В зависимости от наличия или отсутствия вредных факторов условия труда делятся на 4 класса: 1класс - комфортные (оптимальные) условия труда, когда полностью отсутствуют негативные факторы, освещение и микроклимат оптимальны, тяжесть и напряженность труда невысокие); 2 класс – допустимые условия труда, когда вреда здоровью человека не наносится, уровни и концентрации вредных факторов не превышают ПДУ и ПДК,утомление и снижение работоспособности происходит, но за время перерывов происходит полное восстановление работоспособности.
3 класс 3-х степеней (3.1; 3.2; 3.3) - вредные условия труда, когда уровни и концентрации негативных факторов превышают ПДУ и ПДК, тяжесть и напряженность велики, микроклимат не соответствует допустимым для данных работ нормам, повышается риск приобретения профессиональных заболеваний.
4 класс- экстремальные условия труда, когда создается угроза не только здоровью, но и жизни работающего.
Условно труд принято делить на умственный и физический.
Интеллектуальный (умственный) труд связан с приемом и переработкой информации, требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления, вызывает повышенные эмоциональные нагрузки.
Умственный труд характеризуется напряженностью труда- интеллектуальной, эмоциональной нагрузкой,нагрузкой на анализаторы. Всего 18 показателей
Физический характеризуется тяжестью труда, т.е. нагрузкой на мышцы, опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы. При правильной организации он стимулирует обменные процессы, развивает мышечную и дыхательную системы, при неправильной – может приводить к тяжелым заболеваниям, нарушению опорно-двигательного аппарата.
По тяжести труд делится на 3 класса:
1класс- легкий труд, оптимальные условия труда;
2 класс- труд средней тяжести (допустимые условия труда);
3 класс трех степеней (3.1;3.2;3.3)-тяжелый труд (вредные условия труда).
Современная классификация выделяет следующие формы физического труда:
- ручной, требующий значительной мышечной активности;
- механизированный (меньше мышечная нагрузка и энергозатраты, но больше скорость и монотонность движений);
-труд на конвейере- характеризуется еще большей монотонностью и скоростью движений, вызывает быстрое нервное истощение и усталость;
-труд на полуавтоматах и автоматах- трудозатраты минимальны.
Интеллектуальный (умственный) труд связан с приемом и переработкой информации, требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления, вызывает повышенные эмоциональные нагрузки. Он делится на:
-управленческий;
-операторский;
-творческий- наиболее сложная форма умственной деятельности (научные работники, конструкторы, художники, писатели и др.);
- труд преподавателей, врачей, учащихся.
Умственный труд характеризуется напряженностью труда- интеллектуальной, эмоциональной нагрузкой,нагрузкой на анализаторы.
(Интеллектуальные нагрузки: Содержание работы. Восприятие информации и ее оценка.Степень сложности задания.Характер выполняемой работы.
Сенсорные нагрузки: Длительность сосредоточенного наблюдения. Плотность сигналов (звуковых, световых и пр.).Число объектов одновременного наблюдения
Размер объекта различения.Работа с оптическими приборами.Наблюдение за экранами видеотерминалов.Нагрузка на слуховой анализатор.
Эмоциональные нагрузки: Степень ответственности, значимость ошибки
Степень для собственной жизни. Степень риска за безопасность других лиц
Монотонность нагрузок:Число элементов в многократно повторяющихся операций
Продолжительность (в сек.) операции
Режим работы: Продолжительность рабочего дня.Сменность
По степени напряженности труд делится на 3 класса:
1класс- малонапряженный труд (оптимальные условия труда);
2 класс- умеренно напряженный труд (допустимые условия труда);
3класс трех степеней (3.1; 3.2; 3.3)- напряженный труд (вредные условия труда).
Методика оценки тяжести труда.
Определяется класс тяжести данной профессии по каждому из 7 критериев
(физическая динамическая нагрузка, масса поднимаемого груза, количество стереотипных движений, статическая нагрузка, перемещение в пространстве, рабочая поза). Общий класс тяжести соответствует самому высокому из них. При этом если самыми высокими оказались 3 и более показателя класса2- итоговый класс- 3.1.Если 2 и более показателя кл.3.1.- устанавливается класс 3.2, аналогично- если 2 и более класса3.2- общий класс тяжести -3.3.
Методика оценки напряженности труда.
Труд оценивается по всем 18 показателям напряженности (интеллектуальные, эмоциональные, нагрузки на анализаторы и т.д.).Подсчитывается количество показателей каждого класса. Окончательная оценка напряженности производится по таблице. При этом, если 1 класса оказалось больше 12- устанавливается 1 класс; если 1 кл. меньше 12, а 2- больше 6- устанавливается 2 класс; если 1 и 2кл. меньше 12, 3.1 и 3.2 вместе не более 6- класс 3.1. Если 3.2.- 6 показателей- класс 3.2; если оказалось 7 и более показателей класса 3.2- устанавливается общий класс 3.3.