Российско-армянские и российско-азербайджанские отношения в контексте конфликта в Нагорном Карабахе.




Карабахский конфликт: Целью азербайджанской агрессии в апрельской войне, являлась попытка захвата одного или двух потерянных Азербайджаном в 1994 г. районов вокруг Нагорного Карабаха на Северном (Мардакертском) и Южном (Физулинском) направлениях. При этом в преддверии данной провокации Азербайджан провел вблизи зоны соприкосновения сил совместные военные учения с Турцией, турецкие старшие и высшие офицеры, а также подразделения спецназа принимали непосредственное участие в данной военной операции.

Очевидным итогом данной войны следует признать, что вооруженные силы Азербайджана, благодаря фактору внезапности, массовости и перевеса в вооружении и технике, смогли потеснить Армию обороны НКР в отдельных местах на Северном и Южном направлениях и получить контроль над тройкой тактических высот (опорных пунктов), но при этом благодаря бездарному командованию ввязли в оппозиционные бои, понесли значительные потери в живой силе и боевой технике, а также предвидя контрнаступление карабахской армии заявили о готовности к перемирию на второй день войны. Поскольку данное заявление И. Алиева армянская сторона расценила как "информационную ловушку – дезинформацию" и бои продолжились, Азербайджан уже 5 апреля при поддержке российского Генштаба договорился о перемирии с Арменией.Важным итогом данной войны стало действительное военно-техническое превосходство азербайджанской стороны


Армения и Россия имеют взаимообязывающие договоры по вопросам обороны и безопасности 1990-х и 2010 гг. В Армении расквартирована российская военная база (102-я группа войск в Гюмри и эскадрилия ВКС в Эребуни), а также внешние границы с Турцией и Ираном совместно охраняются с российскими пограничниками. Причем расходы за пребывание русской военной базы несет сама Армения, за что, как однажды отметил министр обороны РА Сейран Оганян, армянская армия получает современное российское вооружение.

В действительности же оказалось, что Армения воюет с оружием 1980-х гг., Министерство обороны РФ передало армянскому союзнику вооружение и технику 1960–1970-х гг., то есть технически и морально устаревшую.
По официальным данным, с 2010 г. Россия стала заключать многомиллиардные (более 4 млрд долл. США) контракты и продавать Азербайджану современное наступательное вооружение, включая тяжелые огнеметные системы "Солнцепек" с термобарической начинкой, РСЗО "Смерч", Ми-24 и т.д. Все это, в ответ на предупреждения армянской стороны о недопустимости изменения баланса сил конфликтующих сил в регионе, российская сторона изначально объясняла бизнесом. После же экономических санкций Запада и падения цен на нефть, продажа оружия Азербайджану еще более стала актуальной для бизнес интересов России.

Торговля оружием, хоть и приносит продавцу колоссальные прибыли разве что после нефти и газа, однако в этой торговле не может быть чисто бизнес подходов без военно-политических интересов. Карабах не является частью Армении, а Азербайджан стратегический партнер России и как же ему не продавать оружие?

Более того, Россия, заявив о выделении Армении льготного военного кредита на 200 млн долл. США, обещала соответствующие военные поставки Еревану (включая те же ТОС-1 "Солнцепек", РСЗО "Смерч", экспортный вариант "Искандер-Э" и т.д.). Азербайджан поспешил через собственный МИД выразить ноту-протеста России за подобные поставки Армении, поскольку это оружие может быть применено в Карабахе. При этом, Баку не обратил внимания, что подобные и другие виды вооружения Азербайджан у России закупил в 20 раз больше Армении (200 млн против 4 млрд). Правда, как показали военные события 2–5 апреля 2016 г. в том же Карабахе, российское наступательное вооружение применил Азербайджан, а не армянская армия.

Армения же устами своего премьер-министра О. Абрамяна так еще и не получила обещанного российского вооружения, что вынудило армянского премьера обратиться с просьбой к своему российскому коллеге поторопить заключение и выполнение контракта со стороны "Рособоронэкспорта».
На протяжении последних 2–3-х лет известные армянские представители обращались к российской стороне за приобретением современных видов российского оборонительного вооружения и техники, что позволило бы исключить дисбаланс в регионе, соответственно, подобное военное напряжение и агрессию Азербайджана. Но, увы, армяне не собрали денег, а Россия предпочла иной подход.

Бизнес камуфляж российско-азербайджанского военно-технического сотрудничества окончательно развенчался в ходе и после апрельской войны в Карабахе. Более того, вице-премьер РФ Д.О. Рогозин принял участие в незапланированной поездке Д.А. Медведева в Баку 8 апреля, как равный подход России из-за заранее запланированного визита в Ереван 7 апреля. А чем занимается в правительстве Рагозин известно всем, и его ответ ТАСС, что Россия продолжит поставки вооружения и техники Азербайджану согласно контрактам как стратегическому партнеру, взорвали армянский мир. Получается, что поездка российского премьер-министра в Баку вовсе не была случайным, спонтанным и попыткой миротворчества, коль в его делегации оказался зам по вооружению в условиях реальной войны.

Понятно, что контракты дороже иных обязательств для Рагозина. Но хотя бы в период военной азербайджано-армянской эскалации в Карабахе можно было бы если не прекратить военное сотрудничество со страной, совершающей грубое нарушение перемирия 1994 г. и военные преступления – глумления над военнопленными и мирными жителями, то хотя бы приостановить эти поставки. Д.А. Медведев в своем интервью телеканалу "Вести" подчеркнул, что если Россия откажется поставлять вооружение тому же Азербайджану, то он найдет другие рынки в той же Турции, Израиле или Пакистане. Правда, российский премьер почему-то при этом забыл упомянуть, что Армения – военный союзник, а Азербайджан – нет. Во всяком случае, формально на сегодня это так.


Получается, что президент В.В. Путин проводит целенаправленную политику втягивания Азербайджана в контролируемый им ЕАЭС, а быть может и ОДКБ ценой уступок по Карабаху. Какой же ключ у России для уступок в карабахском вопросе? Политические предложения Кремля о передаче территорий, да и самого Карабаха на правах мнимой автономии Азербайджану, видимо, г-н С. Саргсян не смог принять из-за очевидной то ли боязни народной кары, то ли армянского патриотизма. Что же в сухом остатке – малая война, а еще лучше блицкриг. Но для этого Азербайджан и получает необходимое вооружение у России.


Важным итогом апрельской войны для российско-азербайджанского сотрудничества становится фактор Азербайджана для восстановления отношений с Турцией. Если Россия таким образом способна будет решить карабахский вопрос в пользу Азербайджана, то Турция возглавляемая Р. Эрдроганом или еще кем-то, будет только благодарна Москве за повторение плана Ататюрка. Прорыв Эрдогана в том, что он навяжет России союз с тремя ключевыми тюркскими странами – Азербайджаном, Казахстаном и Кыргызстаном, входящими в политический Тюркский союз с Турцией. На российскую же внешнюю политику, как отмечает все тот же неизвестный источник из разведки, может повлиять только Путин и никто другой (то есть ни МИД, ни Генштаб, ни СВР с ФСБ). Путин, как показывают действия российских властей, склоняется к Азербайджану, что приведет к очередному альянсу с Турцией.

Данная динамика приведет к росту внутриполитического кризиса в Армении. Серж Саргсян и его команда (прежде всего, глава МИД и военное руководство – министр обороны и начальник Генштаба) вынуждены будут подать в отставку, либо заявить о приостановке членства Армении в ОДКБ и ЕАЭС, а также поставить вопрос о целесообразности пребывания русской военной базы и пограничников в Армении (либо же перевода данной базы на оплату, что может быть вполне достаточно для удовлетворения российских бизнес интересов в плане приобретения части искомого вооружения). К слову сказать, в Ереване уже называются астрономические цифры, на что русский Генштаб вряд ли согласится. Но даже ни в этом суть, а в самой постановке вопроса. Россия может и вправе продавать кому угодно свое оружие, но она, очевидно, понимает, что главному военному противнику собственного союзника этого делать не стоит. Если же Армения не союзник, то Москва может об этом прямо сказать.

Стало быть, российско-армянские отношения должны учитывать все многовекторные факторы текущего момента и последующие перспективы. В Армении и России политикам целесообразно предложить оптимальный путь сотрудничества, исходя из интересов и внешних угроз.


Дополнение:

Россия не может допустить потери Армении и Азербайджана из своего регионального геополитического влияния, а без контроля над ситуацией в зоне карабахского кризиса Россия не сможет удержаться в данной географии. Вот только русские в очередной раз готовы повторить ошибку начала ХХ в., когда тот же Карабах был уступлен ими новосозданному и признанному со стороны Советской России Азербайджану, то есть по типу куда денется тюркский Азербайджан внутри которого армянский анклав с прорусской ориентацией. Но время показало, что тюркскому Азербайджану есть куда идти, а самое главное в ту же тюркскую Турцию и к стоящим за ней покровителям. К слову, за свои нефть и газ Азербайджан получает доллары, а не девальвированные рубли. Да и энергетические и транспортные проекты Баку – Тбилиси – Джейхан, Баку – Тбилиси – Эрзерум, Баку – Тбилиси – Карс и TANAP с участием Азербайджана никак не соответствуют интересам России.
Армянский же анклав в Карабахе может не сохраниться в силу антиармянской ненависти властей Азербайджана, соответствующего воспитания данного общества, отсутствия всякой толерантности по отношению к армянам, но и, наконец, не желания армян оставаться в составе Азербайджана. Баку использует возвращение Карабаха для последующих антиармянских репрессий. Так было в той же Османской Турции, в том же Советском Азербайджане. Ни Россия, ни Франция, ни США не могут быть гарантами безопасности армян Карабаха без самого Карабаха и его вооруженных сил.

Менее значимые в армяно-русском контексте проблемы связаны с ЕАЭС и той же ОДКБ. То обстоятельство, что по инициативе Казахстана и при согласии России намеченный в Ереване 7 апреля саммит глав правительств данной организации был перенесен в Москву якобы из-за ситуации в Нагорном Карабахе и с целью не допустить односторонней поддержки (то есть, чтоб Азербайджан не обиделся), конечно, не выдерживает никакой критики.

Во-первых, потому что Армения пока что не признала НКР и не заявляла, что она участник конфликта с Азербайджаном.

Во-вторых, саммит глав правительств ЕАЭС, как и сам ЕАЭС, не призван решать вопросы по урегулированию карабахского кризиса.

В-третьих, максимум, что смогли бы сделать главы правительств стран ЕАЭС (участники саммита), так это принять очередную пустую декларацию с призывом и к Армении, и к Азербайджану, и к Карабаху прекратить боевые столкновения и искать компромисс за столом переговоров (что, в частности и было сделано на совещании в том же Ереване тех же стран ЕАЭС по транспортному разви-тию и на встрече Совета МИД стран СНГ в Москве 8 апреля).

В-четвертых, в Ереване нет гуманитарной катастрофы, и Армения смогла бы обеспечить нормальные условия для работы делегаций (деловая встреча, культурная программа, поесть, поспать и об-ратно домой).

В-пятых, мнение Д.А. Медведева, что следующий саммит глав правительств ЕАЭС состоится в Ереване, всего лишь дипломатический сленг, поскольку и к этому времени отношения между Арменией и Азербайджаном будут напряжены, а карабахский вопрос вряд ли решится в интересах Баку. Но в Астане Н. Назарбаев в который раз решил иначе поступить с Арменией и... в очередной раз дискредитировал саму сущность данной организации. Россия же поддержала Казахстан. Армения в лице своего премьера Овика Абрамяна выразила официальное несогласие с подобным решени-ем и вроде отказалась от участие в предстоящем саммите в Москве. Ну а раз такая по-литическая недоброжелательность в отношении Армении со стороны практически ос-тальных членов ЕАЭС, то какие экономические преференции ее могут ждать? Разве что снижение цены на поставки российского газа на 9% (даже не на 10%)?

Останется Армения или нет в составе ЕАЭС – покажет время. Однако ее пребы-вание может быть использовано и против тех планируемых решений, которые могут, например, касаться вопроса принятия того же Азербайджана. Ведь в данной организа-ции, насколько известно, важные решения принимаются консенсусом. Москве, Астане и Минску не следует ожидать подобного одобрения Еревана, во всяком случае в усло-виях обострившегося кризиса в Карабахе и агрессивных настроений Азербайджана.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: