Здесь было нужно раскрыть, что автор понимает под раем и адом, но сделать это так, чтобы не использовать эти слова.
Ну, и основной смысл был в роли (значении) государства в жизни общества. Т.е. государство обязано создать необходимые условия для жизни граждан.
Ещё одно ваше раскрытие данной цитаты:
Данным высказыванием автор хотел сказать, что государство, осуществляющее свою деятельность и выполняя определенные функции, позволяет организовать жизнь граждан так, чтобы в обществе не было хаоса и беспорядка, то есть государство стремится дисциплинировать жизнь общества и старается поддерживать порядок в обществе, посредством выполнения своих функций.
Вроде бы крутое раскрытие, да? Ева, какого фига ставишь ноль? Объясняю:
Напомню цитату: «Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад» (Н.А. Бердяев.)
Если вчитаться в раскрытие, то можно заметить, что Мистер Икс затрагивает лишь часть про ад, т.е. то, что государство должно обеспечить общество минимумом самых важных вещей.
А где же та часть цитаты, которая говорит, что государству не обязательно стараться устроить рай на земле?
Вот и я её не нашла. А мы должны раскрывать ВСЮ цитату!
Какое раскрытие было бы идеальным (читая его, параллельно вспоминает ту схему, которую я вам дала для раскрытия, я важные моменты выделю):
Автор в своём высказывании раскрывает идею роли государства, его значимости в общественной жизни. Смысл данного высказывания заключается в том, что основная задача государства состоит в регулировании жизнедеятельности граждан, охране их прав и свобод. Иными словами, государство, в первую очередь, должно создать все необходимые условия для развития общества, а также обеспечить стабильность в обществе, не допуская хаоса, а не пытаться сделать каждую из его сфер идеальной, как это представляется самой власти.
Подведём итоги:
1) Стараемся соблюдать ту идеальную структуру. Ведь так вы сначала в общем говорите о теме цитаты, а затем начинаете подробно раскрывать, и вы не будете терять основную мысль, уходя не в ту сторону.
2) Следим за тем, как вы выражаете свою мысль. Важно не сказать чего-нибудь противоречащего реальности.
3) Раскрываем ВСЕ части цитаты. В основном во фразах их две, не упускайте ни одну.
4) Ни за что и никогда не берём слова автора для раскрытия, стараемся заменить своими.
v ТЕОРИЯ
Давайте разбираться!
Что нужно сделать, чтобы получить за К2 – 2/2 балла:
Важно раскрыть всюююю теорию, которая только подходит под цитату.
Разберём на примере:
Цитата: "Лозунг истинной демократии не «Пусть это сделает правительство», а «Дайте нам сделать это самим»"
Перейдем к теоретической аргументации данной идеи автора. Демократия – политический режим, в котором народ или его большинство является источником и носителем власти в стране. Чтобы в стране была демократия должны выполняться определенные условия. Условиями возникновения демократии является многообразие форм собственности, высокий уровень социально-экономического развития и политической культуры граждан. В демократии есть также признаки, по которым можно понять, что в данной стране демократический политический режим. К ним относится: идеологический и политический плюрализм, независимые СМИ, народ-источник власти, принятие решений по принципу большинства, но с учетом прав меньшинств, а также свободные выборы. Демократия также обладает достоинствами. К ним относят: избавление общества от деспотии и создание условий для развития граждан. Демократия имеет свои принципы, то есть то, без чего не может быть демократического режима. Принципами демократии является принцип большинства, альтернативные выборы, разделение властей, гарантия и защита прав и свобод человека и гражданина, а также право меньшинства на оппозицию. Демократия невозможна без гражданского общества, которое представляет собой совокупность негосударственных общественных отношений, в которых выражаются разнообразные интересы и потребности граждан во всех сферах жизни. Следовательно, при настоящей демократии гражданское общество выражает свои интересы и потребности государственным органам, которые, в свою очередь, их выполняют тем самым, реализуя принцип демократии о том, что народ – источник власти, что доказывает правоту суждения автора.
И снова возникает вопрос, да? Что не так? Здесь я поставила 1/2 за К2 и 1/1 за К3. Куда дела один балл? Объясняю:
Если вчитаться в прекрасный теоретический абзац (всю теорию я выделила красным), можно заметить, что там только про демократию. При этом смысл цитаты в политическом участии граждан. Т.е. нужно было добавить также теорию, связанную с гражданским обществом, политическим участием, выборами, сказать про правовое государство и т.д. Т.е. Мистер Икс раскрыл теорию по демократии, хотя важнее была теория про гражданское общество (одного определения маловато).
Какая основная мысль, которую я хотела донести? Старайтесь раскрывать всю теорию, которая входит в цитату. Умейте анализировать и понимать, какая тема в цитате самая главная.
Теперь насчёт К3: Мистер Икс шикарно справился с третьим критерием. Там важно соблюдать два момента:
1) Теория связывается размышлениями, т.е. эти размышления помогают одному определению плавно перетекать в другое. (В примере я выделила все связки голубым)
Я бы для лучшего примера привела нитку, на которую надевают бусины. Нитка – это ваши размышления, бусины – это теоретические вставки. Ведь важно не забывать, что мы пишем именно сочинение, а не параграф в учебнике.
2) ВЫВОД. Мы всегда его пишем после теории! Тут частая ошибка либо, когда его совсем не пишут, либо говорят какую-то фразу, но она НЕ возвращает мысль к цитате. Т.е. в выводе обязательно должна заключаться основная мысль ЦИТАТЫ, а НЕ ТЕОРИИ. (Вывод я выделила темно-красным цветом).
И снова подведём итоги:
1) Важно писать ВСЮ теорию, подходящую к цитате, причем она должна составлять минимум 2/3 от всего сочинения(10-12 предложений, иногда больше).
2) Связываем теорию размышлениями, подряд определения не пишем, всё объясняем.
3) Не забываем про микро-вывод, который будет возвращать мысль к цитате.
v АРГУМЕНТЫ
А вот здесь, зайцы, много нюансов. Каждый аргумент оценивается в 1 балл, в итоге вы получаете 2/2 за К4.
Что важно соблюдать, чтобы взять максимум баллов:
1) Согласие с автором можно писать, но делать это не обязательно, просто так смотрится солиднее тип+ вам же не хочется бегать по аппеляциям:)
2) А вот ИСТОЧНИК – очень важная особа, у нас их всего три:
v СМИ (всеми любимая «Медуза»)
v Урок в школе
v История
! Нюансы:
- Без источника вам баллик не дадут, будет грустно.
- Помимо источника не забывайте писать про Медузу и т.д., уточнять на что именно опираетесь, чтобы эксперт не сомневался в том, что вы верно выбрали этот источник, чтоб его.
- Уроки в школе. Здесь если вы пишете примеры про вас, друзей, парней, родителей, дело плохо. Такой пример зачастую выглядит слишком по-бытовому, на ЕГЭ такое могут не засчитать. Поэтому мы вам советуем брать личный опыт с опорой на что-то (узнали биографию на уроке обществознания, прочитали в книге, посмотрели фильм и многое другое). Если сильно хочется рассказть случай из жизни, пишите, что вам это рассказал учитель обществознания в рамках школьной образовательной программы, ну, или, на крайняк, что вы это вычитали в СМИ.
- С Историей тоже не все так сладко, потому что история в школе, урок истории – это вам уже ЛСО (вот такие пироги)
3) МИКРО-ВЫВОД – тоже важная штучка, про которую вечно забывают.
Тут единственная задача: написать вывод НЕ к АРГУМЕНТУ, а к ЦИТАТЕ. Т.е. сказать, что этим аргументом вы подтверждаете мысль автора о том, что *бла-бла-бла*.
v ОБЩИЙ ВЫВОД:
Тут, как говорит Саша, нужно поцеловать автора в попку на прощание. Ничего от вывода не изменится, просто хоть где-то им отдают дань уважения.
И если все советуют лить больше воды, то я посоветую лить больше коньяка!