Лет
Отличаются большой жизнерадостностью, внутренней уравновешенностью, постоянным стремлением к активной практической деятельности. Эмоции занимают важное место в психике этого возраста, им подчинено поведение ребят. Дети этого возраста весьма дружелюбны, легко вступают в общение. Для них все большее значение начинают приобретать оценки их поступков не только со стороны старших, но и сверстников. Их увлекает совместная коллективная деятельность. Они легко и охотно выполняют поручения и отнюдь не безразличны к той роли, которая им при этом выпадает. Они хотят ощущать себя в положении людей, облеченных определенными обязанностями, ответственностью и доверием. Неудача вызывает у них резкую потерю интереса к делу, а успех сообщает эмоциональный подъем. Далекие цели, неконкретные поручения и беседы "вообще" здесь неуместны. Из личных качеств они больше всего ценят физическую силу, ловкость, смелость, находчивость, верность. В этом возрасте ребята склонны постоянно меряться силами, готовы соревноваться буквально во всем. Их захватывают игры, содержащие тайну, приключения, поиск, они весьма расположены к эмоционально окрашенным обычаям жизни, ритуалам и символам. Они охотно принимают руководство вожатого. К его предложениям относятся с доверием и с готовностью откликаются на них. Доброжелательное отношение и участие вожатого вносят оживление в любую деятельность ребят, и вызывает их активность.
Лет
Резко возрастает значение коллектива, его общественного мнения, отношений со сверстниками, оценки ими его поступков и действий. Он стремится завоевать в их глазах авторитет, занять достойное место в коллективе. Заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости, возникает интерес к собственной личности, формируется самооценка, развиваются абстрактные формы мышления. Часто он не видит прямой связи между привлекательными для него качествами личности и своим повседневным поведением.
|
В этом возрасте ребята склонны к творческим и спортивным играм, где можно проверить волевые качества: выносливость, настойчивость, выдержку. Их тянет к романтике. Вожатому легче воздействовать на подростков, если он выступает в роли старшего члена коллектива и, таким образом, 'изнутри' воздействовать на общественное мнение.
Лет
Складываются собственные моральные установки и требования, которые определяют характер взаимоотношений со старшими и сверстниками. Появляется способность противостоять влиянию окружающих, отвергать те или иные требования и утверждать то, что они сами считают несомненным и правильным. Они начинают обращать эти требования и к самим себе. Они способны сознательно добиваться поставленной цели, готовы к сложной деятельности, включающей в себя и малоинтересную подготовительную работу, упорно преодолевая препятствия. Чем насыщеннее, энергичнее, напряженнее их жизнь, тем более она им нравится.
Больше не существует естественный авторитет взрослого. Они болезненно относятся к расхождениям между словами и делами вожатого. Они все настойчивее начинают требовать от старших уважения своих взглядов и мнений и особенно ценят серьезный, искренний тон взаимоотношений.
лет – юношеский возраст.
|
Они перерастают свою угловатость, неуклюжесть. Имеют привлекательную, повзрослевшую внешность. Формируются привычки. Обеспокоены своей сексуальной природой и особенностями умственного развития. Это сопровождается возникновением интимных эмоциональных отношений между юношами и девушками. Их мышление достигает новых высот. Характер к этому возрасту уже, как правило, сформирован, но неустойчивая самооценка, комплексы.
Любят дебаты и споры. Их воображение обычно находится под контролем рассудка и суждений. Они принадлежат компаниям или к исключительной социальной группе.
Их очень интересуют собственные особенности и свой внешний облик. Хотят социального утверждения. Сейчас они более способны контролировать свои эмоции.
Устремленность в будущее, построение жизненных планов. Растет желание помогать другим. В общении появляется потребность во внутренней близости, откровенности, и тайнах, секретах. Потребность в неформальном, доверительном общении со взрослым. Устанавливаются эмоциональные контакты с взрослыми на более высоком сознательном уровне.
ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Развитие детей младшей группы (6—8 лет)
§ руки и ноги растут быстрее тела
§ общее управление телом хорошее, координация глаз и рук улучшается к 7 годам
Развитие детей средней группы (9—11 лет)
§ рост девочек опережает рост мальчиков
§ в начале мальчики и девочки имеют равные силы, затем мальчики становятся сильнее
Развитие детей старшей группы (12—14 лет)
§ девочки обычно выше мальчиков
§ половое созревание
§ быстрый рост мускулатуры
|
§ переутомление опасно
§ девочки менее активны
Развитие подростков (15-16 лет)
§ наступает зрелость, сопровождаемая физическими и эмоциональными изменениями (у мальчиков в среднем к 15 годам, у девушек к 13 годам)
§ завершение роста скелета
§ различия среди детей усиливаются, так как многие из них уже повзрослели, а другие только начинают взрослеть
§ мальчики отстают в развитии на 2 года
ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ
Развитие детей младшей группы (6—8 лет)
§ высокий уровень активности
§ стремление к общению вне семьи
§ стремление научиться различать, что такое хорошо и что такое плохо
§ понимание различий пола
§ стремление получить время на самостоятельные занятия
§ ребенок может быть как целеустремленным, так и самоуверенным, агрессивным
Развитие детей средней группы (9—11 лет)
§ стремление повелевать у мальчиков, подчиненность у девочек
§ энергичны, быстры в действии, настойчивы, инициативны
§ часты беспокойные состояния, дети нуждаются в постоянной деятельности
§ стремятся к большой мускульной активности
§ любят коллективные игры
§ шумны, спорят
§ влюбчивы
§ боятся поражения, чувствительны к критике
§ интересы постоянно меняются
§ мальчики играют с девочками; стремятся к соперничеству
§ начинают осознавать нравственные нормы
§ пробуждается интерес и любопытство ко всему вокруг
Развитие детей старшей группы (12—14 лет)
§ мальчики склонны к групповому поведению
§ дети испытывают внутреннее беспокойство
§ антагонизм между мальчиками и девочками, дразнят друг друга
§ мнение группы сверстников более важно, чем мнение взрослых
§ дисциплина может страдать из-за «группового» авторитета
§ стремятся к соревновательности, подчиняют свои интересы мнению команды
§ сопротивление критике
§ появляется интерес к заработку
Развитие подростков (15-16 лет)
§ девочки начинают интересоваться мальчиками раньше, чем мальчики девочками
§ наблюдается беспокойство о своей внешности
§ растет социальная активность
§ стремление к достижению независимости от своей семьи
§ поиск себя
§ происходит выбор будущей профессии
§ возникновение первой любви
§ проявляются крайности в поведении, например, «я знаю все!»
СОВЕТЫВОЖАТЫМ
дети младшей группы (6—8 лет)
§ организуйте больше подвижных игр при ограничении прыжков и бега
§ развивайте умение лазать и пользоваться качелями
§ используйте ритмические виды деятельности; пение, драматические постановки
§ обучайте правильным навыкам труда
§ обеспечивайте конкретности поручений и творческой свободы детей при их выполнении
§ предоставляйте детям свободу действия, развития способностей (при соблюдении нравственных норм, распорядка лагеря и т. п.)
дети средней группы (9—11 лет)
§ учитывайте то обстоятельство, что дети данного возраста особенно нуждаются в поощрении и похвале
§ используйте такие виды деятельности, которые дают простор проявлению мускульной активности
§ организуйте коллективные спортивные игры, занятия по интересам
§ организуйте разумное руководство творчеством, направление пробуждающихся интересов к окружающему миру;
§ стремитесь обстоятельно ответить на многочисленные вопросы детей
дети старшей группы (12—14 лет)
§ организуйте коллективные игры (различные для мальчиков и девочек)
§ отдавайте предпочтение спортивным играм
§ используйте общий энтузиазм отряда при выполнении порученных заданий
Подростки (15-16 лет)
§ оказывайте помощь подросткам в том, чтобы они были приняты своими сверстниками
§ руководите поведением подростков так, чтобы оно было без излишнего вмешательства и давления со стороны взрослых
§ создавайте необходимые условия для отдыха
§ учитывайте возрастные особенностей, проявляющихся в повышенном интересе к другому полу
§ учитывайте то обстоятельство, что для мальчиков лучше организовывать спортивные соревнования, а девушек вовлекать в активные дела в помещении, в организацию встреч с друзьями и т. д.