Пояснительная записка
Политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования к организации учебно-воспитательного процесса в ОУ. Важная цель дальнейшего развития системы образования ориентирована на воспитание и развитие, здоровой, свободной и жизнелюбивой личности, готовой к созидательной творческой деятельности нравственному поведению. Подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни или сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.
В последнее время отмечено что, молодое поколение обычно стремятся к свободе и независимости от взрослых, с одной стороны, и стремлением к объединению в группы со сверстниками, с другой. Именно группа сверстников становится для подростков местом реализации основных потребностей этого периода: потребности в общении, самореализации и уважении. И часто именно авторитетный член группы становится сознательно или бессознательно кумиром для подражания. Очень важно, чтобы этим кумиром оказался человек, чьи жизненные ценности являются здоровье, милосердие, любовь, самосовершенствование, помощь и поддержка других людей. Таким человеком может стать подросток – волонтёр. Организуя работу с позиции «на равных». Мы понимаем, что невозможно заставить человека жить здоровой и гармоничной жизнью, если он этого не хочет. Но мы можем помочь ему осознать ответственность за свою жизнь и поставить его в ситуацию свободного выбора. Иначе говоря, сформировать его социальную компетенцию.
Таким образом в сложившуюся воспитательную систему лицея необходимо ввести инновационные формы решения обозначенных проблем, позволяющие создать условия для самореализации и стимулы для включения молодых людей в общественные процессы.
Возрождение и развитие молодежного движения в школах района привело к мысли о возможности решения этих проблем через создание волонтерского отряда в лицее. Волонтерское движение – новая форма вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения.
Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием, пропагандой здорового образа жизни. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности.
Первым членам волонтерского отряда, необходимо пропустить идею волонтерства через себя и понять, что эта деятельность не просто развлечение. Главное здесь – активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию, желание изменить этот мир к лучшему.
Работа в волонтерском отряде поможет ребятам поменяться внутренне, и даже внешне. Взгляд из равнодушного превратится в горящий и заинтересованный. Сам подросток обретет самоуважение, станет уверенным и привлекательным для окружающих. В дальнейшей жизни приобретенный ими опыт поможет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, проявлять толерантность и уважение к окружающим.
В процессе деятельности волонтеры будут взаимодействовать с внешним миром, обучаясь и развивая личностные качества (подготовка волонтеров, психологическое сопровождение (тренинговые и профилактические занятия с волонтерами, обучающие и развивающие лагеря, сборы, работа с тематической литературой)). Так же взаимодействуя между собой в процессе деятельности, приобретают умения работать в команде, учатся разрешать конфликты, включаться в проект, несут ответственность (сама волонтерская деятельность (подготовка выступлений, проведение акций, игр, участие в конкурсах, проведение соц.опросов, анкетирования)). Передавая информацию своим сверстникам, по принципу “равный - равному”, проводя Дни профилактики с тематическими информационными выходами в классы, профилактические занятия, занятия с элементами тренинга, профилактические сказки для младших, театрализованные конкурсы, агитационные выступления, интерактивные игры, акции, оформление информационных листовок, тематического уголка, написание статей в газету. Все это будет способствовать формированию социальной компетентности, решению проблем пропаганды ЗОЖ, профилактики вредных привычек.
Следующим шагом стало создание программы развития волонтерского движения «Мы вместе», которая рассчитана на три года 2012-2015.
Заказчик программы
Администрация ОУ
Разработчики программы
Педагог- организатор С.А.Колоскова
Педагог психолог Е.В. Рябухина
4.Цель программы:
Сформировать сплоченную команду волонтеров, имеющих активную жизненную позицию. Создание условий для реализации социальных инициатив.
5. Задачи:
1. Создание условий для пропаганды волонтерского движения.
2.Формирование позитивного влияния на подростков при выборе ими жизненных ценностей, через творческую активность.
3. Формирование навыков и умений противостоять негативным привычкам..Пропагандировать здоровый образ жизни (при помощи акций, тренинговых занятий, тематических выступлений, конкурсов и др.)
4. Обеспечение информационного сопровождения через СМИ волонтерского движения, привлечение в отряд новых волонтеров.
5. Работа с обучающимися «группы риска», привлечение их к деятельности волонтерского движения силами молодежных лидеров;
5.Программа включает в себя IY блока которые несут следующие задачи:
I блок «Милосердие »
1: Возрождение лучших отечественных традиций благотворительности, воспитание доброты, чуткости, сострадания.
II блок «Спорт и здоровый образ жизни »
1.Пропаганда, реклама здорового образа жизни, занятий спортом.
2. Содействовать утверждению в жизни современного общества идей добра и красоты, духовного и физического совершенствования обучающихся.
III блок «Наглядная агитация »
1.Привлечение внимания общественности к проблемам экологии, нравственности, духовности здоровья, взаимопомощи.
IY блок «Творческий блок»
1.Формирование социально – активной позиции обучающихся, развитие творческих способностей.
Основные мероприятия
Направления | Мероприятия |
I блок «Милосердие» | - помощь престарелым и ветеранам труда и ВОВ; - помощь неуспевающим обучающимся; - участие в акциях «Милосердие» - участие во Всесоюзном Дне добра. |
II блок «Спорт и здоровый образ жизни»; | - участие в соревнованиях: классных, общелицейских, районных., областных; - организация спортивных праздников и мероприятий; - организация походов, экскурсий; - вовлечение обучающихся в спортивные секции и кружки; - выпуск стенгазет о здоровье, - беседы с медработниками о здоровом образе жизни; - участие на классных часах, посвященных ЗОЖ |
III блок «Наглядная агитация» | - выпуск стенгазет; - распространение брошюр, агитационных листовок; - сотрудничество с газетой «Знамя»; - проведение анкетирований; - организации конкурсов рисунков, плакатов; - организация творческих работ (сочинений, поделок и т.д.) |
IV блок «Творчество» | - организация и проведение вечеров, праздников; - участие в художественной самодеятельности, агитбригадах; - участие в, акциях, предметных неделях; - проведение традиционных праздников (праздник урожая, День здоровья, Новый год,,и т.д.) |
Общая структура реализации программы. (2012-2013г)
№ | Содержание | Сроки | Ответственный |
Задача 1. Создание условий для пропаганды волонтерского движения. | |||
1. | Создание группы специалистов по работе с волонтерами. | Сентябрь, | Педагог организатор; психолог |
2. | Беседа «Кто такие волонтеры?». «Значение волонтерского движения» | Сентябрь | Библиотекарь |
3. | Ознакомление с Программой | В теч. года | Педагог организатор |
4. | Посещение семинаров, конференций волонтеров | по плану | УМР |
5. | Обучающие занятия с волонтерами: - мини - тренинги; - интерактивные игры; - встречи с волонтерами | ежемесячно | Психолог |
Задача 2. Наглядная агитация | |||
1. | Оформление стенда «Волонтерское движение в лицее» | октябрь | Пресс центр |
2. | Изготовление листовок, буклетов «Кто такие волонтеры?», «Направления работы волонтеров», «Волонтеру новичку» | В теч. года | Руководитель отряда волонтеров, пресс-центр |
3. | Сотрудничество с газетой «Знамя»; | В теч. года | Библиотекарь; пресс-центр |
4. | Анкетирование | октябрь-март | Психолог |
Задача 3: Пропаганда, реклама здорового образа жизни, занятий спортом | |||
1. | День здоровья. Легкоатлетический кросс «Золотая осень» | сентябрь | Спортв. сектор инициатив. гр. волонтеров |
2. | Оформление стенда «Правильное питание залог здоровья» | октябрь | Пресс-сектор |
3. | Создание мультимедиа проекта «Вредным привычкам – нет!» | ноябрь | Пед.информ; кл.рук; соц. пед.; психолог; волонтеры |
4. | Открытие зимнего сезона «Веселые старты» | декабрь | Спортв. сектор инициатив. гр. волонтеров |
5. | Выпуск газеты «Живи ярко» | январь | Пресс-сектор |
6. | Беседа «Тебе нужно об этом знать» | февраль | по плану с ЦРБ врач гинеколог, педиатор |
7. | Беседа «Путеводитель по женским секретам» | март | по плану с ЦРБ врач гинеколог, педиатор |
8. | Акция «Думай До, а не После» | апрель | по плану |
9. | Всемирный день отказа от курения агитбригада «Здоровому образу жизни- да, да, да! | май | педагог-организатор; психолог |
Задача 4.Формирование социально – активной позиции обучающихся, развитие творческих способностей.Возрождение лучших отечественных традиций благотворительности. | |||
1. | Участие в акциях: - «Игрушка» - «Наш уютный двор» - «Забота» - «Ветеран рядом» - «Хорошее настроение» - «Брось курить и выиграй» - «Тропа здоровья» | декабрь май в теч. года в теч. года апрель май ноябрь | Кл. рук.; мастера отрядов волонтеров мед. работник |
2. | День самоуправления | октябрь | |
3. | День толерантности «Все мы разные» | октябрь | |
4. | Работа с обучающимися «группы риска», привлечение их к деятельности волонтерского движения силами молодежных лидеров; | ноябрь | |
5. | Социальное проектирование (развитие и поддержка проектной деятельности, реализация проектов) | в теч. года | |
6. | Создание музея на базе лицея | в теч. года | |
7. | Кл. час «Он тоже служил России» памяти войнам Афганцам | февраль | |
8. | Конкурсная программа для девушек «Новые золушки или путь в принцессы» | март | |
9. | КВН «В команде с Тимуром» | апрель | |
10. | Кл.час «Мы этой памяти верны» | май | |
11. | Подведение итогов деятельности волонтеров | 1 раз в полгода | Зам. по ВР |
5. Ожидаемые результаты
1. Формирование ответственной, здоровой, общественно-активной личности.
2. Создание Модели волонтерского движения.
3. Формирование позитивных установок обучающихся на волонтерскую деятельность.