Реализация основного этапа




Актуальность.

В соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

Наша речь осуществляется благодаря четкой и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте. Важной частью речи является дыхание. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным вдохом, профилактике болезней дыхательных путей.

Авторы коррекционных методик по устранению речевых нарушений значительную роль отводят развитию физиологического и речевого дыхания, которое у детей с речевыми патологиями нарушено, это Л.С. Волкова, В.И. Селиверстов, А.Г. Ипполитова, 3.А. Репина, М.Е. Хватцев.

Существуют определенные методики, направленные на восстановление функции ротового и носового выдоха у детей с ринолалией А. Г. Ипполитовой; снятие напряжения с мышц органов артикуляции у заикающихся детей Н. А. Рождественской, Е. Л. Пеллингер; оздоравливающие и целительные методики К. П. Бутейко, А.Н. Стрельниковой; образная гимнастика по М. Норбекову и др.

Произношение звуков тесно связано с дыханием. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности. Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует прежде всего с развития дыхания. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Упражнения дыхательной гимнастики проводятся в процессе индивидуального логопедического занятия или как часть его.

Новизна, уникальность данного проектазаключается в том, что предложенная система применения проектного метода в коррекционно-логопедическом процессе может использоваться при речевом развитии детей и без речевых нарушений, как профилактика нарушений речевого развития в дошкольном возрасте.

Цель:

Формирование у детей правильного речевого дыхания и направленной воздушной струи.

Задачи:

1. Расширять знания детей о правильном речевом дыхании, речевом выдохе.

2. Разработать перспективный план работы с детьми, педагогами и родителями по вопросу формирования правильного дыхания у дошкольников.

3. Систематизировать практический материал по развитию правильного дыхания у детей.

4. Повысить компетентность воспитателей и родителей о вопросах развития речевого дыхания.

Ожидаемый результат:

1. Дети научатся правильному дыханию при речи, в результате речь станет более чёткой, разборчивой.

3. Будет разработан перспективный план работы по данной проблеме, изготовлены пособия и создана картотека игр по формированию речевого дыхания.

4. У родителей будут сформированы представления о значимости развития речевого дыхания в коррекции речевых нарушений у детей; они получат практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие речевого дыхания. Воспитатели повысят профессиональной компетентность в вопросах развития речевого дыхания у детей.

 

Конечным продуктом проекта будет являться:

Оформление и презентация выставки игровых пособий «Послушный ветерок».

Содержание и этапы реализации проекта

 

I. Организационно- подготовительный этап (01.10-08.10.2018 г.).

Цель: постановка мотивации, цели, задач по организации проекта «Дышим правильно – говорим красиво»; подбор теоретического и практического материалов по развитию у детей речевого дыхания.

Задачи:

1.Изучить литературу по вопросу развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста.

2. Составить перспективный план работы с детьми, педагогами и родителями по формированию правильного дыхания у детей.

3. Провести обследование детей с выявлением нарушений звукопроизношения и речевого дыхания.

4. Составить картотеку дыхательных игр и упражнений.

5. Изготовить игровые пособия для дыхательных игр и упражнений.

 

II. Основной этап (09.10.-09.11.2018 г.).

Цель: включение дыхательных упражнений и игр в индивидуальные занятия

с детьми старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Обучить детей грудобрюшному типу дыхания, развить ощущение движения диафрагмы и передней стенки живота.

2. Развивать у детей озвученный выдох.

3. Развивать у детей речевое дыхание на фоне слога, слова, фразы.

4. Провести работу с педагогами и родителями по формированию знаний о значении и важности развития правильного речевого дыхания у дошкольников.

Реализация основного этапа

цель работы мероприятия на развитие речевого дыхания
1.     Развитие координации движений органов дыхания: диафрагмы и передней стенки живота с озвученным выдохом. Дети получают знания о том, что: - вдох осуществляется через рот; -при вдохе нельзя поднимать плечи; -в дыхании должен активно участвовать живот, при вдохе через рот – живот поднимается (надувается), при выдохе – опускается. 1. «Шарик – ямка». Цель: развить ощущение движения диафрагмы и передней стенки живота. Ребенок находится в положении лежа на спине. Рука его лежит на верхней части живота (диафрагмальная область). Внимание ребенка обращается на то, что его живот «хорошо дышит». Можно положить на живот игрушку для привлечения внимания. 2. «Чей кубик поднимется выше?» Цель:развивать диафрагмальное дыхание. Дети лежат на ковре, на живот кладется легкий пластмассовый кубик. Дети делают глубокий вдох через нос и выдыхают через нос, отметить чей кубик поднимется выше. 3.«Тёплый выдох». Цель:развивать диафрагмальное дыхание. Сделать вдох через нос и, на мгновение как бы затаив дыхание, тут же начать плавный, медленный выдох через открытый рот. Поднеся руки ко рту, стараться согреть их своим дыханием. Следить за тем, чтобы руки непрерывно ощущали тепло выдыхаемого воздуха. Греть руки как можно дольше на одном выдохе, затем очень быстро вдохнуть через нос и продолжать тёплый выдох. 4.«Надуй шарик» Цель:развивать диафрагмальное дыхание. Выбрать удобную позу (сидя, стоя), положить одну руку на живот, другую — сбоку, на нижнюю часть грудной клетки. Сделать глубокий вдох через нос (живот при этом немного выпячивается вперёд, а нижняя часть грудной клетки расширяется, что контролируется одной или другой рукой). После вдоха сразу же произвести свободный, плавный вдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение). Вот мы шарик надуваем, А рукою проверяем: Шарик лопнул — выдыхаем, Наши мышцы расслабляем.
2.     Развитие озвученного выдоха с разной силой, высотой, интонацией. Дети закрепляют полученные знания и узнают о том, что: -звуки можно пропевать громко, тихо, высоко, низко, а также с интонацией удивления, радости, жалобы; -в процессе пропевания звука воздух добирать нельзя. Это делается на одном длительном выдохе. 1.«Дирижер» Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, зрительное внимание. 2.«Жуки» Цель: развитие фонационного (озвученного) выдоха. 3.«Лесная азбука» Цель: развитие фонационного (озвученного) выдоха; активизировать мышцы губ. 4.«Поиграем в сказку» Цель: развитие силы голоса с разной интонацией.      
3.   Развитие речевого дыхания на фоне слога, слова, фразы. 1.Познакомить с динамической дыхательной гимнастикой по системе А.Н.Стрельниковой для укрепления дыхательной мускулатуры. 2.Обучать детей на одном выдохе произносить слоги, отдельные слова, затем фразы из двух, а далее трех-четырех слов, короткие стихотворные тексты. 3.Вводить задания с воспроизведением речевого материала: длительное протяжное произнесение гласных звуков: «Кукла Катя хочет спать» (а-а-а), «Дует сильный ветер» (у-у-у); -многократное повторение слогов на одном выдохе: «Дождик капает по крыше» («па-па-па»), «Зайка прыгает» («оп-оп-оп»), «Мишка топает» («топ-топ-топ») и т.д. 1.«Девочки поют» Цель: развитие правильного речевого дыхания – пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, И, а также сочетаний из двух гласных – АУ, УА, ОУ, ОИ, ИА и т. д. 2.«Птицы разговаривают» Цель: развитие правильного речевого дыхания – произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых или разных слогов – ко-ко-ко, ку-ку-ку, кря-кря-кря, ку-ка-ре-ку, чик-чирик. 3.«Игры с мячом» Цель: сохранение темпо-ритмической и звуко-слоговой структуры высказывания. Произнесение предложений на одном выдохе под мяч, каждое слово предложения сопровождается броском мяча об пол. Меня зовут Миша (3 броска мяча). Мне шесть лет (3 броска мяча).   4.«Дни недели» Цель: произнесение слова на одном выдохе   5.«Считаем до 10», «Названия месяцев» Цель: распределение экономного выдоха на протяжении всего высказывания.   6.«Повтори фразы на одном выдохе (пословицы, загадки)» Цель: вырабатывать умение быстро и незаметно подхватывать новую порцию воздуха, наполнять его запас в каждой удобной паузе: делать добор воздуха. 7. Проговаривание скороговорок и чистоговорок; выразительное чтение стихотворений.    
         

 

Работа с родителями:

1. Консультация «Правильное дыхание – правильная речь».

2. Папка-передвижка «Упражнения на развитие речевого дыхания детей».

3. Буклет «Будем правильно дышать».

4.Индивидуальные консультации с родителями с рекомендациями по выполнению дыхательных упражнений с ребенком.

 

Работа с педагогами ДОУ:

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: