Уровни развития речи у учащихся.




М.Р. Львов выделяет в работе по развитию речи учащихся четыре уровня

Направлениями работы на произносительном уровне являются: работа над техникой речи, организация усвоения на практике орфоэпических норм русского языка, совершенствование интонационных умений учащихся.

Лексический уровень развития речи предполагает обогащение, уточнение и активизацию словаря младших школьников. У младших школьников обычно не хватает словарного запаса, они могут употреблять слова в неправильном значении и говорить простыми предложениями. Дети постарше настолько привыкают использовать сленг в разговорной речи, что им сложно литературно выражать свои мысли в сочинении. Работа на данном уровне ведет к накоплению в речи младших школьников слов, пониманию различных оттенков их значений, а также готовности использовать слова в речевой деятельности.

Грамматический уровень работы по развитию речи предполагает обучение школьников быстро, синтаксически правильно строить разнообразные конструкции и связывать их в тексте. Это достигается построением словосочетаний и предложений разных типов, установлением связей между словами и др.

Четвертый уровень-это текст. Для этого уровня характерны различные упражнения с текстом: пересказы, выступления, импровизации, сочинения, изложения, драматизации.

Анализ работ М.Р.Львова, Н.Н.Светловской, Т.А.Ладыженской, Т.Г.Рамзаевой и др. позволил более подробно изучить и сформулировать основные требования, предъявляемые к речи учащихся младших классов. Они же являются критериями оценки ученических устных и письменных высказываний:

Я сность речи. Речь должна быть доступна слушателю, ориентирована на восприятие адресатом. Говорящий учитывает возможности, интересы и другие качества адресата. Речи вредит излишняя запутанность, чрезмерная усложненность синтаксиса. Речь должна быть коммуникативно целесообразна в любой ситуации и зависеть от цели высказывания, от условий обмена информацией.

Выразительность речи, качество предполагающее воздействие на слушателя с помощью яркости языка и убедительности.

Правильность речи. Данное качество обеспечивается соответствием литературной норме (грамматическая, орфоэпическая - для устной речи).

Богатство языковых средств. Умение выбрать в разных ситуациях различные синонимы и структуры предложения, наилучшим образом передающие содержание.

Точность речи. Это требование предполагает умение не просто говорить, но и выбрать для поставленной цели оптимальные языковые средства - такие слова, словосочетание, фразеологические единицы, которые наиболее точно передают мысль и чувства школьника.

Логичность речи. Речь должна быть последовательной, четко построенной, связанной в своих частях. Логичность предполагает обоснованность выводов, умение начать и завершить высказывание.

Содержательность речи. Это качество зависит от того, насколько ученик знает то, о чем говорит. Когда высказывание построено на знании норм речевого этикета, фактах, наблюдениях, когда тщательно обдумано, тогда оно содержательно, и, как правило, результативно (убедительно, услышано, понято, принято).

 


 

Общение – это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера [2,с.326].

Индивидуальность – это особенности характера и психического склада, отличающие одного индивидуума от другого [36, с.214].

Личность – это таинственный избыток индивидуальности, ее свобода, которая не поддается исчислению, предсказанию [2, с.266].

Сознание – это способность человека мыслить, рассуждать и определять свое отношение к действительности [2, с.243].

Мышление – это способность человека рассуждать, представляющая собой процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях [36, с.315].

Эмоции – это особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями, мотивами и отражающих в форме непосредственного переживания значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности [2

Признаки сформированного и гибкого мышления – умение анализировать, обобщать, логически правильно, четко, а также эмоционально строить свою речь, что возможно при большом запасе слов

Цель уроков литературного чтения – опираясь на полученные знания о языке, целенаправленно обогащать лексико-грамматический строй речи детей, учить их воспринимать (и понимать) чужую речь, а также строить свои собственные высказывания (тексты) в соответствии с нормами русского языка, оценивать поступки героев, обдумывать их, примерять на себя, а в целом, значит, развиваться [33].

Работа по развитию речи учащихся на уроках чтения должна носить систематический характер. Перечислим основные направления работы:

- словарная работа;

- составление плана произведения;

- обучение устному пересказу;

- обучение иллюстрированию [47].

- СЛОВЕСНОЕ РИСОВАНИЕ – это способность человека выражать свои мысли и чувства на основе прочитанной сказки, басни, рассказа, стихотворения;

- СОЧИНЕНИЕ СКАЗОК – это способность реализовать через речь воображение ребенка, наблюдательность и мышление младших школьников

- СКАЗОЧНЫЕ ИСТОРИИ. Ученики придумывают по воображению, заданию учителя, личным наблюдениям.

- МЕТОД КОЛЛЕКТИВНОГО СОЧИНЕНИЯ СКАЗКИ С ОДНОВРЕМЕННЫМ ИЗОБРАЖЕНИЕМ ПРОИСХОДЯЩЕГО (ИГРА-РИСОВАНИЕ, СОПРОВОЖДАЮЩАЯСЯ РАССКАЗОМ).

СОЧИНЕНИЕ – творческая работа, которая требует самостоятельности школьника, активности, увлечённости, внесения чего-то своего, личного в текст. Оно способствует становлению личности учащегося. В сочинении для ученика обретает смысл орфография, все изучаемые грамматические правила [47].

 

СКОРОГОВОРКИ можно использовать для выработки навыков правильного произношения звуков, для артикуляции звуков речи, а также выразительного чтения. Формы работы со скороговоркой могут быть различны:

- проговаривание скороговорок в разном темпе, с разными интонациями (радостно, восторженно, грустно, взволнованно, удивленно, озабоченно, разочарованно);

- проговаривание, сопровождаемое определенными загаданными действиями (например, хлопками, взмахами руки, танцевальными движениями);

- импровизационная инсценировка скороговорок;

- создание скороговорных приветствий и т. д. [47].

УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ИНТОНАЦИОННОГО БОГАТСТВА РЕЧИ

 

Скороговорный круг

Для этого по кругу передается какой-то предмет и произносится скороговорка (одна и та же или для каждого человека своя).

Скороговорная лента

На концах двух палочек закрепляется лента (можно использовать нитку или веревочку). По команде два человека начинают ее скручивать и одновременно говорить скороговорку. Кто быстрее свернет ленту и при этом правильно произнесет скороговорку.

Скороговорки с продолжением

Если кто-то из вас придумает начало скороговорки, то дописать ее можно предложить всем остальным. Когда этот процесс будет завершен, все, кто принимал участие в создании скороговорки, зачитывают то, что у них получилось. Например, такие скороговорные комплекты, каждый из которых может быть дополнен

Расшалившийся малыш

- шипел на кошку,

- шлепнул Шурика шелковым шарфом,

- смешивал вермишель с шоколадом,

- навешивал вермишель на уши щенку,

- швырял шишки в шкаф...

 

Апробация – это утверждение чего-либо или одобрение, основанием которому служит проведенное обследование. – это проверка работоспособности процессов, схем, моделей, методов, установленных теоретическим путем, проводимая в реальных условиях.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: