К ним относятся словосочетание, простое и сложное предложение.




ИНТОНАЦИОННОЕ БОГАТСТВО – это не только способность окрасить какую-либо информацию, но и выразить чувства и эмоции [14,

Интонация – звуковая форма высказывания, система изменений высоты (громкости) голоса, организованная при помощи темпа и пауз, и выражающая коммуникативное намерение говорящего, его отношение к себе и адресату, а так же к содержанию речи, обстановке, в которой она произносится [7

В структуру интонации как явления сложного входят определённые элементы.

Интенсивность произнесения – степень усиления или ослабления выдыхания голоса, темпа и артикулирования при произнесении звуков речи, то есть силы или слабости произнесения при артикуляции звуков, особенно гласных. На слух различают уровень интенсивности. Он бывает низким, средним, и высоким. Уровень силы звучания может не изменяться, но чаще всего направление и характер интенсивности меняется: увеличивается или уменьшается и это может происходить резко или плавно [14].

Темп речи – скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление, обусловливающее степень ее артикуляторной и слуховой напряженности [7].

Мелодика речи – совокупность тональных средств, характерных для данного языка; изменение высоты тона при произнесении фразы [6].

Ритм речи – упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная ее смысловым заданием [14].

Тембр голоса – окраска, качество звука [6]. В интонационное богатство входят и средства, основанные на языковых и речевых явлениях, которые проявляются, прежде всего, в синтаксисе. Интонация делит речевой поток на смысловые отрезки, противопоставляет предложения по цели высказывания, детализирует внутри них смысловые отношения, участвует в выражении эмоций, поэтому существуют повествовательная, вопросительная, ответная, перечислительная, восклицательная интонация, а также интонация уточнения, пояснения, обособления, сравнения [7].

Интонация включает в себя логические и психологические паузы, логические ударения позволяющие выделить, подчеркнуть, наполнить определенным добавочным смыслом те или иные фрагменты речи [14].

ПОД ОРГАНИЗАЦИЕЙ РЕЧИ понимается связи её языковых элементов, их следование и взаиморазмещение, их комбинирование, их контактное и дистантное взаимное притяжение и отталкивание [7].

Под динамикой речи понимается её развёртывание в соответствии с движением сознания автора [11,

Отчётливо видны динамика и организация речи как слагаемое её богатства и разнообразия в совокупности произведений литературы разных жанров, использующих разные функциональные языковые стили (организация и динамика диалогической разговорной речи, организация и динамика речи делового отчёта, организация и динамика речи повести с острым, динамичным сюжетом) [11

ИНФОРМАТИВНАЯ НАСЫЩЕННОСТЬ. Информация – это сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-нибудь [27, с.205]. Информативная насыщенность зависит не только от избранного автором речи языкового материала и его применения, но и от его «насыщения» мыслями, чувствами, различными состояниями сознания [11

В общем понятии количественного богатства речи, кроме словарного разнообразия, можно и нужно выделить также семантическое (смысло-вое), фразеологическое, синтаксическое богатство. Это наиболее важные структурные составляющие названного типа речевого богатства. Семантическое богатство проявляется в смысловой насыщенности речи, которая характеризуется свободным владением лексическими значениями употребляемых слов, включением их в разнообразные контексты, умелым обновлением словесных связей (приданием слову нового смысла в данном контексте – «наращение смысла», по В. В. Виноградову) и т.д. Особую значимость для демонстрирования такого качества имеет умение творчески воспользоваться явлением полисемии (многозначности): многозначность – поистине неисчерпаемый источник для семантического обновления лексики языка, а также своеобразного переосмысления значения хорошо известного слова. Именно в речи, в тех или иных необычных и неожиданных сочетаниях у слов появляются новые оттенки смыслов, которые обогащают и расширяют старые смыслы. Вспомните есенинские слова: Отговорила роща золотая / Берёзовым весёлым языком– или пушкинские строки: О, сколько намоткрытий чудных / Готовит просвещенья дух, / И опыт – сын ошибок трудных, / И гений, парадоксов друг. Возможности такого варьирования в соединении слов исключительно велики, на что обращал внимание ещё А. С. Пушкин, заметив: «... разум неистощим в соображении понятий, как язык неисто-щим в соединении слов. Все слова находятся в лексиконе; но книги, поминутно появляющиеся, не суть повторения лексикона» (цит. по: Русские писатели о языке: Хрестоматия / Под общ. ред. А. М. Докусова. Л., 1955. С. 115).

Фразеологическое богатство проявляется в использовании разно-образных устойчивых оборотов языка. Фразеологизмы, как и многие лексические средства, в частности синонимы, полисеманты (многозначные слова), способствуют устранению однообразия речи, её монотонности, невыразительности и т.п. Они во многих случаях более точно, ёмко, выразительно, чем другие средства языка, позволяют нарисовать образ, выразить сущность явления, объяснить поступок. Устойчивые обороты – эстетически яркие, эмоционально действенные и убедительные средства выражения мысли и убеждения собеседника. Включение фразеологизмов в речевой контекст может быть только целенаправленным, ибо неумелое применение фразеологического материала языка, разнообразные ошибки в его использовании могут привести к коммуникативному сбою. Фразеологизм как особая единица языка имеет ряд существенных особенностей (целостное значение, неразложимость оборота на самостоятельные части, устойчивую структуру, образное значение и др.), которые накладывают особую ответственность на их употребление в речи. Только хорошее знание фразеологического фонда языка, отличительных особенностей устойчивых оборотов, умение включать их в разнообразные контексты позволяют мастерскú использовать это изобразительно-выразительное средство языка в речи.

Синтаксический аспект богатства речи отражает многообразие синтаксических структур, или типов простых и сложных предложений, которые говорящий/пишущий может использовать для выражения одной и той же мысли, например: Холодно: зима на дворе. – Стало холодно: зима пришла. – Зима пришла, и стало холодно на дворе и др. О богатых возможностях русского языка выразить своими средствами – и в первую очередь синтаксическими – любую, даже самую сложную мысль заметил в своё время Н. Н. Поповский (профессор философии, ученик М. В. Ломоносова): «Нет такой мысли, какою бы по-российски изъяснить было невозможно».

Для устной, звучащей речи весьма значимым я вляется интонационное богатство. Интонационное богатство измеряется разнообразием способов варьирования звучащего голоса: его тона, мелодики, силы, громкости, разных типов ударения, паузирования (оформления разных типов паузы) и др. О непреходящей значимости интонационного оформления звучащей речи в достижении эффективной коммуникации весьма убедительно сказал в своё время английский драматург Бернард Шоу (см. его высказывание в параграфе об интонационных нормах).

В целом, богатство речи как её качество характеризуется повышен-ной вариативностью мотивированного использования языковых средств всех уровней.

Богатство речи имеет тесную связь с такими другими коммуникативными качествами, как правильность, чистота, точность, ясность, уместность, целесообразность.

 

Типичные ошибки, делающие речь бедной:

- Тавтология (греч. tauto - то же, logos - слово) - неоправданный повтор одного и того же слова или стечение однокоренных слов:

(-) подарить подарок;

- Монотонность речи - повторение однотипных синтаксических конструкций:

Нарушение звукопроизношения

Трудности в выражении своих мыслей

Непонимание вопроса ине соответствиеответа на него

Бедность словарного запаса

несколько направлений:

Развитие артикуляционного аппарата

Развитие слуховой памяти

Обогащение и активизация словаря

Развитие связной речи

Развитие речи учащихся – процесс овладения речью: средствами языка и механизмами речи – ее восприятия и выражения своих мыслей.

Основные условия успешного развития речи учащихся в школе: развитие механизмов речи; потребность общения, выражения мысли; наличие речевой среды, питающей развивающуюся речь ребенка, учащегося языковыми средствами; наличие существенного, значимого материала, составляющего содержание речи; овладение теоретическими знаниями о языке, его закономерностях, постоянное корректирование речи, подчинение ее изучаемым правилам, овладение культурой речи. Развитие речи неотрывно от развития мышления и само способствует ему.

Система развития речи включает организацию речевых ситуаций, организацию речевой среды, словарную работу, синтаксические упражнения, работу над текстом, интонациями, над исправлением и совершенствованием речи. Вся работа по развитию речи опирается на курс грамматики, лексики, фонетики, словообразования, стилистики, а также на теорию речи и текста, которая не входит в программу для учащихся, но используется как основа методики развития речи учащихся.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: