ЯЗЫК ТЕЛОДВИЖЕНИЙ КОММУНИКАНТОВ




1. Представьте себе одиноко идущую девушку, рассуждающую про себя как героиня стихотворения З. Ященко «Ах, Боже мой…» (обратите внимание на удивительную игру слов!). Ах, боже мой, какая жалость,Вам не к лицу мое лицо.Я поняла и растерялась,Взойдя на ваше на крыльцо.Купите мне с вуалью шляпуЯ научусь ее носить,И буду только в этой шляпеК вам на свидания ходить.Ах, боже мой, какая жалостьВ продаже шляп с вуалью нет.Совсем надежды не осталосьИ ваше «нет» сошло на нет.Купите мне морскую свинку,Я в темноте одна боюсь.И запишите на пластинкуМне голос ваш, мне вашу грусть.Изобразите «говорящий» невербальный комплекс этой молчащей девушки и дайте ему определение. 2. Представьте себе человека, медленно идущего и разговаривающего по мобильному телефону. Изобразите его самого, вообразите его собеседника и восстановите диалог.Зависят ли «неизвестные» слагаемые коммуникации от того, каким вы представили себе невербальный комплекс коммуниканта?

3. Почему люди предпочитают обсуждать серьезные вопросы при личной встрече, а не по телефону?

Какую информацию несут собеседнику такие невербальные знаки, как отведение глаз в сторону; взгляд исподлобья в сочетании с маской неудовольствия (насупленные брови, вертикальные складки на лбу и под.); бегающие глаза; прищуренные глаза?

4. Представьте себе героиню стихотворения З. Ященко «Попрошайка». Составьте ее риторический портрет. По вашему мнению, нравится ли эта девушка прохожим? Почему?Стою попрошайкой и милостыню предвкушаю,Вы так ослепительны, сударь, я Вас обожаю!Мне нравится Ваша карета, и кучер, и лошадь,Подайте же, ради Христа, ну хоть ломаный грошик.Мы очень бедны и живем под разваленной крышей,Я Вашу карету сквозь щели чердачные вижу.Я вижу в цветных экипажах внизу мостовую,И к дамам проезжим, я, сударь, Вас очень ревную.А давеча барышня щедрая в лавке колбаснойСама подарила мне ленты кусочек атласной,Я ленту вплету, да и на мостовую отправлюсь,А вдруг я Вам, сударь, с атласною лентой понравлюсь.Стою попрошайкой и милостыню предвкушаю,Вы так ослепительны, сударь, я Вас обожаю!Мне грошика Вашего, барин, и вовсе не надо,Подайте же, ради Христа, лучик Вашего взгляда.А Вы все воротите нос, будто нет Вам печали,И все притворяетесь, будто меня не узнали.Я брошусь Вам в ноги, я в Вашу жилетку поплачу –Я Ваша ревнивая, нищая, злая удача.Так бросьте лукавить – Вам это не делает чести,Подайте же руку, мы дальше последуем вместе. 5. Как отметил Н. Прохоров в своей работе «Взгляды и жесты», каждый жест человека подобен слову в языке. Читая жесты, мы осуществляем обратную связь, которая играет главную роль в процессе взаимодействия, «Бессловесная» обратная связь может предупредить о том, что вам нужно изменить поведение, сделать что-либо, чтобы достичь нужного вам результата в общении с собеседником. Как можно распространить это справедливое утверждение?

 

6. Представьте, что мы видим коммуникантов, один из которых говорит что-то другому, сложив руки на груди. В другой коммуникативной ситуации говорящий скрестил руки на груди. Одинаково ли прочитываются эти жесты?

Теперь представьте эти же ситуации с той лишь разницей, что эти жесты принадлежат слушателям. Изменилось ли значение жестов?

8. Представьте, что мы видим семью, которая собирается фотографироваться на фоне памятника Минину на площади Минина и Пожарского. Какие эта картинка вызывает у вас ассоциации? Теперь вспомните стихотворение Б. Окуджавы«Приезжая семья фотографируется у памятника Пушкину»:На фоне Пушкина снимается семейство.Фотограф щелкает, и птичка вылетает.Фотограф щелкает, но вот что интересно:на фоне Пушкина! И птичка вылетает.Все счеты кончены, и кончены все споры.Тверская улица течет, куда, не знает.Какие женщины на нас кидают взорыи улыбаются... И птичка вылетает.На фоне Пушкина снимается семейство.Как обаятельны (для тех, кто понимает)все наши глупости и мелкие злодействана фоне Пушкина! И птичка вылетает.Мы будем счастливы (благодаренье снимку!).Пусть жизнь короткая проносится и тает.На веки вечные мы все теперь в обнимкуна фоне Пушкина! И птичка вылетает.

Изменились ли качественно ваши ассоциации? Какие новые мысли родились у вас при виде фотографирующейся семьи?

 

9. Рассмотрите фотографию памятника А.С. Пушкину, установленного на площади Искусств перед Русским музеем в Санкт-Петербурге (скульптор М.К. Аникушин). Охарактеризуйте позу поэта, выразительную роль таких ее компонентов, как прямая спина, слегка откинутая голова, взгляд вперед-вдаль, приподнятые плечи. Оцените, глядя на памятник, меткое выражение С.М. Волконского о плечах как «термометре чувств» (приподнимаются в ответ на эмоциональное возбуждение). Как это подчеркнуто особенностями одежды Пушкина? Что придает фигуре поэта динамизм? Какая деталь позы играет в этом особую роль? Почему правая рука поэта протянута от плеча? С чем можно сравнить данный жест, что он выражает? Свидетельствует ли опущенная левая рука о бездеятельности, покорности (ср. фразеологизм опустить руки)?

 

10. Опишите один из скульптурных памятников. Обратите внимание на положение рук, которое придали скульпторы героям своих произведений (куда обращена ладонь, концы пальцев, на каком уровне поднята рука и т.п.). Охарактеризуйте поворот головы, направление взгляда. Объясните, что этими деталями хотел сказать скульптор.

 

11. У вас есть любимый памятник в Нижнем Новгороде? Кому он поставлен? Где расположен? Кто его автор? Опишите жестово-мимическую нагрузку выбранного вами памятника так, как это сделал бы экскурсовод.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: