Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста
Учебно-методическое пособие для обучающихся по специальности «Дошкольное образование»
Составители:
Барсукова Л. С.,
Хмелинина О.А.
Москва
Содержание
Пояснительная записка. 3
Раздел 1. Нормативная, методическая документация, регламентирующая деятельность воспитателя дошкольного воспитательного учреждения (ДОУ) 4
Раздел 2. Методическая деятельность воспитателя дошкольного образовательного учреждения. 17
Раздел 3. Методический кабинет. Содержание методической работы в дошкольном учреждении. 35
Раздел 4. Теоретические и методические основы планирования воспитательно-образовательной работы в ДОУ.. 52
Раздел 5. Теоретические основы исследовательской деятельности 61
Основные понятия. 108
Список литературы.. 115
Приложение 1. 117
Приложение 2. 121
Приложение 3. 124
Пояснительная записка
Учебное пособие разработано для обучающихся в педагогических колледжах.
В учебном пособии рассматриваются теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста.
Содержание учебного пособия соответствует федеральному государственному стандарту среднего профессионального образования по специальности 050144 Дошкольное образование.
Новизна учебного пособия состоит в том, что оно направлено на формирование у обучающихся знаний, умений, личностных качеств, основ методологической культуры, необходимых современному специалисту в области дошкольного образования.
Учебное пособие может служить руководством к организации самостоятельной работы обучающихся очного, очно-заочного и заочного отделений, так как включает разнообразные задания образовательного и развивающего характера.
Раздел 1. Нормативная, методическая документация, регламентирующая деятельность воспитателя дошкольного воспитательного учреждения (ДОУ)
Типовое Положение о дошкольном образовательном учреждении.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной деятельности ДОУ
В параграфе вы найдете ответы на следующие вопросы:
· какой документ утверждает статус дошкольного образовательного учреждения?
· Типовое положение, какова его структура?
· что представляет собой такой документ как Государственный образовательный стандарт дошкольного образования и зачем он нужен дошкольным образовательным учреждениям?
Дошкольное образовательное учреждение в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.
Одним из основных документов, регламентирующих деятельность ДОУ, является Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. № 666). Типовое Положение — нормативный документ, который регулирует деятельность государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех типов.
Типовое Положение: утверждает статус ДОУ (тип, вид и категорию); определяет основные задачи; раскрывает условия организации ДОУ (учредительство, права на ведение финансово-хозяйственной, образовательной деятельности, платных услуг, медицинское обслуживание); обозначает порядок комплектования ДОУ (в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной, комбинированной направленности и в разновозрастных группах); перечисляет участников образовательного процесса; закрепляет права работников и меры их социальной поддержки.
В Положении выделены разделы, касающиеся управления и закрепления имущества ДОУ. В типовом положении есть пункт, касающийся содержания образовательного процесса в ДОУ, в котором подчеркивается: «Содержание образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении определяется образовательной программой дошкольного образования, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой им самостоятельно в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработки государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, и с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей».
В соответствии со ст. 7 Закона Российской Федерации «Об образовании» в целях регуляции качества дошкольного образования как первой ступени системы непрерывного образования и сохранения единого образовательного пространства на территории РФ перед Управлением дошкольного воспитания Министерства образования и науки РФ была поставлена задача — организовать разработку и экспертизу федеральных компонентов государственных требований (Государственных образовательных стандартов) к дошкольному образованию.
Ноября 2009 года вышел приказ № 655 Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (ФГТ).
Приказ содержит три раздела:
I. Общие положения.