КЗОКаула-тантра-санграха.Антология текстов индуистской тантры / Пер. с санскрита С. С. Федорова, С. В. Лобанова. - М.: Старклайт, 2004. - 320 с.




Каула-тантра-санграхё

Антология текстов индуистской тантры

Москва, Старклайт, 2004

УДК 294 ББК 86.33КЗО

СоставителиС. С. Федоров, С. В. Лобанов

Перевод с санскритаС. С. Федоров, С. В. Лобанов

Авторы статейС. С. Федоров, С. В. Лобанов

РедакторС. В. Лобанов

Иллюстрация на с. 4И. А. Горцевич

КЗОКаула-тантра-санграха.Антология текстов индуистской тантры / Пер. с санскрита С. С. Федорова, С. В. Лобанова. - М.: Старклайт, 2004. - 320 с.

ISBN 5-901875-41-9

Тантризм, или учение тантры, привлекает внимание многих интересующихся мистическими знаниями и практиками Востока, но изданий на эту тему пока еще мало. Предлагаемая вниманию читателя антология индуистских текстов - уникальный сборник загадочных и впервые переведенных Тантр, тайных священных писаний последователей шактизма и тантрических культов Индии (прежде всего школы каула). Несколько вводных статей, а также словарь терминов и божеств, помогают лучше понять издаваемые переводы и получить более полное представление об учении, мистицизме, метафизике и эзотерических практиках каула-тантриков и тактов.

УДК 294 ББК 86.33

© Перевод на русский язык. С. С. Федоров, С. В. Лобанов, 2004.

© Оформление. А. И. Ушаков, 2004.

© Иллюстрация на с. 4. И. А. Горцевич. 2004.

ISBN 5-901875-41-9© ООО «Старклайт», 2004.

 

КАУЛА-ТАНТРА-САНГРАХА

АНТОЛОГИЯ ТЕКСТОВ ИНДУИСТСКОЙ ТАНТРЫ

Составители Федоров Сергей Сергеевич, Лобанов Сергей Владимирович

 

Молитва благословения

 

О Богиня Блаженная, уничтожающая горести предавшихся Тебе! Перед Тобой, Являющая откровение, Хранительница дхармы единения, которую великие йогины почитают, Подательница знания и любви, перед Тобою,

Образ сострадания, склоняемся всегда!

Привязываешь Ты наши сердца к Себе Своей любовью... Любовно сходишь беспричинно к нам, исполненным грехов, и множество грехов во благо обращаешь, нас приближая к Телу Своему.

[Картинка: image3.jpg]

 

Тара-гаятри

 

ОМ. Да постигнем мы Спасительницу! Медитируем на Дарующую освобождение. Да направит нас Нила (Синяя)!

 

Предисловие

 

Представленный сборник включает в себя фрагменты ряда священных текстов нескольких тантрических традиций Индии. Надеюсь, что читатель будет воспринимать материал с ясным разумом и открытым сердцем; это позволит увидеть ту сущность учения, которую невозможно выразить словами.

Тантрынаписаны непростым языком: некоторые вещи обозначаются иносказательно или лишь намеками, множество технических терминов может пониматься в различных значениях. Стоит принять во внимание тот факт, что текст имеет несколько уровней смысла. Нередко подлинное значение символов становится понятным только тогда, когда эти уровни смысла совмещаются. Поэтому рекомендуется подходить к текстамТантркак к сакральным, воспринимая их как частные аспекты единого божественного откровения; истинный же смысл тантрических писаний может быть постигнут только лишь помилости Господа, Который это откровение дал. ИзучениеТантрбез веры в Бога, без собственно духовной мотивации заведомо бесполезно.

Тантризм{тантра) -это мистическая религиозная система, целью которой является раскрытие истинной любви и знания и обретение единства с Богом. Следует также помнить, что «спасает несистема, а добрая воля».

Хочу выразить свою сердечную благодарность моей любимойшакти;Ачарье Садашивананданатхе, моему наставнику и близкому другу; Винешу Шанкару, моему брату вКуле,и брату Аюрарогья-нанданатхе - они помогали в подготовке этого сборника и приносили вдохновение.

Приветствую благословенных Учителей истины, в первую очередьгуруДаттатрею - Учителя учителей, Шри Саи Натху и Шри Крия Бабаджи! Да пребудет с нами их милость и благословение.

Смиренно склоняюсь перед Шри Тарой, Изначальной Матерью и Божественной Возлюбленной, Которой и посвящаю данный труд.

«Любовь есть закон, Любовь, направляемая волей».

Арджуна Тарадаса (С. С. Федоров)

29.08.03.

Сокращения названий основных источников

 

ИТ - Йони-тантра

МКС - Махакала-самхита

КН - Каулавали-нирная

ШСТ - Шактисангама-тантра

КТ - Кали-тантра

ШП - Шакта-прамода (КТ-КС дублирует текст из МКС)

MT -Меру-тантра

MHT -Маханирвана-тантра

ДжнТ - Джнянарнава-тантра

ЧКТ - Чиначаракрама-тантра

ККС - Каликула-сарвасва

КВТ - Каливиласа-тантра

КМТ - Канкаламалини-тантра

ШР — Шьяма-рахасья

КЧТ - Кулачудамани-тантра

КС - Калика-сахасранама

ВБТ - Виджнянабхайрава-тантра

ЛС - Лалита-сахасранама (из Брахманда-пураны)

 

Введение в каула-тантризм

(А.Т.)

Тантризм (тантра)является мистическим сердцем индуизма, его сущностной основой. Поэтому, хотя рассматривать его, несомненно, нужно в индуистском контексте, следует всегда принимать во внимание, что тантризм внеконфессионален, он не ограничен рамками какой-либо секты или традиции. Исторически сложилось так, что в Индии он более всего развивался в среде шактистских школ, но не стоит забывать о существовании шиваитских, вишнуитских (вайшнавских) и иных направлений тантризма (более того, в Индии встречаются даже тантрики-мусульмане). Положение тантризма в собственно индуизме можно сравнить с положением каббалы в иудаизме или суфизма в исламе (буддийский тантризм, с индуистской точки зрения, является не чем иным, как вариантом индуистского, пусть и несколько «еретическим»).

Само слово «тантра» означает «сущность» или «метод». Существует и более специфическая этимология данного термина - «спасение через использование тела». В конгломерате индуистских писанийТантрыотносятся кАгамам,которые, в свою очередь, относятся к категориишрути (откровения), являясь как бы конкретизацией и более понятным для современника изложением учения Вед.Тантры -это большей частьюАгамышактизма (хотя есть и шиваитскиеТантры).Однако сам тантризм нельзя сводить исключительно к учению шактистскихАгам,так как существуют, к примеру, несомненно тантрические направления вайшнавизма, не основывающиеся напрямую на каких бы то ни былоАгамах.Точнее всего будет воспринимать тантризм как живую устную традицию, существующую в недрах индуизма и оживляющую все его внешние формы.

Сами текстыТантрпрактически не используют 3 терминов «тантризм» или «тантрическая дхарма» -вместо этого там употребляется более емкий и мистический термин «каула». В широком смысле слова каулизм является синонимом тантризма, в более узком - означает высший уровень тантрической доктрины. Слово «Кула» весьма многозначно, но в первую очередь оно означает Шакти. Кроме этого, оно может подразумевать:Йони -как высшую, так ийониконкретной женщины; мистическое тело проявления Богини; семью, род или клан; каналсушумна.Соответственно «каула» означает «принадлежащий Куле», причем это можно рассматривать относительно каждого из значенийКулы.

Тантрыговорят о пяти потоках традиции, исшедших из пяти ликов Шивы. Эти потоки называются «амнаями» и подразделяются по пяти направлениям света. Все многообразие конкретных тантрических школ сводится к этим пятиамнаям,которые излагают единуюКула-дхармунемного по-разному Сущность же всехамнайодна, отличаются лишь акценты в практике и отдельные моменты в метафизике. Поэтому вполне правомерно изучать текстыТантр,относящиеся к разным традициям - сквозь них можно увидеть самую суть ученияКулыи более полно воспринять характер тантрического метода духовного освобождения. Условно вКула-дхармеможно выделить два основных течения:Кали-каулаиШри-видья,илиСамая.К первому относятся тантрические культы Кали и Тары, распространенные в основном в Ассаме, Бенгалии, Непале и Керале. Ко второму - культ Трипуры, или Лалиты, ныне более всего представленный в Тамилнаду. Подобным же образомТантрыразделяются на две аналогичные группы. Тем не менее вовсе не следует считать их чем-то отдельным и несовместимым; напротив, многие учителя были признанными авторитетами в обеих школах, а некоторые тексты затруднительно однозначно отнести к одной из двух групп. Можно отметить, что школаТрипураразвивалась в большем компромиссе с брахманизмом и поэтому внешне больше ему соответствует, нежели традицияКали-каула.К слову, адептамиШри-видъибыли Ади Шанкарачарья и егогуруГаудапада. Кроме того, школаШри-видьяповлияла на бенгальский вайшнавизм - согласно ряду источников, бенгальский святой и мистик Чайтанья Маха-прабху былтантриком,посвященным в эту школу. А «Урдхвамная-самхита» называет его девятойаватаройВишну. Чайтанья был одним из основателей тантрической вайшнавской традициисахаджия.

Основными текстами, на которых основывается школаКали-каула,являются собственноШакта-тантры, Бхайрава-агамы,группа текстов, известных какямалы (из которых дошли только три:Брахма-, Рудра-иДжаядратха-),исамхиты (в первую очередь «Махакала-самхита»), «Каула упанишад», «Шива-» и «Шакти-сутра», а также писания учителей, комментарии на текстыТантри сборники цитат (стоит упомянуть «Пурашчарьярнаву», написанную непальским королем Пратапом Сингхом, «Прана-тошини» и «Мантра-махариаву»). Можно еще назвать несколько шактистских Пуран: в особенности «Калика-иурану», «Махабхагавату» и «Деви-бхагавату». Значительная часть текстов не дошла до нашего времени, но тем не менее иимеющегося в наличии материала хватило бы на десятки лет кропотливого изучения. Стоит отметить, что длясадекватного понимания доктрины, а особенно для 3 правильной практики крайне необходимо получение определенных разъяснений из уст живогогуру.Поэтому всеАгамысходятся на том, что традиция идет «от уха к уху». Но это не мешает изучатьТантры,поскольку само это изучение может пробудить сердце человека, и тогда Богиня прольет на него Свою милость. А встреча с подлиннымгурувсегда является следствием этой милости. Вообще, существуют три основы подлинного знания: «саттарка» (правильная логика, разум), «садгуру» (подлинныйгуру)и «садагама» (истинное писание).

ШколаТрипурабазируется наШри-видья-тантрах,«Парашурама-кальпа-сутре», «Лалита-сахасранаме» и «Лалита-тришати», несколькихУпанишадах,каноне «пяти благих Агам» (шубха-гама-панъчаха),писаниях учителей («Саундарья-лахари» Шанкарачарьи, «Шри-таттва-чинтамани» Пурнананды, «Субхагодая-ставе» и другие) и комментариях (например, можно упомянуть классические комментарии к «Саундарья-лахари», комментарий Бхаскарараи на «Лалита-сахасранаму» и комментарий Рамешвары на «Парашу-рамакальпа-сутру»).

Сама школаТрипуратакже именует себя «каула» (наряду с названиемсамая).Термин «самая» подчеркивает несколько большую ориентированность на трансцендентный аспект Богини, тогда как «Кула» означает Ее имманентную сторону. Но обе эти традиции являютсякаула,так как «каула» означает как раз единение Шивы и Шакти, трансцендентного и имманентного.

В связи со школамитантрынадо упомянуть традицию кашмирского шиваизма (которая, к сожалению, почти не дошла до нас), большинство направлений которого были, вне всякого сомнения, тантрическими. Из нихкулаикауласоответствуютКали-кауле,акрамаблизка системеТрипура.Базовыми текстами кашмирского шиваизма являютсяБхайрава-агамы,«Шива-сутра», ряд шактистскихТантр,ныне утерянных, и писания учителей. Выдающимися представителями кашмирского тантризма были Каллата, Абхинавагупта и Махешвара-нанда. Особого внимания заслуживает трактат Абхинавагупты «Тантралока», представляющий собой настоящую энциклопедию кашмирского тантризма. К сожалению, в настоящее время она полностью переведена только на итальянский.

Большинство текстов, включенных в данный сборник, относится к традицииКали-каула.Исключение составляют «Шатсахасра-самхита», принадлежащая к школеКубджика -одной из каула-традиций, стоящей несколько особняком; иТантрышколыШри-видья -«Трипурарнава», «Джнянарнава» и «Камакалавиласа». ЧастьКали-каула-тантротносится к специфической ветви данной традиции, а именно -махачина-кроме,иличипачаре.Эта школа тантризма ближе всего стоит к буддийскойтантре:,само название ее происходит от словаЧина,означающего Тибет или Китай. Основными божествами, почитаемыми вмаханина-краме,являются наряду с Кали Камакхья, Тара и Чхиннамаста. Последние две Богини присутствуют и в буддийском тантрическом пантеоне (Чхиннамаста - под именем Ваджрайогини). Практики их почитания описываются в «Садхана-мале». Создателем школымахачина-крамабыл, согласно текстам традиции, сам Будда. Стоит отметить, что позиция буддийскихануттарайога-тантраналогична; да и объективно индуистский тантризм зачастую ближе к буддийскому тантризму, нежели к обычному индуизму.

Следует обратить внимание на следующий момент: в настоящее времятантручасто понимают весьма неадекватно, причем как на Западе, так и в самой Индии. На Западе большинство ассоциирует стантройразнообразные сексуальные техники или просто свободу сексуального самовыражения. При том, что в этих вещах нет ничего предосудительного и вТантрахони иногда действительно упоминаются, собственно ктантрекак духовной системе они имеют весьма отдаленное отношение.

Это скорее тема «Ананга-ранги», «Рати-рахасьи» и «Кама-сутры». Несомненно, в тантрический метод включаются сексуальные практики - и они играют там немаловажную роль - но их никак нельзя назвать основой этого пути. В шактистскойтантресекс ценен только в том случае, если он является выражением любви - к Богине и к возлюбленной.

А так называемый свободный секс скорее не поощряется, чем наоборот.

В Индии же характер неправильного восприятия тантризма несколько иной. Там «тантриками» именуют всяких колдунов (особенно злых), астрологов, прорицателей и т. п. - одним словом, тех, кого у нас принято называть экстрасенсами или «эзотериками». Большинство индусов не подозревает о существованииТантркак класса писаний и не имеет никакого понятия о мистической стороне собственной веры - тантризме. Таким образом, тантризм весьма дискредитирован в современном 5 мире; по этой причине для искренне ищущих и подлинно верующих крайне рекомендуется опираться в своем постижении тантризма только на классические тексты, классические комментарии, научные труды по данной тематике (к сожалению, русскоязычных практически не существует, зато на английском можно найти немало) и живую традицию. Прискорбно, что большинство индийских учителей, в том числе являющихся реальнымитантриками,предпочитают об этом умалчивать, а то и просто критикуют тантризм в своих книгах и выступлениях, при этом практикуя его в узком кругу. С другой стороны, хватает и просто дилетантских и коммерческих изданий на данную тему, которые не становятся соответствующими духу и букветантрыоттого, что автором является этнический индус. Из нетрадиционных подходов ктантренаиболее адекватными, пожалуй, можно назвать учения Шри Ауробиндо и Ошо (Раджниша). Есть также немало систем, не относящих себя к тантризму, но являющихся тантрическими по своему духу и методу (можно упомянуть геродоксальные направлениякаббалыи, например,телемуАлистера Кроули).

 

Краткое изложение каула-дхармы

(А.Т.)1.Учение о Трике (trikavAdaH) - Полноте Божества, монизм

Единый Непостижимый Всевышний являет Себя в Единстве Шивы (трансцендентного аспекта -akula),Шакти (имманентного -hula)иНары(индивидуализированного -kaula).Шива - Всевышний Абсолют(parabrahma),Великая Пустота, Безмолвный Свидетель. Шакти - Его динамическая Сила и вся Полнота проявленности, тождественная Шиве.Пара -индивидуальность(JIvAtma),«Сын» Шивы и Шакти. Эта Троица(pika)пребывает в Абсолютной Любви и Вечном Единении (sAmarasya).2.Учение о Единой Шакти -Кали (kALIvAdaH)

Системакаулапостулирует супрамонотеизм. Существуют только одна Единая Шакти, Владычица всего (kuleshwarl),Ее именуют Кали(Адья-КалииПурна-Кали).Она - Сила, стоящая за всеми формами Божественного, оживляющая их. Вкаулизмепридается первостепенное значение именно женскому аспекту Единого, поскольку Шакти - это именно проявленная Сита и Благодать. Достигая единения с Нею, сливаешься с Шивой, т. к. они едины. Кали имеет три основных аспекта, символизируемых тремя слогами вЕе мантре: 1.Тара (подразделяющаяся на 13 Кали), 2. Трипура (подразделяющаяся на 16нитъя-шакти)и 3. Камала (подразделяющаяся на 10 Махавидий). Выделяют также 9 субаспектов Кали, соотносящихся с Махавидьями. 10 Махавидий: Кали, Тара, Сундари, Бхуванеши, Бхайрави, Чхиннамаста, Дхумавати, Багала, Матанги и Камала. Расширенный перечень включает 22 Махавидьи (по количеству слогов основноймантры).В отношении творения Кали проявляется пятью энергиями: творения (sR^iShTishaktiH) -Брахмы, поддержания (sthitishaktiH) -Вишну, разрушения(saMhAra-shakliH) -Рудры, сокрытия(tirodhAпashaktiH) -Махешвары, и милости, Откровения (anugraha-shaktiH) -Садашивы.

3.Учение о йони, камакала (kAmakalAyonivAdaH)

Триединая Богиня имеет формуйони (женского полового органа), треугольникакамакала (букв.«истечение любви»), тогда как Шива представлен точкой в его центре.Йони -этоКула,Полнота Шакти. Высшая Богиня пребывает в космическоййони (mUlaprakR^itiH)и вйоникаждой женщины. Поскольку Шакти - женское начало Божества, и она же - проявленный Его аспект, то Божественность максимально выражена в женщине. По этой причине в каула-тантризме женщины особо почитаемы. Более того, женщина - основа пути.

4.Учение об Откровении (AmnAyavAdaH)

Высший путь (путькаула)был открыт Господом через откровение (Agama).Откровение делится на пять потоков (АтпАуа),которые изошли из пяти ликов Садашивы. Эти лики расположены по четырем направлениям и один - вверх, соответственно этому называются иамнаи.Верхняяамная -сущность духовного пути вообще, единая истина, которая пребывает в сердце любого подлинного учения. К восточнойамнаеотносят, наряду с прочим, буддийскуютантру,а к западной - каббалу и т. п. Писания каула-тантризма можно подразделить на три основные категории: 1.Бхайрава-агамыи учения, на них основанные (трика); 2.Кула-агамы (каула, крама,кубджикаичина); 3.Самая-агамыи примыкающие к ним источники (шривидья).Каула-тантра -это не конкретная индуистская секта, а сущностный подход, «прямой путь», учение духовного освобождения.

5.Учение о возвращении (nivR’ittivAdaH)

Каула-тантра -это учение освобождения, возвращения к изначальнойсамарасъе (тождественности, слиянию). Путькаулапротивопоставляется пути мира (lauka),«развертыванию»(pravR^ittiH).Поэтому он называется «сворачиванием»(nwR^ittill).Существуют три средства (ирАуа)на пути:шамбхава, тактаианава (по делениютрикина Шиву, Шакти ипару). Шамбхава-упая -непосредственное постижение, спонтанное знание, признание своей природы Шивы(pratyabhij~пА).Шакта-упая -это собственно методтантры, такта-йога. Апава-упан -все остальные, внешние, пути, имеющие относительную ценность. Триупоисоотносятся с тремя типами (bhAva)людей: божественным (divya),героическим(vlra)и «скотским» (pashu).

6.Учение о последовании (kramavAdaH)

По своим внутренним качествам люди подразделяются на три вышеперечисленных состояния,бхавы.В первом доминирует благость(sattwa),во втором - страсть(rajas),в третьем - невежество(tamas).Для путикаулаподходит второй, третий не подходит, а первый в пути не нуждается. Первый тип - духовный, второй - душевный, третий - плотский. Духовный путь раскладывается на семь ступеней,ачар (AchAra).Первые три находятся впашу-бхаве:

1)Ведачара -законничество, ритуализм, обрядоверие, магизм. Человек на этой ступени верит в действенность различных обрядовых действий (в языческих религиях) или в спасительность выполнения религиозного закона (в монотеизме). Типичные примеры: восточное христианство (православие и т. п. - но не монашеское), иудаизм и ведизм (брахманизм).

2)Вайшнавачара -эмоциональный культ какого-либо божества. Человек верит в спасительность своего религиозного благочестия, молитв и преданности. Но преданность пока носит внешний характер. Примеры: протестантские церкви в христианстве, кришнаизм.

3)Шайвачара -путьйогизнания и действия. Это уровень, на котором появляется подлинный монотеизм. Человек верит в спасительность знаний или усердной практики (sAdhana).Примеры - ислам, шиваизм,веданта.

4)Дакшиначараявляется переходнойачаройквира-бхаве.В ней интегрируется опыт предыдущих ступеней. Человек от частных аспектов переходит к сущности пути. Примеры: «тантра правой руки», ортодоксальная каббала и суфизм. Последующие двеачарыотносятся квира-бхаве,а последняя - кдивъя.

5)Вамачара -путь благодати и любви. Человек понимает, что спасение недостижимо только собственными усилиями, и предается Шакти (Высшей и земной). Это первая ступень возвращения,нивритти.Примеры: «тантра левой руки», гетеродоксальная каббала и суфизм, радикальный гностицизм в христианстве.

6)Сиддхантачара (имеющая несколько вариантов) - путь совершенных. Человек постиг сущность пути, поэтому он не зависит более от формы. Это уровень подлинноййогииагхоры.

7)Каулачара -достижение состояниятрики:Свобода, Знание и Любовь.

7.Учение о вере и преданности (vishwAsabhaktivAdaH)

Основа духовного пути - искренняя и целостная вера в Бога и преданность Ему, Шакти,гуруи себе. Без веры пути нет. Подлинно верующему Бог так или иначе откроется - черезгуру,собственный дух или через Шакти.

8.Учение о спонтанной истинности (sahajatattwavAdaH)

Кауликапонимает, что он не способен спастись собственными усилиями, поэтому он вверяет себя Шакти, которая раскрывает себя как истинная природа самогосадхаки.Нет Истины помимо той, что уже в нас с самого рождения (sahaja).Кауликаследует принципусатьи -он искренен с собой и Богом.

9.Учение о следовании собственной воле (swechchhAchAravAdaH)

Постигая свою природу,кауликавыявляет свою волю. Он понимает, что единственное, что он может и должен делать, - это следовать ей.

10.Учение о шакта-йоге (shAktayogavAdaH)

Дабы воссоединиться с Шакти, дан пятиступенчатый методшакта-йоги.Он представлен так называемыми пятьютаттвами (иначе -макарами).Основашакта-йоги - садханас женщиной (shaktiH).

Основа путитакта -так называемые пятьтаттв (panchatattwa, panchamakAra):вино, мясо, рыба,мудра (жареное зерно) имайтхуна (соитие). В форме этих пятитаттвпоказан метод и дана последовательность ступеней вшакта-йоге.Поскольку на санскрите все пять начинаются с буквы «ма», их называют пятьюмакарами.Таптры, говоря о важности пятитаттв,утверждают, чтосадханабез них не только бесполезна, но и вредна:тпАра-nchopacftAreNa... pApa-nchaiva pade pade(«Махабхайрава-тантра», цит. по «Кулапуджана-чандрике»). При этом использование пятитаттвтолько лишь для удовлетворения чувств постоянно осуждается (например, в «Куларнава-тантре» и «Йогини-тантре»), На основании этого возникла ошибочная интерпретациямакара-йогикак исключительно внутреннего процесса, когда ее, по сути, свели кхатха-йоге.Однако данное воззрение несостоятельно как в контексте самих Тантр, так и по мнению Учителей (данную точку зрения осуждал еще Абхинавагупта). С другой стороны, под пятьютаттвамиявно подразумевается нечто большее, чем просто антиномианистское нарушение нормсмритии следование путибхоги (наслаждения). Как говорят Тантры: «на путиКулы -ийога,ибхога» («Куларнава-тантра», 2.23; «Маханирвана-тантра»,4.39; «Тарабхактирахасъя-дипика», 10.30).

Таким образом,макара-йога -это процесс, сочетающий внутреннюю и внешнюю стороны, медитацию и наслаждение. В результатесадхакапостигает свою природу как природу Бхайравы, tadbhoktA bhairavasswayam («Куларнава-тантра», 5.79). Об этом состоянии «Шива-сутра» говорит:udyAmo bhairavaH.

Пятьмакарпредставляют пятеричнуюпракриты,пять энергий Садашивы и т. п. Пятьмакар -это «лестница», по которойсадхакаможет сначала коснуться Высшего, а затем и обрести состояние освобождения при жизни(jlvanmukti).Поэтому можно без преувеличения сказать, чтомакара-йогаи есть всяшакта-йога,сущностькаула-дхармы.

«Рудра-ямала» (уттара-кханда, 10.161)называет еепурна-йогой,«интегральной»йогой.

Макарыследуют в определенном порядке не случайно. Этот порядок соответствует последовательности пяти ликов Садашивы (согласно «Махабхайрава-тантре»): Брахма - вино, Вишну - мясо, Махешвара (Рудра) - рыба, Ишвара -мудраи Шива -майтхуна.«Тарабхактирахасья-дипика» соотносит пятьмакарс пятью главными Махавидьями (которые выделяются еще «Махакала-самхитой» и «Кали-тантрой»). По сути, пятьмакарпредставляют все творение, всю нашу жизнь. Поскольку почитание Шакти должно быть целостным, необходимы все эти пять. Иногда пятьмакарсводят к трем:мадъе (вину),маисе (мясу) имайтхуне (соитию), например в «Каулавали-нирнае» (10.93) и «Нируттара-тантре». Эти три представляют изначальнуютрику,троицу Махавидий, символизируемыхбиджами ХРИМХУМ КРИМ.В этом случае вино олицетворяет Шакти, мясо - Шиву («Куларнава-тантра», 5,79), амайтхуна - ямалу, самарасъю.

ПокровительницавамачарыКамакхья имеет пять ликов, представляющих пятьтаттв;пятьтаттвзаключены и вТара-панъчараиши-маитре.Эти пятьмакарсоответствуют пяти потокам откровения (АтпАуа).

Вино символизирует «причащение» благодатью, вследствие которогосадхакаобращается к Высшему (т. е. встает на путьнивритти,вамачару).Он начинает преобразовывать свои мотивации (vikalpa),обретать духовное намерение, таким образом утверждаясь ввира-бхаве.Вино символизирует Трипура-сундари всахасраре,которая своей красотой привлекаетсадхаку.Вино уничтожает заблуждение (moha),выявляетананду («Куларнава-тантра», 5.80), приводит к созерцанию. Вино также соотносится с Ганапати, устраняющим препятствия с пути.

Созерцание представлено мясом.Мамса -это внутреннее молчание (таипа),состояние свидетель-ствования(sAxIbhAva).Это ступеньдхьяны,медитации. Созерцательность делаетсадхакусосудом, способным принять в свое сердце благодать Богини. Поэтому мясо связывается с Тарой, нисходящим потоком Шакти (shakti-nipAta).

Далее следует рыба, символизирующая «поднятие» (ArohaNa),пробуждениекундалини.Это то возбуждение (kShobha) -и духовное, и сексуальное - которым нужно почитать Богиню («Нируттара-тантра», цитируемая по «Пурашчарьярнаве»). Это состояние представляет Сканда. Данная ступень необходимо связана свамачарой,и вовне она предваряетмайтхуну (по этой причине нередко рыбу имудруотдельно не упоминают).Тантры,например «Камакхья-», вообще запрещают и питье вина, и вкушение мяса безшакти -поскольку невозможно осуществление дальнейших «шагов» (krama).Рыба соотносится с Бхайрави вмуладхара-чакре.

Затем идетмудра (буквально «дающая радость»), представляющая соединение сшакти(также иногда называемойmudrA).Мудрасимволизируется Чхиннамастой, Богинеййоги. Мудра -это поднимающаясякундалини.

Последней ступенью являетсямайтхуна,единение с Шакти внутри и вовне.Майтхунасоотносится с Каликой. Омайтхупе«Джнянарнава-тантра» (22.68) и «Тарабхактирахасья-дипика» говорят:shivashaktisamAyogo yoga evaпа saMshayaH («единение мужчины и женщины и есть, несомненно,йога»),В состояниимайтхуны кундалиниподнята доанахаты.

«Лестница» пятитаттввыводит за ограниченияпракриты,в шестое состояние, Высший Свет, Кришну (в «Каливиласа-тантре»),махамудру, махамокшу (Великое Освобождение). Потантрам,пятьмакар -единственный путь к Высшему, поэтому «безмакара-йогиКалика никогда не будет удовлетворена» (vinAmakArayogena naiva tuShyati kAlikA -«Куларатнавали», цитируемая по «Пурашчарьярнаве»). Для прохождения этих ступеней необходимы стойкая осознанность и преданность Шакти - и Высшей, и земной («Рудра-ямала»,уттара-кхаида, 17.156;«Меру-тантра», 10.67; «Шактисангама-тантра»; «Тарабхактирахасья-дипика» и т. д.). Эти пятьтаттв«Тарабхактирахасья-дипика» называет пятьюхрамами («шагами»)шакта-йоги: мантра-крама (илиманана-крама), мауна-крама (илиманджари-крама), мела-крама, мудра-крама, махакрама;шестое состояние -махартха-крама,состояние Абсолюта.

Интересно, что ступенишакта-йогипрямо соответствуют шести ступеням буддийской тантрическоййоги: пратъяхара, дхьяна, пранаяма, дхарана, анусмритиисамадхи (в «Чандамахарошана-» и «Хеваджра-тантре»), «Поэтому мудрый всегда почитает Богиню с пятьютаттвами» («Каулавали-нирная», 5.40,105; 9.111).

11.Учение об исключительной спасительности Любви (premnAtArakatwavAdaH)

Спасает лишь Любовь. Все остальное может в лучшем случае помочь ее раскрыть. В Любви существуют пять вкусов(rasa),высший из которых -эротический(shR^i-NgAra).Через Любовь (в том числе проявляющуюся вне контекста духовного пути) спасение доступно непосредственно. Состояние Любви - не от мира (alaukikl),оно - сам Бог.

12.Учение о единстве наслаждения и освобождения (bhogayogavAdaH)

Кауликапостигает Высшее в земном, практически реализуя принцип недвойственности. Для него мирские наслаждения и естьйога.

13.Учение о Слиянии (sAmarasyavAdaH)

Слияние - Высшее Состояние(bhairavAvasthA),Абсолютное Блаженство(paramAnanda).Путь ксамарасъележит через нее же. «Единение Шивы и Шакти и есть, несомненно,йога» - это верно во всех смыслах.Самарасья -этотрика.

 

Антиномианизм в учении тантр

 

(А.Т.)

Внешняя доктрина религии предлагает человеку определенный свод правил, заповедей, которому нужно следовать для достижения Бога, духовного освобождения или рая. Таким образом, спасение зависит от соблюдения Закона. Слово «дхарма», которое индуисты используют как синоним «религии», также означает «закон». Этот закон расписанвдхарма-шастрах,самой известной из которых является «Ману-смрити» (иначе - «Законы Ману»), И он вовсе не сводится к десятиямаминиямам йогиПатанджали, а состоит из огромного числа мелочных предписаний, поддерживающих системуварнашрамы(четырех каст и ступеней жизни). Этадхармабольшей частью представляет собой социальный уклад, а не путь к Богу. Это одна из причин, почему все мистические школы если и не критиковали Закон, то, по крайней мере, придавали ему гораздо меньшее значение. Подобные школы были не только в Индии и Тибете, но и в иудео-христиано мусульманском мире. Достаточно упомянуть гетеродоксальную каббалу Натана Леви и движение франкистов в иудаизме; гностиков, катаров и христоверов («хлыстов») - в христианстве, и суфиев (например, ордена Бекташи) - в исламе. И хотя в частностях объяснение антиномианизма в тантризме и других учениях отличается, основа - одна. Вкратце она хорошо сформулирована в хлыстовском выражении: «Мы не по закону, мы по благодати*».

Согласно подобным мистическим системам, в наше время внешний закон «отменен». В «Маханирвана-тантре» говорится, чтодхарма-шастрыбыли актуальны в прошлыеюги,вкали-югуже «нет иного пути достижения освобождения и счастья в этой жизни, помимо пути, указанноготантрой» (МНТ, 2.20). Подобным образом в каббале и христианстве эра Закона завершилась с приходом Мессии, и началась эра Благодати.

Практика осознанного нарушения религиозных запретов давала возможность проявить свою свободу, символически показывала, что в кругу посвященных(каула-чакре,«корабле людей божьих» и т. п.) каждый уже спасен, и мистически приближала всеобщее спасение - то время, когда, по словам МНТ (4.46), «не останется большепашу,и все пойдут путемкаула».Поэтому длявиры,«человека огненной исповеди», по христоверческому выражению, единственный «закон (иияма) -следовать собственному желанию» (Кали-тантра, 8.19, КН, 10.100). Однако это не означает попустительства своим эгоистическим желаниям и мотивациям, поскольку необходимым условием следования путиКулыявляетсябхакти.«Лишьбхактиспасает», - сказано в «Куларнава-тантре». Кстати, этому есть параллель даже в ортодоксальном христианстве - изречение св. Августина: «Люби и делай, что хочешь». В практикетантрыантиномианизм выражен, в первую очередь, всадханетак называемых пятитаттв (макар).Это ритуальное вкушение мяса, рыбы, жареного зерна, питье вина и соитие сшакти (женщиной).

Тантрыпредписывают практику с использованием пятитаттв,причем чаще — в натуральном (пратъякша)виде, но осуждают использованиемакарлишь для чувственного удовольствия.

Хотя ритуалпапъчататтвысвязан с нарушением предписаний традиционного индуизма, его значение гораздо глубже. Недаром в «Куларатна-вали» сказано, что «без йоги с пятьюмакарамиКалика никогда не будет довольна», а в «Камакхья-тантре» - что «Богиня моментально изливает свою благодать благодаря пятимакарам».

Тантра,подобно некоторым другим мистическим учениям, говорит о том, что человек может развиваться теми же средствами, с помощью которых обычно деградирует. «То, что, согласно учениюВед,является источником греха, ведет, согласно нашей доктрине левого, прямо к освобождению» (Тантралока, 37.10-12). Поэтому, в отличие от аскетических школ,тантране отрицает материю, тело и чувства, поскольку именно в них заключена возможность трансформации человека. Но человек спасается не только своими силами, а, в первую очередь, милостью Божества, которая изливается «в ответ» на чистуюбхакти.И эта нисходящая сила(шакти-пипата)преображает все тела и соединяется с ограниченнойшактивмула-чакре.Тогда, по словам «Каулавали-нирнаи» (10.131) и «Куларнава-тантры» (2.24), «наслаждение становится йогой, явный грех обращается в благодеяние,саисарапреображается в свободу чистой любовьюсадхаки».

Путьвамачары (и, в частности,садханаспанъчататтвой)имеет для человека смысл тогда, когда он уже достиг определенного совершенства впашу-бхаве,на «пути правой руки». То естьсадхакане только развил преданность Божеству игуру,но и обрел знание (джняну,вивеку) -внутреннюю честность и приоритет духовного («намерение ради Творца», по выражению каббалы). Как сказано в «Рудра-ямале» (уттара-кханда, 1.134):«Впашу-бхаве - джняна-сиддхи»,и лишь затемшрия-сиддхиввира-бхаве».Таким образом, «противозаконные»садханы (крип)вамачарывозвышают человека тогда, когда в основе практики лежит праведность, но не по форме, а «в Духе и Истине».

«Вамачара»означает не только «путь левого», но и «следование Шакти (Ваме)», как внутренней(свакия, джняна-мудра),так и внешней (паракия,карма-мудра),то есть партнерше всадхане, бхайрави.Это «следование» невозможно без искренней любви к ней, и не просто как к женщине, но как к воплощению Богини. По словам Ибн Аль-Араби, великого суфийского мистика XIIIвека, «наиболее совершенное созерцание Бога - созерцание Его в женщине». Лишь в этом случае сексуальные практики (лата-садхана)будут благодатными и спасительными, ибо хоть и сказано, что «нет освобождения безмайтхуны» (Йони-тантра, 8.2), но также — «только тот человек, чьябхактисильна, обретет совершенство на путивама»(Меру-тантра, 10.67). В учениивайшнавовшколысахаджия (аналогичной тантрическим шактистским) существует понятиеаропана (Агора,«отождествление»), то есть «обожение» отношений мужчины и женщины, при котором их сексуальные игры есть отражение вечных игр(rasakrIDA)Кришны и Радхи.

Во многих текстахТантрговорится о том, что в качествебхайравипредпочтительнее не собственная жена, а чужая или незамужняя женщина. С точки зрения формального индуизма - это грех. Но для этого высказыванияТантресть две причины. Во-первых, это еще одна возможность сакрального переступания закона, а во-вторых, в таких отношениях нет мирских обязательств, они исходят лишь изспонтанной любви (сахаджа-према).

Те люди, которые считают, что тантрическая «практика левой руки» - это свободный секс«скем захотелось», не понимают самого принципавамамарыи, таким образом, являются неподходящими (анадхикари)для тантрическойсадханы,поскольку нарушение закона открывает врата благодати только тогда, когда оно - «ради Творца», а «Бог есть Любовь». (Кстати, еще одна - малоизвестная - параллель христианства и тантризма: в одном тамильском писании сказано, что «люди думают, что любовь и Шива отличаются, и лишь немногие знают, что только любовь и есть Шива»). Так что подлиннаятантране проповедует распущенность, как многие думают. В почитаемом тантрическом трактате, «Пурашчарьярнаве» (9-я гл.), называют необходимые качествасадхаки (адхикара)для «практик левой руки»: «радостный духом, преданный женщине, контролирующий органы чувств - [такой человек] подходит [длявамачары]».

Религиозный закон имеет важность дляпашу,пока он не воспитает в себе различение и понимание; и тем законничество менее значимо, чем более человек чувствует единство бытия (адвайту)на опыте, а не только концептуально. Тогда он становитсявирой,ибо, по словам «Рудра-ямалы»(уттара-кханда, 1.136),«признаквира-бхавы - адвайта».И этот опытадвайтыуглубляется п<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: