облицовка стен, пола и потолка, места для лежания или сидения пассажиров, размещения багажа, окна, двери, различная арматура. Каждый пассажирский вагон имеет систему электроснабжения, обеспечивающую питание электроэнергией всех его потребителей: устройства отопления, освещения, электробытовых приборов и др. К климатическим устройствам пассажирских вагонов относится комплекс оборудования, включающий установки отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, необходимые для обеспечения в вагоне нормальных температурных условий и воздухообмена. В санитарно-техническое оборудование пассажирских вагонов входят санитарные узлы и система водоснабжения.

Внутренняя планировка пассажирских вагонов зависит от их назначения. В кузове расположено помещение для пассажиров, оборудованное необходимыми бытовыми техническими устройствами, которые обеспечивают нормальные условия и необходимый комфорт. Внутреннее оборудование располагают так, чтобы обеспечить достаточную ширину проходов, свободный доступ к диванам и полкам, а также удобство пассажирам, наилучшее использование площади пола и объема кузова.

В пассажирском помещении жесткого купированного вагона в девяти четырехместных купе и одном двухместном, примыкающем к служебному помещению, имеется 38 спальных мест. Каждое купе оборудовано полумягкими диванами и верхними откидными спальными полками.

Для обеспечения безопасного перехода пассажиров из одного вагона в другой, а также для амортизации резких ударов и толчков, возникающих при трогании поезда и торможении, пассажирские вагоны оборудуют упругими переходными площадками. Между деталями автосцепного устройства имеются зазоры, составляющие в сумме 40—100 мм. Автосцепки и вагоны могут свободно перемещаться взаимно в пределах указанных зазоров, так как в это время поглощающие аппараты еще не работают. Упругие площадки обеспечивают постоянное натяжение сцепленных автосцепок, тем самым ликвидируя свободные зазоры и исключая их отрицательное влияние на плавность движения поезда. В настоящее время пассажирские вагоны оборудуют упругой переходной площадкой с суфле, выполненным из морозостойкой резины, которая обеспечивает хорошую плотность соединения и одновременно является звукоизоляционным материалом. Чтобы атмосферные осадки, пыль и грязь не попадали с крыши в пространство между стеной вагона и баллонами двух смежных вагонов, предусмотрено отводное устройство. Один конец перекрытия крепится к торцевой стене вагона, а другой свободно лежит на верхнем баллоне. Внизу перекрытием служит переходной фартук. В свободном состоянии резиновые суфле выходят на 65 мм за ось сцепления автосцепок. Благодаря этому после сцепления вагонов создается хорошее уплотнение по периметру, надежное при прохождении поезда и по кривым участкам пути.

Для каждого пассажирского вагона при постройке составляют технический паспорт, в котором указывают место и время постройки, место приписки, тип вагона, тару, длину рамы, тип сцепки, базу вагона, типы тележек, тормозов и подшипников, число мест, сведения о системах отопления, водоснабжения и электрооборудования, о каждой колесной паре (тип, размеры основных элементов); здесь же помещают рисунок с планировкой вагона. В паспорт вписывают все изменения, произведенные при заводском ремонте вагона.

Пассажирский вагон открытого типа с креслами для сидения модели 61-828 предназначен для выполнения массовых перевозок пассажиров по магистральным путям колеи 1520 мм с длительностью пребывания в пути не более 8 часов. Пассажирский салон кузова оборудован 31 двухместными стационарными креслами с подножками. На задних стенках откидывающихся спинок кресел укреплены складывающиеся столики, служащие сидящим сзади пассажирам. Окна в салоне оснащены опускными рамами с двойным остеклением, два из которых являются аварийными выходами, используемыми при аварийных ситуациях. Все окна имеют занавески и светомаскировочные шторы. Отопительная система – водяная, нагрев воды в котле осуществляется электронагревателями или твердым топливом. Электроснабжение вагона обеспечивается от поездной магистрали с напряжением 3000 В и от подвагонного генератора напряжением 50 В. Принудительная приточная вентиляция непрерывного действия с частичным удалением воздуха через дефлекторы, установленными на крыше по концам вагона. Основное освещение всех помещений, кроме тамбуров и туалетов, люминесцентное, а в тамбурах, туалетах и аварийное – лампами накаливания.

Пассажирский купейный вагон модели 61-820К с кондиционированием воздуха, созданный АО «ТВЗ», предназначен для перевозок пассажиров по магистральным путям колеи 1520 мм. Спальный вагон повышенной комфортности с 4-х местными купе для пассажиров создан на основе базовой модели 61-820. Основной отличительной его особенностью является наличие моноблочной крышевой установки кондиционирования воздуха S81B и системы автономного электроснабжения с генератором 32 кВт. Комфортные условия в поездке создают различные системы жизнеобеспечения. Система кондиционирования воздуха с помощью микропроцессорного устройства в теплый период времени года в установившемся режиме осуществляет автоматическое регулирование температуры в вагоне в пределах +24 °С ± 2 °С. Система водяного отопления при температуре наружного воздуха -40 °С при работе котла на твердом топливе совместно с механической приточной вентиляцией обеспечивает температуру воздуха в вагоне не ниже плюс 18 °С, а при нагреве воды электронагревателями температура автоматически поддерживается в пределах +22 °С ± 2 °С. Для обогревания в межсезонный период в служебном отделении, купе для пассажиров и проводников установлены электронагреватели.
Купе оборудованы мягкими сидениями и полками, раздвижным столом, выдвижной лестницей для подъема на верхнюю полку, шкафами-нишами для одежды с полочками для головных уборов. Для размещения личных вещей имеется багажная ниша, малая багажная полка над окном, служащая для размещения мелких предметов. Под каждым нижним спальным местом находится рундук для багажа. В вагоне установлены термоэлектрический холодильник, электроплитка, сейф. Имеется душевая установка, а также смонтированы розетки для подключения электробритв и пылесоса. Освещение в пассажирском отделении и купе проводников – люминесцентное со встроенными статическими преобразователями, а у каждого пассажирского места – индивидуальные светильники с люминесцентными лампами. Имеется радиотрансляционная сеть и телефонная связь. Система горячего и холодного водоснабжения с запасом воды 1000 литров обеспечивает работу санитарно-технического оборудования туалетных помещений, мойки служебного отделения и кипятильника для приготовления кипяченой воды и ее последующего охлаждения водоохладителем. Низковольтные потребители электроэнергии питаются от автономной системы электроснабжения при движении вагона свыше 40 км/ч за счет работы подвагонного генератора с номинальной мощностью 32 кВт, подвешенного на раме вагона, имеющего привод от средней части оси колесной пары тележки тормозного конца вагона. При скоростях движения до 40 км/ч и на стоянках низковольтные потребители питаются от аккумуляторной батареи с номинальным напряжением 110 В, установленной на выкатных тележках в двух взрывобезопасных аккумуляторных боксах, а при отстое – от внешней трехфазной сети напряжением 380 В. Высоковольтные потребители работают от подвагонной поездной магистрали напряжением 3000 В постоянного или однофазного переменного тока частотой 50 Гц.

Пассажирский купейный вагон СВ модели 61-4165 обеспечивает высокий уровень комфорта пассажиров и обслуживающего персонала за счет усовершенствованной планировки всех помещений вагона, наличием кухни, душа, современного оборудования, единства стилевого и цветового решения в оформлении интерьера. В кухне предусмотрены: стол для приготовления бутербродов, стол-мойка, откидное сидение, установлены две электроплитки напряжением 50 В и 220 В, термоэлектрический холодильник. Просторное душевое отделение имеет душевую кабину с краном-смесителем, вешалку и сидение для отдыха, зеркало, для подключения фена установлена розетка с напряжением 220 В. При температуре наружного воздуха до минус 40 °С система водяного отопления при работе котла на твердом топливе совместно с механической приточной вентиляцией обеспечивает температуру воздуха в вагоне не ниже +18 °С; при нагреве воды в котле электронагревателями температура в вагоне поддерживается автоматически в пределах +20 °С. Электроснабжение вагона – от подвагонного генератора, а на стоянках и при скорости движения до 40 км/ч – от аккумуляторной батареи. Освещение вагона – люминесцентными светильниками со встроенными статическими преобразователями. Освещение тамбуров, котельного отделения, душевой кабины, а также аварийное и дежурное по вагону – лампами накаливания. В вагоне имеется вызывная сигнализация и трансляционная радиосвязь.

Специализированный пассажирский вагон-бар модели 61-4166 предназначен для эксплуатации на магистральных путях. Ограждение его кузова – унифицированная цельнометаллическая тонкостенная несущая конструкция типа оболочки. При изготовлении вагона использованы нержавеющая, низколегированная и углеродистая стали. Планировка вагона-бара позволяет организовывать досуг во время длительных поездок, а также проводить различные мероприятия, как например, презентации, приемы, встречи и др. Основное помещение вагона-бара – салон с барной стойкой, танцевальным и обеденным залами. Салон оборудован двумя телемониторами для просмотра видеопрограмм от имеющегося в вагоне видеомагнитофона. Предусмотрена установка акустической системы, а также имеются электро-и радиорозетки. Удобные мягкие кресла, диван, удачно подобранное сочетание обивки мебели, стен и потолка, использование для отделки ценной породы дерева, большое количество зеркал — все это создает комфорт и располагает к отдыху. Для удобства уборки салона столы оборудованы подъемными механизмами, допускающими откидывание столешницы в вертикальное положение.

Почтовый вагон типа ПП модели 61-514 имеет трактовую и транзитную кладовые, зал для сортировки писем, служебное отделение и все необходимое обустройство для работы и отдыха бригад и проводников в длительных поездках. Трактовая кладовая оборудована полками для посылок, выгружаемых на промежуточных станциях. Транзитная служит для размещения посылок, следующих до конечной станции.

Почтовый вагон типа ПП-1 модели 61-525, предназначенный для перевозки почты в контейнерах и других почтовых отправлений в составе пассажирских или почтово-багажных поездов, имеет грузоподъемность 23 т, площадь производственных помещений 53 м2. Его багажная кладовая оборудована грузоподъемным устройством 0,5 т с электроприводом. Электроснабжение индивидуальное, освещение лампами накаливания, отопление водяное с комбинированным (электроугольным) котлом, с программным управлением работой электронагревателей котла. Водоснабжение самотечное горячей и холодной водой, вентиляция приточная механическая, автоматизированная (от температурных преобразователей) и естественная. Количество спальных мест для обслуживающего персонала 6, масса тары 45 т; база вагона 17 м, тележки 2,4 м; длина по осям сцепления автосцепок 24,537 м, кузова (наружная) 23,6 м; конструкционная скорость 160 км/ч; габарит 1-ВМ. Изготовитель – Санкт-Петербургский вагоностроительный завод им. И.Е.Егорова.

Багажный вагон модели 61-517 предназначен для транспортировки багажа в пассажирских или почтово-багажных поездах, а современный вагон модели 61-524.1 и в грузовых поездах. Кузов этого вагона цельнометаллический, имеет два тамбура, котельное и служебное помещения, три купе, два туалета с душевыми установками, два коридора, кладовую для груза, оборудованную ручной талью грузоподъемностью 3 т на монорельсе и консольными поворотными кранами с такими же талями, расположенными у погрузочных дверей. Электроснабжение вагона индивидуальное, освещение лампами накаливания. Отопление водяное с комбинированным (электроугольным) котлом, оснащенным программным управлением работой электронагревателей котла. Грузоподъемность вагона составляет 16 т, масса тары не более 51 т. Количество спальных мест для обслуживающего персонала 4. Конструкционная скорость вагона 160 км/ч, габарит подвижного состава 1-ВМ. Изготовитель – Санкт-Петербургский вагоностроительный завод им.И.Е. Егорова.

Вагон-ресторан имеет обеденный салон, обеспечивающий одновременное обслуживание до 48 человек, кладовую для хранения продуктов, кухню и другие помещения и оборудование, позволяющее готовить пищу и обслуживать пассажиров в длительных поездках.

К специализированным вагонам пассажирского парка относятся также вагоны-электростанции, вагоны-клубы, служебные, столовые и др., спроектированные на базе пассажирских вагонов. Вагон-электростанция предназначен для обеспечения электроэнергией пассажирских вагонов, оборудованных централизованной системой электроснабжения. Вагоны оснащены двумя или тремя дизель-генераторными установками мощностью по 200 кВт каждая. Вагон-электростанция с тремя дизель-генераторными установками общей мощностью 600 кВт обеспечивают электроэнергией 15 пассажирских вагонов и потребителей самой электростанции. Вагон имеет машинное отделение, оборудованное тремя дизель-генераторами, отделение управления, в котором установлен главный пульт управления, а также помещения и их оснащение, позволяющие выполнять необходимую работу в допустимых условиях жизнеобеспечения обслуживающего персонала.

Для международных перевозок используют вагоны западноевропейского габарита (РИЦ). Такие вагоны имеют двух- или трехместные купе. Трехместное купе можно трансформировать в двухместное. Для багажа над потолком коридора в каждом купе сделаны ниша и другие устройства.

Не допускается включать в поезда пассажирские вагоны, имеющие неисправности, угрожающие безопасности пассажиров, а также неисправности систем отопления, электрооборудования, вентиляции и другие, нарушающие нормальные условия перевозки пассажиров, наличие трещин, изломов или отсутствие деталей крепления и подвесок генератора, ящика для батарей и другого подвагонного оборудования. Кроме того, не допускаются в эксплуатацию вагоны, имеющие просроченный срок периодического ремонта, единой технической ревизии, если не имеется соответствующей отсрочки. Вагоны, обращающиеся в пассажирских поездах, скорость которых может достигать 160 км/ч, должны соответствовать дополнительным техническим требованиям.

На дорогах СНГ установлены единые для всех пассажирских вагонов обязательные знаки и надписи, которые наносят при постройке и ремонте. На боковые стены кузова наносят знак РЖД, номер вагона, указывают условное обозначение дороги его приписки, тип вагона, количество мест, тару и обозначают место установки домкрата. На торцевые стены кузова наносят надписи с обозначением пункта приписки вагона, места и времени выполнения заводского и деповского ремонтов, единой технической шестимесячной ревизии вагона. Около розеток межвагонного соединения электромагистрали помещают предостерегающий знак высокого напряжения; на вагонах с электрическим отоплением он указан и на крышке подвагонного ящика с высоковольтной аппаратурой.Над верхней ступенькой у входной двери каждого вагона помещена табличка завода-изготовителя. Внутри вагона имеются таблички с соответствующими надписями: около ручки стоп-крана – «Стоп-кран», в коридоре над входными дверьми – номер вагона,на двери служебного купе – «Дежурный проводник», на двери туалета – «Туалет» и «Во время стоянки поезда пользоваться туалетом воспрещается», около дверей купе – порядковые номера, наднижними диванами и подъемными полками — номера спальных мест, около разборного крана — «Вода для питья», в малом коридоре — «Ящик для мусора».

Дополнительно на вагонах международного сообщения указываются страны курсирования, база вагона, классность, тип автотормоза, транзитность вагона, местонахождение водоналивных труб, тип тормозных колодок. Вагоны, габариты которых соответствуют габаритам европейских дорог с шириной колеи 1435 мм, должны иметь знак «МС». На вагонах, соответствующих габариту 0-ВМ, ставится знак «МС-0», а на соответствующих габариту 1–ВМзнак «МС-1». На продольной балке тележек указывают номер вагона, порядковый номер тележки и дорогу приписки тележки.

По надписям работники, связанные с эксплуатацией пассажирских вагонов, в том числе проводники, могут судить о техническом состоянии вагонов, определять сроки выполнения заводского и деповского ремонтов, единой шестимесячной ревизии, возможность включения вагона в поезд или необходимость отцепки для соответствующего ремонта.

Отопление и водоснабжение пассажирских вагонов

Отопление. Система отопления служит для поддержания нормального температурного режима внутри вагона независимо от изменения температуры наружного воздуха. Согласно техническим условиям на проектирование и постройку пассажирских вагонов температура воздуха в вагоне должна быть не менее 18 °С при наружной температуре –40 °С, а в предтамбурных коридорах и туалетных – не менее 16 °С; в вагонах с электрическим отоплением автоматическое управление должно обеспечивать температуру в пределах 20 ± 2 °С, а при скорости движения 160 км/ч отклонение температуры от указанной по высоте и по длине вагона не должно превышать 3 °С. Кроме того, система отопления должна подогревать воздух, подаваемый вентиляционной установкой, обеспечивать подогрев воды в системе горячего водоснабжения, а в вагонах последних лет постройки также обогрев головок водоналивных и сливных труб.

Приборы отопления любой системы должны быть безопасны в пожарном отношении, просты в обслуживании, надежны в работе и экономичны в эксплуатации. Температура поверхности нагревательных приборов не должна превышать 70 °С, с тем чтобы создавалась умеренная теплота и не было пригорания пыли. Воздух нагревается в вагоне при работе системы отопления в том случае, если имеется разность температур между нагревательными приборами и воздухом. Тогда тепло передается от приборов отопления, имеющих более высокую температуру, в воздух вагона, т.е. происходит теплообмен.

В зависимости от способа получения тепла для обогрева пассажирских вагонов применяют три системы отопления: угольно-водяную, комбинированную (электроугольную) и электрическую. В первых двух системах теплоносителем служит вода, которая подогревается в котле углем (угольно-водяная система), углем или электронагревательными элементами, опущенными в котел (комбинированная система). При электрическом отоплении воздух в вагоне подогревается непосредственно электропечами.

Во всех вагонах с водяным отоплением помещения обогреваются с помощью обогревательных труб, в которых циркулирует горячая вода. Устройство и действие водяного отопления основаны на физическом законе, согласно которому при нагревании в котле объем частиц воды увеличивается, а плотность уменьшается, поэтому они как более легкие устремляются вверх. В то же время находящиеся в трубах частицы воды охлаждаются, объем их уменьшается, а плотность увеличивается, вследствие чего они как более тяжелые опускаются вниз. Таким образом, благодаря различию плотности воды в котле и обогревательных трубах, происходит непрерывная циркуляция воды в системе отопления по замкнутому кольцу: котел – обогревательные трубы – котел. Помимо естественной циркуляции применяется искусственная с помощью ручных, поршневых и центробежных насосов с приводом от электродвигателя.

Электрическое отопление как основное применяется в межобластных, открытых вагонах и вагонах-ресторанах постройки Польши и Германии. При электрической системе отопления вагон обогревается с помощью электрических печей, расположенных на полу в пассажирских помещениях, коридорах, служебном отделении и туалетах, а также с помощью электрокалорифера. Обогрев с использованием печей называют конвекционным, а с помощью калорифера – воздушным.

В вагоне в зависимости от его типа устанавливают от 30 до 52 печей общей мощностью до 26 кВт, разделенных на три группы и более. Электрокалорифер для облегчения условий регулирования температуры воздуха, поступающего в вагон, выполняется двухсекционным общей мощностью 22 кВт. Таким образом, общая потребляемая мощность для отопления вагона составляет 48 кВт. Подогрев воздуха осуществляется электропечами. Такие вагоны могут эксплуатироваться только на электрифицированных участках. Питание электронагревательных элементов в вагонах происходит от электровозов постоянного или переменного тока. Нагревательные приборы электрического отопления получают питание от подвагонной высоковольтной магистрали, подключаемой через электровоз к контактной сети постоянного тока напряжением 3000 В или переменного однофазного тока напряжением 25000 В. Во втором случае на электровозе устанавливают трансформатор, понижающий напряжение с 25 до 3 кВ.

Комбинированное отопление широко внедряется на электрифицированных участках. С 1975 г. все новые вагоны оборудуют такой системой. Вагоны с комбинированной системой отопления можно эксплуатировать как на электрифицированных участках, так и на неэлектрифицированных. Отопительное оборудование вагонов унифицировано. Работы по внедрению электроотопления на неэлектрифицированных участках сдерживаются из-за отсутствия тепловозов с генератором отопления и необходимостью реконструкции устройств СЦБ на этих участках.

В качестве дополнительного электрическое отопление применяется на вагонах ряда типов с кондиционированием воздуха. Режим работы системы отопления устанавливает проводник в зависимости от температуры наружного воздуха и внутри вагона, от населенности вагона и времени года.

Водоснабжение. Система водоснабжения пассажирских вагонов удовлетворяет потребности пассажиров в питьевой воде, обеспечивает нормальное функционирование санитарно-технического оборудования туалетов, а также пополнение водой системы отопления вагонов. Каждый вагон оборудован индивидуальной системой водоснабжения, состоящей из баков, разводящей и подводящей систем трубопроводов. Стремление повысить комфортабельность пассажирских перевозок привело к созданию в вагонах дополнительных устройств, обеспечивающих кипячение, подогрев и охлаждение питьевой воды, а также горячее водоснабжение умывальных чаш и раковин для мойки посуды.

Вместимость баков системы водоснабжения зависит от типа вагона (пассажирский, почтовый, багажный, ресторан) и числа пассажирских мест. У пассажирских вагонов она определяется также назначением вагона (предназначен данный вагон для дальнего следования или межобластного сообщения). В туалетном помещении некотлового конца жесткого некупированного вагона устанавливают два бака по 0,275 м3 каждый, а в противоположном конце – бак вместимостью 0,03 м3. В вагонах более поздней постройки в некотловой части устанавливают один бак на 0,85 м3, а над потолком туалета в котловом конце – малый бак, вмещающий 0,08 м3 воды. Общая вместимость системы водоснабжения в таких вагонах составляет 1 м3. Баки вагонов соединены трубопроводом. Это позволяет пользоваться водой в обоих туалетных помещениях до полного опорожнения всех баков, а также заполнять систему водоснабжения через одно наливное устройство. При необходимости баки могут быть разобщены вентилями. Большие баки имеют две наливные трубы с наконечниками для налива воды снизу с обеих сторон вагона. Чтобы предотвратить замерзание наконечников водоналивных труб, их оборудуют устройствами для обогрева от системы отопления или электрическими нагревателями, подключенными к аккумуляторной батарее. Уровень воды в баках некупированных вагонов определяют по водомерному стеклу, установленному на малом баке. В купированных вагонах постройки Германии в туалетном помещении некотлового конца вагона имеются водопробные краны, один из которых сигнализирует о наличии не менее 0,25 м3 воды (минимально допустимый уровень).

В вагонах дальнего следования делают специальные бойлерные установки, от которых горячая вода поступает в санитарные узлы и служебное отделение. В период отопительного сезона подогрев воды осуществляется от котла отопления с помощью специального змеевика, а в летнее время – от дымовой трубы плиты.

Для обеспечения пассажиров кипятком в вагонах старой постройки около котельного отделения устанавливают кипятильники непрерывного действия (рис. 8.4) с комбинированным (электрическим и угольным) отоплением. В них вода может подогреваться от встроенного в котел электрического нагревателя. Такой кипятильник имеет нижний резервуар для сырой воды, заканчивающийся вверху воронкой. Внутри него размещена топка. Верхний резервуар является сборником кипяченой воды. Сырая вода поступает через кран к фильтру и затем в поплавковую камеру регулятора сырой воды, который поддерживает в воронке кипятильника постоянный уровень сырой воды и имеет сливной патрубок. Производительность кипятильника 1,1—1,4 л/мин кипяченой воды.

В котловом конце современных вагонов расположен бак питьевой воды, куда ручным насосом накачивают из кипятильника кипяченую воду. Из этого бака вода поступает в бак охладительной установки, а затем к крану питьевой воды.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: