Разделы антропологии и отношение антропологии к другим наукам о человеке




Некоторым людям с чисто академическим складом ума представляется, что области науки о человеке располагаются подобно разделенному стенами ряду регулярных садов. Согласно статье, вышедшей недавно в одном специальном журнале, их можно представить следующим образом:

социология:

соотнесенность человеческих существ;

психология:

человеческое поведение в контролируемых условиях;

социальная психология:

человеческое поведение в реальных жизненных условиях;

история:

уникальные события и их межвременная связь;

экономика:

поведение, направленное на поддержание существования, его формы и процессы;

политические науки:

властное поведение, его формы и процессы;

антропология:

основные анатомические и культурные сходства и различия.

Такая классификация социальных наук полезна в описании теоретического ландшафта в его историческом развитии. Некоторые ученые, и вправду представляя, что эти высокие, непроницаемые стены существуют на деле, обороня-

ют свои границы от всякого рода браконьеров. Но на практике некоторые стены либо так и остаются невозведенными, либо настолько низки, что ученые поотважнее могут с легкостью перескочить через них; остальные же осыпаются в течение следующих одного или двух десятилетий. Но только потому, что некоторые ученые, занимающиеся наукой о человеке, верят в реальность существования этих стен, некоторым самым драгоценным цветам в этих садах не удается принести плоды. Более того, некоторые сады так и остаются необнесенными стеной, поскольку право собственности на них продолжает оставаться под вопросом. И они до сих пор плохо возделаны, поскольку отважный ученый, рискнувший вынести свои исследования за пределы своей собственной территории, взыскует подозрения и возмущения своих более консервативных коллег. Итак, за пределами нескольких социальных наук, а также между ними, широко раскинулась никому не принадлежащая земля.

Не столь давно имело место сомнительное предположение о том, что человеческое поведение развивается в ряде непроницаемых отсеков. Таким образом, экономисту следовало изучать «экономического человека», политологу — «политического человека», социологу — «социального человека» и т. д. Такого рода различения и понятия для антрополога, привычного к работе среди примитивных групп, где часто можно встретить религиозные обряды или «правительства», неотделимые от остальной социальной жизни, казались порождением косности академической организации. Ему представлялось, что такая классификация препятствует последовательному изучению тех вопросов, к которым подводит само исследование. Среди ученых из других областей также возрастала неудовлетворенность тем, что им приходится доводить свои исследования только до условных пределов, или тем, что их оставили посреди интеллектуальной свалки.

В том же, чем на деле занимались ученые, посвятившие себя науке о человеке, непроницаемые различия растворяются. Ныне существуют такие ученые, о которых нельзя с

большей определенностью сказать: «Он — социальный физиолог», чем: «Он — социолог» или: «Он — антрополог». Кафедра Социальных отношений в Гарварде совмещает исследования в сферах социальной антропологии, социологии, социальной и клинической психологии. Некоторое число психиатров могут быть названы также и антропологами. Ряд исследователей почти на равных являются «географами человека» и антропологами. Часть физических антропологов преподают анатомию человека в медицинских институтах.

Однако, до сих пор сохраняются различия как в теории, так и в практике, связанные с разным пониманием роли антропологии в современной жизни. Разделение труда между антропологией и другими науками о человеческой жизни, а также между различными отраслями самой антропологии, определяются, с одной стороны, тем, «что» исследуется, и, с другой стороны, «как» исследуется.

Наиболее очевидное разграничение территории заключается в утверждении, что антропологи изучают биологию, историю, язык, психологию, социологию, экономику, способ управления и философию примитивных людей. История примитивных племен известна только в том коротком временном промежутке, который охватывается воспоминаниями и устной традицией, далее еще любыми скудными упоминаниями, находимыми в европейских исторических документах, а также ограниченными, хотя полезными и важными свидетельствами, предоставленными археологией. Антропологу приходится реконструировать историю на скудном основании последовательности артефактов во времени и их распределении в пространстве. Поскольку антрополог, работая с примитивными обществами, может лишь изредка привести живого индивида в лабораторию, он не в состоянии провести те эксперименты, которые являются критерием в психологии и медицинских исследованиях. И так как примитивные общества не имеют письменно зафиксированных конституций или международных соглашений, некоторые области исследования остаются за пределами территории антропологии.

При более близком знакомстве обнаруживается, что некоторые группы, доставшиеся антропологии, не являются примитивными. Язык майя в Мезоамерике был частично письменным. Археология Китая, Ближнего Востока и Египта считается почти такой же «территорией» для антропологии, как и для востоковедения, и для египтологии. Более того, антропологи в течение по крайней мере одного столетия принципиально сопротивлялись любым попыткам ограничить их имение границами «высшей варварологии». Хотя не прошло еще и двадцати лет с начала изучения антропологами европейских и американских сообществ, а антропологические исследования современной индустрии еще совсем молоды, английские и немецкие антропологи вторглись на священную территорию ученых-классиков задолго до 1900 года. Их точка зрения пролила свет на проблемы греческой и римской цивилизаций. К 1920 году французский ученый Марсель Гране подверг исследованию с антропологических позиций китайскую цивилизацию. В физической антропологии ограничение исследования только примитивными народами было менее выражено. Антропометрия (стандартная техника измерения человеческих существ) развилась по преимуществу среди европейцев и в приложении к европейцам.

Если говорить о предмете исследования, единственная черта, выделяющая каждую отрасль антропологии и не являющаяся характерной ни для какой другой из наук о человеке, — это использование сравнительных данных. Историк занимается, как правило, историей Англии, или Японии, или девятнадцатого века, или эпохи Возрождения. Если же он занимается систематическим сравнением моментов истории различных стран, периодов или направлений, он становится философом истории или антропологом! Ведь именно историк — знаменитый Эдвард Майер — указал антропологии на задачу определить универсальные черты человеческой истории. Социологи, за небольшим исключением, ограничивают свои исследования рамками западной цивилизации. Экономисты знают только те системы производства и

обмена, в которых преобладают деньги и рынок. И хотя в последнее время стали модными разработки «сравнительной системы управления», политологи все еще мыслят в понятиях конституции и письменно зафиксированных законов. Традиционный горизонт лингвиста ограничен индоевропейскими и семитскими языками. Психологи и психиатры совсем недавно, под влиянием антропологии поняли, что стандарты нормальной и ненормальной «человеческой натуры» по большей части меняются относительно времени, места и людей. Человеческая анатомия и физиология являются для врачей анатомией и физиологией только современного белокожего евроамериканца.

Антропологи же давным-давно впустили на свою территорию все человечество. Физическая антропология изучает волосы негра только в сравнении с волосами китайца или европейца. Археолог никогда не отчитывается о раскопках без включения сравнительных данных; составляя отчет, он сопоставляет свои данные с точками зрения других антропологов и использует эти данные в целях сравнения. Для антропологического лингвиста описание необычной фонемы или грамматической формы не самодостаточно, а является выражением лишь одной точки в ряде разнообразных форм. Этнолога интересует специфический тип клановой организации только как одно звено в цепи очевидностей, показывающих существовавшую некогда в прошлом связь между двумя или более людьми. Социальный антрополог анализирует веру в искусство колдовства и его практику, чтобы показать, как человеческие существа различным путями решали одни и те же фундаментальные проблемы, или то, что некоторые социальные процессы имеют универсальный характер.

В настоящее время психология, некоторые области медицины, социология, география человека, и в меньшей степени лингвистика, право, философия и другие дисциплины используют сравнительные данные все больше и больше. Психологи изучают воспитание детей в примитивных обществах

и штудируют труды по антропологии в поисках данных о восприятии, обучении и эстетике. Среди психиатров появился огромный интерес к типам умственных расстройств, обнаруженных среди множества неевропейских групп, и к тому, как эти группы обращаются с подобными отклонениями. Медики других отраслей находят полезным разузнать, какие заболевания появляются у племен, которые имели лишь очень небольшой контакт с европейцами, и выяснить, существует ли «расовый» иммунитет. Полевая работа свойственна социологии в гораздо меньшей степени, чем географии человека, однако современные социологи изучают собранные антропологией факты и выработанные ею теории, как будто это — часть их собственного образования. Социологи, психологи и психиатры таскают из кладовой антропологов факты для того, чтобы проверить теорию, проиллюстрировать ту или иную точку зрения или отыскать новую проблему, требующую формулировки или подтверждения.

История, в самом широком смысле, — это попытка описать прошедшие события настолько аккуратно, конкретно и полно, насколько это возможно, попытка установить последовательность этих событий, попытка обрисовать некоторые модели в их следовании. Таким образом история является как отдельной наукой, так и методом, и у антропологии есть историческая сторона. Исследования направления развития человека, распыленности его по поверхности земли и эволюции культур являются историческими.

Психология и антропология — вот два основных моста между науками о жизни и исследованиями человеческого поведения. Психология и медицина изучают человека как животное. Социология, экономика и политология изучают человеческую деятельность и ее результаты. Только психология, психиатрия и антропология объединяют в себе эти два подхода, равным образом интересуясь и поведением, и его биологическим основанием. Сходным образом антропология и география человека помогают перекинуть мост через зазор между физическими и социальными науками. И

антрополога, и географа интересуют приспособляемость человека к климату, природным ресурсам и местоположению. Из тех, кто изучает человека как животное, антрополог выделяется своей настойчивостью в измерениях и работой с соизмеримым числом случаев. Исследователь, изучающий вымерших или ископаемых животных (палеонтолог), имеет подчас совсем малое количество образцов для работы. Медики, за исключением тех, кто занимается общераспространенными заболеваниями, совсем недавно поняли необходимость в статистике лечения. Под влиянием физической антропологии анатомы обратились к графикам и кривым вариаций, хотя до сих пор предпочитают отчитываться на основании вскрытия одного или двух тел. Антропологи отличаются от врачей тем, что изучают по преимуществу здорового человека, а не больного.

Различие в кругозоре между психологом и антропологом исходит, в основном, из того, что психолог обращает свой взор на индивида, антрополог же — на группу или на индивида как члена некой группы. Отличие антрополога и географа также состоит в направлении взора и акцентах. Индивид заботит географа лишь по случаю, если заботит вообще. Он обращает внимание на технологию, которую создали люди, и на способы изменения людьми природного ландшафта путем его использования. Географ имеет дело с физиологической и жизненной статистикой только в той степени, в которой она является отражением крайности температур или качеств почвы. К интригующим антрополога ритуалам, искусству и языковым особенностям он имеет весьма слабое отношение.

Имея в виду, что антропологов и социологов интересуют, очевидно, одни и те же проблемы, то, что они придерживаются фундаментально различных подходов, кажется одним из самых курьезных фактов в истории западной мысли. Позиция социологов обращена к практике и настоящему, позиция антропологов — к абстрактному пониманию и прошлому. Антропология развивалась среди классов, социоло-

гия — среди масс. Богатый человек может позволить себе роскошь эстетической экзальтации по поводу различных очаровывающих и сложных предметов. С точки зрения консерваторов, антрополог также был не столь социально опасен, поскольку он — «джентльмен» и весьма увлечен тем, что произошло очень давно и очень далеко.

И даже сегодня на совместных заседаниях сравнительно легко выделить два вида этих ученых. Они говорят по-разному, у них различные точки зрения даже на самих себя. Можно проследить источник такого контраста в происхождении обоих видов ученых, в различии мотивов, которые приводят мужчин и женщин в социологию или антропологию, а также в разных интеллектуальных связях этих групп. Антропология была создана, в основном, личностями, прошедшими жесткую умственную тренировку в таких эмпирических дисциплинах, как медицина, биология и геология. Социология выветвилась из теологии и философии, в которых абстрактные размышления занимают высшие позиции. Социологи имели множество личных связей с социальными работниками, реформаторами и философами. С одной стороны, антропологи склоняются к чистому наблюдению. Они, к сожалению, остаются недоверчивы к частым разговорам о концепциях, методах и теориях. О социологии же один жестокий критик сказал, что это «наука с максимальным количеством методов и минимальным количеством результатов». Антропологи часто не замечают за деревьями леса; с другой стороны, они иногда спрашивают, осознают ли социологи, что существует такая вещь, как дерево. Следует иметь в виду, что это обобщение указывает скорее на общую тенденцию, чем на факт. Хотя эпитет «социолог» часто слетает с уст антрополога, развитие обеих дисциплин в последние годы проходило особенно близко. Труд великого социолога Эмиля Дюркгейма долгое время настолько восхищал антропологов, что они пытались присвоить ему звание антрополога.

Обычно науки разделяют на физические (такие как физика, химия, геология и т. д.), биологические (ботаника, зооло-

гия, медицина и т. д.) и социальные (экономика, социология и т. д.). Иногда физические и биологические науки вкупе именуют «естественными науками», причем их сопоставляют с «социальными науками», и, как правило, не в пользу последних. Иногда даже говорят, что социальные исследования вообще не являются наукой и никогда не смогут ею стать. Такое мнение является забавным отражением невежества и предрассудков прошедших веков. Когда-то считалось, что человек слишком нечестив, чтобы изучать особенные творения Бога, или, что человеческое поведение в сущности своей непредсказуемо, поскольку все данные в этой области «субъективны». Тем не менее, каждому ученому следует знать, что данные не бывают «субъективными» или «неосязаемыми»: только то, как мы смотрим на них, может быть или не быть «осязаемым» или «объективным». Социальные науки, по общему признанию, еще незрелы; и это можно понять, поскольку они еще молоды.

История является первостепенной гуманитарной наукой, однако она в значительной степени является и социальной. Политология или «политическая наука» считается, как правило, социальной наукой, однако ее сходство с историей и правом настолько поразительно, что ее принадлежность остается под вопросом. Конечно, наблюдения из первых рук до сих пор играют очень небольшую роль в области социальных наук. Некоторые психологи относят свою дисциплину к биологическим наукам, другие — к социальным. Антропология не может быть подогнана ни под одну из этих категорий. Археолог в известной степени работает и думает, как геолог и историк. Действия антрополога, изучающего физическое окружение какого-нибудь племени, едва могут быть отличены от действий географа человека. Человек, занимающийся физической антропологией, неизбежно будет заниматься биологией человека.

Также необходимо сказать несколько слов о различии между антропологией и гуманитарными науками. Гуманитарии, в общих чертах, обращаются назад, в прошлое, антропо-

логи — вперед. Они зондируют одни и те же вопросы, но их методы различны. Искусство и наука в равной степени пытаются превратить опыт в нечто понятное. Для художника Сидящий Бык является драматическим воплощением всей борьбы индейцев против белых людей. Для антрополога же Сидящий Бык растворяется среди всей массы военных вождей индейцев прерий, понятой в терминах всего нашего знания о роли вождя, различных конкретных факторах того времени, а также в терминах его собственной биографии. Гуманитарные науки подходят к общим проблемам через конкретных личностей или происшествия. Антропология имеет дело с частностями в обрамлении общего.

Судя по всему, многие авторы недовольны тем, что наука о человеке посягает на те территории, которые давно считались собственностью драматургов, прозаиков, а позже и журналистов. Следует в то же время признать, что великие прозаики и драматурги, придерживаясь старых традиций своего ремесла, в гораздо большей степени, чем антропологи, привержены раскрывать движущие мотивы действий человека. Если мой друг пожелает в короткое время узнать, в чем особенности сельского населения Польши, я, несомненно, отошлю его к роману Владислава Реймонта «Мужики», а не к классической работе Томаса и Знанеского «Польские крестьяне». Лучшая монография Малиновского, посвященная тробрианцам, не идет ни в какое сравнение с «Моей Антонией» Уиллы Катер или «Черным ягненком и серым соколом» Ребекки Вест, по силе, с которой они представляют внутреннюю работу общества и мотивацию поведения индивида в нем.

Но даже великий художник не даст нам возможности проверить его выводы, разве только на основании субъективного суждения. То, что прозаик может расшевелить самые глубокие наши чувства, не дает доказательств того, что он говорит истинную правду. Как известно, некоторые прекрасные драматурги ограничивались частным миром, движущимся и интересным, но очень тесным. Художники отводят боль-

шую роль интуиции и вдохновению, в то время как антрополог всегда с благодарностью относится к собственным прозрениям, но не принимает их до тех пор, пока не проверит их самыми жесткими методами. Указывая на возможность тщательного изучения своих выводов и сводя к минимуму личные убеждения путем использования стандартных методов исследования, антрополог выдвигает положения, которые имеют некоторые более прочные достоинства, хотя они и более абстрактны и, следовательно, не так быстро могут быть поняты.

В чем различие в подходах между хорошим репортерам и хорошим полевым антропологом? У них много общего: препятствия, которые они должны преодолеть, чтобы встретить тех, кого им нужно встретить, аккуратность, с которой им следует выбирать информаторов, а также тщательность записи всего, что говорится и делается. Весьма лестно, когда один антрополог говорит другому: «Это — прекрасные заметки». Различия заключаются в целях, которые они определяют и к которым движутся. Репортер должен быть интересным; антрополог же обязан с энтузиазмом записывать скучные вещи. Репортер должен всегда думать о том, чем бы занять свою аудиторию, и о том, чтобы сделать репортаж понятным в соответствии с тем, чем живет его аудитория. Основная задача антрополога — в том, чтобы фиксировать события так, как их воспринимают люди, которых он изучает.

Главное же в том, что и писатель, и ученый различными путями преследуют одну и ту же проблему, но не исключают при этом друг друга. Оба подхода необходимы, так как у каждого есть свои пределы, и каждый особым образом способствует просвещению.

Обычным общим разделением антропологии является разделение на физическую и культурную. Физическая антропология включает в себя палеонтологию приматов (описание вымерших разновидностей человека и его ближайших животных родственников), эволюцию человека (процесс развития типов человека, начиная с его нечеловеческих пред-

ков), антропометрию (технику измерения человека), соматологию (описание живущих разновидностей человека, половых различий и индивидуальных физических различий), расовую антропологию (расовую классификацию человечества, расовую историю человека, смешения рас), сравнительное изучение роста и еще конституциональную антропологию (изучение предрасположенности людей с разными типами тела к некоторым заболеваниям и типам поведения, например, к преступному). Культурная антропология включает в себя археологию (изучение остатков прошлого), этнографию (чистое описание привычек и обычаев живущих народов), этнологию (сравнительное изучение прошлого и настоящего народов), фольклор (коллекционирование и анализ эпоса, музыки и повествований, сохраняемых устной традицией), социальную антропологию (изучение социальных процессов и социальной структуры), лингвистику (изучение живых и мертвых языков) и изучение культуры и личности (отношение между отличительными типами жизни и характерной психологией). Прикладная антропология — это применяемые как в физической, так в социальной антропологии способы сбора и использования данных для разрешения современных социальных, политических и экономических проблем в таких сферах, как управление колониями, военное руководство и производственные отношения.

Указатель

А

Абиссиния 204

Австралия 7, 262

Австрия 180

Агард, Уолтер 17

Адамс, Генри 79

Адамс, Джеймс Траслоу 294

Адар (город) 94

Адмиралтейство 204

Азия 74,84,113,140,207,263, 307,315

Аквинский, Св.Фома 53

алеманы 141

Альфред Великий 141

Аляска 77

Амазонка 32

Америка 27, 28, 30, 43,58, 74, 90,95,108,140,170,174, 196,212,234,262,266,270, 271,274,278,289,290,291, 292, 294, 307

Американское Философское Общество 18

"Анализ трех сеток для волос из области Пахамак" 30

Англия 28,53,71,93,96,99, 134,142,153,154,162,164, 181,182,189,199,210,230, 332

антропология биологическая 98

"Антропология и современная жизнь" 16

антропология культурная 340

антропология прикладная 340

антропология физическая 28, 29,127,163,333,339

Аренсберг, Конрад 225

Аризона 40, 78

Аристотель 198

Арканзас 105

Арктика 96

Ассоциация по проблемам науки, философии и религии 19

Атлантика 86

Африка 90,98,100,113,140, 146,154,155,202,307

ашанти 202

Б

Бавария 141

Бак, Пол X. 18

Бали (острова) 261

Барбаросса 141

баски 68

Бастиан 25

Бауэр, Урсула Грэхэм 204

Беккер, Карл 184,271

Бенгалия 155

Бенедикт, Рут 17,49,92,300,301

Бентон 292

Берлин 182

Берн, Юждин 17

Бетховен 38

Библия 129, 131, 181

Ближний Восток 136,204,332

Блумфилд 179

Блэквуд, Беатрис 17

Блюменталь, Эрнст 19

Боас, Франц 16, 108,110, 133, 145,147,158,271,293

Бог 38,65,182,183,319,337

Богоматерь 53

Бойд В. К. 18

Бора-Бора (острова) 205

бораби 178

Бостон 35,51, 302

Бразилия 163

Брайсон, Лаймен 222, 324

Бригитта (Св.) 53

Бриджес 282

Британия 126, 133

Британская Колониальная служба 59

Британская Колумбия 192

Брю Дж. О. 17, 18

Брюнер, Эдвард 18

бугабуга 63

бургундцы 141

бушмены 58,95,98, 125, 130

Бэйн 86

Бэйтсон, Грегори 17, 261

Бюро американской

этнологии 27

Бюро сельскохозяйственной экономики 203

В

Вавилон 85

Вайденрайх 161

Варрон 184

Вашингтон 206,217, 223,289

Веблен 286

Веймарская конституция 63

Великая Депрессия 58, 289, 290

Вена 182,186

Венгерский парламент 181

Венгрия 141

Венский университет 17

Версальская мирная конференция 77

Версальский договор 70,314

Вест, Ребекка 338

Вестерн Электрик Плант (Западная электростанция) 222

Ветхий Завет 185

Викинг Фонд 18

Вико 65

Виктория (королева) 124

Вилсон, Маунт 320

винту 192, 195

Винчестер 181

Вирджиния 90

Вирхов 86

Висконсина Университет 17

Виттелсей, издательский дом 18

Военно-морская разведка 204

Военное управление по эвакуации 204

Восемнадцатая поправка к Конституции США 63

Восток 36, 79, 280

Восточная Азия 74

Восточная Африка 56,126

Вотертаун 35

Вселенная 52

вторая мировая война 178, 215,290

Вуд 292

Вэшбурн С. Л. 149

Г

Гёте 159, 166

Гавайи 108,234

Гавайские острова 109

Гамбург 27

Гамильтон 56

Гарвард 17,27,222,307,331

Гарвардская бизнес-школа 222

Гарвардская школа искусств и наук 276

Гарвардская юридическая школа 276

Гарвардский колледж 276

Гарвардский университет 18

Гарвардского университета издательство 19

Генрих VIII 287

Германия 53, 63, 70, 141, 146, 164,180,182,313

Геродот 23, 24

Гиббс, Виллард 278

Гидрографическое ведомство Главнокомандующего флотом 204

Гитлер 29,251,265,293

Гликсман, Гарри 17

Глэдвин, Томас 109

Гобино 164

Гогенштауфены 141

Голландия 199,301

Голливуд 272

Гольдшмидт, Вальтер 263

Гомер 185

"Город Янки" 262

Государственный Департамент 201, 204, 224

готтентоты 38

Гражданская война (США) 164

Гране, Марсель 332

Грант, Мэдисон 165

Грейвз, Мортимер 320

Греция 88,96, 157

Гугенхейма Джона Саймона

фонд памяти 18

Гудзонский залив 93

Гюнтер 159

Д

Давида звезда 164

Далберг 159

Дальний Восток 84, 300

Дания 315

Дарвин, Чарльз 45, 86, 98, 124, 130,131,141,143,165,325

Департамент сельского

хозяйства 262

"Держите порох сухим" 262

Десять Заповедей 69

Джейкобс 136

Джеймс 292

Джексон 290

Джефферсон 56, 268

Джойс Джейн 38

Джонсон А. В. 175

"Джоунсвиль, США" 263

Дикинсон, Дж. Лоуэс 275

Дихон Р. Б. 80,84, 100

Добжанский 107, 151

Доллард, Джон 17

Доллард, Чарльз 18

Дорожный проект 204

Древняя Греция 317

Дьюи, Джон 278,292,295

Дэвис, Джоанн 18

Дэвис, Пол 18

Дэвиса Кубок 182

Дюбуа, Кора 258

Дюркгейм, Эмиль 287, 336

Е

Европа 24, 68, 77, 79, 81, 84, 98, 99,127,129,130,140,141,

164,221,262,263,265,275, 289,307,315

Египет 68,81,85,96,139,157, 332

египетские пирамиды 81

египтяне 23

Ж

Жуковский В. А. 186

Запад 36,154,280,307

Западная Азия 262

Западная Африка 56

Западная Европа 53, 271, 279, 318

Зельцер, Карл 115

земи 204

Знанеский 338

"Золотая ветвь" 25

зулусы 44, 97

зуни 43,251

И

Иван Грозный 141

"Идея культуры" 19

Израиль (библ.) 131

Иисус 282

"Илиада" 185

Иллинойс 222

Индиана 40, 155

Индия 80,110,154,155,157, 204

Индонезия 125

инки 38

Интендантский корпус 204

инцест 41, 302

Иордан (библ.) 181

Иран 85

Испания 180, 199

Исследовательский Центр

Социальных Наук 18

"История по Скотту Тисью" 232

Италия 53,68,141,180,206, 287

Й

Йельский университет 41, 108

Йемен 219

Йеркс 120

йоги 122

К

Каин (библ.) 116

"Как вы сеете" 263

Калифорния 77, 154, 156, 263

каменный век 75

каменный век поздний 79, 109

каменный век ранний 79

Камерон, Норман 17

Канада 77,83,84,233

Канзас-Сити 173

Каплан, Берт 19

Капоретто 314

Карл Великий 140, 141, 142, 143

Карнеги корпорация 18

Каролинги 141

Карр Е. Г. 292

Касабланка 205

Кастор (гомер.) 185

Катер, Уилла 338

Кафе Сосайети 236

Кафедра Антропологии Гарварда 17

Кафедра Общественных отношений Гарварда 17

Кафедра Социальных отношений Гарварда 331

квакиутль 64, 238

Келли В. Г. 19

Кембридж 34, 35

Кения 204

Кентукки 156

"Кеньон Ревью" 19

Киддер А. В. 86

Кизинг, Феликс 202

Киплинг 298

Китай 38,40,87,98,127,157, 213,220, 300, 332

"Китайский человек" (ископ.) 99

Клакхон, Джейн 17,18

Клакхон, Джордж 17

Клакхон, Кэтрин 17

Клакхон, Флоренс 18,19

Кларк, Грэхэм 73

"Клеточная патология" 86

Книга Притчей Соломоновых (библ.) 69

Кобден 268

Коллиер, Джон 18,203

Колон 279

Колумб 73, 74

Колумбийского университета издательство 19

"Комитет бдительности" (линчеватели) 279

Комитет военной экономики 204

Комитет по делам индейцев 59, 203, 223, 227

Комитет по зарубежной экономике 204

Комитет по информации 199, 204

Комитет по эвакуации 199

Комитет федеральной безопасности 204

Комптон 292

Конант, Джеймс 18

конголезцы 97

Константинополь 141

Конституция США 63, 272

Конт, Огюст 26

"Конфигурации культурного роста" 86

"Конфликты власти в современной культуре" 19

Коперник 306

Копперс В. 17

Коржибский 191

Королевский антропологический институт 27

коряки 40

Коулер Р. Дж. 16, 19

Крёбер, Альфред 17,18,86,87, 88

Крёбер, Теодора 18

крестовые походы 87

Крит 96

"Критика политической экономии" 86

"Критические ситуации в пустынях и джунглях" 205

Крогман У. М. 105, 145

кроманьонцы 68, 109

кроу 237

Кроу, Джим 287

"Кто должен быть образованным?" 263

культура боевых топоров 72

Л

Лаборатория Социальных Отношений 18

Лавджой 271

Лагуна, Грэйс де 37

"Лайф" 27

Лакедемон 186

лангобарды 141

Ласкер, Гэбриэл 119

Левант 136

Лейбниц 80

Лейтон, Александр 17,18,19

Лейтон, Доротея 17,18,19

"Лекции об уме" 86

Линд, Роберт 31,269,270

Линдеман 187

Линкольн, Абрахам 132

Линтон, Ральф 17, 19, 53, 84, 95

Липпит, Рональд 169, 306

Липпман, Уолтер 298

Листер 112, 130

Литрэ 86

Локк, Джон 185

Лоренц 139

Лос-Анджелес 155

Лоуер Ист Сайд 236

Лоуренс Т. Е. 204

Льюис, Джон Л. 167

М

Майер, Эдвард 332

майя 332

майя пирамиды 71, 81

Мак-Гро и Хилла компания 18

Малиновский 338

маратуи 155

Маретх 155

Маркс 86

Маррет Р. Р. 17

Мартир, Питер 24

Маршалл, Джон 132

Массачусетс 34, 90, 222

Массачусетса Институт технологии 222

Медицинское отделение

Военно-Воздушных сил 204

Мезоамерика 332

Мексика 84, 162, 176, 199, 203

Меланезия 62, 192

Мелвилл 292

Мендель, Грегор 81, 103, 130, 131,143,160

Меровинги 141

Месопотамия 24, 157

Мид, Маргарет 17, 188, 189, 196, 236,245,255,262,267,272

"Мидлтаун" 262

"Мидлтаун в переходный период" 262

Милс 109

Милуоки 173

Мильтона фонд 18

Министерство иностранных дел 204

Министерство сельского хозяйства 203

Миссисипи 83, 156

Михельсон 292

Мо, Генри Аллен 18

Морган 25

мормоны 94

Моррис, Чарльз 319

Моурер О. Г. 17, 19

"Моя Антония" 338

"Мужики" 338

Муссолини 70

"Мы, Европейцы" 162

Мэмфорд 285

Мэн (остров) 141

Мюллер, Макс 135

Мюррей, Генри А. 17

Н

"Навахо" 19

навахо 40, 43, 47, 55, 78, 93,84, 192,193,194,232,233,302

"Наплыв цветных" 165

натчез 83

науатль 176

"Наука и свобода" 324

"Наука о человеке

и мировой кризис" 19

неандертальцы 68,99,100

Невада 90

Нибур, Райнхольд 60, 299

Никий 248

Новая Англия 225, 289

Новый Свет 68,74,79 81 119, 131,294

Ной (библ.) 131

Норвегия 313

норманны 141

Норт Халстед стрит 105

Нортроп Ф. 308, 322

Нью-Йорк 40, 51, 189

"Нью-Йоркер" 27, 264

Нью-Мексико 17,30,43,54,78, 93, 178

Ньютон 80

О

Общество прикладной антропологии 227

Огайо 155

Огути болезнь 125

Океания 90

Оклахома 71

Оксфорд 17,27, 182

Оксфордшир 71

"Олд Доминион" фонд 18

Оплер, Морис 124

Организация специальных заданий 204

Орегон 77, 93

Ортега-и-Гассет 69

Отделение военной химии 204

П

палеолит 68

Палеологи 140

Палестина 68, 85, 99

Папуа 203

Париж 178, 186, 189

Парсонс, Талкотт 17

Пастер 112, 130

Пеннимэн Т. К. 17

Пенсильвания 105

первая мировая война 266

Перл Харбор 220

Перри, Ральф Бартон 321

Персия 72

Перу 68

Петти 231

Пибоди музей 18, 27

пигмеи 95

Пидмонт 225

Пикассо 38

пикты 141

"Пильтийский человек" (ископ.) 99

"Пир" 296

Пирсон, Карл 103, 142,146

питекантроп 99

Плато 83

Платон 293, 296

плейстоцен 98

Полидевк 185

полинезийцы 98

Полинезия 77

"Польские крестьяне" 338

Португалия 199

"Послевоенные германцы" 300

"Прикладная антропология" 202

примитивные культуры 51

"Примитивный человек как философ" 52

"Природа и судьба человека" 60,299

"Проблемы мира во всем мире" 19

Провидение 294

"Происхождение видов" 86, 325

Просвещение (истор.) 287

пуритане 126

пуэбло 78, 79, 93

Пуэрто-Рико 108

Пьемонт 136

Р

Рагби 182

Радин, Пол 52

Райтер, Пол 17, 18

Рама 17

Рамах 93

Редфилд, Роберт 17,164,218

Реймонт, Владислав 338

"Религия и наши расовые проблемы" 19

Ренсом, Джон Кроу 19

Реформация (истор.) 87

Римская церковь 282

Рипли 274

Риткари (остров) 157

Род-Айленд 90

Родник, Дэвид 300

Родса фонд 18

Розенцвейг 169

Роквуд Х. Г. 16, 19

Рокфеллера фонд 18

Романтизм (истор.) 73, 287

Россия 87,141, 197,230

Ростен, Лео 210

Ростовцефф, Майкл 17

Рузвельт 29, 269

Румыния 301

Руни, Микки 279

С

саамы 130

Савойя 141

Сайсеро (город) 222

Саксония 141

Сальвемини 206

Самнер 56

Самоа 219

Сан-Франциско 112,289,302

Север 156

Север американский 78, 275

Северная Америка 77, 83, 99, 262

Северная Европа 72, 113, 125, 153,245

Северная Месопотамия 85

"Секс и темперамент в трех примитивных обществах" 236

Сибирь 77

синантроп 99

Сирия 85

Сирьямаки 291

сиу 89,90

Сицилия 136

Скарлатти 38

скифы 23, 72

Скотт, Дональд 17,18

Скроггс 298

Служба информации 204

Служба сохранения почвы 203

Служба стратегической бомбардировки 204

Смит, Джозеф 292

Собор Шартрской Богоматери 279

Советская Россия 163

Советский Союз 292, 308

Солас 140

Сомали 93

Сомервилль 35

Сорокин 295

Социальная Инспекция военного времени 204

"Способ жизни" 19

Спулер, Джеймс 19

Средневековье (истор.) 109, 129,130

Средний Восток 84

Сталин 29, 293

Стамбул 213

Старый Свет 74,75, 119

Стауфер, Сэмуэль 18

Стегнер, Уоллес 70

Стоддарт, Лотроп 165

Стратегическое Министерство 204

Стрейтберг 194

Стюард 95

Судан 204

Судьба 38

Суматра 233

США 27,29,35,38,69,84,88, 90,93,94,104,108,110,115, 116,140,154,165,170,174, 178,189,199,202,204,207, 213,225,230,233,234,262, 263,264,265,271,272,274, 277,278,288,289,291,292, 294, 306

Сэпир, Эдвард 17,59,176,198, 285

"Сэтэрдей Ивнинг Пост" 27

Т

Таиланд 61

"Тайм" 278

Танненбаум, Франк 275

Таос (долина) 54

Тасмания 96,147

Тацит 24

Тексан 94

Теннесси 155

Терок, фон 103

Тибет 47

тибетцы 125

Тимбукту 155

Тихий океан 68, 76, 202, 207, 219

Тихоокеанская Чайная Компания 86

Токвиль 268, 270

Томас, Норман 287, 338

Томпсон, Лаура 18

Торо 292

Точчер, Альфред 17,131

"Трактат о языке" 175

Тробрианские острова 61

Троллоп 86

"Тропы жизни" 319

Троя 23

Туркестан 71

Тэйлор, Джордж 18,25,27,69

Тэкс, Сол 31

У

Уаймен Л. К. 17

Уайт, Лесли 17,66,325

Уайтхед 58, 87, 149, 319

Уаллерстайн, Рут 17

Уитмен 292

Уолл Стрит 167

Уорд, Лоуристон 17,19

Уорнер, Ллойд 218,262, 288,289

Уотели 86

"Уход великой расы" 165

Уэльс 131

Ф

Фатум 65

ФБК 181

ФБР 105, 204



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: