Целью темы является изучение порядка и этапов построения статистической группировки (выбор группировочного признака, установление числа групп и образование интервалов, определение системы показателей для характеристики отдельных групп и т.д.),
Группировочным признаком называется признак, по которому проводится разбивка единиц совокупности на отдельные группы. Его часто называют основанием группировки. От правильного выбора группировочного признака зависят выводы, которые получают в результате статистического исследования. В качестве основания группировки следует использовать только существенные признаки. В каждом конкретном исследовании включение в состав группировки должно быть теоретически обосновано. В основание группировки могут быть положены как количественные, так и качественные признаки.
От группировок следует отличать классификацию, которая является систематизированным распределением явлений и объектов на определенные группы, классы, разряды на основании их сходства и различия. Отличительной чертой классификации является: то, что в основу кладется качественный признак; классификации стандартны (устойчивы), т.е остаются неизменными в течении длительного времени.
Используем следующие условные данные для иллюстрации построения статистической группировки, характеризующие некоторые показатели банковской деятельности:
Таблица 1
Технико-экономические показатели заводов сахарной промышленности:
N завода | Кредитный портфель (млн.руб.) | Капитал (млн.руб.) | Вложения в ценные бумаги (тыс. руб.) | Кредиты физическим лицам. (тыс. руб.) |
3.4 | 6.5 | |||
7.9 | 9.0 | |||
5.2 | 11.3 | |||
2.5 | 5.3 | |||
2.9 | 4.5 | |||
2.2 | 5.8 | |||
4.5 | 8.7 | |||
2.0 | 6.8 | |||
2.9 | 8.6 | |||
2.8 | 4.2 | |||
5.3 | 8.6 | |||
2.4 | 3.7 | |||
2.6 | 6.9 | |||
4.3 | 6.7 | |||
2.9 | 7.4 | |||
3.3 | 6.6 | |||
4.8 | 7.1 | |||
4.5 | 6.3 | |||
4.9 | 9.3 | |||
5.6 | 11.1 | |||
2.8 | 6.1 | |||
6.2 | 8.6 | |||
5.6 | 11.2 | |||
8.0 | 13.9 | |||
4.4 | 9.5 | |||
5.9 | 6.7 | |||
3.6 | 7.4 | |||
3.9 | 7.8 | |||
7.9 | 8.3 | |||
5.3 | 8.5 |
В качестве признака, по которому будет производиться группировка, выберем неприрывный признак - «Вложения в ценные бумаги». Выделим по этому признаку пять с равными интервалами
|
. Величину интервала можно определить так:
где и - максимальное и минимальное значения признака;
к - число групп. Для нашего примера:
чел.
Обозначим границы групп: 1 группа - (330-370); 2 группа - (370-410); 3 группа - (410-450); 4 группа - (450-490); 5 группа - (490-530).
После того, как выбран группировочный признак, намечено тело групп и образованы (обозначены) сами группы, необходимо отобрать показатели, которыми они будут характеризоваться. Для определения величины этих показателей разносим все предприятия по группам, в которые они попадают, и подсчитываем групповые итоги. Если эта операция производится вручную, то целесообразно проделать это следующим образом. Нужно составить вспомогательную таблицу, обозначить ее так как обозначена группа, дать графу "Номера по порядку", графу "Наименование объекта" (в нашем примере номер завода), затем графы с наименованием отобранных для характеристики групп показателей, а строки отвести для записи объектов и их данных.
|
После того, как статистические данные разнесены по группам, подсчитываются групповые итоги и записываются в заранее составленную (в данном случае групповую) таблицу, а затем подсчитываются в ней общие итоги. Групповая таблица должна одержать общий заголовок, обозначение (наименование) групп и показателей, которыми они характеризуются (таблица 1)
Результаты статистической сводки и группировки всегда располагаются в виде статистической таблицы. Необходимо выработать ясное представление о видах статистических таблиц правилах их построения чтения и анализа.
Таблица 2
Разработочная вспомогательная таблица
Группы банков по вложениям в ценные бумаги | N банка | Кредитный портфель (млн.руб.) | Капитал (млн.руб.) | Вложения в ценные бумаги (тыс. руб.) | Кредиты физическим лицам. (тыс. руб.) | |
330-370 | 3,4 | 6,5 | ||||
2,5 | 5,3 | |||||
2,9 | 4,5 | |||||
2,4 | 3,7 | |||||
2,6 | 3,9 | |||||
4,3 | 6,7 | |||||
Итого | 18,1 | 30,6 | ||||
371-410 | 2,2 | 5,8 | ||||
6,8 | ||||||
3,3 | 6,6 | |||||
4,5 | 6,3 | |||||
2,8 | 6,1 | |||||
6,2 | 8,6 | |||||
Итого | 40,2 | |||||
411-450 | 4,5 | 8,7 | ||||
2,9 | 8,6 | |||||
4,8 | 7,1 | |||||
4,9 | 9,3 | |||||
5,6 | 11,2 | |||||
4,4 | 9,5 | |||||
Итого | 27,1 | 54,4 | ||||
451-490 | 2,8 | 4,2 | ||||
5,3 | 8,6 | |||||
2,9 | 7,4 | |||||
5,6 | 11,1 | |||||
13,9 | ||||||
5,9 | 6,7 | |||||
3,6 | 7,4 | |||||
Итого | 34,1 | 59,3 | ||||
491-530 | 7,9 | |||||
5,2 | 11,3 | |||||
3,9 | 7,8 | |||||
7,9 | 8,3 | |||||
5,3 | 8,5 | |||||
Итого | 30,2 | 44,9 | 2 594 | 11 686 | ||
Всего | 130,5 | 229,4 |
Таблица 3
|
Группировка банков РФ по вложениям в ценные бумаги
№ групп | Группы банков по вложениям в ценные бумаги | Число банков | Кредитный портфель (млн.руб.) | Капитал (млн.руб.) | Вложения в ценные бумаги (тыс. руб.) | Кредиты физическим лицам. (тыс. руб.) | |||
единиц | В % к итогу | ||||||||
млн. руб. | в%к итогу | ||||||||
330-370 | б | 20.0 | 18.1 | 30,6 | 13,3 | ||||
371-410 | 20,0 | 21,0 | 40,2 | 17,5 | |||||
411-450 | 20.0 | 27.1 | 54,4 | 23,7 | |||||
451-490 | 23,3 | 34,1 | 59,3 | 25,9 | |||||
491-530 | 16.7 | 30,2 | 44.9 | 19,6 | |||||
Всего | 130.5 | 229,4 |
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ТЕМА 2
На сайте https://www.banki.ru отобрать 30 банков и 5 показателей из группы в разделе финансовые показатели
Основные показатели