Виды подготовки бегуна и особенности скоростно-силовой подготовки




Подготовка бегуна - это сложный процесс, включающий в себя физическую подготовку спортсмена на базе теоретической и технической оснащенности, с высокими морально-волевыми качествами.

Физическая подготовка.

Физическая подготовка бывает основной (ОФП) и специальной (СФП). Общая физическая подготовка представляет собой комплекс занятий физическими упражнениями, направленные на физическое развитие качеств человека (сила, выносливость, скорость и т.д.). ОФП не является каким-либо видом спорта, но не один вид спорта без ОФП не возможен.

Целью ОФП является гармоническое развитие всех органов и систем спортсмена, повышение работоспособности организма, воспитание необходимых двигательных умений и навыков. В ОФП применяются самые разнообразные упражнения, направленные на развитие всего мышечного комплекса. ОФП дает возможность спортсмену и тренеру оценить свою физическую подготовку, подтянуть недоработанные элементы и дать основу для специальной физической подготовки в конкретном виде спорта. Ведь в большинстве случаев до 15 - 16 лет, а то и до более позднего возраста невозможно точно определить, в каком виде легкой атлетики будет иметь успех тот или иной начинающий спортсмен.

При специализации атлета в его тренировочный процесс включается специальная физическая подготовка. СФП в отличие от ОФП предполагает более серьезную и интенсивную нагрузку на ту группу мышц, которая активнее задействована в основном двигательном процессе выбранного вида спорта. Для каждого вида легкой атлетики СФП будет различной, но цель упражнений будет одна - добиться максимально высоких спортивных результатов в соревновательной деятельности. Основными средствами специальной физической подготовки являются соревновательные упражнения, которые по своей структуре и характеру близки к своему виду спорта. СФП по своей направленности можно разделить на две основные группы: спортивная подготовка и профессионально-прикладная спортивная подготовка. Спортивная подготовка или тренировка – это направленное воздействие на развитие спортсмена, основываясь на теоретические знания, методы и опыт работы тренера. Решение вопроса о соотношении упражнений, направленных на ОФП и СФП, и распределение их во времени зависят от степени подготовленности занимающихся, индивидуальных особенностей спортсмена и от поставленной на данный период задачи. Зачастую тренировочный день спортсмена строится из ОФП и СФП. Начинающим юным спортсменам основное внимание необходимо уделить ОФП и лишь по мере их спортивного роста постепенно повышать удельный вес СФП. Тренировка спортсмена формирует прежде всего адаптацию организма к выполнению интенсивных физических нагрузок.

Развитие быстроты движения является неотъемлемой частью в подготовке спортсмена высокого уровня. Важно учитывать тот фактор, что уровень быстроты связан с подвижностью нервных процессов, а это качество в значительной степени врожденное. Лишь прибегая к постоянным тренировкам можно добиться неплохого успеха в развитие данного качества. При выполнении упражнений с большой частотой движений можно добиться позитивных результатов. Для преодоления скоростного барьера, спортсменам необходимо вновь и вновь возвращаться к стандартным ОФП, но проводя упражнения с большей интенсивностью и в облегченных условиях. Это дает легкоатлету улучшенную базу к специальной подготовке, что в конечном счете приведет к росту результата. Выносливость - это способность совершать работу заданного характера в течение длительного времени, преодолевая усталость.

Выносливость – это способность спортсмена преодолевать трудности в соревновательном и тренировочном процессе. Выносливость проявляется в способности поддерживать высокую работоспособность организма, в борьбе с неблагоприятными факторами внешней среды, в возможности бороться с утомлением. Выносливость представляет собой целый комплекс факторов: производительность систем энергообеспечения, способность к восстановлению потраченных сил, устойчивость организма к изменяющимся внешним факторам и пр. Различают общую и специальную выносливость. Общая выносливость представляет собой сочетание функциональных свойств организма, которые составляют неспецифическую основу проявления выносливости в различных видах деятельности. Общая выносливость необходима спортсмену для аэробного энергообеспечения мышц для достижения высокой работоспособности. Специальная выносливость - это способность выполнять специфическую работу в условиях соревновательной деятельности без снижения ее эффективности в заданное время.

Развитие выносливости необходимо спортсмену для борьбы с усталостью, утомлением, которые могут быть результатом не только физической перенапряженности, но и психо-неврологического напряжения.

Эффективными упражнениями для развития общей выносливости являются бег и ходьба на длинные дистанции, при этом скорость должна быть немного ниже, чем при стандартной тренировки.

Для развития специальной выносливости необходимо выполнять упражнения близкие к основному виду бега. Но здесь стоит прибегать у отягощению или бегу по нестандартной поверхности, отличной от соревновательной.

Спортивная техника - это способ решения двигательных задач спортивного соревнования. Спортивная техника является образцом движения, при повышении которого спортсмен может достичь мастерства в своем виде спорта. При достижение определенного уровня в мастерстве, для дальнейшего развития стоит изменять стандартные условия проведения упражнений. Усложненные условия способствуют повышению уровня физ. подготовки спортсмена.

Для достижения спортивного мастерства атлету необходимо всецело овладеть спортивной техникой и довести ее до автоматизма. В этом ему могут помочь ряд методических приемов. Необходимо расширять диапазон двигательных умений и навыков, овладеть техникой упражнений, применяемых в качестве средств ОФП. При СФП необходимо знать технику упражнений, разработать индивидуальные упражнения, наиболее соответствующие возможностям спортсмена, а также сформировать умения и навыки, необходимые для успешного участия в соревнованиях.

Тактика бега - это способ ведения спортивной борьбы, которые проявляет атлет на соревнованиях. Тактика бега определяется спортсменом вместе с тренером, основная задача выстроить последовательность действий, которые приведут атлета к поставленной цели. Ряд факторов обуславливает выбор тактики. К ним относятся уровень физической подготовки атлета, состав участников, погодные условия, место проведения соревнований и пр.

Тактика бега зависит от преодолеваемой дистанции. В беге на дистанциях до 100 м, необходимо совершать молниеносный старт, максимально быстро преодолевать дистанцию и совершать стремительный финиш. При дистанции на 400 м необходимо дистанцию преодолевать в более равномерном темпе. Нужно помнить, чем длиннее дистанция, тем короче шаг.

Для юных атлетов хорошим уроком по развитию тактики бега становится лишь соревновательный опыт. Поэтому совместно с тренером он должен тщательно изучать и анализировать тактику после любого соревнования. Подводя итоги необходимо определять, какие факторы способствуют успеху, какие приводят к неудаче. Анализ действий соперника также может способствовать развитию собственной тактики.

С первых же дней обучения и тренировки начинается процесс воспитания спортсменов. Задача тренера - создать из группы занимающихся единый коллектив, воспитать физические и нравственные качества у подрастающего поколения. Руководителю важно изучать опыт выдающихся коллективов, знакомить учащихся с основными этапами развития спорта, с биографиями выдающихся спортсменов.

Помимо практических занятий, стоит уделять внимание теоретической подготовке юных атлетов. Новые знания будут побуждать у спортсмена интерес к занятиям. Источниками знаний может послужить личный опыт тренера, опыт выдающихся спортсменов, научно-методическая литература. В теоретическую подготовку необходимо включать изучение таких дисциплин как исторические, гуманитарные, медико-биологические дисциплины.

Сейчас усилия ученых направлены на то, чтобы обеспечить рост спортивного мастерства не за счет количественных показателей тренировки, а главным образом за счет качества применяемых упражнений, за счет оптимального их воздействия на организм спортсмена.

Таким образом, изучив особенности бега на короткие дистанции, характеристику бега, можно сделать следующий вывод. Спринтерский бег - это одна из самых зрелищных спортивных дисциплин, где исход решается на последних метрах. Благодаря физической, психологической подготовке могут быть достигнуты высокие результаты.

По мнению многих специалистов именно в раннем и юном возрасте необходимо начать развитие скоростно-силовых качеств атлетов. Данное качество позволяет легкоатлетам развивать свою максимальную скорость за короткий промежуток времени. Особый интерес исследователей вызывает соотношение быстроты и силы мышц, которые влияют на развитие скорости у легкоатлетов.

Выявление закономерностей развития скоростно-силовых качеств в возрастном аспекте имеет особо важное значение, так как уже в детском и юношеском возрасте формируется двигательный анализатор, закладывается фундамент будущих спортивных достижений. Многие исследования подтверждают взаимосвязь между возрастом и достигнутыми успехами легкоатлетов.

Со второй половины прошлого века специалисты стали проводить эмпирические измерения зависимости возраста и скоростно-силовых показателей у спортсменов. Были определены наиболее благоприятные возрастные группы для успешного развития данного качества, так же были выявлены упражнения оказывающие более значительное влияние на становление скоростно-силовых качеств у спортсменов. В настоящее время данный вопрос, а именно методика развития, набирает все больший интерес у исследователей.

По мере роста подготовленности занимающихся возрастает значение рационального подбора упражнений и их оптимального сочетания в тренировке. Сравнивая уровень спортивных результатов подтверждается взаимосвязь функций между собой.

Зная процесс влияния упражнений на развитие той или иной группы мышц, можно сделать вывод, что механизм взаимосвязи развития быстроты и силы должен изменяться в соответствии с ростом атлетов. Стоит уделять внимание вопросу развития скоростно-силовых качеств для эффективного осуществления физического воспитания у занимающихся на различных этапах их подготовки. Некоторые исследователи утверждают, что за развитие быстроты отвечают анаэробные возможности организма, однако, без развития выносливости увеличить данный показатель невозможно. Упражнения, направленные на развитие быстроты, требуют высокой выносливости для того, чтобы увеличить продолжительность и объем тренировочного процесса.

Очевидным является фактор зависимости скоростно-силовых способностей спортсмена от его возраста. По решению проблемы взаимосвязи в развитии физических качеств и формировании основного двигательного навыка были предприняты и проведены ряд исследований еще во второй половине двадцатого века.

Основным выводом исследователи подтвердили взаимосвязь между скоростно-силовыми качествами и возрастом. Эмпирически доказана взаимосвязь между показателями, относящимися к уровню развития скоростно-силовых качеств и динамических, пространственных характеристик двигательного навыков.

Учет особенностей развития скоростно-силовых качеств дает возможность более эффективно управлять этими сторонами двигательной деятельности, достигать оптимального их соотношения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: