Тема: Классификация основных форм трудовой деятельности человека. Методы оценки тяжести и напряженности трудового процесса.




В зависимости от наличия или отсутствия вредных факторов условия труда делятся на 4 класса: 1класс - комфортные (оптимальные) условия труда, когда полностью отсутствуют негативные факторы, освещение и микроклимат оптимальны, тяжесть и напряженность труда невысокие); 2 класс – допустимые условия труда, когда вреда здоровью человека не наносится, уровни и концентрации вредных факторов не превышают ПДУ и ПДК,утомление и снижение работоспособности происходит, но за время перерывов происходит полное восстановление работоспособности.

3 класс 3-х степеней (3.1; 3.2; 3.3) - вредные условия труда, когда уровни и концентрации негативных факторов превышают ПДУ и ПДК, тяжесть и напряженность велики, микроклимат не соответствует допустимым для данных работ нормам, повышается риск приобретения профессиональных заболеваний.

4 класс- экстремальные условия труда, когда создается угроза не только здоровью, но и жизни работающего.

Условно труд принято делить на умственный и физический.

 

Интеллектуальный (умственный) труд связан с приемом и переработкой информации, требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления, вызывает повышенные эмоциональные нагрузки.

Умственный труд характеризуется напряженностью труда- интеллектуальной, эмоциональной нагрузкой,нагрузкой на анализаторы. Всего 18 показателей

Физический характеризуется тяжестью труда, т.е. нагрузкой на мышцы, опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы. При правильной организации он стимулирует обменные процессы, развивает мышечную и дыхательную системы, при неправильной – может приводить к тяжелым заболеваниям, нарушению опорно-двигательного аппарата.

По тяжести труд делится на 3 класса:

1класс- легкий труд, оптимальные условия труда;

2 класс- труд средней тяжести (допустимые условия труда);

3 класс трех степеней (3.1;3.2;3.3)-тяжелый труд (вредные условия труда).

Современная классификация выделяет следующие формы физического труда:

- ручной, требующий значительной мышечной активности;

- механизированный (меньше мышечная нагрузка и энергозатраты, но больше скорость и монотонность движений);

-труд на конвейере- характеризуется еще большей монотонностью и скоростью движений, вызывает быстрое нервное истощение и усталость;

-труд на полуавтоматах и автоматах- трудозатраты минимальны.

Интеллектуальный (умственный) труд связан с приемом и переработкой информации, требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления, вызывает повышенные эмоциональные нагрузки. Он делится на:

-управленческий;

-операторский;

-творческий- наиболее сложная форма умственной деятельности (научные работники, конструкторы, художники, писатели и др.);

- труд преподавателей, врачей, учащихся.

Умственный труд характеризуется напряженностью труда- интеллектуальной, эмоциональной нагрузкой,нагрузкой на анализаторы.

(Интеллектуальные нагрузки: Содержание работы. Восприятие информации и ее оценка.Степень сложности задания.Характер выполняемой работы.

Сенсорные нагрузки: Длительность сосредоточенного наблюдения. Плотность сигналов (звуковых, световых и пр.).Число объектов одновременного наблюдения

Размер объекта различения.Работа с оптическими приборами.Наблюдение за экранами видеотерминалов.Нагрузка на слуховой анализатор.

Эмоциональные нагрузки: Степень ответственности, значимость ошибки

Степень для собственной жизни. Степень риска за безопасность других лиц

Монотонность нагрузок:Число элементов в многократно повторяющихся операций

Продолжительность (в сек.) операции

Режим работы: Продолжительность рабочего дня.Сменность

По степени напряженности труд делится на 3 класса:

1класс- малонапряженный труд (оптимальные условия труда);

2 класс- умеренно напряженный труд (допустимые условия труда);

3класс трех степеней (3.1; 3.2; 3.3)- напряженный труд (вредные условия труда).

Методика оценки тяжести труда.

Определяется класс тяжести данной профессии по каждому из 7 критериев

(физическая динамическая нагрузка, масса поднимаемого груза, количество стереотипных движений, статическая нагрузка, перемещение в пространстве, рабочая поза). Общий класс тяжести соответствует самому высокому из них. При этом если самыми высокими оказались 3 и более показателя класса2- итоговый класс- 3.1.Если 2 и более показателя кл.3.1.- устанавливается класс 3.2, аналогично- если 2 и более класса3.2- общий класс тяжести -3.3.

Методика оценки напряженности труда.

Труд оценивается по всем 18 показателям напряженности (интеллектуальные, эмоциональные, нагрузки на анализаторы и т.д.).Подсчитывается количество показателей каждого класса. Окончательная оценка напряженности производится по таблице. При этом, если 1 класса оказалось больше 12- устанавливается 1 класс; если 1 кл. меньше 12, а 2- больше 6- устанавливается 2 класс; если 1 и 2кл. меньше 12, 3.1 и 3.2 вместе не более 6- класс 3.1. Если 3.2.- 6 показателей- класс 3.2; если оказалось 7 и более показателей класса 3.2- устанавливается общий класс 3.3.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: