Сенсорная функция мозга.




Соответствующие ядра таламуса сочетаются восходящими путями с корой большого мозга, где в разных участках образуются центры анализаторных систем. К коры большого мозга поступают также те пути обонятельной системы, обходят таламус. Восприятие и анализ обонятельной информации происходят в древней и старой коре большого мозга, физиологию которых будет рассмотрен позже.
Подавляющее большинство нейронов, которые образуют кору большого мозга, выполняет аналитико-синтетическую функцию, которая обеспечивает оценку афферентной информации и намечает программу целенаправленной деятельности. В коре большого мозга выделяют более 50 полей (за
К. Brodmann, 1909). Непосредственно к этим системам можно отнести сенсорные и ассоциативные зоны.
1. Сенсорные зоны коры. К ним адресуются сигналы от релейных ядер таламуса. Различают соматосенсорные, слуховую и зрительную основные зоны. В соматосенсорных принадлежат SI-и SII-зоны. Зона SI расположена на постцентральной извилине, SII - на верхней спинке боковой борозды, которая делит теменную и височную доли. Слуховая зона находится в височной доле, зрительная - в затылочной.
2. Ассоциативные зоны. Сюда прежде адресуются сигналы от ассоциативных ядер
таламуса. Выделяют две основные ассоциативные зоны: в области лобной доли перед прецентральной извилины и на границе между теменной, затылочной и височной долями (в области теменной доли).
В коре большого мозга, особенно в области ассоциативных зон, нейроны расположены по типу функциональных колонок. Все шесть слоев клеток коры большого мозга, которые лежат перпендикулярно к ее поверхности, в определенных участках участвуют в переработке информации, поступающей от периферических рецепторов. Анатомическую основу (диаметром от 0,2 до 1,0 мм) таких колонок составляют тысячи нейронов, в которых возникает ПД при нанесении раздражителя на соответствующий рецептор. В каждой колонке существует своеобразная иерархия нейронов, которая основывается на взаимодействии возбудительных и тормозных процессов.
В зависимости от конкретной сенсорной системы, ее значимости для организма в коре большого мозга встречаются различные по иерархической сложности нейроны. Простые нейроны по характеру импульсов очень близки к связанным с ними рецепторов. В сложных нейронах разделение импульсов в ответ на периферические стимулы могут
существенно отличаться. Например, среди тактильных можно обнаружить нейроны, которые реагируют на стимул, который движется в определенном направлении.
В сенсорных зонах коры большого мозга различается и идентифицируется соответствующий раздражитель.
В ассоциативные зоны коры большого мозга, которые наиболее развиты у человека, адресуются Импульсы от различных рецепторов. Благодаря этому появляется возможность для более точной и всесторонней оценки какого-либо сигнала,
определения его ценности и биологической значимости. Здесь завершается формирование соответствующих чувств, хотя окончательно они формируются и, что особенно важно, формируются на основании данных анализа сенсорной информации программ целенаправленного поведения лишь при совместном действии сенсорных и ассоциативных зон коры большого мозга и ряда подкорковых структур. С функцией ассоциативных зон связаны процессы обучения и памяти. Для выполнения полного объема всех этих жизненно важных функций мобилизуются также лимбическая система (организация эмоций), вегетативная нервная (регуляция функций внутренних органов, обмена веществ), моторные участки коры и подкорки большого мозга (регуляция движений).
Кроме того, кора большого мозга выполняет еще одну важную функцию: путем нисходящих (эфферентным) воздействий она участвует в регуляции процесса поступления сенсорной информации, ее обработке во всех отделах ЦНС, лежащих ниже. Вследствие этого поступления афферентной информации, начиная от периферических рецепторов и до таламуса, может или тормозиться, или, наоборот, облегчаться

Связь мышления и речи

Мышление взрослого, нормального человека неразрывно связано с речью. Мысль не может ни возникнуть, ни протекать, ни существовать вне языка, вне речи. Мы мыслим словами, которые произносим вслух или проговариваем про себя, т. е. мышление происходит в речевой форме. Люди, одинаково хорошо владеющие несколькими языками, совершенно четко осознают, на каком языке они мыслят в каждый данный момент. В речи мысль не только формулируется, но и формируется, развивается.

Специальными приборами можно зарегистрировать скрытые речевые (артикуляционные) микродвижения губ, языка, гортани, всегда сопровождающие мыслительную деятельность человека, например, при решении различного рода задач. Только глухонемые от рождения люди, не владеющие даже кинетической (“ручной”) речью, мыслят на основе образов.

Иногда может показаться, что мысль существует вне словесной оболочки, что иную мысль трудно выразить словами. Но это означает, что мысль еще неясна себе самому, что это

скорее не мысль, а смутное общее представление. Ясная мысль всегда связана с четкой словесной формулировкой.

Неправильно и противоположное мнение о том, что мысль и речь по существу одно и то же, что мышление — это речь, лишенная звучания (“речь минус звук”, как считают некоторые буржуазные ученые), а речь—“озвученное мышление”. Это мнение ошибочно хотя бы потому, что одну и ту же мысль можно выразить на разных языках сотнями разных звукосочетаний. Известно также, что существуют слова-омонимы (слова с одинаковым звучанием, но разным смыслом: “корень”, “коса”, “ключ”, “реакция” и т. д.), т. е. одно и то же слово может выражать разные мысли, разные понятия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: