1. Подготовьте сообщения, отражающее развитие практики инклюзии в зарубежных странах.
2. Обобщите опыт внедрения инклюзивного образования: выделите пути развития инклюзии в зарубежных странах, попытайтесь типологизировать варианты развития инклюзивной практики;
3. Проанализируйте «путь» России к практике инклюзии, выделите общие тенденции, типичные для всех стран и особенности развития отечественной модели;
4. Обоснуйте необходимость сохранения вариативности в системе образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальное образование, инклюзивное образование, образовательная интеграция, мейнстриминг);
5. Подготовьтесь к дискуссии «Инклюзивное образование: за и против». Выбрав позицию, сформулируйте основные доводы. Определите риски инклюзивного образования и возможные способы их преодоления.
6..Проанализируйте существующие программы для детей с нарушениями интеллекта;
7. Изучите положение о деятельности ПМПК, определите ее роль в комплектации образовательных учреждений для детей с задержкой психического развития (ЗПР) и нарушениями речи;
8. Составьте схемы для анализа занятия в соответствии с видом ОВЗ
9. Изучите материал по медико-психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса детей с задержкой психического развития (ЗПР) и нарушениями речи, составьте опорный конспект.
10. Дайте оценку особенностям и уровням развития ребенка в зависимости от вида ОВЗ;
11. Определите условия, в том числе средовые, включения конкретного ребенка в среду обычных сверстников.
12. Разработайте структуру оценки диагностических заданий для детей с ограниченными возможностями здоровья:
|
- с задержкой психического развития и нарушениями речи;
- с недостатками слухового и зрительного восприятия;
- с нарушением функций опорно-двигательного аппарата;
- с недостатками эмоционально-личностных отношений и поведения.
Литература:
1. Акименко, В.М. Развивающие технологии в логопедии: пособие [Текст] / В.М.Акименко. – Ростов- на -Дону: Феникс, 2011.-112с.
2. Богданова, Т. Г. Сурдопсихология: учеб. пособие. [Текст] /Т.Г. Богданова.– М.: Академия, 2012. -224с.
3. Воротилкина, И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении: метод. пособие. [Текст] / И.М. Воротилкина - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2014.- 144 с.
4. Гонеев, А.Д Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. [Текст] / А.Д.Гонеев, Н.И.Лифинцева, Н.В.Ялпаева. – М.: «Академия», 2012. – 280с.
5. Ермаков, В.П. Основы тифлопедагогика: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. [Текст] / В.П.Ермаков, Г.А.Якунин. - М.: ВЛАДОС, 2011. - 240 с.
6. Ермолаева, М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками: пособие. [Текст] / М.В. Ермолаева - М.: Воронеж, 2012.-176с.
7. Захаров, А.И. Происхождение и психотерапия детских неврозов: Монография. / А.И. Захаров. - СПб.: КАРО, 2011. – 672 с.
8. Исаев, Д.Н. Психопатология детского возраста: учебник для вузов. [Текст] / Д.Н. Исаев – СПб.: СпецЛит, 2012. – 463 с.
9. Левченко, И.Ю. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. [Текст] / И.Ю. Левченко, О.Г.Приходько.- М.: Академия, 2011.-192с.
10. Михаленкова, И. А. Практикум по психологии детей с нарушением слуха: пособие. [Текст] / И. А. Михаленкова.– Спб: Речь, 2014.- 98 с.
|
11. Назарова, Л. П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха: учеб. Пособие. [Текст] / Л. П. Назарова. – М.: Владос, 2011.- 288 с.
12. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи: метод.пособие. [Текст] / Н.В. Нищева.- СПб.: «Детство-пресс», 2014.-528с.
13. Организация деятельности коррекционных образовательных учреждений: Сборник документов:учеб.пособие. [Текст] / Составит.: Ф.Ф. Водоватова, Л.В. Бумагина – М.:Академия, 2013,-184с.
14. Поваляева, М.А. Коррекционно-педагогическое взаимодействие специалистов: коллективная монография. [Текст] / под общ. ред. М. А. Поваляевой. – Ростов- на –Дону.: «Феникс», 2012. — 352 с.
15. Подколзина, Е.Н. Некоторые особенности коррекционного обучения дошкольников с нарушением зрения. [Текст] / Е.Н. Подколзина// Дефектология. - 2011.- № 2.- С.84-88.
16. Пузанов, Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития:(Олигофренопедагогика): учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений. [Текст] / Б.П. Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б. Горскин.– М.: «Академия», 2013. – 272 с.
17. Рычкова, Н.А. - Дезадаптивное поведение детей - диагностика, коррекция, психопрофилактика: Учебно-практическое пособие. [Текст] / Н.А. Рычкова. - М.: ГНОМ и Д., 2011. – 96 с.
18. Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения: программно-методическое пособие. [Текст] / под ред. Т.Г.Неретиной.-М.: Российская академия образования, 2014.-237с.
|
19. Солнцева, Л.И. Некоторые особенности психического развития детей с нарушениями зрения в современных условиях. [Текст] / Л.И. Солнцева. // Дефектология. - 2013. - № 4. - С.3-8.
20. Тихомирова, Л.Ф. Уроки здоровья для детей 5-8 лет: попул. пособие для родителей и педагогов / Л.Ф. Тихомирова, худож. Е.А. Афоничева. – Ярославль.: Академия развития, 2012.– 144 с.
21. Шевченко, С.Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с ЗПР: пособие для дефектологов и воспит. дошк.учр. [Текст] / С.Г. Шевченко.- М.:Школьная пресса, 2014. -79с
22. Шипицына, Л.М. Детский церебральный паралич: Хрестоматия. [Текст] Составители Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук. - СПб.: Дидактика-Плюс, 2013.-520с.
23. Шипицына, Л.М. Психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: учеб.пособие. [Текст] / Л.М.Шипицына, И.И. Мамайчук. - М.:Владос, 2014.-368с.
Дополнительные источники:
24. Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье: библиотечка для родителей. [Текст] / научный редактор доц. В. А. Феоктистова. – М.: Логос, 2013. – 78 с.
25. Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушениями зрения: Материалы Междун. Научно-пед. Конф. Тифлопедагогов и незрячих учителей, посвященной 200-летию РГПУ им. А.И. Герцена. 28-30 октября 1996 г., С.-Петербург. [Текст] / Ред. Е.М. Папина. – М.: Логос, 2012. – 115 с.
26. Ермаков, В.П. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: пособие. [Текст] / В.П Ермаков, Г.А.Якунин – М.: Просвещение, 2013. – 222 с.
27. Литвак, А.Г. Пути коррекции и интеграции инвалидов по зрению: коррекция или профилактика? [Текст] / А.Г. Литвак // Дефектология. – 2011. - № 6. – С.9-10
28. Особенности познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников: пособие. [Текст] / Под ред. А.И. Зотова, А.Г. Литвака. – Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И. Герцена, 2014. – 210 с.
29. Особенности учебной и трудовой деятельности при глубоких нарушениях зрения:пособие. [Текст] / под ред. А.Г. Литвака. – Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И. Герцена, 2013. – 112 с.
30. Плаксина, Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушениями зрения: пособие. [Текст] / Л.И. Плаксина. – М.: Город, 2011. – 262 с.
31. Сташевский С.В. Использование наглядно-действенной методики для развития зрительного восприятия детей с нарушением зрения / С.В. Сташевский //Дефектология. – 2012. - № 1.- С.16-21.
Интернет-ресурсы:
32. Авторские методики развития [Электронный ресурс] [web-сайт]. <https://www.razumniki.ru/metodiki.html>
33. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. Педагогическая библиотека [Электронный ресурс] [web-сайт].<https://www.pedlib.ru/Books/1/0295/1_0295-4.shtml>
34. Зайцев Д.В. Дошкольная коррекционная педагогика. Педагогическая библиотека [Электронный ресурс] [web-сайт]. <https://www.pedlib.ru/Books/2/0065/2_0065-2.shtml>
35. Методика проведения ритмики и коррекционной гимнастики с детьми дошкольного возраста в школе раннего развития детей [Электронный ресурс] [web-сайт]. <https://festival.1september.ru/articles/550200/ >
36. Развивающиеся игры [Электронный ресурс] [web-сайт]. <https://www.logopedspb.ru/content/view/24/25/>
37. Рау Ф.Ф. О психологических основах развития слухового восприятия. Педагогическая библиотека. [Электронный ресурс] <https://www.pedlib.ru/Books/3/0314/3_0314-11.shtml
38. Российский образовательный портал. Дети с трудностями в обучении. [Электронный ресурс] [web-сайт]. <https://www.school.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=14981>