Комплексная методика наблюдения и обследования развития ребенка третьего года жизни по линиям развития и критерии его оценки.
Комплекс методик для наблюдения и обследования и определения качества физического и психического развития ребенка третьего года жизни
№ п/п | Линии развития | Задачи | Срок проведения |
1. | Физическое развитие | Наблюдения и задачи соответствия физического развития ребенка общепринятым показателям. Задача для обследования: № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15. | В течение года. |
Общий моторный | Наблюдение за моторными умениями и навыками: ходит, ползает, лазить, катит, бросает в повседневной жизни. | ||
Мелкая моторика | Наблюдение за движениями рук, правой руки, кисти рук, в повседневной жизни. | ||
2. | Социально-коммуникативное развитие | Наблюдение за социальным поведением, общением, чувствами, их становлением. Задача для обследования: № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15. | В течение года. |
Контактные отношения | Расширяется круг общения со взрослыми и сверстниками, эмоции разнообразны. | ||
Навыки самообслуживания | Стремится иметь опрятный внешний вид, частично самостоятелен в обыденной жизни. | ||
Навыки поведения | Активен, подвижен, пытается вести себя самостоятельно, овладевает навыками культурного поведения. | ||
3. | Познавательное развитие | Наблюдение за предметной деятельностью, восприятием окружающего и свойств пред-метов, проявлениями наглядно-действен-ного мышления и игрой. Развивается вооб-ражение и память. Задача для обследования: № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 | В течение года. |
Сенсорное развитие | Наблюдение за предметной деятельностью: знает форму, размер, цвет, дифференцирует их, действует с ними. | ||
Навыки игры | Игра имеет подражательный характер относительно действий взрослого. | ||
4. | Речевое развитие | Наблюдение за коммуникативной активностью, формированием собственной устной речи. Задача для обследования: № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 | В течение года. |
Понимание речи | Наблюдать за совершенствованием понимание речи взрослых. | ||
Активное вещание | Наблюдать за развитием словаря, грамматического строя, произношением звуков. | ||
5. | Художественно-эстетическое развитие | Наблюдение за восприятием произведений искусства, их фактурой, реакцией на них, проявлениями элементарного детского творчества. Задача для обследования: № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15. | В течение года. |
Комплекс методик для наблюдения и текущего контроля психофизического развития ребенка третьего года жизни
Комплекс методик для наблюдения и текущего контроля физического развития ребенка третьего года жизни.
1.1. Общее моторное развитие
Методика № 1
Дидактическая игра № 1. "Гуси-гуси" (параметры 1)
Цель: выяснить умение ребенка хорошо бегать.
Материал
Инструкция к выполнению: взрослый читает стихотворение и в конце расставляет руки и побуждает ребенка бежать к нему, чтобы спастись от волка. Если ребенок не понимает, что нужно делать, взрослый повторяет игру и немножко подталкивает ребенка.
Методический комментарий: умение ребенка хорошо бегать фиксируется в таблице.
Ребенок с удовольствием бегает и не падает - 1 балл.
Ребенок выполняет упражнение после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок бегает, но часто падает - 0,25 балла.
Ребенок быстро переступает за ручку - 0 баллов.
Методика№1 Дидактическая игра № 2 "Пройди по мостику" (вариант 2)
Цель: выяснить умение ребенка держать равновесие при ходьбе по доске, лежащей на полу.
Инструкция к выполнению: ребенку предлагают пройти по мостику, чтобы не упасть в реку.
Методический комментарий: умение ребенка держать равновесие при ходьбе по доске, лежащей на полу, фиксируется в таблице.
Ребенок удерживает равновесие и не падает - 1 балл.
Ребенок выполняет упражнение после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок удерживает равновесие, но часто падает - 0,25 балла.
Ребенок идет за ручку - 0 баллов.
Методика № 1
Дидактическая игра № 3 "спустись вниз" (параметр 3, 12)
Цель: выяснить умение ребенка спускаться по наклонной доске самостоятельно.
Инструкция к выполнению: ребенку предлагают спуститься вниз по наклонной доске.
Методический комментарий: умение ребенка спускаться по наклонной доске самостоятельно фиксируется в таблице.
Ребенок самостоятельно спускается и не падает - 1 балл.
Ребенок самостоятельно спускается после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок пытается самостоятельно спуститься, но часто падает - 0,25 балла.
Ребенок спускается за ручку - 0 баллов.
Методика № 1
Дидактическая игра № 4 "Прыгай!" (параметры 4)
Цель: выяснить умение ребенка прыгать с предмета высотой 10-15см., приземляясь на обе ноги.
Инструкция к выполнению: взрослый ставит ребенка на невысокую поверхность и предлагает прыгнуть.
Методический комментарий: Умение ребенка прыгать с предмета высотой 10-15см., приземляясь на обе ноги, фиксируется в таблице.
Ребенок самостоятельно прыгает по предмету высотой 10-15см., приземляясь на обе ноги - 1 балл.
Ребенок самостоятельно прыгает по предмету высотой 10-15см., приземляясь на обе ноги после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок пытается прыгать, держась при этом за руку взрослого - 0,25 балла.
Ребенок сползает с подставки - 0 баллов.
Методика № 1
Дидактическая игра № 5 "Лесенка" (параметры 5)
Цель: выяснить умение ребенка подниматься и спускаться с лестницы.
Инструкция к выполнению: взрослый подводит ребенка к лестнице и предлагает ей подняться и спуститься.
Методический комментарий: умение ребенка подниматься и спускаться с лестницы фиксируется в таблице.
Ребенок самостоятельно поднимается и спускается с лестницы - 1 балл.
Ребенок самостоятельно поднимается и спускается после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок пытается подняться, но спускается с помощью взрослого - 0,25 балла.
Ребенок выполняет упражнение, когда ее держит взрослый - 0 баллов.
Методика № 1
Дидактическая игра № 6 "Цапля ходит по болоту" (параметры 6)
Цель: выяснить умение ребенка перешагивать через небольшие препятствия (высотой 20см) приставным шагом.
Инструкция к выполнению: перед ребенком выкладывают брусочки и предлагают их переступить, будто цапля ходит по болоту.
Методический комментарий: умение ребенка перешагивать небольшие препятствия (высотой 20см) приставным шагом фиксируется в таблице.
Ребенок самостоятельно переступает - 1 балл.
Ребенок переступает после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок пытается переступить, но все время цепляется - 0,25 балла.
Ребенок выполняет упражнение, когда ее держит взрослый за руку - 0 баллов.
Методика № 1
Дидактическая игра № 7 "Бросай мяч" (параметры 7)
Цель: выяснить умение ребенка хорошо бросать мяч одной и двумя руками в разных направлениях, пытаясь попасть в горизонтальную цель.
Инструкция к выполнению: перед ребенком на расстоянии держат корзинку и предлагают бросить в нее мяч.
Методический комментарий: умение ребенка хорошо бросать мяч одной и двумя руками в разных направлениях, пытаясь попасть в горизонтальную цель, фиксируется в таблице.
Ребенок самостоятельно бросает мяч одной и двумя руками в разных направлениях, пытаясь попасть в горизонтальную цель - 1 балл.
Ребенок самостоятельно бросает мяч одной и двумя руками в разных направлениях, пытаясь попасть в горизонтальную цель после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок пытается бросать мяч, но только двумя руками - 0,25 балла.
Ребенок отпускает мяч из рук - 0 баллов.
Методика № 1
Дидактическая игра № 8 "Маленький футболист" (параметры 8, 17)
Цель: выяснить умение ребенка толкать мяч ногой, ловить его с близкого расстояния. Инструкция к выполнению: ребенку предлагают поиграть в футбол.
Методический комментарий: умение ребенка толкать мяч ногой, ловить его с близкого расстояния фиксируется в таблице.
Ребенок самостоятельно толкает мяч и может поймать его с близкого расстояния - 1 балл.
Ребенок самостоятельно толкает мяч и может поймать его с близкого расстояния после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок пытается толкать мяч, но поймать его не может - 0,25 балла.
Ребенок пытается толкать мяч, но все время промахивается - 0 баллов.
Методика № 1
Дидактическая игра № 9 "Сорви яблочко с веточки" (параметр 9, 13)
Цель: выяснить умение ребенка подниматься на носочки, ходить на носочках.
Инструкция к выполнению: ребенку предлагают подняться на носочки и сорвать яблочко с веточки.
Методический комментарий: умение ребенка подниматься на носочки, ходить на носочках фиксируется в таблице.
Ребенок самостоятельно может подниматься на носочки, ходит на носочках - 1 балл. Ребенок самостоятельно поднимается на носочки и ходит на носочках после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок пытается подняться на носочки, но ходить на носочках не может - 0,25 балла.
Ребенок пытается подняться на носочки с помощью взрослого - 0 баллов.
Методика № 1
Дидактическая игра № 10 "Маленький водитель" (параметр 10)
Цель: выяснить умение ребенка кататься на трехколесном велосипеде, перебирая по полу ногами.
Инструкция к выполнению: ребенку предлагают покататься на велосипеде.
Методический комментарий: умение ребенка кататься на трехколесном велосипеде, перебирая по полу ногами, фиксируется в таблице:
Ребенок самостоятельно может кататься на велосипеде - 1 балл.
Ребенок самостоятельно катается на велосипеде после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок пытается катиться, но не может оттолкнуться - 0,25 балла.
Ребенок ждет помощи взрослого - 0 баллов.
Методика № 1
Дидактическая игра №11 "Потанцуй" (параметр11)
Цель: выяснить умение ребенка изменять темп, направление и характер движений при ходьбе и беге, единовременно выполнять два разных движения (топать и хлопать в ладоши.)
Инструкция к выполнению: взрослый включает музыку и предлагает ребенку потанцевать.
Методический комментарий: умение ребенка изменять темп, направление и характер движений при ходьбе и беге, единовременно выполнять два разных движения (топать и хлопать в ладоши) фиксируется в таблице.
Ребенок может изменять темп, направление и характер движений при ходьбе и беге, умеет единовременно выполнять два разных движения (топать и хлопать в ладоши) - 1 балл.
Ребенок может активно двигаться после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок пытается делать различные активные движения, но все время падает - 0,25 балла.
Ребенок движется за руку с взрослым - 0 баллов.
Методика № 1
Дидактическая игра № 12 "Сбей шишку с елки" (параметр 14)
Цель: выяснить умение ребенка подпрыгивать на двух ногах.
Инструкция к выполнению: ребенку предлагают подпрыгнуть и сбить шишку с елки.
Методический комментарий: умение ребенка подпрыгивать на двух ногах фиксируется в таблице.
Ребенок может подпрыгивать на двух ногах - 1 балл.
Ребенок может подпрыгивать на двух ногах после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок пытается подпрыгнуть на двух ногах, но все время падает - 0,25 балла.
Ребенок пытается подпрыгивать, поднимая по одной ноге - 0 баллов.
Методика № 1
Дидактическая игра № 13 "Цапля ходит по болоту" (параметр 15)
Цель: выяснить умение ребенка мгновение удерживать равновесие, когда стоит на одной ноге.
Инструкция к выполнению: взрослый предлагает поднять ногу и постоять, словно цапля.
Методический комментарий: умение ребенка мгновение удерживать равновесие, когда стоит на одной ноге, фиксируется в таблице.
Ребенок может удерживать равновесие - 1 балл.
Ребенок может удерживать равновесие после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок пытается удерживать равновесие, но все время падает - 0,25 балла. Ребенок пытается поднимать ногу, но с помощью взрослого - 0 баллов.
Методика № 1
Дидактическая игра № 14 "Зайчик прискакал" (параметр 16)
Цель: выяснить умение ребенка перепрыгивать невысокие препятствия к (10-15см).
Инструкция к выполнению: ребенку предлагают прыгать, как зайчик.
Методический комментарий: умение ребенка перепрыгивать невысокие препятствия к (10-15см) фиксируется в таблице.
Ребенок может перепрыгивать - 1 балл.
Ребенок перепрыгивает после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок пытается перепрыгивать, но все время падает - 0,25 балла.
Ребенок пытается поднимать ногу, но с помощью взрослого - 0 баллов.