Общая характеристика «античудиков».




Технологическая карта урока литературы

Составил Бовтунов Павел

Студентка группы ИФ5Р

Класс: 5

Дата: 27.03.2018

УМК: Литература. 5 класс. Учебник в 2 ч. Ч.2–[В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин] Под ред. Коровиной В.Я., 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016. – 287 с.

Тема: «С.А Есенин. «Низкий дом с голубыми ставнями».

Тип урока: комбинированный урок.

Вид урока: беседа.

Цели урока:

Воспитывающие:

· пробуждение внимания к внутреннему миру человека;

· воспитание чувства сопричастности с литературным наследием.

· воспитание нравственной чуткости;

· воспитание гуманного отношения к человеку, любовь к близким.

Обучающие:

· помочь получить представление обучающимся о творчестве С.А. Есенина;

· отрабатывать навыки художественного чтения поэтического произведения;

помочь обучающимся с анализом стихотворения С.А. Есенина «Низкий дом с голубыми ставнями»;

· развить поисковые умения, навык рефлексии, коммуникативные навыки;

· помочь в развитии умения работать индивидуально;

· способствовать развитию монологической и диалогической речи обучающихся;

· способствовать развитию навыков рассуждения и обоснования своей точки зрения.

Личностные результаты:

- осознание потребности в развитии и саморазвитии;

- желание приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся.

- умеют работать индивидуально.

Предметные результаты:

· обучающиеся имеют представление о характере творчества С.А. Есенина;

· знакомы со стихотворением С.А. Есенина «Низкий дом с голубыми ставнями»;

· имеют представление о таком типе литературного героя как «странный герой» или «герой-чудик»;

· проанализировали стихотворение С.А. Есенина «Низкий дом с голубыми ставнями».

Метапредметные результаты

Личностные:

- позитивный настрой на урок;

- осознание своих трудностей и стремление к их преодолению;

- проявление способности к самооценке своих действий, поступков;

- оценивание усваиваемого содержания;

-умение учитывать чужое мнение.

Регулятивные:

- осознание обучающимися имеющихся у них знаний;

- самооценивание и самоконтроль.

- способность самостоятельно определять тему урока;

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации;

- правильно формулируют свои мысли.

- владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами русского литературного языка;

- умение формулировать собственное мнение, подбирать аргументы при обсуждении темы урока, строить рассуждения;

- осознание важности коммуникативных умений в жизни человека

Познавательные:

-умение самостоятельно добывать информацию;

- способность извлекать информацию, представленную в разных формах;

- способность осуществлять анализ, строить причинно-следственные связи.

Формы работы: фронтальная-коллективная, групповая.

Оборудование: учебник.

Методы: словесный (беседа), наглядный.

План урока:

I. Организационно-мотивационный этап (3 мин.);

II. Подготовка к восприятию стихотворения С.А Есенина. (3 мин.);

III. Этап чтения и анализа стихотворения С.А Есенина «Низкий дом с голубыми ставнями» (28 мин)

IV. Рефлексия (3 мин.);

V. Выставление оценок.Домашнее задание (3 мин.).

 

 

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся УУД
I. Организациооно-мотивационный этап. Цель этапа: подготовить обучающихся к работе на уроке, заинтересовать обучающихся, подготовить к открытию нового знания, сформулировать тему, определить цель урока   Проверка готовности учащихся к уроку. Проверка подготовленности классного помещения к уроку.   Я предлагаю Вам послушать одну песню в исполнении Н.Кадышевой «Отговорила роща золотая». - Ребята, а вы знаете, на чьи стихи написана эта песня? - Верно! - А какие стихотворения С.Есенина вы можете вспомнить? - Молодцы!   Ученики готовятся к уроку, приветствуют учителя.   (С. Есенина)   (Ученики упоминают такие стихотворения, как «Береза», «Пороша» «С добрым утром», «Черёмуха»)     Личностные: самоопределение; Регулятивные: самоконтроль, самостоятельно формулировать тему; Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками; Познавательные УУД извлекать информацию, представленную в разных формах; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;  
II. Подготовка к восприятию стихотворения С.А Есенина. Цель: Сообщение целей и темы урока.     III.Этап чтения и анализа стихотворения С.А Есенина «Низкий дом с голубыми ставнями».   - Ребята, вы обратили внимание с какой любовью поэт описывает родную природу, Родину!- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?-Да, цель нашего урока познакомиться с жизнью и творчеством С. Есенина, с его стихотворениями о родном доме, о родине.   -А теперь, ребята, откройте учебники на 53 странице и прочтите стихотворение «Низкий дом с голубыми ставнями». - (Звучит фонограмма стихотворения) 1) Каким годом датировано это стихотворение? 2) Сколько лет прошло с момента создания стихотворения «Я покинул родимый дом»? 3) Что же звучит в душе поэта, какая музыка? 4) Какое слово непонятно? 5) Какие картины увидел поэт, думая о доме? Обсуди в парах и подчеркни. 6) Сравните настроение стихотворений «Я покинул родимый дом..» и «Низкий дом с голубыми ставнями». 7) Найдите эпитеты в стихотворении. Как они окрашены? 8) Какие особенности композиции стихотворения вы заметили?   Поэт как бы замыкает круг. Всё начинается и заканчивается домом, все дороги ведут к нему.   9) А нет ли в слове «дом» «кольца»? (буква «о») 10) Какое ещё слово, связанное с домом, начинается с этой буквы, мы его сегодня не раз произносили.   Семейный очаг, символизирующий особую атмосферу, то, что согревает душу.   11) Кольцо – символ чего? Когда дарят кольцо?   - Кольцо – это оберег. Поэт говорит о своей любви к родине, родным. Он не только наполняет свою душу любовью близких, но и сам щедро делится ею. И эти же чувства вы испытываете в своём доме.   12) Так что же значил дом для поэта? -А теперь давайте вернёмся к началу урока и ответим на вопрос: - Можно ли соотнести есенинские строки и с нашей «малой родиной»? -Какие? Почему?     Предполагаемые ответы учеников.   Открывают учебники и читают стихотворение.     1) 1924. 2) 94 года. 3) Поэт говорит о любви к родине, но это любовь, близкая к горькому душевному переживанию, к страданию, поэт уже не восхищается родиной так, как прежде, но любит её ещё больше. 4) Выть – участок земли. 5) Дом, поле, луга, серенькие небеса, седые журавли, березы, кривой ракитник. 6) Стихотворение «Я покинул родимый дом…» кажется более ярким, праздничным, чем второе – «низкий дом с голубыми ставнями…». 7) «Сереньким ситцем», «северных бедных небес», «нежность грустную», «седых журавлей», «в тощие дали», «сытных хлебов не видали», «ракитник. Кривой и безлистный». Эпитеты окрашены в тусклые, грустные, бледные тона. 8) Стихотворение начинается и заканчивается одинаковыми строками. Перед нами кольцевая композиция. 9) Буква «о». 10) Очаг, согревающий дом. 11) Символ любви, верности. 12) Тепло, уют, покой, любовь близких.   Познавательные УУД извлекать информацию, представленную в разных формах; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.   Познавательные УУД извлекать информацию, представленную в разных формах; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.    
IV. Рефлексия Цель этапа: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.   - С каким стихотворением мы с вами сегодня познакомились? И что о нем узнали?     У вас на столах лежат листики с листочками, на которых нужно закрасить ту часть круга, которая соответствует вашим впечатлениям от урока. (см Приложение 6)     - «Низкий дом с голубыми ставнями» - Предполагаемые ответы учеников.     Регулятивные:самооценивание. Коммуникативные: правильно формулируют свои мысли
V. Выставление оценок. Домашнее задания. Цель этапа:продолжить работу по закреплению изученного материала дома, мотивировать детей на прочтение произведения. Выставляет оценки. Записывайте задание в дневник: Нарисовать собственный дом и рассказать, что он для вас значит. Записывают домашнее задание в дневник.  
           

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Василий Макарович Шукшин – выдающийся советский писатель, актер, режиссер и сценарист. Василий Шукшин родился 25 июля 1929 года в селе Алтайского Края Сростки. Вырос он в семье крестьян-середняков. В период коллективизации отец Шукшина был арестован, а затем расстрелян.

Будущий писатель окончил семилетнюю школу и поступил в автомобильный техникум в Бийске. Отучившись неполные три года, юноша решил отказаться от образования и пошел работать в колхоз, чтобы прокормить семью. В 1946 году Василий оставил родное село и переехал в Калужскую область, где устроился на тракторный завод слесарем. Затем Шукшин трудился во Владимире и в Подмосковье, пока не пришла повестка в армию. Служить довелось матросом на Балтийском флоте, позже Василий стал радистом.

В эти годы Шукшин пробует писать рассказы, которые в свободное время пересказывает сослуживцам. В 1953 году у Василия была обнаружена язва желудка, и его уволили в запас. Молодой моряк возвратился в родное село, где сдал экстерном экзамены и устроился в местную школу преподавателем русского языка.

Но заветной мечтой Шукшина был кинематограф. Василию удалось поступить во ВГИК на режиссерское отделение. В период учебы молодой автор продолжал писать рассказы, которые рассылал во многие журналы.

В 1956 году Шукшин сыграл совсем крохотный эпизод в картине С. Герасимова «Тихий Дон», а через два года дебютировал уже в главной роли в фильме М. Хуциева «Два Федора». В это время рассказ Шукшина «Двое на телеге» опубликовал журнал «Смена». В 1963 году впервые увидел свет его сборник «Сельские жители».

Первый режиссерский проект Шукшина – полнометражный фильм «Живет такой парень» вышел на экраны в 1964 году. Эта кинолента очень понравилась публике и завоевала гран-при международного Венецианского кинофестиваля. Спустя два года Шукшин завершил работу над фильмом «Ваш сын и брат». Картина получила Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых. Одновременно писатель выпустил сборник рассказов «Там, вдали».

За свою актерскую карьеру Василий Макарович сыграл около 30 ролей в кино. В шести фильмах он выступил в качестве сценариста и режиссера. Его перу принадлежат около ста рассказов, которые вошли в сборники «Беседы при ясной луне», «Земляки», «Там, вдали». Шукшин написал киноповести «Позови меня в даль светлую», «Точка зрения», «Калина красная», «До третьих петухов», «Энергичные люди», исторические романы «Любавины», «Я пришел дать вам волю», а также множество пьес и сценариев. Творческий путь Шукшина отмечен званием «Заслуженный деятель искусств РСФСР».

2 октября 1974 года писатель, режиссер и актер умер на съемочной площадке своего нового фильма «Они сражались за Родину».

В своих произведениях Шукшин часто сопоставлял жизнь сельчан и горожан, применял колоритную разговорную речь, подробно описывал быт земляков. Поскольку сам родился и вырос в деревне, проблемы крестьянской жизни были ему хорошо знакомы.

Сюжеты произведений писателя довольно просты – это обыденные сцены из жизни. Но главным мотивом творчества Шукшина является не внешний антураж, а совокупность мудрости, чувств и душевных порывов. Сюжет у него служит лишь предлогом завязать разговор.

Из-под пера автора вышла оригинальная галерея русских людей. Литературные герои Шукшина всегда естественные и живые. Иногда они стихийно протестуют против обыденного болота, абсурдности жизни. Но именно в этом протесте писатель находит проявление духовного начала личности. Персонажей своих повестей и рассказов Шукшин не идеализирует. Среди них много непутевых мудрецов-мечтателей, людей со странностями и чудачествами. Часто для литературного исследования автор изображал человека в период его надлома, душевного напряжения.

Литературный язык Шукшина богат и своеобразен. Речь персонажей полна диалектов и «неправильных» слов. Но часто и в самих авторских высказываниях сложно уловить грань между разговорной и литературной речью. Эту грань постоянно размывают неологизмы, жаргонные и просторечные слова, которые придают произведениям яркость и самобытность. Для раннего творчества Шукшина характерно обилие метафор, близких к народной поэтике.

Рассказы Василия Макаровича часто носят нравоучительный характер, им свойственна лаконичность. Но простота и краткость экспозиции насыщена нестандартными мыслями. Автору удавалось выразить главную идею всего лишь парой фраз. Шукшин мог глубоко проникнуть в душу, задеть за живое. По мнению самого писателя, человек искусства должен уметь донести свою мысль так, чтобы его поняли молча. И молча выразили благодарность.


 

Приложение 2

Учился
Родился
Василий Макарович Шукшин

 

                 
   
 
   
 
   
 
   
 
   
 
 
 
 
 
   
 
   

 

 

 


 

 


 

Приложение 3

1. Кем хотел стать В.М. Шукшин, поступая во ВГИК?

2. Кем служил Шукшин в армии?

3. Как назывался журнал, в котором опубликовали первый рассказ В.М. Шукшина «Двое на телеге»?

4. Как называл Шукшин своих героев?

5. Первый фильм Шукшина, в котором он сыграл главную роль?

6. Село, в котором родился В.М. Шукшин называлось…

7. Чем была наполнена речь героев Шукшина?

8. К какому направлению русской литературы относилась проза Шукшина?

 


 

Приложение 4

                                         
                    д и а л е к т и з м ы
                    в                    
  д е р е в е н с к а я                  
                    ф                    
                    е                    
                    д                    
                    о                    
                    р                    
            с м е н а                    
              о                          
              р е ж и с с е р            
              я       р                  
      ч у д и к и     о                  
                      с                  
                      т                  
                      к                  
                      и                  

Приложение 5

Появление героя Шукшина в начале шестидесятых годов было несколько неожиданным. Автор сам понимал, что герой его выглядит не по принятой форме, но он с горячностью доказывал, что ничего странного в его герое нет. «Он человек живой, умеющий страдать и совершать поступки, и если душа его больна, если поступки его, с общепринятой точки зрения, несуразны, то вы попытайтесь, попытайтесь разобраться, почему это произошло, спросите себя, не завидуете ли вы ему».

Это точка зрения автора на своего героя. Жаль, но с ней согласны не все персонажи, которые знают «чудика», находятся рядом с ним.

Так кто же он, «чудик», что в нём такого, что возбуждает в нас тревогу и совесть и вызывает почти потерянное, ностальгическое сочувствие к нему, человеку отнюдь не лучших правил и установлений?

аким образом, рассмотрев героя-«чудика», мы пришли к следующим выводам:

· во-первых, «чудик» как главный любимый персонаж Шукшина анализируется автором в разных аспектах, а следовательно, является объектом в том числе аксиологического описания;

· во-вторых, оценочному анализу подвергаются как внешние портретные характеристики персонажа, так и его внутренний мир. При этом отсутствует полная картина образа персонажа, в рассказах представлены лишь актуально значимые фрагменты:

1. имя как отражение социальной характеристики персонажа;

2. душа как неотъемлемая часть неудовлетворённого жизнью человека;

3. глаза как отражение мыслей, состояния, переживания;

· в-третьих, «чудик» является объектом оценки автора, персонажей рассказов и самооценки. При этом аксиологический портрет «чудика» часто не совпадает у разных оценивающих субъектов;

· в-четвёртых, при аксиологическом описании автор широко использует разные лексические и словообразовательные средства (слова с негативной и позитивной коннотацией, словообразовательные модификационные суффиксы, лексическую сочетаемость).

Общая характеристика «античудиков».

«Во всех рецензиях только: «Шукшин любит своих героев… Шукшин с любовью описывает своих героев…» Да что я, идиот, что ли, всех подряд любить?! Или блаженный? Не хотят вдуматься, черти. Или – не умеют. И то, и другое, наверно».

В. М. Шукшин верил в силы своего народа. Неистребимая вера в человека заставляла Василия Макаровича бороться за него до конца. И только в самых крайних случаях, когда не оставалось и проблеска человечности, когда торжествовали насилие и глумление над разумом и сердцем, над совестью и честью, над правдой, тогда автор становился беспощадным. Именно тогда появляются его герои-«античудики». Это люди тяжкого, земного, материального устроения. Они всегда лишены важнейших для писателя качеств – внутренней наполненности, глубины, духовности. Эти персонажи отпали по тем или иным причинам от животворного источника.

· во-первых, «античудик» неприятен и жалок Шукшину, автор не принимает и осуждает черты его характера, а следовательно, он является объектом в том числе аксиологического описания;

· во-вторых, оценочному анализу подвергаются как внешние портретные характеристики персонажа, так и его внутренний мир. При этом отсутствует полная картина образа персонажа, в рассказах представлены лишь актуально значимые фрагменты, то, что нужно было запечатлеть:

1. имя как отражение социальной характеристики персонажа;

2. глаза как отражение чёрствости, бездушия, сдвинутости в дурную сторону;

· в-третьих, «античудик» является объектом оценки автора, персонажей рассказов и самооценки. При этом аксиологический портрет «античудика» часто не совпадает у разных оценивающих субъектов;

в-четвёртых, при описании автор широко использует разные лексические и словообразовательные средства (слова с негативной коннотацией в большей степени используются при описании внешности и внутреннего мира героя, лексическую сочетаемость, префиксы с деструктивно оценочной семантикой).


 

Приложение 6



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: