Технологическая карта урока литературы
Составил Бовтунов Павел
Студентка группы ИФ5Р
Класс: 5
Дата: 27.03.2018
УМК: Литература. 5 класс. Учебник в 2 ч. Ч.2–[В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин] Под ред. Коровиной В.Я., 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016. – 287 с.
Тема: «С.А Есенин. «Низкий дом с голубыми ставнями».
Тип урока: комбинированный урок.
Вид урока: беседа.
Цели урока:
Воспитывающие:
· пробуждение внимания к внутреннему миру человека;
· воспитание чувства сопричастности с литературным наследием.
· воспитание нравственной чуткости;
· воспитание гуманного отношения к человеку, любовь к близким.
Обучающие:
· помочь получить представление обучающимся о творчестве С.А. Есенина;
· отрабатывать навыки художественного чтения поэтического произведения;
помочь обучающимся с анализом стихотворения С.А. Есенина «Низкий дом с голубыми ставнями»;
· развить поисковые умения, навык рефлексии, коммуникативные навыки;
· помочь в развитии умения работать индивидуально;
· способствовать развитию монологической и диалогической речи обучающихся;
· способствовать развитию навыков рассуждения и обоснования своей точки зрения.
Личностные результаты:
- осознание потребности в развитии и саморазвитии;
- желание приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся.
- умеют работать индивидуально.
Предметные результаты:
· обучающиеся имеют представление о характере творчества С.А. Есенина;
· знакомы со стихотворением С.А. Есенина «Низкий дом с голубыми ставнями»;
· имеют представление о таком типе литературного героя как «странный герой» или «герой-чудик»;
· проанализировали стихотворение С.А. Есенина «Низкий дом с голубыми ставнями».
|
Метапредметные результаты
Личностные:
- позитивный настрой на урок;
- осознание своих трудностей и стремление к их преодолению;
- проявление способности к самооценке своих действий, поступков;
- оценивание усваиваемого содержания;
-умение учитывать чужое мнение.
Регулятивные:
- осознание обучающимися имеющихся у них знаний;
- самооценивание и самоконтроль.
- способность самостоятельно определять тему урока;
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации;
- правильно формулируют свои мысли.
- владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами русского литературного языка;
- умение формулировать собственное мнение, подбирать аргументы при обсуждении темы урока, строить рассуждения;
- осознание важности коммуникативных умений в жизни человека
Познавательные:
-умение самостоятельно добывать информацию;
- способность извлекать информацию, представленную в разных формах;
- способность осуществлять анализ, строить причинно-следственные связи.
Формы работы: фронтальная-коллективная, групповая.
Оборудование: учебник.
Методы: словесный (беседа), наглядный.
План урока:
I. Организационно-мотивационный этап (3 мин.);
II. Подготовка к восприятию стихотворения С.А Есенина. (3 мин.);
III. Этап чтения и анализа стихотворения С.А Есенина «Низкий дом с голубыми ставнями» (28 мин)
IV. Рефлексия (3 мин.);
V. Выставление оценок.Домашнее задание (3 мин.).
|
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД | ||
I. Организациооно-мотивационный этап. Цель этапа: подготовить обучающихся к работе на уроке, заинтересовать обучающихся, подготовить к открытию нового знания, сформулировать тему, определить цель урока | Проверка готовности учащихся к уроку. Проверка подготовленности классного помещения к уроку. Я предлагаю Вам послушать одну песню в исполнении Н.Кадышевой «Отговорила роща золотая». - Ребята, а вы знаете, на чьи стихи написана эта песня? - Верно! - А какие стихотворения С.Есенина вы можете вспомнить? - Молодцы! | Ученики готовятся к уроку, приветствуют учителя. (С. Есенина) (Ученики упоминают такие стихотворения, как «Береза», «Пороша» «С добрым утром», «Черёмуха») | Личностные: самоопределение; Регулятивные: самоконтроль, самостоятельно формулировать тему; Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками; Познавательные УУД извлекать информацию, представленную в разных формах; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; | ||
II. Подготовка к восприятию стихотворения С.А Есенина. Цель: Сообщение целей и темы урока. III.Этап чтения и анализа стихотворения С.А Есенина «Низкий дом с голубыми ставнями». | - Ребята, вы обратили внимание с какой любовью поэт описывает родную природу, Родину!- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?-Да, цель нашего урока познакомиться с жизнью и творчеством С. Есенина, с его стихотворениями о родном доме, о родине. -А теперь, ребята, откройте учебники на 53 странице и прочтите стихотворение «Низкий дом с голубыми ставнями». - (Звучит фонограмма стихотворения) 1) Каким годом датировано это стихотворение? 2) Сколько лет прошло с момента создания стихотворения «Я покинул родимый дом»? 3) Что же звучит в душе поэта, какая музыка? 4) Какое слово непонятно? 5) Какие картины увидел поэт, думая о доме? Обсуди в парах и подчеркни. 6) Сравните настроение стихотворений «Я покинул родимый дом..» и «Низкий дом с голубыми ставнями». 7) Найдите эпитеты в стихотворении. Как они окрашены? 8) Какие особенности композиции стихотворения вы заметили? Поэт как бы замыкает круг. Всё начинается и заканчивается домом, все дороги ведут к нему. 9) А нет ли в слове «дом» «кольца»? (буква «о») 10) Какое ещё слово, связанное с домом, начинается с этой буквы, мы его сегодня не раз произносили. Семейный очаг, символизирующий особую атмосферу, то, что согревает душу. 11) Кольцо – символ чего? Когда дарят кольцо? - Кольцо – это оберег. Поэт говорит о своей любви к родине, родным. Он не только наполняет свою душу любовью близких, но и сам щедро делится ею. И эти же чувства вы испытываете в своём доме. 12) Так что же значил дом для поэта? -А теперь давайте вернёмся к началу урока и ответим на вопрос: - Можно ли соотнести есенинские строки и с нашей «малой родиной»? -Какие? Почему? | Предполагаемые ответы учеников. Открывают учебники и читают стихотворение. 1) 1924. 2) 94 года. 3) Поэт говорит о любви к родине, но это любовь, близкая к горькому душевному переживанию, к страданию, поэт уже не восхищается родиной так, как прежде, но любит её ещё больше. 4) Выть – участок земли. 5) Дом, поле, луга, серенькие небеса, седые журавли, березы, кривой ракитник. 6) Стихотворение «Я покинул родимый дом…» кажется более ярким, праздничным, чем второе – «низкий дом с голубыми ставнями…». 7) «Сереньким ситцем», «северных бедных небес», «нежность грустную», «седых журавлей», «в тощие дали», «сытных хлебов не видали», «ракитник. Кривой и безлистный». Эпитеты окрашены в тусклые, грустные, бледные тона. 8) Стихотворение начинается и заканчивается одинаковыми строками. Перед нами кольцевая композиция. 9) Буква «о». 10) Очаг, согревающий дом. 11) Символ любви, верности. 12) Тепло, уют, покой, любовь близких. | Познавательные УУД извлекать информацию, представленную в разных формах; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека. Познавательные УУД извлекать информацию, представленную в разных формах; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека. | ||
IV. Рефлексия Цель этапа: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | - С каким стихотворением мы с вами сегодня познакомились? И что о нем узнали? У вас на столах лежат листики с листочками, на которых нужно закрасить ту часть круга, которая соответствует вашим впечатлениям от урока. (см Приложение 6) | - «Низкий дом с голубыми ставнями» - Предполагаемые ответы учеников. | Регулятивные:самооценивание. Коммуникативные: правильно формулируют свои мысли | ||
V. Выставление оценок. Домашнее задания. Цель этапа:продолжить работу по закреплению изученного материала дома, мотивировать детей на прочтение произведения. | Выставляет оценки. Записывайте задание в дневник: Нарисовать собственный дом и рассказать, что он для вас значит. | Записывают домашнее задание в дневник. | |||
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
|
Василий Макарович Шукшин – выдающийся советский писатель, актер, режиссер и сценарист. Василий Шукшин родился 25 июля 1929 года в селе Алтайского Края Сростки. Вырос он в семье крестьян-середняков. В период коллективизации отец Шукшина был арестован, а затем расстрелян.
Будущий писатель окончил семилетнюю школу и поступил в автомобильный техникум в Бийске. Отучившись неполные три года, юноша решил отказаться от образования и пошел работать в колхоз, чтобы прокормить семью. В 1946 году Василий оставил родное село и переехал в Калужскую область, где устроился на тракторный завод слесарем. Затем Шукшин трудился во Владимире и в Подмосковье, пока не пришла повестка в армию. Служить довелось матросом на Балтийском флоте, позже Василий стал радистом.
В эти годы Шукшин пробует писать рассказы, которые в свободное время пересказывает сослуживцам. В 1953 году у Василия была обнаружена язва желудка, и его уволили в запас. Молодой моряк возвратился в родное село, где сдал экстерном экзамены и устроился в местную школу преподавателем русского языка.
Но заветной мечтой Шукшина был кинематограф. Василию удалось поступить во ВГИК на режиссерское отделение. В период учебы молодой автор продолжал писать рассказы, которые рассылал во многие журналы.
В 1956 году Шукшин сыграл совсем крохотный эпизод в картине С. Герасимова «Тихий Дон», а через два года дебютировал уже в главной роли в фильме М. Хуциева «Два Федора». В это время рассказ Шукшина «Двое на телеге» опубликовал журнал «Смена». В 1963 году впервые увидел свет его сборник «Сельские жители».
Первый режиссерский проект Шукшина – полнометражный фильм «Живет такой парень» вышел на экраны в 1964 году. Эта кинолента очень понравилась публике и завоевала гран-при международного Венецианского кинофестиваля. Спустя два года Шукшин завершил работу над фильмом «Ваш сын и брат». Картина получила Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых. Одновременно писатель выпустил сборник рассказов «Там, вдали».
За свою актерскую карьеру Василий Макарович сыграл около 30 ролей в кино. В шести фильмах он выступил в качестве сценариста и режиссера. Его перу принадлежат около ста рассказов, которые вошли в сборники «Беседы при ясной луне», «Земляки», «Там, вдали». Шукшин написал киноповести «Позови меня в даль светлую», «Точка зрения», «Калина красная», «До третьих петухов», «Энергичные люди», исторические романы «Любавины», «Я пришел дать вам волю», а также множество пьес и сценариев. Творческий путь Шукшина отмечен званием «Заслуженный деятель искусств РСФСР».
2 октября 1974 года писатель, режиссер и актер умер на съемочной площадке своего нового фильма «Они сражались за Родину».
В своих произведениях Шукшин часто сопоставлял жизнь сельчан и горожан, применял колоритную разговорную речь, подробно описывал быт земляков. Поскольку сам родился и вырос в деревне, проблемы крестьянской жизни были ему хорошо знакомы.
Сюжеты произведений писателя довольно просты – это обыденные сцены из жизни. Но главным мотивом творчества Шукшина является не внешний антураж, а совокупность мудрости, чувств и душевных порывов. Сюжет у него служит лишь предлогом завязать разговор.
Из-под пера автора вышла оригинальная галерея русских людей. Литературные герои Шукшина всегда естественные и живые. Иногда они стихийно протестуют против обыденного болота, абсурдности жизни. Но именно в этом протесте писатель находит проявление духовного начала личности. Персонажей своих повестей и рассказов Шукшин не идеализирует. Среди них много непутевых мудрецов-мечтателей, людей со странностями и чудачествами. Часто для литературного исследования автор изображал человека в период его надлома, душевного напряжения.
Литературный язык Шукшина богат и своеобразен. Речь персонажей полна диалектов и «неправильных» слов. Но часто и в самих авторских высказываниях сложно уловить грань между разговорной и литературной речью. Эту грань постоянно размывают неологизмы, жаргонные и просторечные слова, которые придают произведениям яркость и самобытность. Для раннего творчества Шукшина характерно обилие метафор, близких к народной поэтике.
Рассказы Василия Макаровича часто носят нравоучительный характер, им свойственна лаконичность. Но простота и краткость экспозиции насыщена нестандартными мыслями. Автору удавалось выразить главную идею всего лишь парой фраз. Шукшин мог глубоко проникнуть в душу, задеть за живое. По мнению самого писателя, человек искусства должен уметь донести свою мысль так, чтобы его поняли молча. И молча выразили благодарность.
Приложение 2
|
|
|
Приложение 3
1. Кем хотел стать В.М. Шукшин, поступая во ВГИК?
2. Кем служил Шукшин в армии?
3. Как назывался журнал, в котором опубликовали первый рассказ В.М. Шукшина «Двое на телеге»?
4. Как называл Шукшин своих героев?
5. Первый фильм Шукшина, в котором он сыграл главную роль?
6. Село, в котором родился В.М. Шукшин называлось…
7. Чем была наполнена речь героев Шукшина?
8. К какому направлению русской литературы относилась проза Шукшина?
Приложение 4
д | и | а | л | е | к | т | и | з | м | ы | ||||||||||
в | ||||||||||||||||||||
д | е | р | е | в | е | н | с | к | а | я | ||||||||||
ф | ||||||||||||||||||||
е | ||||||||||||||||||||
д | ||||||||||||||||||||
о | ||||||||||||||||||||
р | ||||||||||||||||||||
с | м | е | н | а | ||||||||||||||||
о | ||||||||||||||||||||
р | е | ж | и | с | с | е | р | |||||||||||||
я | р | |||||||||||||||||||
ч | у | д | и | к | и | о | ||||||||||||||
с | ||||||||||||||||||||
т | ||||||||||||||||||||
к | ||||||||||||||||||||
и |
Приложение 5
Появление героя Шукшина в начале шестидесятых годов было несколько неожиданным. Автор сам понимал, что герой его выглядит не по принятой форме, но он с горячностью доказывал, что ничего странного в его герое нет. «Он человек живой, умеющий страдать и совершать поступки, и если душа его больна, если поступки его, с общепринятой точки зрения, несуразны, то вы попытайтесь, попытайтесь разобраться, почему это произошло, спросите себя, не завидуете ли вы ему».
Это точка зрения автора на своего героя. Жаль, но с ней согласны не все персонажи, которые знают «чудика», находятся рядом с ним.
Так кто же он, «чудик», что в нём такого, что возбуждает в нас тревогу и совесть и вызывает почти потерянное, ностальгическое сочувствие к нему, человеку отнюдь не лучших правил и установлений?
аким образом, рассмотрев героя-«чудика», мы пришли к следующим выводам:
· во-первых, «чудик» как главный любимый персонаж Шукшина анализируется автором в разных аспектах, а следовательно, является объектом в том числе аксиологического описания;
· во-вторых, оценочному анализу подвергаются как внешние портретные характеристики персонажа, так и его внутренний мир. При этом отсутствует полная картина образа персонажа, в рассказах представлены лишь актуально значимые фрагменты:
1. имя как отражение социальной характеристики персонажа;
2. душа как неотъемлемая часть неудовлетворённого жизнью человека;
3. глаза как отражение мыслей, состояния, переживания;
· в-третьих, «чудик» является объектом оценки автора, персонажей рассказов и самооценки. При этом аксиологический портрет «чудика» часто не совпадает у разных оценивающих субъектов;
· в-четвёртых, при аксиологическом описании автор широко использует разные лексические и словообразовательные средства (слова с негативной и позитивной коннотацией, словообразовательные модификационные суффиксы, лексическую сочетаемость).
Общая характеристика «античудиков».
«Во всех рецензиях только: «Шукшин любит своих героев… Шукшин с любовью описывает своих героев…» Да что я, идиот, что ли, всех подряд любить?! Или блаженный? Не хотят вдуматься, черти. Или – не умеют. И то, и другое, наверно».
В. М. Шукшин верил в силы своего народа. Неистребимая вера в человека заставляла Василия Макаровича бороться за него до конца. И только в самых крайних случаях, когда не оставалось и проблеска человечности, когда торжествовали насилие и глумление над разумом и сердцем, над совестью и честью, над правдой, тогда автор становился беспощадным. Именно тогда появляются его герои-«античудики». Это люди тяжкого, земного, материального устроения. Они всегда лишены важнейших для писателя качеств – внутренней наполненности, глубины, духовности. Эти персонажи отпали по тем или иным причинам от животворного источника.
· во-первых, «античудик» неприятен и жалок Шукшину, автор не принимает и осуждает черты его характера, а следовательно, он является объектом в том числе аксиологического описания;
· во-вторых, оценочному анализу подвергаются как внешние портретные характеристики персонажа, так и его внутренний мир. При этом отсутствует полная картина образа персонажа, в рассказах представлены лишь актуально значимые фрагменты, то, что нужно было запечатлеть:
1. имя как отражение социальной характеристики персонажа;
2. глаза как отражение чёрствости, бездушия, сдвинутости в дурную сторону;
· в-третьих, «античудик» является объектом оценки автора, персонажей рассказов и самооценки. При этом аксиологический портрет «античудика» часто не совпадает у разных оценивающих субъектов;
в-четвёртых, при описании автор широко использует разные лексические и словообразовательные средства (слова с негативной коннотацией в большей степени используются при описании внешности и внутреннего мира героя, лексическую сочетаемость, префиксы с деструктивно оценочной семантикой).
Приложение 6